МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и отчетности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.04.08. Финансы и кредит
ПрофильНалоговый и бухгалтерский консалтинг
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_08_Финансы и кредит_НиБК-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.э.н., Профессор, Семина Л.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Актуальные вопросы бухгалтерского учета и отчетности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (приказ Минобрнауки России от 22.01.2023 г. № 991)

составлена на основании учебного плана:
38.04.08 Финансы и кредит
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 23.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2224 уч. г.

Заведующий кафедрой
Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 23.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способность разрабатывать и внедрять в практику методы налоговой оптимизации для обеспечения налогового и бухгалтерского учета, а также проектные решения по снижению налоговых рисков

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать и внедрять в практику методы налоговой оптимизации для обеспечения налогового и бухгалтерского учета, а также проектные решения по снижению налоговых рисков
ПК-1.1 Знает методы аналитической работы, связанной с налоговой и финансово-хозяйственной деятельностью и методические документы по оценке налоговых и финансовых рисков
ПК-1.2 Умеет разрабатывать рекомендации и проектные решения в области налогового учета и расчета налогов, проведения налогового мониторинга
ПК-1.3 Владеет способами и приемами разработки и реализации консалтинговых проектных решений по оценке налоговых последствий ведения бизнеса, совершения хозяйственных операций, сделок
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию бухгалтерского учета
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и внедрять в практику методы налоговой оптимизации для обеспечения налогового и бухгалтерского учета,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принятия проектных решений по снижению налоговых рисков

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные вопросы бухгалтерского учета
1.1. Новое в методологии бухгалтерского учета Сам. работа 1 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Новое в методологии бухгалтерского учета Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Новое в методологии бухгалтерского учета Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Актуальные вопросы формирования бухгалтерской отчетности
2.1. Бухгалтерская отчетность Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Бухгалтерская отчетность Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Бухгалтерская отчетность Сам. работа 1 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Практика применения методов налоговой оптимизации для обеспечения налогового и бухгалтерского учета, а также проектные решения по снижению налоговых рисков
3.1. Методы налоговой оптимизации для обеспечения налогового и бухгалтерского учета, а также проектные решения по снижению налоговых рисков Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Методы налоговой оптимизации для обеспечения налогового и бухгалтерского учета, а также проектные решения по снижению налоговых рисков Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Методы налоговой оптимизации для обеспечения налогового и бухгалтерского учета, а также проектные решения по снижению налоговых рисков Сам. работа 1 61 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11315
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1: Способен разрабатывать и внедрять в практику методы налоговой оптимизации для обеспечения налогового и бухгалтерского учета, а также проектные решения по снижению налоговых рисков Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет:
а) главный бухгалтер совместно с представителем юридической службы;
б) главный бухгалтер организации
в) руководитель организации.
2. Что является главной целью процесса производства:
а) формирование себестоимости готовой продукции;
б) производство продукции;
в) получение прибыли.
3. В бухгалтерском учете организаций затраты на производство продукции (работ, услуг) и затраты, связанные с капитальными вложениями, учитываются:
а) вместе или раздельно по усмотрению организации;
б) вместе;
в) раздельно.
4. Формирование учетной политики возлагается на:
а) главного бухгалтера организации;
б) главного бухгалтера организации совместно с представителем юридической службы организации;
в) руководителя организации.
5. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются:
а) руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно;
б) главным бухгалтером организации;
в) руководителем организации и главным бухгалтером.
6. На каком языке составляется бухгалтерская отчетность в РФ:
а) английский;
б) русский;
в) немецкий.
7. В течение какого срока должна быть опубликована годовая бухгалтерская отчетность:
а) в течение 30 дней по окончании отчетного периода;
б) в течение 60 дней по окончании отчетного периода;
в) в течение 90 дней по окончании отчетного периода.
8. В состав годовой бухгалтерской отчетности обязательно входит:
а) бухгалтерский баланс;
б) оборотная ведомость;
в) отчет аудитора.
9. Счета, для учета имущества являются:
а) активно-пассивными;
б) пассивными;
в) активными.
10. Бухгалтерский баланс является документом:
а) отчетным;
б) учетным;
в) прогнозным.
11. Правая часть баланса называется :
а) дебетом;
б) пассивом;
в) кредитом.
12. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности:
а) является коммерческой тайно;
б) не является коммерческой тайной;
в) частично является коммерческой тайной.


