МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Редактирование служебных документов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2022_9кл
Часов по учебному плану 86
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 28 26 28 26
Итого 86 84 86 84

Программу составил(и):
преподаватель, Ширшев Николай Андреевич

Рецензент(ы):
Кандидат культурологии, заведующая кафедрой музеологии и документоведения АГИК, Шорина Дарина Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Редактирование служебных документов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о литературном языке и функциональных стилях.
Выявить и показать специфику официально-делового стиля.
Выработать практические навыки составления и редактирования текстов с соблюдением норм официально-делового стиля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 2.1 Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами.
ПК 2.2 Вести работу в системах электронного документооборота.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Понятийный аппарат дисциплины, основные направления ее развития, а также основные проблемы редактирования текстов, нормативно-методическое регулирование работы документами и их текстами, основные направления редактирования служебных документов, сновные разделы теории редактирования; особенности основных разделов науки о языке; основные положения орфографии и морфологии с элементами практической стилистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать нормативно-методическую базу в области редактирования и оформления документов
Редактировать служебные документы
Использовать справочные издания по русскому языку и практической стилистике
осуществлять редактирование служебных материалов, документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основы подготовки и редактирования служебных документов Лекции 4 2 ПК 2.1, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Устный опрос № 1 по теме "Нормативно-правовые основы редактирования служебных документов." Практические 4 2 ПК 2.1, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Конспект № 1 по теме «Обязанности редактора, границы его компетенции». Сам. работа 4 4 ПК 2.1, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Составление текстов служебных документов Лекции 4 4 ПК 2.1, ОК 5, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Устный опрос № 2 по теме «Составление текстов служебных документов». Практические 4 2 ПК 2.1, ОК 5, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Творческое задание № 1. Работа со СМИ: подбор примеров по изученной теме. Сам. работа 4 4 ПК 2.1, ОК 5, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Лексические, морфологические и синтаксические особенности служебных документов Лекции 4 2 ПК 2.1, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Практическая работа № 1-2. Обсуждение теоретических вопросов и выполнение практических заданий раздаточного материала по теме «Лексические, морфологические и синтаксические особенности служебных документов». Практические 4 6 ПК 2.1, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Эссе № 1. Употребление специальной лексики, устаревших слов и неологизмов, заимствованных слов в официально деловом стиле. Сам. работа 4 4 ПК 2.1, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Функциональные основы официально-делового стиля. Разнообразие жанров документов Лекции 4 2 ПК 2.1, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Практическая работа № 3. Обсуждение теоретических вопросов и выполнение практических заданий раздаточного материала по теме «Функциональные основы официально-делового стиля. Разнообразие жанров документов». Практические 4 4 ПК 2.1, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Творческое задание № 2. Анализ характерных черт научного стиля. Анализ особенностей официально-делового стиля. Сам. работа 4 4 ПК 2.1, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Унификация и стандартизация служебных документов Лекции 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 5, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Устный опрос № 3 по теме «Унификация и стандар-тизация служебных документов». Практические 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 5, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Творческое задание № 3. Современное нормативно-методическое регулирование в области унификации и стандартизации документов. Сам. работа 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 5, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.16. Логические основы редактирования Лекции 4 2 ПК 2.1, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.17. Практическая работа № 4. Обсуждение теоретических вопросов и выполнение практических заданий раздаточного материала по теме «Логические основы редактирования». Практические 4 4 ПК 2.1, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.18. Виды и техника правки текстов Лекции 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.19. Практическая работа № 5. Обсуждение теорети-ческих вопросов и выполнение практических заданий раздаточного материала по теме «Виды и техника правки текстов». Практические 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.20. Анализ фактического материала Лекции 4 1 ПК 2.1, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.21. Практическая работа № 6. Обсуждение теоретических вопросов и выполнение практических заданий раздаточного материала по теме «Анализ фактического материала». Практические 4 2 ПК 2.1, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.22. Редактирование документов Лекции 4 1 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.23. Практическая работа № 7. Обсуждение теоретичес-ких вопросов и выполнение практических заданий раздаточного материала по теме «Общие принципы редактирования служебных документов». Практические 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.24. Практическая работа № 8. Обсуждение теоретичес-ких вопросов и выполнение практических заданий раздаточного материала по теме «Ошибки в документных текстах. Методы и инструменты их исправления». Практические 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.25. Композиционные особенности служебных документов Лекции 4 2 ПК 2.2, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.26. Практическая работа № 9-10. Обсуждение теорети-ческих вопросов и выполнение практических заданий раздаточного материала по теме «Композиционные особенности служебных документов». Практические 4 6 ПК 2.2, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.27. Подготовка к экзамену Сам. работа 4 6 ПК 2.2, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания:

1. В деловых текстах основной акцент смещается на:
Выберите один ответ:
a. содержательное редактирование и установление соответствия между содержательно-функциональными сторонами документа и его формой
b. содержательное редактирование
c. установление формы документа
d. орфографическо-пунктуационный контроль

2. Верно ли утверждение: «Корректурой называют также объект работы – распечатку набранного или сверстанного текста, или оттиск с печатной формы, если на них нанесены корректорскими значками исправления»?
Выберите один ответ:
a. верно
b. не верно

