МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология потребления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Замятина О.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология потребления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками потребления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
ОПК-2.1 Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико методологическом уровне
ОПК-2.2 Описывает социальные явления и процессы на основе комплексной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретикометодологическом уровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию потребления
1.1. Основные подходы к изучению потребления Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные подходы к изучению потребления Сам. работа 3 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Модели и теоретические концепции потребления Сам. работа 3 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.4. Потребление в культурологическом и этическом контексте Сам. работа 3 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.5. Человек и вещи. Потребление знаков Сам. работа 3 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.6. Современные формы потребления Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.7. Современные формы потребления Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.8. Современные формы потребления Сам. работа 3 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.9. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.10. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Сам. работа 3 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.11. Зачет 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Социальный процесс – это:
a) последовательная смена явлений, состояний, изменений в обществе;
b) естественный постепенный объективный процесс изменения системы, преобразующий ее элементы;
c) комплекс спланированных мероприятий, направленных на частичное усовершенствование, преобразование какой - либо сферы общества.
Ответ: а)
2. Социальное явление по П. Сорокину – это:
a) взаимодействие двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому;
b) взаимодействие с окружающей средой, которое конкретизируется как в субъект - субъектных, так и в субъект-объектных отношениях;
c) система взаимосвязанных актов и поступков, ориентированных на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей и воздействующих на них.
Ответ: а)
3. Основоположником концепции демонстративного потребления является:
a) М. Вебер;
b) Т. Веблен;
c) Г. Зиммель.
Ответ: b)
4. Изучением концепции стиля потребления, факторов его формирования и передачи занимался:
a) Дж. Кейнс;
b) А. Маршалл;
c) П. Бурдье;
Ответ: c)
5. Высшей потребностью в пирамиде А. Маслоу считается потребность в:
a) безопасности;
b) принадлежности к группе;
c) самореализации.
Ответ: c)
6. Кто из перечисленных социологов рассматривал теорию туристического созерцания:
a) Д. Урри;
b) МакКаннелл;
c) Т. Кук.
Ответ: а)

7. Кто разработал закон убывающей полезности:
a) Г. Госсен;
b) Г. Саймон;
c) К. Ланкастер.
Ответ: а)
8. Представителем кардиналистского (количественного) подхода теории потребительского поведения является:
a) Г. Зиммель;
b) Л. Вальрас;
c) Э. Дюркгейм.
Ответ: b)
9. Изучением модели с неопределенностью качества товара занимался:
a) Дж. Акерлоф;
b) Дж. Кейнс;
c) А. Маршалл.
Ответ: а)
10. Интерпретация эмпирических данных – это:
a) процедура соотнесения результатов одного исследования с результатами других исследований
b) процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением;
c) интегральная характеристика, содержащая качество цели, средств, процесса и результата исследования и зависящая от каждого из этапов исследования.
Ответ: b)
11. Социологическое исследование – это:
a) сбор первичной социологической информации;
b) описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе;
c) система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Ответ: c)
12. Парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в рамках науки:
a) закон;
b) методология;
c) метод.
Ответ: b)
13. Каким социологам принадлежит классификация социальных процессов:
a) Р. Парку и Э. Берджесу;
b) М. Вебер и О. Конт;
c) Г. Зиммель и Э. Дюркгейм.
Ответ: а)
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые вопросы
1. Процесс определения правдивости, достоверности или вероятности представленной информации___________(критический анализ)
2. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма________взаимодействия (социального)
3. Общество потребления – это________________(совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа потребления)
4. Классификация социальных процессов может быть по __________(направленности)
5. Тип социального процесса, характеризующий борьбу между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами называется ________(конкуренция)
6. Тип социального процесса, в основе которого особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвует в одном и том же или в различных, но связанных между собой процессах труда - это____________(кооперация)
7. Тип социального процесса, характеризующий принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения – это _________(приспособление)
8. Тип социального процесса, в основе которого процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре – это_________(ассимиляция)
9. Тип социального процесса, в основе которого биологическое смешивание двух и более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом – это ________(амальгамизация)
10. Тип социального процесса, при котором происходит несовпадение целей и интересов людей или соответствующих социальных групп – это ________(социальный конфликт)
11. Конечный результат, которого социолог хочет достичь в социологическом исследовании – это __________(цель исследования)
12. Конкретный фрагмент социальной реальности, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию – это ___________(объект исследования)
13. Совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых явлений и процессов характеризует _________социальную информацию (эмпирическую)
14. Существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования – это ________(предмет исследования)
15. Априорные предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть – это____________(гипотезы исследования)
16. Социальные процессы, при которых происходит периодическое повторение определенных фаз развития – это __________процессы (циклические)
17. Социальные процессы, при которых происходят изменения, которые проделав цикл, возвращают систему в исходное состояние, но уже на качественно ином уровне – это ________процессы (спиралевидные)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин В. И. СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукичева Т.А. - Отв. ред., Молчанов Н.Н. - Отв. ред. МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.