МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Обеспечение качества функционирования компьютерных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Форма обученияОчная
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_тест-2023_11кл
Часов по учебному плану 112
в том числе:
аудиторные занятия 94
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 13,670000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 46 46 46 46
Лабораторные 48 48 48 48
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 112 112 112 112

Программу составил(и):
Препод., Валяев К.Е.

Рецензент(ы):
Препод., Третьякова О.Н.

Рабочая программа дисциплины
Обеспечение качества функционирования компьютерных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Кандидат экономических наук, доцент, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование умения оценивать качество функционирования компьютерных систем; уметь находить пути улучшения функционирования компьютерных систем

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ПК 4.1. Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.
ПК 4.2. Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного обеспечения компьютерных систем.
ПК 4.4. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы и средства эффективного анализа функционирования программного обеспечения;
основные виды работ на этапе сопровождения программного обеспечения;
основные принципы контроля конфигурации и поддержки целостности конфигурации программного обеспечения;
средства защиты программного обеспечения в компьютерных системах
3.2.Уметь:
3.2.1.подбирать и настраивать конфигурацию программного обеспечения компьютерных систем;
использовать методы защиты программного обеспечения компьютерных систем;
проводить инсталляцию программного обеспечения компьютерных систем;
производить настройку отдельных компонентов программного обеспечения компьютерных систем;
анализировать риски и характеристики качества программного обеспечения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.настройки отдельных компонентов программного обеспечения компьютерных систем;
выполнении отдельных видов работ на этапе поддержки программного обеспечения компьютерной системы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные методы обеспечения качества функционирования
1.1. Многоуровневая модель качества программного обеспечения Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Объекты уязвимости Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Дестабилизирующие факторы и угрозы надежности Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Методы предотвращения угроз надежности Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Оперативные методы повышения надежности: временная, информационная, программная избыточность Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Первичные ошибки, вторичные ошибки и их проявления Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Математические модели описания статистических характеристик ошибок в программах Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Анализ рисков и характеристик качества программного обеспечения при внедрении Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Целесообразность разработки модулей адаптации Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Лабораторная работа «Тестирование программных продуктов» Лабораторные 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Лабораторная работа «Сравнение результатов тестирования с требованиями технического задания и/или спецификацией» Лабораторные 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Лабораторная работа «Анализ рисков» Лабораторные 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Лабораторная работа «Выявление первичных и вторичных ошибок» Лабораторные 5 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Основные методы обеспечения качества функционирования Сам. работа 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Методы и средства защиты компьютерных систем
2.1. Вредоносные программы: классификация, методы обнаружения Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Антивирусные программы: классификация, сравнительный анализ Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Файрвол: задачи, сравнительный анализ, настройка Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Групповые политики. Аутентификация. Учетные записи Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Тестирование защиты программного обеспечения Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Средства и протоколы шифрования сообщений Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Лабораторная работа «Обнаружение вируса и устранение последствий его влияния» Лабораторные 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Лабораторная работа «Установка и настройка антивируса. Настройка обновлений с помощью зеркала» Лабораторные 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Лабораторная работа «Настройка политики безопасности» Лабораторные 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Лабораторная работа «Настройка браузера» Лабораторные 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Лабораторная работа «Работа с реестром» Лабораторные 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Лабораторная работа «Работа с программой восстановления файлов и очистки дисков» Лабораторные 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Методы и средства защиты компьютерных систем Сам. работа 5 12 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10450
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:
1. ... - свойство ПО сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных условиях применения
A. Уязвимость ПО
B. Надёжность ПО
C. Качество ПО

2. ... — это событие, при котором вся система или ее часть выходят из работоспособного состояния.
A. Сбой
B. Отказ
C. Прерывание

3. ... — это слабые стороны ПО, которые позволяют злоумышленнику нарушить его целостность, доступность и (или) конфиденциальность
A. Уязвимость ПО
B. Надёжность ПО
C. Качество ПО

4. ... - это самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора
A. Сбой
B. Нарушение работы
C. Ошибка

5. Назовите виды отказов:
A. ресурсный
B. аппаратный
C. программный
D. производственный
E. эксплуатационный

6. Назовите виды угроз надежности ПО:
A. внутренние и внешние
B. активные и пассивные
C. аппаратные и программные

7. Назовите Средства повышения надежности ПО:
A. Средства, использующие временную избыточность
B. Средства обеспечения надежности, использующие информационную избыточность
C. Средства, использующие программную избыточность
D. Средства, использующие аппаратную избыточность

8. Что относится к моделям надежности ПО:
A. Модель Миллса
B. Модель Коркорэна
C. Модель МакКола
D. Модель Боэма
E. Модель Шумана

9. .... - это последствия внутренних дефектов ПО, которые следует квалифицировать как первичные причины обнаруженных аномалий результатов
A. Первичные ошибки
B. Вторичные ошибки
C. Критические ошибки

10. Критические ошибки - это ...
A. ошибки, на которые пользователь не обратит внимания при применении программного продукта вследствие отсутствия их проявления и последствия которых обычно так и не обнаруживаются.
B. ошибки, которые влияют на конечного пользователя, но имеются слабые последствия или обходные пути, позволяющие сохранить достаточную функциональность программного продукта
C. ошибки с высоким влиянием, останавливают выпуск версии программного продукта

11. ... - небольшая программа, написанная в машинных кодах, способная внедряться в другие программы, хранящиеся на дисках запоминающих устройств компьютера и умеющая самовоспроизводиться
A. компьютерный вирус
B. вредоносная программа
C. зараженная программа

