МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Уголовно-исполнительное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияЗаочная
Учебный планz40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_11кл
Часов по учебному плану 90
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 72
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 90 90 90 90

Программу составил(и):
Преподаватель, Бежок Светлана Ивановна

Рецензент(ы):
Преподаватель, Столповский Максим Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Уголовно-исполнительное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 25.03.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций: способность принимать решения и совершать юридические действия; способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; способность выявлять, пресекать,раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 5 Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 8 Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9 Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.12 Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
ПК 1.13 Осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- предмет, задачи и систему курса;
- основные положения, сущность и содержание понятий, категорий, институтов, правовые статусы субъектов правоотношений применительно к уголовно-исполнительному праву;
- нормативные акты, регулирующие исполнение и отбывание всех видов уголовных наказаний;
- порядок и условия исполнения и отбывания отдельных видов наказаний в Российской Федерации;
- особенности нормативно-правового регулирования деятельности органов власти в области исполнения уголовных наказаний;
- систему учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;
- правовое положение осужденных;
- основные средства исправления осужденных;
- зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний, а также и международные нормами, регулирующие процесс исполнения уголовных наказаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать полученные знания на практике;
- толковать и применять нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов уголовных наказаний;
- определять орган либо учреждение, которое должно исполнять конкретный вид наказания;
- применять основные средства исправления осужденных с учетом их классификации;
- охарактеризовать условия отбывания различных видов наказаний;
- определять основания и пределы применения средств исправления осужденных;
- устанавливать эффективные психологические контакты;
- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения нормативно-правовых актов, реализации нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
- способностями принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- способностями юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- способностями уважения чести и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- способностями осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая часть
1.1. История развития уголовно-исполнительного права. Лекции 3 0 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 9, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. История развития уголовно-исполнительного права в России Практические 3 0 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. История развития уголовно-исполнительного права в России Сам. работа 3 4 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 9, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Понятие уголовно-исполнительного права и его принципов. Источники, нормы, правоотношения Лекции 3 0 ПК 1.13, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Понятие уголовно-исполнительного права и его принципов. Источники, нормы, правоотношения Практические 3 0 ПК 1.13, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Понятие и правовые основания исполнения уголовного наказания. Лекции 3 0 ПК 1.13, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Понятие и правовые основания исполнения уголовного наказания. Практические 3 0 ПК 1.13, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. «Понятие уголовно-исполнительного права и его принципов. Источники, нормы, правоотношения», «Понятие и правовые основания исполнения уголовного наказания» Сам. работа 3 4 ПК 1.13, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Правовое положение (правовой статус) лиц, отбывающих уголовное наказание. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания и контроль за их деятельностью Лекции 3 0 ПК 1.13, ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. «Правовое положение (правовой статус) лиц, отбывающих уголовное наказание. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания и контроль за их деятельностью». Практические 3 4 ПК 1.13, ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Особенная часть
2.1. Порядок и условия исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества Лекции 3 2 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Порядок и условия исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества Практические 3 0 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. «Правовое положение (правовой статус) лиц, отбывающих уголовное наказание. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания и контроль за их деятельностью», «Порядок и условия исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества» Сам. работа 3 4 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы. Лекции 3 2 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы. Практические 3 0 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях». Сам. работа 3 2 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях». Практические 3 0 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Основные средства исправительного воздействия на осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях Лекции 3 4 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. «Основные средства исправительного воздействия на осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях» Практические 3 0 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Основные средства исправительного воздействия на осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях Сам. работа 3 6 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. «Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Сам. работа 3 2 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. «Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Практические 3 0 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. «Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих» Сам. работа 3 2 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. «Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих». Практические 3 0 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. Освобождение от отбывания наказания, помощь освобождаемым от отбывания наказания и контроль за ними Лекции 3 2 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.16. «Освобождение от отбывания наказания, помощь освобождаемым от отбывания наказания и контроль за ними». Практические 3 2 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.17. «Освобождение от отбывания наказания, помощь освобождаемым от отбывания наказания и контроль за ними» Сам. работа 3 4 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.18. «Международно-правовые акты и стандарты обращения с осужденными». Практические 3 2 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.19. «Международно-правовые акты и стандарты обращения с осужденными». Сам. работа 3 44 ПК 1.13, ПК 1.1, ОК 13, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Контроль

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие уголовно-исполнительной политики. Факторы, определяющие уголовно-исполнительную политику государства.
2. Тенденции развития уголовно-исполнительной политики. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
3. Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и методы уголовно-исполнительного права.
4. Соотношение уголовно-исполнительного права с другими отраслями права.
