МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация секретарского обслуживания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2022_9кл
Часов по учебному плану 111
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 37
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 16 16 28 28
Практические 12 12 34 34 46 46
Сам. работа 13 13 24 24 37 37
Итого 37 37 74 74 111 111

Программу составил(и):
преподаватель, Ставовая Елена Владимировна

Рецензент(ы):
кандитат культорологии, заведующая кафедрой музеологии и документоведения АГИК, Шорина Дарина Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Организация секретарского обслуживания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Раскрыть содержание базовых понятий, основных нормативных документов, необходимых при работе секретаря, содержание современных требований к секретарской деятельности.
Показать роль секретарей различных категорий в современном управленческом аппарате.
Познакомить студентов с историей развития секретарского обслуживания в нашей стране, с основными должностными обязанностями секретаря и с особенностями организации рабочего места секретаря.
Помочь овладеть правилами делового этикета, необходимого при выполнении секретарских обязанностей.
Представить модели поведения секретаря в конфликтных ситуациях и показать способы противостояния манипуляциям.
Выработать практические навыки по документному и бездокументному обслуживанию работы руководителя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.
ПК 1.2 Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3 Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
ПК 1.4 Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
ПК 1.5 Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6 Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ПК 1.7 Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
ПК 1.8 Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Нормативные правовые акты в области организации управленческой деятельности.
Основные правила хранения и защиты служебной информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять нормативные правовые акты в управленческой деятельности.
Подгатавливать проекты управленческих решений.
Составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
Готовить и проводить совещания, деловые встречи, приемы и презентации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.В области организации документационного обеспечения управления и функционирования организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Секретарь в структуре управления
1.1. Введение в курс. Место и значение секретаря в структуре управления. Общая характеристика деятельности секретаря Лекции 3 6 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Устный опрос №1 Практические 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Устный опрос № 2 Практические 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность секретаря Лекции 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Практическая работа № 1 Практические 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Организация и оборудование рабочего места секретаря. Организация информационного обслуживания сотрудников и посетителей фирмы Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.7. Творческое задание № 1 Сам. работа 3 13 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1
1.8. Устный опрос № 3 Практические 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.9. Практическая работа № 2 Практические 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1
1.10. Практическая работа № 3 Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.11. Устный опрос № 4 Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация работы секретаря с документами
2.1. Работа с кадровыми документами Лекции 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Практическая работа № 4 Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Деловая переписка Лекции 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Устный опрос № 5 Практические 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Практическая работа № 5 Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.6. Подготовка и обслуживание совещаний Лекции 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.7. Устный опрос № 6 Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.8. Устный опрос № 7 Практические 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Функции секретаря по бездокументному обслуживанию руководителя
3.1. Бездокументное обслуживание руководителя Лекции 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Устный опрос № 8 Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Устный опрос № 9 Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.4. Подготовка служебных командировок Лекции 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.5. Устный опрос № 10 Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.6. Творческое задание № 2 Сам. работа 4 24 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.7. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, устные опросы, творческие задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4947
Тестовые задания:

1. К служебно-коммуникативным операциям секретаря относятся:
А) прием посетителей
Б) телефонные переговоры
В) служебные командировки
Г) доведение решений до исполнителей
Д) все вышеперечисленное
Ответ: Д

2. Документооборот – это…
А) движение документов в организации с момента их создания или получения до отправки или сдачи в дело
Б) движение документов в организации с момента их создания или получения до отправки в организацию как исходящих документов
В) утверждение документов в организации и сдачи их в архив.
Ответ: А

3. Может ли секретарь вскрывать конверты, адресованные в общественные организации с пометкой «Лично»
А) да
Б) нет
Ответ: Б

4. При обнаружении недостачи вложений во входящей документации секретарь должен
А) сделать специальную отметку при регистрации документа, а о недостаче сообщить корреспонденту
Б) о недостаче сообщить корреспонденту
Ответ: А

5. Регистрация документов — это
А) фиксация факта создания или поступления документа в организацию путем проставления на нем регистрационного номера и записи сведений о документе в регистрационных формах
Б) фиксация факта создания или поступления документа в организацию путем проставления на нем регистрационного номера
В) фиксация факта создания документа в организацию путем записи сведений о документе в регистрационных формах
Ответ: А

6. Определите порядок граф в журнале регистрации приказов организации
А) дата приказа
Б) кто подписал приказ
В) исполнители
Г) номер приказа
Д) наименование приказа (краткое содержание)
Ответ: Г, А, Д, Б, В

7. В организации подлежат регистрации документы:
А) все входящие, исходящие и внутренние документы
Б) не все входящие и внутренние документы, а только наиболее важные из них, т. е. документы, требующие учета, исполнения и использования в справочных целях
Ответ: Б

8. Индексация — это
А) присвоение документам их регистрационных номеров (порядковых номеров и условных обозначений)
Б) фиксирование документа в журналах входящей, исходящей или внутренней документации организации
Ответ: А

9.Самостоятельно напишите задачи секретаря при организации приема деловых партнеров...

10. Секретарь должен вести журнал регистрация приема граждан по личным вопросам
А) нет
Б) да
Ответ: Б

11. Устройство для уничтожения документов
А) принтер
Б) сканер
В) шредер
Г) ПК
Ответ: В

12. Сканер осуществляет:
А) ввод информации с бумажного носителя в память компьютера
Б) передачу электронных документов, хранящихся в памяти компьютера
Ответ: А

13. Напишите свои рекомендации по созданию имиджа секретаря

14. Телефонограмма —
А) электронное сообщение
Б) обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в отдельную категорию в связи с особым способом передачи текста (передается устно по каналам телефонной связи и записывается от руки)
Ответ: Б

15. Определите порядок прохождения исходящих документов:
А) изготовление документа
Б) подписание (утверждение) документа;
В) регистрация;
Г) составление проекта документа;
Д) визирование проекта документа, его согласование (при необходимости);
Е) отправка документа адресату
Ответ: Г, А, Д, Б, В, Е

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4947
Приложения
Приложение 2.   Контроль_ОСО.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казакевич Т.А, Ткалич А.И. Документационное обеспечение управления: Учебник и практикум для СПО здательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: Учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2018 https://urait.ru/book/dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-dokumentooborot-i-deloproizvodstvo-413986
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle: Организация секретарского обслуживания (ДОУ, преп. Ставовая Е.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
411Н кабинет государственной и муниципальной службы; кабинет документационного обеспечения управления; кабинет архивоведения; лаборатория делопроизводства и оргтехники; лаборатория документоведения – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА "ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКРЕТАРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

При реализации междисциплинарного курса «Организация секретарского обслуживания» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.


Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения.

В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции.

3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Рекомендуется не делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление


Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.


При проведении лекционных занятий используются различные формы активной и интерактивной работы со студентами, например, лекция-беседа, проблемная лекция.



Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям


Практические занятия по междисциплинарному курсу «Организация секретарского обслуживания» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Эти знания являются базовыми для всех специальных дисциплин.

При проведении практических занятий используются следующие интерактивные формы: работа в «малых группах», метод проектов.


При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре, какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов, какими новыми понятиями следует пополнить свой глоссарий, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Студенты должны быть подготовлены по всем вопросам соответствующего занятия. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия.


Список литературы к каждому занятию носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по интересующей его теме и возможность выбирать для чтения наиболее интересную и доступную ему литературу. Предлагаемый список изданий включает в себя обязательную для изучения и дополнительную литературу.



Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные компетенции.

Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:

1. изучить рекомендованную литературу;

2. выполнять предлагаемые задания;

3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.

В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении студентами творческих заданий при подготовке к практическим занятиям, метод проектов.