МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_9кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Преподаватель , Гикал Дмитрий Вячеславович;Бирюков Иван Игоревич

Рецензент(ы):
Преподаватель , Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионально образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплексного представления о государственно-правовых явлениях и процессах, закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности возникновения и функционирования государства и права;
основы правового государства;
основные типы современных правовых систем;
понятие, типы и формы государства и права;
роль государства в политической системе общества;
систему права Российской Федерации и ее элементы;
формы реализации права;
понятие и виды правоотношений;
виды правонарушений и юридической ответственности;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;
оперировать юридическими понятиями и категориями;
применять на практике нормы различных отраслей права;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеритистика теории государства и права
1.1. Общая характеристика теории государства и права.Предмет, методология. Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие, предмет и методы теории государства и права, их классификаци. Прнципы теории государства и права терии, место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие, предмет и методы теории государства и права, их классификаци. Прнципы теории государства и права терии, место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин. Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Общая характеристика государства Лекции 3 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Общество как социальная система. Понятие государства. Признаки государства.Теории происхождения государства и права. Функции государства. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Общество как социальная система. Понятие государства. Признаки государства.Теории происхождения государства и права. Функции государства. Практические 3 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Государственное устройство Лекции 3 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.8. Форма государственного устройства: федартивная форма, конфедеративная форма, унитарная форма. Форма государственного правления: Монархия и ее виды, республика и ее виды. Политический режим и его классификация: демократический, тоталитарный, фашизм, либеральный, авторитарный, деспотия. Сам. работа 3 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.9. Форма государственного устройства: федартивная форма, конфедеративная форма, унитарная форма. Форма государственного правления: Монархия и ее виды, республика и ее виды. Политический режим и его классификация: демократический, тоталитарный, фашизм, либеральный, авторитарный, деспотия. Практические 3 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.10. Механизм государства Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.11. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.12. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Практические 3 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.13. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.14. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Практические 3 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общая характеристика права
2.1. Общая характристика права Лекции 3 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие права, признаки права, система права, источники права Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие права, признаки права, система права, источники права Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.4. Национальные правовые системы Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Романо-германская система; англо-сакснская система, мусульманская система, еврейская система. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.6. Романо-германская система; англо-сакснская система, мусульманская система, еврейская система. Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.7. Механизм правового регулирования Лекции 3 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Понятие правового регулирования. Способы правового регулирования. Стадии правового регулирования.Поянтие и элементы механизма правового регулирования. Понятие, призанки и виды правовых средств. Правовой режим, его общая характеристика. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.9. Понятие правового регулирования. Способы правового регулирования. Стадии правового регулирования.Поянтие и элементы механизма правового регулирования. Понятие, призанки и виды правовых средств. Правовой режим, его общая характеристика. Практические 3 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.10. Правотворчество. Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.11. Понятие правотворчества,субъекты,принципы правотворчества, виды правотворчества. Законотворчество. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.12. Понятие правотворчества,субъекты,принципы правотворчества, виды правотворчества. Законотворчество. Практические 3 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.13. Реализация и применение права. Лекции 3 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.14. Формы и способы реализации права.Процесс применения права и его стадии. Толкование права; Способы и виды толкования права. Практические 3 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.15. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Лекции 3 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.16. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.17. Правоотношение и его виды. Субъекты правоотношений. понятие, и состав правонарушения, состав правонарушения. Классификация правонарушений. Понятие и классификация юридической отвественности. Практические 3 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.18. Правоотношение и его виды. Субъекты правоотношений. понятие, и состав правонарушения, состав правонарушения. Классификация правонарушений. Понятие и классификация юридической отвественности. Сам. работа 3 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.19. Правомерное поведение. Правовая культура Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.20. Правомерное поведение - его общая характеристика. Правовая культура. Правовое воспитание. Правосознание. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.21. Правомерное поведение - его общая характеристика. Правовая культура. Правовое воспитание. Правосознание. Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.22. Законность и правопорядок Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.23. Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.24. Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.25. Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. Практические 3 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.26. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 3 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопрос 1:
Методы теории государства и права – это:
Варианты ответа:
а) способы и приемы изучения предмета теории государства и права
б) основополагающие правовые категории
в) способы и приемы изучения нормативно-правовых актов
Вопрос 2:
С точки зрения диалектико-материалистической теории зарождение государственности обусловлено:
Варианты ответа:
а) развитием первобытной семьи
б) качественным изменением человеческой психики
в) появлением частной собственности и классов
г) завоеванием одних племен другими
Вопрос 3:
К элементам формы государства не относится:
Варианты ответа:
а) политический режим
б) функция государства
в) форма правления
г) форма государственного устройства
Вопрос 4:
Государство, состоящее из государственных образований, наделенных элементами государственного суверенитета, называется:
Варианты ответа:
а) федерацией
б) конфедерацией
в) унитарным государством
Вопрос 5:
В каком из государств существует государственная религия?