12. Из какого количества этапов состоит Жизненный цикл вируса:
A. 3
B. 4
C. 5

13. Какие виусы классифицируются По среде обитания:
A. файловые, сетевые, загрузочные
B. резидентные и нерезидентные
C. безвредные, опасные и очень опасные
D. вирусы-черви, троянские программы

14. ... - это программа находит зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, т. е. удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние.
A. Доктора
B. Детекторы
C. Ревизоры
D. Фильтры

15. Принцип работы программ - фильтров
A. запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным.
B. осуществляют последовательный просмотр файлов на предмет нахождения в них вирусных программ. Если сигнатура вируса была обнаружена, то производится процедура удаления вирусного кода из тела программы или документа.
C. осуществляют поиск характерного для конкретного вируса кода (сигнатуры) в оперативной памяти и в файлах и при обнаружении выдают соответствующее сообщение.
D. находят зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, т. е. удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние.
E. небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов.

16. ... - специализированная программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных вредоносных программ и восстановления заражённых (модифицированных) такими программами файлов и профилактики — предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом.
A. Межсетевой экран
B. Антивирусная программа
C. Монитор безопасности

17. Как работает межсетевой экран:
A. защищает компьютерные сети или отдельные узлы от несанкционированного доступа.
B. контролирует порты и проходящие через них пакеты
C. обеспечивает защиту от многих внутренних угроз, в первую очередь — утечки данных

18. ... - понимают совокупность документированных решений, принимаемых руководством организации и направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов.
A. Механизм идентификации и аутентификации
B. Мониторинг безопасности
C. Политика безопасности

19. ... - это проверка принадлежности субъекту доступа предъявленного им идентификатора и подтверждение его подлинности
A. Идентификация
B. Аутентификация
C. Протоколирование
D. Аудит
20. ... - это присвоение субъектам и объектам доступа личного идентификатора и сравнение его с заданным.
A. Аудит
B. Аутентификация
C. Протоколирование
D. Идентификация

21. Криптография - это...
A. Наука о способах преобразования (шифрования) информации с целью ее защиты от незаконных пользователей
B. наука (и практика ее применения) о методах и способах вскрытия шифров
C. наука о методах шифрования и дешифрования данных

22. Что такое криптоанализ:
A. наука о способах преобразования (шифрования) информации с целью ее защиты от незаконных пользователей
B. наука (и практика ее применения) о методах и способах вскрытия шифров
C. наука о методах шифрования и дешифрования данных

23. В каких криптосистемах для шифрования и дешифрования используется два ключа (закрытый и открытый)
A. симметричные
B. асимметричные

24. ... - специальное программное обеспечение, подтверждающее достоверность информации документа, его реквизитов и факта подписания конкретным лицом.
A. Электронная цифровая подпись
B. Аутентификация
C. Электронный ключ

25. Что такое шифрование данных -
A. вид криптографического закрытия, при котором преобразованию подвергается каждый символ защищаемого сообщения.
B. вид криптографического закрытия, когда некоторые элементы защищаемых данных (это не обязательно отдельные символы) заменяются заранее выбранными кодами
C. массив защищаемых данных делится на такие элементы, каждый из которых в отдельности не позволяет раскрыть содержание защищаемой информации.


Правильные ответы на вопросы теста:
1) Верный ответ: B;
2) Верный ответ: B;
3) Верный ответ: A;
4) Верный ответ: A;
5) Верный ответ: D,E;
6) Верный ответ: A;
7) Верный ответ: A,B,C;
8) Верные ответы: A,B,E;
9) Верные ответы: B;
10) Верный ответ: С;
11) Верный ответ: A;
12) Верные ответы: A;
13) Верные ответы: A ;
14) Верный ответ: A;
15) Верные ответы: A;
16) Верный ответ: B;
17) Верный ответ: B;
18) Верный ответ: C;
19) Верный ответ: B;
20) Верный ответ: D;
21) Верный ответ: A;
22) Верный ответ: B;
23) Верный ответ: B;
24) Верный ответ: A;
25) Верный ответ: A;

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=532626

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, с представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. На выполнение теста отводится 30 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1) и заданий Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100 баллов
4 (хорошо) 70-84 баллов
3 (удовлетворительно) 50-69 баллов
2 (неудовлетворительно) 0-49 баллов
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новожилов, О. П. Архитектура компьютерных систем в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/495227
Л1.2 Новожилов, О. П.  Архитектура компьютерных систем в 2 ч. Часть 1.: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office
Netemul
VirtualBox
7-Zip
AcrobatReader
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетовMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются на 20 баллов ниже.

При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций контролируется преподавателем

2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания.
В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке лабораторным занятиям следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия
- для закрепления теоретического материала;
- изучить лекционный материал по данной теме;
- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируются преподавателем.
3.Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
- конспектирование (составление тезисов) лекций;
- выполнение контрольных работ, коллоквиума;
- решение задач;
- работу со справочной и методической литературой;
- защиту выполненных работ;
- участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
- повторение лекционного материала;
- подготовки к лабораторным занятиям;
- изучения учебной и научной литературы;
- решения задач, выданных на практических занятиях;
- подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
- подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
4. Диф.зачет по по междисциплинарному курсу.
К диф.зачету допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные фондом оценочных средств виды работ. Диф.зачет проводится по билетам. Билет содержит один теоретический и один практический вопрос. Полученные баллы фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,7+ диф.зачет*0,3).
Для подготовки к диф.зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
При реализации междисциплинарного курса используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в моделировании производственных процессов и ситуаций.