5. Характеристика общеправовых принципов уголовно-исполнительного права.
6. Характеристика межотраслевых и отраслевых принципов уголовно-исполнительного права.
7. Понятие и источники уголовно-исполнительного законодательства.
8. Основные международные стандарты в области исполнения уголовных наказаний.
9. Уголовно-исполнительные правоотношения.
10. Виды уголовных наказаний и учреждения и органы, их исполняющих.
11. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы России.
12. Виды контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
13. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
14. Контроль органов государственной власти и местного самоуправления за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
15. Судебный контроль и ведомственный за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
16. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.
17. Общественный контроль за обеспечением прав осужденных.
18. Цели исполнения наказания. Понятие исполнения и отбывания наказа-ния.
19. Понятие правового статуса осужденных, его структурные элементы.
20. Основные права и законные интересы осужденных.
21. Основные обязанности осужденных. Ответственность осужденных.
22. Порядок осуществления права осужденных на личную безопасность.
23. Порядок осуществления права осужденных на свободу совести и вероисповедания.
24. Порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами.
25. Виды исправительных учреждений и категории осужденных, отбывающих в них наказание.
26. Места отбывания лишения свободы.
27. Порядок направления осужденных для отбывания наказания и порядок их приема в исправительные учреждения. Порядок перемещения осужденных.
28. Понятие и функции режима исполнения (отбывания) лишения свободы.
29. Содержание режима в местах лишения свободы.
30. Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости, посылки, передачи, бандероли осужден-ных.
31. Переписка осужденных к лишению свободы. Получение и отправление осужденными денежных переводов. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы.
32. Свидания осужденных к лишению свободы с родственниками и иными лицами. Прогулки осужденных.
33. Передвижение осужденных к лишению свободы без конвоя или сопро-вождения.
34. Предоставление осужденным к лишению свободы краткосрочных выездов за пределы исправительных учреждений. Отпуска осужденных.
35. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы.
36. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.
37. Понятие злостного нарушения режима лишения свободы и злостного нарушителя режима. Значение признания злостным нарушителем.
38. Способы обеспечения режима в местах лишения свободы.
39. Меры безопасности, специальные средства, основания их применения.
40. Изменение условий содержания во время отбывания лишения свободы в пределах одного исправительного учреждения. Переводы осужденных из одного исправительного учреждения в другое.
41. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы.
42. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы. Привлечение осужденных к работам без оплаты труда.
43. Общее образование осужденных, отбывающих наказание в виде лише-ния свободы. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы.
44. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы. Общест-венное воздействие как средство исправления осужденных.
45. Отбывание лишения свободы в колониях-поселениях.
46. Отбывание лишения свободы в исправительных колониях общего и строгого режимов.
47. Отбывание лишения свободы в исправительных колониях особого ре-жима. Особенности отбывания пожизненного лишения свободы.
48. Отбывание лишения свободы в тюрьмах.
49. Отбывание лишения свободы в воспитательных колониях.
50. Основания и виды освобождения от отбывания наказания.
51. Порядок освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы. Подготовительная работа к освобождению осужденных.
52. Административный надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказания.
53. Исполнение наказания в виде штрафа.
54. Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
55. Исполнение наказания в виде обязательных работ.
56. Исполнение наказания в виде исправительных работ.
57. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.
58. Исполнение наказания в виде принудительных работ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы реферетов размещены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения итоговой аттестации: экзамен проводится в устной форме.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену:
1. Уголовно-исполнительное право как отрасль права.
2. Понятия науки уголовно-исполнительного права, ее предмет и задачи на современном этапе.
3. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.
4. Система и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Вопросы совершенствования системы законодательства.
5. Понятие принципов уголовно-исполнительного права и их система.
6. Понятие и структура уголовно-исполнительных правоотношений. Юридические факты.
7. Положение о дисциплинарной воинской части, его значение и структура.
8. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений как источник уголовно-исполнительного права и их характеристика.
9. Учреждения и органы, исполняющие наказания, связанные с уголовно-исполнительным воздействием (понятие, виды и их основные задачи).
10. Исправительные колонии – основной вид учреждений, исполняющих наказания. Проблемы их совершенствования.
11. Исправительные колонии общего и строгого режима (состав осужденных, условия их содержания и особенности исправительного воздействия).
12. Исправительные колонии особого режима (состав осужденных, условия их содержания и особенности исправительного воздействия).
13. Тюрьма (состав осужденных, условия их содержания и особенности исправительного воздействия).
14. Воспитательные колонии (состав осужденных, условия их содержания и особенности исправительного воздействия).
