МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Преподаватель , Гикал Дмитрий Вячеславович;Бирюков Иван Игоревич

Рецензент(ы):
Преподаватель , Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплексного представления о государственно-правовых явлениях и процессах, закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности возникновения и функционирования государства и права;
основы правового государства;
основные типы современных правовых систем;
понятие, типы и формы государства и права;
роль государства в политической системе общества;
систему права Российской Федерации и ее элементы;
формы реализации права;
понятие и виды правоотношений;
виды правонарушений и юридической ответственности;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;
оперировать юридическими понятиями и категориями;
применять на практике нормы различных отраслей права;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеритистика теории государства и права
1.1. Общая характеристика теории государства и права.Предмет, методология. Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие, предмет и методы теории государства и права, их классификаци. Прнципы теории государства и права терии, место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие, предмет и методы теории государства и права, их классификаци. Прнципы теории государства и права терии, место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин. Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Общая характеристика государства Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Общество как социальная система. Понятие государства. Признаки государства.Теории происхождения государства и права. Функции государства. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Общество как социальная система. Понятие государства. Признаки государства.Теории происхождения государства и права. Функции государства. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Государственное устройство Лекции 1 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.8. Форма государственного устройства: федартивная форма, конфедеративная форма, унитарная форма. Форма государственного правления: Монархия и ее виды, республика и ее виды. Политический режим и его классификация: демократический, тоталитарный, фашизм, либеральный, авторитарный, деспотия. Сам. работа 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.9. Форма государственного устройства: федартивная форма, конфедеративная форма, унитарная форма. Форма государственного правления: Монархия и ее виды, республика и ее виды. Политический режим и его классификация: демократический, тоталитарный, фашизм, либеральный, авторитарный, деспотия. Практические 1 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.10. Механизм государства Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.11. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.12. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.13. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.14. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Практические 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общая характеристика права
2.1. Общая характристика права Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие права, признаки права, система права, источники права Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие права, признаки права, система права, источники права Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.4. Национальные правовые системы Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Романо-германская система; англо-сакснская система, мусульманская система, еврейская система. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.6. Романо-германская система; англо-сакснская система, мусульманская система, еврейская система. Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.7. Механизм правового регулирования Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Понятие правового регулирования. Способы правового регулирования. Стадии правового регулирования.Поянтие и элементы механизма правового регулирования. Понятие, призанки и виды правовых средств. Правовой режим, его общая характеристика. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.9. Понятие правового регулирования. Способы правового регулирования. Стадии правового регулирования.Поянтие и элементы механизма правового регулирования. Понятие, призанки и виды правовых средств. Правовой режим, его общая характеристика. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.10. Правотворчество. Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.11. Понятие правотворчества,субъекты,принципы правотворчества, виды правотворчества. Законотворчество. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.12. Понятие правотворчества,субъекты,принципы правотворчества, виды правотворчества. Законотворчество. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.13. Реализация и применение права. Лекции 1 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.14. Формы и способы реализации права.Процесс применения права и его стадии. Толкование права; Способы и виды толкования права. Практические 1 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.15. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.16. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.17. Правоотношение и его виды. Субъекты правоотношений. понятие, и состав правонарушения, состав правонарушения. Классификация правонарушений. Понятие и классификация юридической отвественности. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.18. Правоотношение и его виды. Субъекты правоотношений. понятие, и состав правонарушения, состав правонарушения. Классификация правонарушений. Понятие и классификация юридической отвественности. Сам. работа 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.19. Правомерное поведение. Правовая культура Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.20. Правомерное поведение - его общая характеристика. Правовая культура. Правовое воспитание. Правосознание. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.21. Правомерное поведение - его общая характеристика. Правовая культура. Правовое воспитание. Правосознание. Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.22. Законность и правопорядок Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.23. Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.24. Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.25. Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. Практические 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.26. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 1 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопрос 1:
Методы теории государства и права – это:
Варианты ответа:
а) способы и приемы изучения предмета теории государства и права
б) основополагающие правовые категории
в) способы и приемы изучения нормативно-правовых актов
Вопрос 2:
С точки зрения диалектико-материалистической теории зарождение государственности обусловлено:
Варианты ответа:
а) развитием первобытной семьи
б) качественным изменением человеческой психики
в) появлением частной собственности и классов
г) завоеванием одних племен другими
Вопрос 3:
К элементам формы государства не относится:
Варианты ответа:
а) политический режим
б) функция государства
в) форма правления
г) форма государственного устройства
Вопрос 4:
Государство, состоящее из государственных образований, наделенных элементами государственного суверенитета, называется:
Варианты ответа:
а) федерацией
б) конфедерацией
в) унитарным государством
Вопрос 5:
В каком из государств существует государственная религия?
