МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование в сфере информационных технологий и безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 36
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
преподаватель, Плешков Максим Геннадьевич

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Лыскова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование в сфере информационных технологий и безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.эконом.наук, Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний, связанных с правовым регулированием организационных, управленческих и иных аспектов профессиональной деятельности в информационной сфере, включая использование компьютерных технологий, сети Интернет, средств связи и телекоммуникаций и других современных средств создания, производства, хранения, распространения и передачи информации, а также приобретение навыков работы с нормативно-правовыми актами по вопросам правого регулирования в сфере информационных технологий и безопасности, имеющих значение для профессиональной подготовки специалистов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ПОО

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные виды информационных процессов и ресурсов в обществе.
Основные термины и понятия в области правового регулирования организационных, управленческих и иных аспектов профессиональной деятельности в области создания, производства, хранения и распространения информации
Основы законодательства российской федерации в области создания, производства, хранения и распространения информации.
Правовые основы защиты интеллектуальных прав в информационной сфере.
Сущность конфиденциальной и личной информации, в т.ч. Информации, составляющей государственную тайну.
Морально-этические нормы в социально-информационном взаимодействии.
Сущность информационных опасностей и угроз, методы противодействия основным опасностям и угрозам, связанным с применением ИКТ.
Правовые основы профессиональной деятельности в области создания, производства, хранения и распространения информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать ситуации, связанные с правовыми проблемами современного информационного общества.
Пользоваться специальными источниками информации: интернет-ресурсами, правовыми базами.
Решать задачи, связанные с деятельностью в информационной сфере
Распознавать опасности и угрозы, возникающие в процессе информационного взаимодействия оценивать степень опасности информации и информационных угроз, соблюдать правила информационной безопасности.
Применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовое регулирование в сфере информационных технологий и безопасности
1.1. Лекция 1 - Информация как объект правового регулирования Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Практическая работа №1. Понятие правовой информации. Подходы к классификации Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Лекция 2 - Правовое регулирование информационной безопасности Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Практическая работа №2. Законодательство Российской Федерации в области информационных технологий Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Лекция 3 - Правовые режимы информации Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Практическая работа №3 - «Правовые режимы информации». Основные понятия Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Лекция 4 - Информация как объект интеллектуальной собственности Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Практическая работа №4.1 - Авторское право Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Практическая работа №4.2 - Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Лекция 5 - Угрозы информационной безопасности. Основы криптографии Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Практическое занятие №5.1 - Криптографические методы и средства защиты информации Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Практическое занятие №5.2 - Вирусы. Классификация вирусов. Антивирусное программное обеспечение Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. ЛЕКЦИЯ 6. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Практическое занятие №6 - Техническое и юридическое обеспечение режима электронной подписи Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Лекция 7 - Правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Практическое занятие №7 - Правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Лекция 8 - Ответственность за правонарушения в информационной сфере Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Практическое занятие № 8 - Определение составов информационных правонарушений при решении ситуационных задач Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10389

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания
1. Преднамеренной угрозой безопасности информации является
a несанкционированное копирование конфиденциальной информации
b наводнение
c повреждение кабеля, по которому идет передача, в связи с погодными условиями
d ошибка администратора

2. Криптография- это наука, изучающая вопросы
a обеспечения секретности передаваемых сообщений с использованием различных методов
b техники безопасности при работе с компьютером
c шифрования информации
d организации защиты информации физическими методами
e защиты информации от вирусов

3. Информация, которая содержит сведения, составляющие государственную и другую предусмотренную законом тайну, разглашение которой наносит ущерб личности, обществу и государству – это
a открытая информация
b тайная информация
c конфиденциальная информация

4.НЕпреднамеренной угрозой безопасности информации является…
a несанкционированное копирование конфиденциальной информации
b кража
c умышленная порча носителей информации
d повреждение кабеля, по которому идет передача, в связи с погодными условиями