Варианты ответа:
а) в светском
б) в клерикальном
в) в неополитарном
г) в деспотическом
Вопрос 6:
Основным представителем нормативистской теории права является:
Варианты ответа:
а) Г. Гроций
б) Г. Кельзен
в) В. Ленин
Вопрос 7:
К источникам права в формально-юридическом смысле не относится:
Варианты ответа:
а) нормативный договор
б) судебный прецедент
в) юридическая доктрина
г) гражданско-правовой договор
д) правовой обычай
Вопрос 8:
К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния, относится :
Варианты ответа:
а) крайняя необходимость
б) отсутствие умышленной вины
в) состояние аффекта
Вопрос 9:
Права “второго поколения” – это:
Варианты ответа:
а) гражданские и социальные права
б) социально-экономические и культурные права
в) культурные и политические права
Вопрос 10:
В структуру нормы права входят:
Варианты ответа:
а) запрет, дозволение, поощрение
б) санкция, приказ, повеление
в) стимул, ограничение, поощрение
г) гипотеза, диспозиция, санкция
Вопрос 11:
К числу всеобщих методов теории государства и права не относится:
Варианты ответа:
а) диалектический метод
б) формально-юридический метод
в) метафизический метод
Вопрос 12:
С точки зрения формационного подхода изменение типа государства обусловлено:
Варианты ответа:
а) изменением способа производства
б) изменением формы правления
в) изменением общественного сознания
Вопрос 13:
Республиканская форма правления наиболее характерна для:
Варианты ответа:
а) рабовладельческих государств
б) феодальных государств
в) буржуазных государств
Вопрос 14:
Элементом механизма государства не является:
Варианты ответа:
а) государственное предприятие
б) политическая партия
в) государственное учреждение
Вопрос 15:
Свойство государственной власти, выступающее как признание социальными массами этой власти и как способность властвующих убедить подвластных в справедливости своих притязаний, называется:
Варианты ответа:
а) легитимностью
б) легальностью
в) подведомственностью
г) правомерностью
Вопрос 16:
С точки зрения социологической школы права, право – это:
Варианты ответа:
а) естественные права человека
б) совокупность правовых эмоций
в) совокупность предписаний, обеспеченных силой государственного принуждения
г) система правовых обычаев
Вопрос 17:
Условия действия правовой нормы определяются в:
Варианты ответа:
а) гипотезе
б) диспозиции
в) санкции правовой
Вопрос 18:
В зависимости от характера санкции правовых норм подразделяются на:
Варианты ответа:
а) прямые и косвенные
б) позитивные и негативные
в) прямые и отсылочные
г) позитивные и диспозитивные
Вопрос 19:
Система права состоит из (выберите верные ответы):
Варианты ответа:
а) отраслей
б) институтов
в) правоотношений
г) норм
Вопрос 20:
Юридическое содержание правоотношения – это:
Варианты ответа:
а) действия субъектов правоотношения
б) права и обязанности субъектов
в) объект, по поводу которого возникает правоотношение
Вопрос 21:
К числу частноправовых методов не относится:
Варианты ответа:
а) формально-юридический метод
б) сравнительно-правовой метод
в) системный анализ
Вопрос 22:
Первые государства в мире возникли на основе:
Варианты ответа:
а) азиатского способа производства
б) рабовладельческого способа производства
в) феодального способа производства
Вопрос 23:
К числу существенных признаков государства не относится:
Варианты ответа:
а) публично-принудительная власть
б) организация населения по территориальному принципу
в) налоги
г) полная независимость в международных отношениях
Вопрос 24:
Политический режим – это:
Варианты ответа:
а) совокупность всех форм государства
б) категория, характеризующая способы и методы осуществления государственной власти
в) категория, характеризующая территориальное устройство государства
Вопрос 25:
Звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями, - это:
Варианты ответа:
а) политическая организация
б) орган государственной власти
в) общественное объединение
г) механизм государства
Вопрос 26:
Согласно исторической школе, право – это:
Варианты ответа:
а) совокупность нормативно-правовых актов
б) продукт развития народного духа, объективированный в обычаях
в) порядок общественных отношений, охраняемый силой государственного принуждения
Вопрос 27:
К числу основных социальных регуляторов первобытного общества относится:
Варианты ответа:
а) мораль
б) позитивное право
в) инфорномия
Вопрос 28:
К актам применения права относятся:
Варианты ответа:
а) судебные приговоры
б) нормативные договоры
в) уставы вузов
г) договоры купли-продажи
Вопрос 29:
Основанием привлечения лица к уголовной ответственности является:
Варианты ответа:
а) вина
б) уголовный закон
в) наличие в деянии лица состава преступления
г) решение суда
Вопрос 30:
Существуют следующие виды толкования правовых норм по объёму (выберите верные ответы):
Варианты ответа:
а) буквальное
б) доктринальное
в) ограничительное
г) телеологическое
д) логическое
е) расширительное
Вопрос 31:
Предмет теории государства и права – это:
Варианты ответа:
а) совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощь которых получают знания о правовых явлениях.