Варианты ответа:
а) в светском
б) в клерикальном
в) в неополитарном
г) в деспотическом
Вопрос 6:
Основным представителем нормативистской теории права является:
Варианты ответа:
а) Г. Гроций
б) Г. Кельзен
в) В. Ленин
Вопрос 7:
К источникам права в формально-юридическом смысле не относится:
Варианты ответа:
а) нормативный договор
б) судебный прецедент
в) юридическая доктрина
г) гражданско-правовой договор
д) правовой обычай
Вопрос 8:
К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния, относится :
Варианты ответа:
а) крайняя необходимость
б) отсутствие умышленной вины
в) состояние аффекта
Вопрос 9:
Права “второго поколения” – это:
Варианты ответа:
а) гражданские и социальные права
б) социально-экономические и культурные права
в) культурные и политические права
Вопрос 10:
В структуру нормы права входят:
Варианты ответа:
а) запрет, дозволение, поощрение
б) санкция, приказ, повеление
в) стимул, ограничение, поощрение
г) гипотеза, диспозиция, санкция
Вопрос 11:
К числу всеобщих методов теории государства и права не относится:
Варианты ответа:
а) диалектический метод
б) формально-юридический метод
в) метафизический метод
Вопрос 12:
С точки зрения формационного подхода изменение типа государства обусловлено:
Варианты ответа:
а) изменением способа производства
б) изменением формы правления
в) изменением общественного сознания
Вопрос 13:
Республиканская форма правления наиболее характерна для:
Варианты ответа:
а) рабовладельческих государств
б) феодальных государств
в) буржуазных государств
Вопрос 14:
Элементом механизма государства не является:
Варианты ответа:
а) государственное предприятие
б) политическая партия
в) государственное учреждение
Вопрос 15:
Свойство государственной власти, выступающее как признание социальными массами этой власти и как способность властвующих убедить подвластных в справедливости своих притязаний, называется:
Варианты ответа:
а) легитимностью
б) легальностью
в) подведомственностью
г) правомерностью
Вопрос 16:
С точки зрения социологической школы права, право – это:
Варианты ответа:
а) естественные права человека
б) совокупность правовых эмоций
в) совокупность предписаний, обеспеченных силой государственного принуждения
г) система правовых обычаев
Вопрос 17:
Условия действия правовой нормы определяются в:
Варианты ответа:
а) гипотезе
б) диспозиции
в) санкции правовой
Вопрос 18:
В зависимости от характера санкции правовых норм подразделяются на:
Варианты ответа:
а) прямые и косвенные
б) позитивные и негативные
в) прямые и отсылочные
г) позитивные и диспозитивные
Вопрос 19:
Система права состоит из (выберите верные ответы):
Варианты ответа:
а) отраслей
б) институтов
в) правоотношений
г) норм
Вопрос 20:
Юридическое содержание правоотношения – это:
Варианты ответа:
а) действия субъектов правоотношения
б) права и обязанности субъектов
в) объект, по поводу которого возникает правоотношение
Вопрос 21:
К числу частноправовых методов не относится:
Варианты ответа:
а) формально-юридический метод
б) сравнительно-правовой метод
в) системный анализ
Вопрос 22:
Первые государства в мире возникли на основе:
Варианты ответа:
а) азиатского способа производства
б) рабовладельческого способа производства
в) феодального способа производства
Вопрос 23:
К числу существенных признаков государства не относится:
Варианты ответа:
а) публично-принудительная власть
б) организация населения по территориальному принципу
в) налоги
г) полная независимость в международных отношениях
Вопрос 24:
Политический режим – это:
Варианты ответа:
а) совокупность всех форм государства
б) категория, характеризующая способы и методы осуществления государственной власти