5. Протоколирование действий пользователей позволяет
a решать вопросы управления доступом
b реконструировать ход событий при реализации угрозы безопасности информации
c обеспечивать конфиденциальность информации
d восстанавливать утерянную информацию

6. Информация разделяется на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом по
a режиму доступа к информации
b способу защиты информации
c способу хранения информации
d способу обработки информации

7. Сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию соответственно с предусмотренными ими условиями – это
a тайная информация
b конфиденциальная информация
c открытая информация

8. Организация контрольно-пропускных пунктов в помещения вычислительных центров или оборудованных входных дверей специальными замками, позволяющими регулировать доступ в помещения, относятся к мерам защиты информации
a программным
b аппаратным
c физическим
d организационным

9. Одним из методов защиты информации от уничтожения или повреждения является
a сжатие информации с помощью программ-архиваторов
b дефрагментация дисков, на которых хранится информация
c ограничение доступа к информации с помощью парольной защиты
d криптографическое шифрование информации

10. Одним из методов защиты информации от утечки и несанкционированного использования является
a криптографическое шифрование информации
b постоянное использование антивирусных программ
c дефрагментация дисков, на которых хранится информация
d сжатие информации с помощью программ-архиваторов

11. Разработка и выполнение правил хранения и использования документов и носителей информации, определение правил доступа к информации - это меры защиты информации
a организационные
b физические
c программные
d аппаратные

12. Одним из методов защиты информации от утечки и несанкционированного использования является
a сжатие информации с помощью программ-архиваторов
b дефрагментация дисков, на которых хранится информация
c ограничение доступа к информации с помощью парольной защиты
d постоянное использование антивирусных программ

Правильные ответы:
1-a
2-a
3-b
4-d
5-b
6-a
7-b
8-c
9-c
10-a
11-a
12-c

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачет.
2. Процедура проведения промежуточной аттестации
Дифференцированный зачет проводится в форме теста. К промежуточной аттестации допускаются студенты, освоившие на положительную оценку все обязательные виды запланированных учебных заданий.
Примечание: Студенты, выполнившие на положительную оценку все обязательные виды запланированных учебных заданий, могут автоматически получить оценку в соответствии с набранными баллами, согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.).
3. Перечень вопросов к зачету:
1. Информация Виды и свойства информации.
2. Сущность и виды правовой информации. Информационные процессы в правовой сфере.
3. Законодательство РФ в области информации.
4. Обладатель информации, его права и обязанности.
5. Документированная информация как объект информационных правоотношений.
6. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений.
7. Понятие правовой режим информации. Виды.
8. Режим государственной тайны.
9. Режим коммерческой тайны.
10. Профессиональная, служебная, банковская и другие виды тайн.
11. Правовой режим персональных данных и безопасность личности
12. Понятие «интеллектуальной собственности.
13. Авторское право.
14. Право промышленной собственности»
15. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности.
16. Концепция информационной безопасности Российской Федерации.
17. Информационная безопасность и защита информации.
18. Угрозы информационной безопасности.
19. Методы и средства обеспечения информационной безопасности.
20. Понятия электронного документа и электронной цифровой подписи.
21. Условия использования электронной цифровой подписи. Удостоверяющие центры. Особенности использования электронной цифровой подписи.
22. Преступления в сфере компьютерной информации.
23. Административно-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере.
24. Уголовная ответственность за совершение преступлений в информационной сфере.
25. Гражданско-правовая защита законных прав и интересов граждан в информационной сфере.