б) особенности возникновения и развития государств у различных народов, возникновение различных правовых систем
в) отдельные категории и явления государственно-правовой действительности, определенная часть окружающей человека реальности
г) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, система основных понятий юриспруденции
Вопрос 32:
Сущностью любого государства является(ются):
Варианты ответа:
а) форма правления
б) политический режим
в) функции
г) политическая власть
Вопрос 33:
Предпосылкой возникновения государства является:
Варианты ответа:
а) разделение общества на классы
б) выделение функции обороны страны
в) появление правовых норм
г) развитие промышленности
Вопрос 34:
С точки зрения формационного подхода изменение типа государства обусловлено:
Варианты ответа:
а) изменением способа производства
б) изменением формы правления
в) изменением общественного сознания
Вопрос 35:
Ответственность правительства перед парламентом, избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом, характерны для ...
Варианты ответа:
а) президентской республики
б) демократической республики
в) парламентской республики
г) конституционной монархии
Вопрос 36:
С точки зрения юридического позитивизма нормы права устанавливаются:
Варианты ответа:
а) государством
б) обществом
в) правоприменителями
Вопрос 37:
Источником права РФ в формально-юридическом смысле не является:
Варианты ответа:
а) нормативный договор
б) религиозный текст
в) нормативный приказ министра
г) правой обычай
Вопрос 38:
Какой из переводов понятия “рецепция права” является наиболее точным?
Варианты ответа:
а) возрождение права
б) восприятие права
в) распространение права
Вопрос 39:
В зависимости от способа правового регулирования нормы права подразделяются на (выберите верные ответы):
Варианты ответа:
а) управомочивающие
б) регулятивные
в) обязывающие
г) дефинитивные
д) запрещающие
Вопрос 40:
Юридическим основанием возникновения, изменения и прекращения всех правоотношений является:
Варианты ответа:
а) воля субъекта правоотношения
б) юридический факт
в) решение компетентного государственного органа
Вопрос 41:
Теория государства и права относится к наукам.
Варианты ответа:
а) отраслевым
б) прикладным
в) методологическим
г) техническим методам научного познания.
Вопрос 42:
Диалектика относится к
Варианты ответа:
а) описательным
б) специально-юридическим
в) статистическим
г) всеобщим
Вопрос 43:
В основу формационного подхода к типологии государства положены:
Варианты ответа:
а) рабовладельческое государство
б) религиозные, национальные и культурные ценности
в) экономические отношения
г) локальная цивилизация
Вопрос 44:
Система «сдержек и противовесов» является основой:
Варианты ответа:
а) теории разделения властей
б) правового cтатуса личности
в) механизма правового регулирования
г) рыночной системы
Вопрос 45:
В политическую систему общества входят:
Варианты ответа:
а) система государственных органов и государственные учреждения
б) все организации, существующие в обществе
в) форма государственного правления и политический режим
г) государство и организации, занимающиеся политической деятельностью
Вопрос 46:
В основе идеологии буржуазных революций лежали идеи:
Варианты ответа:
а) исторической школы права
б) психологической школы права
в) естественно-правовой школы
г) исторического материализма
Вопрос 47:
Одним из субъектов правоприменительной деятельности является:
Варианты ответа:
а) юридическое лицо
б) судья
в) ученый-юрист
Вопрос 48:
К способам преодоления пробелов в праве относится:
Варианты ответа:
а) аналогия права
б) аналогия договора
в) правовая аксиома
Вопрос 49:
Противоправное деяние, вредный результат, причинная связь, время и орудия правонарушения - это элементы:
Варианты ответа:
а) объекта
б) субъективной стороны
в) субъекта
г) объективной стороны
Вопрос 50:
Вид правового сознания, складывающийся стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и общения с окружающими, называется:
Варианты ответа:
а) обыденным
б) профессиональным
в) научным
г) массовым
Ответы:
1.а
2.в
3.б
4.а
5.б
6.б
7.г
8.а
9.б
10.г
11.б
12.а
13.в
14.б
15.а
16.в
17.а
18.б
19.а,б,г
20.б
21.в
22.б
23.г
24.б
25.б
26.б
27.а
28.а
29.в
30.а,в,е
31.г
32.г
33.а,б
34.а
35.в
36.а
37.б
38.б
39.а,в,д
40.б
41.в
42.г
43.в
44.а
45.г
46.в
47.б
48.а
49.г
50.а
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена может включать несколько блоков оценивания:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Теория государства и права: предмет, функции.
