МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы современного делопроизводства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2022_9кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 108
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Преподаватель, Ставовая Елена Владимировна

Рецензент(ы):
преподаватель, первой категории, Клещёва Татьяна Васильевна

Рабочая программа дисциплины
Основы современного делопроизводства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретических и практических основ создания управленческих документов; грамотной и эффективной организации современного делопроизводства на предприятиях и в организациях; изучение роли документа и документированной информации в практике управления, этапы развития документа как носителя информации.Теорию организаций и организационного поведения, особенности социальных, этнических, конфессиональных, культурных различий, встречающихся среди членов коллектива; этические нормы общения с коллегами и партнерами, методы экономического и социально-психологического воздействия и управления коллективом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Возможные нестандартные ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности; социально-психологические и морально-этические основы принятия решений, основы принятия решений в условиях неопределенности и риска, современные методы разработки управленческих решений.
Выбор средств устранения недостатков, препятствующих успешному личностному и профессиональному росту.
Теорию организаций и организационного поведения, особенности социальных, этнических, конфессиональных, культурных различий, встречающихся среди членов коллектива; этические нормы общения с коллегами и партнерами, методы экономического и социально-психологического воздействия и управления коллективом
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать жизненно важные проблемы и находить законные пути их решения;
Устанавливать приоритеты и делать выбор;
Выстраивать конструктивный диалог и участвовать в дискуссиях

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в специальность
1.1. Введение. Профессии и их классификации.Этапы становления профессионала Лекции 2 6 Л1.3
1.2. Введение. Профессии и их классификации.Этапы становления профессионала Практические 2 10 Л1.3
1.3. Выбор профессии Лекции 2 6 Л1.3
1.4. Выбор профессии Практические 2 10 Л1.3
1.5. Способности и профпригодность. Лекции 2 6 Л1.3
1.6. Способности и профпригодность Практические 2 10 Л1.3
1.7. Технология поиска работы Лекции 2 6 Л1.3
1.8. Технология поиска работы Практические 2 10 Л1.3
1.9. Правовой аспект молодого специалиста. Адаптация на новом месте Лекции 2 2 Л1.3
1.10. Правовой аспект молодого специалиста. Адаптация на новом месте Практические 2 10 Л1.3
1.11. История документа Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. История документа Практические 2 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Основные понятия и классификация документа. Регулирование документоведческой деятельности Практические 2 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Культура деловой письменной речи и язык служебного документа Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Основные понятия и классификация документа. Регулирование документоведческой деятельности Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Культура деловой письменной речи и язык служебного документа Практические 2 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 2 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания:
1. Документ – это…
а) информация, зафиксированная на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
б) бумажный лист с нанесенным на него печатным текстом;
в) объект материального мира, который содержит какую-либо информацию, необходимую для рабочего процесса.
Ответ: а

2. Копия документа – это…
а) экземпляр, который полностью повторят содержание подлинника;
б) повторный экземпляр подлинника;
в) его электронная форма.
Ответ: а

3. Обязательный элемент оформления документа называется:
а) реквизитом;
б) формуляром;
в) образцом.
Ответ: а

4. Резолюция оформляется
а) только на самом документе;
б) только на отдельном листе;
в) на самом документе или на отдельном листе.
Ответ: в

5. Правое поле документа должно быть не менее
а) 20 мм;
б) 30 мм;
в) 10 мм.
Ответ: в

6. Какой реквизит организационно-распорядительного документа является переменным?
а) Дата документа;
б) Наименование организации;
в) Код формы документа.
Ответ: а

7. Такой реквизит, как эмблема организации
а) может заменять реквизит наименования организации;
б) не может быть размещен на бланке документа, если на нем уже имеется герб РФ или герб одного из субъекта РФ;
в) размещается в нижнем поле документа.
Ответ: б

8. Какой из указанных реквизитов характерен только для бланка служебных писем?
а) Справочные данные об организации;
б) Код формы документа;
в) Наименование вида документа.
Ответ: а

9. Документационное обеспечение управления – это…
а) деятельность, охватывающая организацию документирования и управления документацией в процессе реализации функций учреждения, организации и предприятия;
б) деятельность соответствующих лиц по документообороту, документированию, оперативному хранению, а также использованию документов организации;
в) деятельность работников канцелярии по регистрации входящей и исходящей корреспонденции.
Ответ: а

10. Реквизит №10 в ГОСТ 7.07.97 – 2016 – это…
а) «Наименование вида документа»
б) «Код формы документа»
в) «Дата документа»
г) «Номер документа»
Ответ: в

11. Приказ по основной деятельности подписывает
а) руководитель
б) секретарь
в) исполнитель
Ответ: а

12. Дата документа оформляется:
а) 23.12.2016
б) 23.XII.2016
в) 23.12.16
Ответ: а

13. Документооборот – это…
а) движение документов в организации с момента их создания или получения до отправки или сдачи в дело
б) движение документов в организации с момента их создания или получения до отправки в организацию как исходящих документов
в) утверждение документов в организации и сдачи их в архив
Ответ: а

14. Группы документов организации
а) входящие, исходящие
б) входящие, исходящие, внутренние
в) входящие, исходящие, сканы
Ответ: б

15. При адресовании документа должностному лицу инициалы ставят…
а) до фамилии
б) после фамилии
в) по усмотрению секретаря
Ответ: б

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11074
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: Учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2018 https://urait.ru/book/dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-dokumentooborot-i-deloproizvodstvo-413986
Л1.2 Доронина Л.А Документоведение: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Кузнецов И. Н. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шувалова, Н. Н. Основы делопроизводства : учебник и практикум для СПО Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы современного делопроизводства" (ДОУ, 9 кл., преп. Ставовая Е.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине.
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам и практическим занятиям.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: организационный и закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает уяснение задания на самостоятельную работу, подбор рекомендованной литературы, составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
Подготовка к практическому занятию предполагает два этапа работы студентов.
Первый этап — усвоение теоретического материала. На первом этапе студент должен отработать и усвоить учебно-программный материал, используя методические рекомендации по подготовке к семинару.
Второй этап предполагает выполнение студентом практического задания. Задания должны быть выполнены письменно в специальной тетради.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы.
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Работа с литературой подразумевает этапы: составление и систематизация перечня книг, с которыми следует познакомиться; осознанное и вдумчивое чтение литературы.

При реализации учебной дисциплины "Введение в специальность" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: доклад с презентацией, работа в малых группах, деловая игра.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается во внеаудиторных методах обучения.