Пример теста для прохождения дифференцированного зачета.
1. Преднамеренной угрозой безопасности информации является
a несанкционированное копирование конфиденциальной информации
b наводнение
c повреждение кабеля, по которому идет передача, в связи с погодными условиями
d ошибка администратора

2. Криптография- это наука, изучающая вопросы
a обеспечения секретности передаваемых сообщений с использованием различных методов
b техники безопасности при работе с компьютером
c шифрования информации
d организации защиты информации физическими методами
e защиты информации от вирусов

3. Информация, которая содержит сведения, составляющие государственную и другую предусмотренную законом тайну, разглашение которой наносит ущерб личности, обществу и государству – это
a открытая информация
b тайная информация
c конфиденциальная информация

4.НЕпреднамеренной угрозой безопасности информации является…
a несанкционированное копирование конфиденциальной информации
b кража
c умышленная порча носителей информации
d повреждение кабеля, по которому идет передача, в связи с погодными условиями

5. Протоколирование действий пользователей позволяет
a решать вопросы управления доступом
b реконструировать ход событий при реализации угрозы безопасности информации
c обеспечивать конфиденциальность информации
d восстанавливать утерянную информацию

6. Информация разделяется на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом по
a режиму доступа к информации
b способу защиты информации
c способу хранения информации
d способу обработки информации

7. Сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию соответственно с предусмотренными ими условиями – это
a тайная информация
b конфиденциальная информация
c открытая информация

8. Организация контрольно-пропускных пунктов в помещения вычислительных центров или оборудованных входных дверей специальными замками, позволяющими регулировать доступ в помещения, относятся к мерам защиты информации
a программным
b аппаратным
c физическим
d организационным

9. Одним из методов защиты информации от уничтожения или повреждения является
a сжатие информации с помощью программ-архиваторов
b дефрагментация дисков, на которых хранится информация
c ограничение доступа к информации с помощью парольной защиты
d криптографическое шифрование информации

10. Одним из методов защиты информации от утечки и несанкционированного использования является
a криптографическое шифрование информации
b постоянное использование антивирусных программ
c дефрагментация дисков, на которых хранится информация
d сжатие информации с помощью программ-архиваторов

11. Разработка и выполнение правил хранения и использования документов и носителей информации, определение правил доступа к информации - это меры защиты информации
a организационные
b физические
c программные
d аппаратные

12. Одним из методов защиты информации от утечки и несанкционированного использования является
a сжатие информации с помощью программ-архиваторов
b дефрагментация дисков, на которых хранится информация
c ограничение доступа к информации с помощью парольной защиты
d постоянное использование антивирусных программ

Правильные ответы:
1-a
2-a
3-b
4-d
5-b
6-a
7-b
8-c
9-c
10-a
11-a
12-c

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анисимов А.П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 А. П. Альбов, С. В. Николюкин Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николюкин С.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Гриф УМО СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовое регулирование в сфере информационных технологий и безопасности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения дисциплины осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ выполненные в срок оцениваются от 0 до 100 баллов.
Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 70 баллов.
При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы, а также к нормативным документам, содержащимся в системах Гарант и Консультант. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем

2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий устно, письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. В каждом задании указывается форма его выполнения.
При подготовке лабораторным занятиям следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
- изучить лекционный материал по данной теме;
- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем

3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
- конспектирование (составление тезисов) лекций;
- выполнение контрольных работ;
- решение задач;
- работу со справочной и методической литературой;
- работу с нормативными правовыми актами;
- выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях;
- защиту выполненных работ;
- участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
- участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях;
- участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
- повторение лекционного материала;
- подготовки к семинарам (практическим занятиям);
- изучения учебной и научной литературы;
- изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
- решения задач, выданных на практических занятиях;
- подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
- подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);
- подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.

4. Дифференцированный зачет по дисциплине
К зачету допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные задания, контрольные и самостоятельные работы, итоговый тест. Зачет проводится устно по билетам. Билет содержит один теоретический и один практический вопрос. Баллы, полученные за зачет, фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,7+ диф.зачет*0,3).
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).

Общие рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
- сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
- обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
- фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
- готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
- пользоваться реферативными и справочными материалами;
- контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
- обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
- пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);
- использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;
- повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
- обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);
- использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).

При реализации учебной дисциплины "Правовое регулирование в сфере информационных технологий и безопасности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в организации работы в малых группах.