2. Теория государства и права в системе юридических и иных наук.
3. Методология теории государства и права.
4. Основные теории происхождения государства (не менее трёх на выбор).
5. Понятие государства: традиционные и новые подходы.
6. Типология государств: основные подходы.
7. Государственная власть: понятие, виды.
8. Функции государства: понятие, классификация.
9. Государственный режим: понятие, виды.
10. Правовое государство: общая характеристика.
11. Форма государства: общее понимание и соотношение с иными категориями.
12. Форма правления: понятие, разновидности.
13. Форма государственного устройства: понятие, разновидности.
14. Механизм государства: понятие, структура.
15. Государственные органы: понятие, классификация, компетенция.
16. Принципы формирования и деятельности аппарата государства.
17. Понятие права: основные подходы.
18. Сущность, назначение и функции права.
19. Правовая система общества: понятие, структура, виды.
20. Характер взаимодействия: право, мораль, религиозные нормы и обычаи.
21. Правовая культура и правовое воспитание.
22. Правосознание: понятие, структура.
23. Принципы права: понятие, классификация.
24. Национальный и мировой правопорядок: характер соотношения.
25. Система права: понятие, структура.
26. Отрасли права: понятие, виды, классификация.
27. Международное и внутригосударственное право: характер взаимодействия.
28. Источник права и форма права: характер соотношения.
29. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.
30. Правовые акты судебных инстанций: понятие, виды.
31. Нормативно-правовой договор: понятие, виды.
32. Правовая доктрина как источник права.
33. Право и закон: характер соотношения.
34. Систематизация законодательства: понятие, формы.
35. Юридическая техника: понятие, приемы.
36. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
37. Механизм правового регулирования: понятие, структура.
38. Предмет, типы, методы и способы правового регулирования.
39. Правотворчество: понятие, стадии, принципы.
40. Виды правотворчества.
41. Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
42. Норма права: понятие, структура, классификация.
43. Правоотношение: понятие, состав, классификация.
44. Юридические факты: понятие, классификация.
45. Реализация права: понятие, формы.
46. Применение права: понятие, стадии, акты.
47. Толкование права: понятие, виды, способы.
48. Пробелы в праве и способы их преодоления.
49. Правомерное поведение: понятие, формы.
50. Законность и правопорядок: общие критерии.
51. Понятие правонарушения, их классификация.
52. Состав правонарушения: общетеоретическая характеристика.
53. Понятие и виды юридической ответственности.
54. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
КАТЕГОРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.


Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на экзамене). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 60 вопросов, студент может получить максимум 60 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 60 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС 2023 ПСО.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаев Р. Т. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов В.Д. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория государства и права portal.edu.asu.ru
Э2 Журнал gospravo-journal.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:

1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Электронный курс Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9867).
4. Тгп Эбс http://elibrary.asu.ru/xmlui/discover?scope=%2F&query=%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&submit=

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Теория государства и права» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекции, в ходе которых возникают дискуссии.
При проведении практических занятий: устные опросы.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в составлении конспектов, докладов.
Подготовка к лекционным занятиям.
Кроме того, дисциплина подразумевает написание курсовой работы.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При реализации учебной дисциплины "Теория государства и права" в ходе практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, таких как метод проектов, метод обучения в парах, внеаудиторные методы обучения.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).