3. Возможно ли перенесение принципов и методов редактирования, используемых в журналистике и редакционно-издательском деле, связанном с выпуском художественной литературы, на тексты официально-деловых документов?
Выберите один ответ:
a. да
b. зависит от редактора
c. нет
d. не полностью

4. Знание источника, из которого цитата извлечена, определяет… ее выбора
Выберите один ответ:
a. точность
b. важность
c. правомерно
d. законность

5. Исправление в оригиналах корректурных и пробных оттисках ошибок и неточностей, допущенных исполнителями при наборе и репродуцировании оригиналов или не замеченных автором и издательскими работниками при подготовке оригиналов, а также обновление материалов, устаревших за время набора, и исправления в самом наборе – это
Выберите один ответ:
a. правка-сокращение
b. корректура текста
c. правка-переделка
d. рецензирование

6. Как необходимо перечеркивать текст корректурным знаком?
Выберите один ответ:
a. так, чтобы перечеркнутый текст можно было прочитать
b. на усмотрение автора
c. так, чтобы невозможно было прочитать перечеркнутый текст
d. на усмотрение корректора

7. Официально – деловой стиль обслуживает
Выберите один ответ:
a. сферу деловых отношений
b. переписку
c. публичные выступления
d. обиходно – бытовое общение

8. Принято обозначать однозначные числа при указании единиц измерения, а также однозначные числа, стоящие в одном ряду с многозначными
Выберите один ответ:
a. словом
b. допустимы оба варианта
c. смешанная форма (буквенно-цифровая)
d. цифрой

9. Результат классификации данных, их группировки, выявления связей между явлениями, сведения воедино наблюдений по нескольким объектам
Выберите один ответ:
a. систематические таблицы
b. аналитические таблицы
c. итоговые таблицы
d. справочные таблицы

10. Тип мышления в официально-деловом стиле…
Выберите один ответ:
a. конкретный
b. абстрактный
c. символический
d. образный

11. Цифра и слово принадлежат к … знаковым системам:
Выберите один ответ:
a. противопоставлены друг другу
b. одинаковым
c. не имеет значения
d. разным

12. Этот вид проверки фактического материала подразумевает вдумчивый анализ контекста, конкретизация приводимых фактов и соотнесение их с текстом
Выберите один ответ:
a. официальное подтверждение
b. сверка
c. внутренняя проверка
d. подсчет

13. Количественная оценка связана с анализом того, насколько полно охвачены обозрением источники информации. Критерием оценки здесь служат два основных показателя: Выберите один ответ:
a. количественный и качественный
b. содержательный и организационный
c. объемный и временной
d. организационный и правовой

14. Корректор – специалист, в основные задачи которого входит
Выберите один ответ:
a. вычитка авторского оригинала на предмет орфографических и пунктуационных ошибок, нарушения правил набора, а также ошибок, пропущенных редактором
b. вычитка оригинал-макета, сигнального экземпляра
c. все ответы верные
d. внесение исправлений в оригинал с помощью корректурных знаков

15. О каком методе работы корректора идет речь: «На этапе первой корректуры проводится сличение текста на полосе с оригиналом. Это обязательная часть работы любого корректора. Чаще всего чтение выполняется "вподчитку". Один (сподчитчик) держит в руках оригинал и вслух читает текст, другой (корректор) по оттиску проверяет правильность набора на полосе»?
Выберите один ответ:
a. Чтение-сверка
b. Метод чтения-сличения
c. Вертикальный просмотр
d. Сквозное смысловое чтение

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену»
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грозова О.С. Делопроизводство: Учебное пособие для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. С. Грозова Делопроизводство: Гриф СПО Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Официальный сайт Федерального архивного агентства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archives.ru/
4. Портал «Архивы России» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – М.: Росархив, 2001. – Режим доступа: http://www.rusarchives.ru.
5. Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – М.: ВНИИДАД, 2010. – Режим доступа: http://www.vniidad.ru.
6. Официальный сайт Управления Алтайского края по культуре и архивному делу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://culture22.ru
7. Официальный сайт Краевого государственного учреждения «Государственный архив Алтайского края» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archiv.ab.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
411Н кабинет государственной и муниципальной службы; кабинет документационного обеспечения управления; кабинет архивоведения; лаборатория делопроизводства и оргтехники; лаборатория документоведения – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ "РЕДАКТИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ"
При реализации учебной дисциплины «Редактирование служебных документов» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Рекомендуется не делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
При проведении лекционных занятий используются различные формы активной и интерактивной работы со студентами, например, лекция-беседа, проблемная лекция

Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям

Практические занятия по дисциплине «Документоведение» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Эти знания являются базовыми для всех специальных дисциплин.
При проведении практических занятий используются следующие интерактивные формы: работа в «малых группах», метод проектов.

При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре, какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов, какими новыми понятиями следует пополнить свой глоссарий, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Студенты должны быть подготовлены по всем вопросам соответствующего занятия. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия.

Список литературы к каждому занятию носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по интересующей его теме и возможность выбирать для чтения наиболее интересную и доступную ему литературу. Предлагаемый список изданий включает в себя обязательную для изучения и дополнительную литературу.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные компетенции.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении студентами творческих заданий при подготовке к практическим занятиям, метод проектов.