15. Следственные изоляторы, их назначение и задачи.
16. Исправительные колонии-поселения (состав осужденных, условия их содержания и особенности исправительного воздействия).
17. Понятие режима в местах лишения свободы, его карательное и воспитательное значение.
18. Правовое регулирование исполнения наказания в виде лишения свободы.
19. Раздельное содержание осужденных в местах лишения свободы.
20. Понятие и критерии классификации осужденных к лишению свободы.
21. Понятие правового положения осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества и проблемы совершенствования правового положения осужденных на современном этапе.
22. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей.
23. Краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы в связи с исключительными обстоятельствами.
24. Правовое регулирование труда осужденных в местах лишения свободы (порядок привлечения осужденных к труду, условия и оплата их труда).
25. Изменение условий содержания лиц, лишенных свободы во время отбывания наказания (прогрессивная система отбывания наказания).
26. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы.
27. Меры поощрения и порядок их применения к лицам, лишенным свободы.
28. Меры взыскания и порядок их применения к лицам, лишенным свободы.
29. Меры безопасности и основания применения оружия к лицам, лишенным свободы.
30. Порядок водворения и условия содержания осужденных в помещениях камерного типа, штрафных и дисциплинарных изоляторах. Передовой опыт исправления осужденных.
31. Основания и порядок представления осужденных к условно-досрочному освобождению от наказания или замене наказания более мягким.
32. Порядок и условия исполнения наказаний в виде обязательных работ.
33. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа.
34. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
35. Порядок и условия исполнения приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
36. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.
37. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы.
38. Порядок и условия исполнения наказания в виде принудительных работ.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС УИП 2022.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козаченко И. Я. [и др.] Уголовно-исполнительное право : учебник для СПО : Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право : учебное пособие для СПО : Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Эминов В. Е. [и др.] Основы уголовно-исполнительного права России : учебное пособие для СПО: Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Козаченко И. Я. [и др.] Уголовно-исполнительное право. Практикум : учебное пособие для СПО: Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС Консультант Плюс consultant.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 3. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp. elibrary.ru
Э4 Электронный курс "Уголовно-исполнительное право" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по проведению преподавателями
основных видов учебных занятий и педагогическому контролю

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, семинарских / практи-ческих занятий. Занятия по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал по дисциплине «Уголовное право РФ;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность студентов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овла-дение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориенти-ры для самостоятельной работы над содержанием дисциплины.
Существует три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция.
По данной дисциплине должны быть преимущественно использованы такие лек-ционные формы, как информационная и обзорная лекции.
Семинарские / практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине «Уголовно-исполнительное право». Глав-ной целью семинаров является обсуждение теоретических и практических вопросов уго-ловно-исполнительного права. На семинарских занятиях студенты совершенствуют уме-ния убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских / практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается зада-ние в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоя-тельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебную и иную литературу. На основе изученного материала сту-дент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложен-ную в планах семинарских / практических занятий. Использование студентами литерату-ры в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих студентов.
3. Наличие Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, а также иных рекомендованных нормативных актов является обязательным. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям закона. Сту-денты должны свободно ориентироваться в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и чет-ко понимать его содержание.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у студентов навык обоснован-ной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных за-мечаний.
5. Необходимо учить студентов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, попытаться выявить их причины и выработать рекоменда-ции по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии (например, вместо юридическо-го термина «исправительная колония» произносили бытовую фразу «тюрьма» и т.п.), обращать внимание на культуру речи студентов (в кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов уда-рение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство).
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсужде-ния темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дис-куссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по об-суждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласится с предложен-ными подходами. В этих случаях, студент обязан аргументировать свои выводы, основы-ваясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариан-тов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правопри-менительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) градация вопросов: обсуждение вопросов от простого к сложному;
3) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оце-нивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
б) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем сту-дентами с объяснением такого выбора,
4) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
з) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учеб-ной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические студенческие конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, по-скольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности студентов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный, итоговый. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменный опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний сту-дентами по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» предлагается использовать следующие виды контроля:
- текущий контроль в процессе изучения дисциплины (на семинарских и практи-ческих занятиях) в индивидуальной и фронтальной формах;
- периодический фронтальный тематический контроль по крупным разделам учеб-ной дисциплины;
- промежуточная аттестация – экзамен для студентов дневного отделения и зачет для студентов отделения заочного обучения.
При выставлении оценки на экзамне или зачете по дисциплине с целью ее объек-тивности также следующие факторы:
- активная работа студента во время семинарских и практических занятий;
- результаты контрольных заданий;
- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.