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Сличение фактических данных с учетными путем пересчета, перевешивания – это ______________
2. Способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение – это ________________
3. Удачный (положительный) результат деятельности организации – это ________________
4. Организация и лица, которым должна данная организация – это ________
5. Хранилище старых документов – это __________ ___________
6. Часть бухгалтерского баланса, где показано имущество организации – это ________________
7. Специалист по организации и ведению бухгалтерского учета– это ________________
8. Левая часть счета бухгалтерского учета – это ________________
9. Часть бухгалтерского баланса, где показаны источники и обязательства организации – это ________________
10. Отрицательный результат деятельности организации – это ________________
11. Сумма, всех операций, записанная на каждой стороне счета – это ________________
12. Остаток по счету – это ________________
13. Счет, остаток у которого только кредитовый – это ________________
14. Способ, группировки экономический однородной информации – это ________________
15. Что издается до начала проведения инвентаризации в организации – это ________________
16. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная – это ________________
17. Метод исследования путем разложения предметов и явлений на составные части – это ________________
18. Денежная система, принятая в данной стране и денежная единица данной страны – это ________________
19. Правая часть бухгалтерского счета – это ________________
20. Должник перед организацией – это ________________
21. Исчисление всех элементов себестоимости продукции – это ________________
22. Обязательный платеж в бюджет – это ________________
23. Лицо, получившие денежные средства под отчет на командировку – это ________________
24. Путь прохождения документа от выписки до сдачи в архив – это ________________
25. Лицо, которому подчиняется главный бухгалтер – это ________________
26. Какой капитал образуется при формировании организации за счет вкладов участников – это ________________
27. Запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании – это ________________
28. Кто несет ответственность за сохранность первичных документов – это ________________
29. Калькуляционный счет, на котором складываются расходы организации на выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг – это ________________
30. Учет, который отражает финансово-хозяйственную деятельность, воздействует на нее – это __________
31. Счет, на котором собирается информации о затратах, связанных с управлением организацией называется – ________________
32. Бухгалтерская отчетность по месту регистрации организации предоставляется – _______________
33. Запись в учетные документы производится – __________________
34. Измеритель, который служит для отражения в учете хозяйственных средств и процессов в их натуральном выражении, мерой, массой – _________________

35. Измеритель, который служит для отражения количества затраченного рабочего времени , исчисленного в рабочих днях, часах – _________________
36. Конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году – это _________
37. Кредиты, со сроком погашения в течение 12 месяцев – это _________________
38. Кредиты, со сроком погашения более 12 месяцев – это _________________


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет и экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы по дисциплине
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ.
2. Принципы бухгалтерского учета.
3. Предмет бухгалтерского учёта и его объекты.
4. Объекты бухгалтерского наблюдения. Цифровые активы как новые объекты бухгалтерского учета. Объекты нефинансового характера, включенные в систему цифрового бухгалтерского учёта. Источники образования и назначению.
5. Метод бухгалтерского учёта и характеристика его элементов.
6. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта.
7. Учётная политика организации, её назначение.
8. Бухгалтерские счета, их назначение и структура.
9. Классификация счетов по экономическому содержанию.
10. Классификация счетов по назначению и структуре.
11. План счетов бухгалтерского учёта.
12. Приёмы стоимостного измерения объектов бухгалтерского учёта.
13. Бухгалтерские документы и требования предъявляемые к ним.
14. Классификация бухгалтерских документов.
15. Документооборот и его организация.
16. Учётные регистры и их классификация.
17. Способы выявления и исправления ошибочных записей в учёте.
18. Инвентаризация: цели и задачи, порядок проведения.
19. Облачные хранилища данных
Примерные вопросы к экзамену по дисциплине
1. Характеристика процесса снабжения.
2. Процесс производства, его сущность и содержание.
3. Характеристика процесса реализации.
4. Цифровые программы для учета основных хозяйственных процессов (Программа 1С Предприятие 8.0).
5. Формы бухгалтерского учета и их характеристика
6. Нормативные требования к содержанию, порядку составления и предоставления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
7. Цифровые финансовые отчеты.
8. Содержание, предмет, цели и задачи экономического анализа.
9. Классификация видов анализа. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа.
10. Организация аналитической работы.
11. Возможность использования цифровой отчетности пользователями для реализации функций экономического анализа. Анализ данных в программе Statistica .

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче зачета и/или экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   АВБУиО (3).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. Бухгалтерский учет: учебник М.: Дашков и Ко, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Актуальные вопросы бухгалтерского учета и отчетности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11315

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуемые темы:
1. Этапы развития цифровой экономики в бухгалтерском учете.
2. Вопросы внедрения цифровых технологий в бухгалтерский учет.
Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы.
Степень овладения знаниями и практическими навыками определяется в процессе промежуточного и итогового контроля.
С целью текущего контроля знаний проводится проверка выполнения контрольных вопросов, предусмотренных календарно-тематическим планом, а также устный опрос студентов преподавателем.
С целью итогового контроля знаний проводится экзамен. Семестровый экзамен является итоговой формой контроля уровня знаний студента по дисциплине. К сдаче экзамена допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания в соответствии с календарно-тематическим планом.