в) категория, характеризующая территориальное устройство государства
Вопрос 25:
Звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями, - это:
Варианты ответа:
а) политическая организация
б) орган государственной власти
в) общественное объединение
г) механизм государства
Вопрос 26:
Согласно исторической школе, право – это:
Варианты ответа:
а) совокупность нормативно-правовых актов
б) продукт развития народного духа, объективированный в обычаях
в) порядок общественных отношений, охраняемый силой государственного принуждения
Вопрос 27:
К числу основных социальных регуляторов первобытного общества относится:
Варианты ответа:
а) мораль
б) позитивное право
в) инфорномия
Вопрос 28:
К актам применения права относятся:
Варианты ответа:
а) судебные приговоры
б) нормативные договоры
в) уставы вузов
г) договоры купли-продажи
Вопрос 29:
Основанием привлечения лица к уголовной ответственности является:
Варианты ответа:
а) вина
б) уголовный закон
в) наличие в деянии лица состава преступления
г) решение суда
Вопрос 30:
Существуют следующие виды толкования правовых норм по объёму (выберите верные ответы):
Варианты ответа:
а) буквальное
б) доктринальное
в) ограничительное
г) телеологическое
д) логическое
е) расширительное
Вопрос 31:
Предмет теории государства и права – это:
Варианты ответа:
а) совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощь которых получают знания о правовых явлениях.
б) особенности возникновения и развития государств у различных народов, возникновение различных правовых систем
в) отдельные категории и явления государственно-правовой действительности, определенная часть окружающей человека реальности
г) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, система основных понятий юриспруденции
Вопрос 32:
Сущностью любого государства является(ются):
Варианты ответа:
а) форма правления
б) политический режим
в) функции
г) политическая власть
Вопрос 33:
Предпосылкой возникновения государства является:
Варианты ответа:
а) разделение общества на классы
б) выделение функции обороны страны
в) появление правовых норм
г) развитие промышленности
Вопрос 34:
С точки зрения формационного подхода изменение типа государства обусловлено:
Варианты ответа:
а) изменением способа производства
б) изменением формы правления
в) изменением общественного сознания
Вопрос 35:
Ответственность правительства перед парламентом, избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом, характерны для ...
Варианты ответа:
а) президентской республики
б) демократической республики
в) парламентской республики
г) конституционной монархии
Вопрос 36:
С точки зрения юридического позитивизма нормы права устанавливаются:
Варианты ответа:
а) государством
б) обществом
в) правоприменителями
Вопрос 37:
Источником права РФ в формально-юридическом смысле не является:
Варианты ответа:
а) нормативный договор
б) религиозный текст
в) нормативный приказ министра
г) правой обычай
Вопрос 38:
Какой из переводов понятия “рецепция права” является наиболее точным?
Варианты ответа:
а) возрождение права
б) восприятие права
в) распространение права
Вопрос 39:
В зависимости от способа правового регулирования нормы права подразделяются на (выберите верные ответы):
Варианты ответа:
а) управомочивающие
б) регулятивные
в) обязывающие
г) дефинитивные
д) запрещающие
Вопрос 40:
Юридическим основанием возникновения, изменения и прекращения всех правоотношений является:
Варианты ответа:
а) воля субъекта правоотношения
б) юридический факт
в) решение компетентного государственного органа
Вопрос 41:
Теория государства и права относится к наукам.
Варианты ответа:
а) отраслевым
б) прикладным
в) методологическим
г) техническим методам научного познания.
Вопрос 42:
Диалектика относится к
Варианты ответа:
а) описательным
б) специально-юридическим
в) статистическим
г) всеобщим
Вопрос 43:
В основу формационного подхода к типологии государства положены:
Варианты ответа:
а) рабовладельческое государство
б) религиозные, национальные и культурные ценности
в) экономические отношения
г) локальная цивилизация
Вопрос 44:
Система «сдержек и противовесов» является основой:
Варианты ответа:
а) теории разделения властей
б) правового cтатуса личности
в) механизма правового регулирования
г) рыночной системы
Вопрос 45:
В политическую систему общества входят:
Варианты ответа:
а) система государственных органов и государственные учреждения
б) все организации, существующие в обществе
в) форма государственного правления и политический режим
г) государство и организации, занимающиеся политической деятельностью
Вопрос 46:
В основе идеологии буржуазных революций лежали идеи:
Варианты ответа:
а) исторической школы права
б) психологической школы права
в) естественно-правовой школы
г) исторического материализма
Вопрос 47:
Одним из субъектов правоприменительной деятельности является:
Варианты ответа:
а) юридическое лицо
б) судья
в) ученый-юрист
Вопрос 48:
К способам преодоления пробелов в праве относится:
Варианты ответа:
а) аналогия права
б) аналогия договора
в) правовая аксиома
Вопрос 49:
Противоправное деяние, вредный результат, причинная связь, время и орудия правонарушения - это элементы:
Варианты ответа:
а) объекта
б) субъективной стороны
в) субъекта
г) объективной стороны
Вопрос 50:
Вид правового сознания, складывающийся стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и общения с окружающими, называется:
Варианты ответа:
а) обыденным
б) профессиональным
в) научным
г) массовым
Ответы:
1.а
2.в
3.б
4.а
5.б
6.б
7.г
8.а
9.б
10.г
11.б
12.а
13.в
14.б
15.а
16.в
17.а
18.б
19.а,б,г
20.б
21.в
22.б
23.г
24.б
25.б
26.б
27.а
28.а
29.в
30.а,в,е
31.г
32.г
33.а,б
34.а
35.в
36.а
37.б
38.б
39.а,в,д
40.б
41.в
42.г
43.в
44.а
45.г
46.в
47.б
48.а
49.г
50.а
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Студент, набравший 85-100 б., освобождается от сдачи устного экзамена с выставлением оценки "отлично".

Студент, набравший 70-84 б., по его желанию может быть освобожден от сдачи устного экзамена с выставлением оценки "хорошо", либо допускается к сдаче устного экзамена для повышения семестрового рейтинга.

Студент, набравший 50-69 б., по желанию преподавателя может быть освобожден от сдачи устного экзамена с выставлением оценки "удовлетворительно", либо допускается по желанию преподавателя к сдаче устного экзамена для повышения семестрового рейтинга.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС 2023 ПСО.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаев Р. Т. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов В.Д. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория государства и права portal.edu.asu.ru
Э2 Журнал gospravo-journal.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:

1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Электронный курс Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9867).
4. Тгп Эбс http://elibrary.asu.ru/xmlui/discover?scope=%2F&query=%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&submit=

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Теория государства и права» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекции, в ходе которых возникают дискуссии.
При проведении практических занятий: устные опросы.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в составлении конспектов, докладов.
Подготовка к лекционным занятиям.
Кроме того, дисциплина подразумевает написание курсовой работы.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При реализации учебной дисциплины "Теория государства и права" в ходе практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, таких как метод проектов, метод обучения в парах, внеаудиторные методы обучения.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).