МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Специальная техника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_11кл
Часов по учебному плану 190
в том числе:
аудиторные занятия 120
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 60 60 60 60
Практические 60 60 60 60
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 190 190 190 190

Программу составил(и):
Препод., Кирпиков Сергей Владимирович

Рецензент(ы):
Старший преподаватель, Машлякевич В. А

Рабочая программа дисциплины
Специальная техника

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 25.03.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины "Специальная техника" по специальности 40.02.02 "Правоохранительная деятельность" являются:
формирование у обучающегося комплекса теоретических знаний,
практических умений и навыков, необходимых для выполнения оперативно-служебных задач.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ПК 1.7 Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8 Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.назначение, задачи, технические возможности, организационно-правовые основы и тактические особенности применения различных видов специальной техники и технических средств
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- обеспечивать безопасность: личную, подчиненных, граждан;
- обеспечивать законность и правопорядок;
- охранять общественный порядок;
- выбирать и тактически правильно применять средства специальной техники в различных оперативно-служебных ситуациях и документально оформлять это применение
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выполнения оперативно-служебных задач в соответствии с профилем деятельности правоохранительного органа в условиях режима чрезвычайного положения, с использованием специальной техники, вооружения, с соблюдением требований делопроизводства и режима секретности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специальная техника в системе технического обеспечения правоохранительных органов
1.1. Специальная техника в системе технического обеспечения правоохранительных органов Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Специальная техника в системе технического обеспечения правоохранительных органов Сам. работа 4 6 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Специальная техника в системе технического обеспечения правоохранительных органов Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Правовые и организационные основы применения специальной техники
2.1. Правовые и организационные основы применения специальной техники Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Правовые и организационные основы применения специальной техники Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Правовые и организационные основы применения специальной техники Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Специальные средства правоохранительных органов
3.1. Специальные средства правоохранительных органов Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Специальные средства правоохранительных органов Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Специальные средства правоохранительных органов Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.4. Средства активной обороны и обеспечения специальных операций Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.5. Средства активной обороны и обеспечения специальных операций Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.6. Средства активной обороны и обеспечения специальных операций Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.7. Основания и порядок применения специальных средств Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.8. Основания и порядок применения специальных средств Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.9. Основания и порядок применения специальных средств Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Технические средства и системы охраны
4.1. Технические средства и системы охраны Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.2. Технические средства и системы охраны Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.3. Технические средства и системы охраны Сам. работа 4 8 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.4. Современные технические средства наблюдения Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.5. Средства охранно-пожарной сигнализации Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.6. Технические средства контроля и управления доступом Лекции 4 2 ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Поисковые технические средства
5.1. Поисковые технические средства Лекции 4 4 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
5.2. Поисковые технические средства Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
5.3. Поисковые технические средства Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Техническое оснащение оперативно-розыскного производства
6.1. Техническое оснащение оперативно-розыскного производства Лекции 4 4 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
6.2. Техническое оснащение оперативно-розыскного производства Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
6.3. Техническое оснащение оперативно-розыскного производства Сам. работа 4 6 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
6.4. Использование в предотвращении и раскрытии преступлений полиграфных устройств Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
6.5. Использование в предотвращении и раскрытии преступлений полиграфных устройств Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Специальные химические вещества
7.1. Специальные химические вещества Лекции 4 4 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
7.2. Специальные химические вещества Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
7.3. Специальные химические вещества Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Технические средства защиты информации
8.1. Технические средства защиты информации Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
8.2. Технические средства защиты информации Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
8.3. Технические средства защиты информации Сам. работа 4 6 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
8.4. Планирование защитных мероприятий по видам дестабилизирующего воздействия Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
8.5. Планирование защитных мероприятий по видам дестабилизирующего воздействия Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
8.6. Средства защиты информации в автоматизированных системах Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
8.7. Технические средства обнаружения и фиксации информации Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
8.8. Основы организации компьютерной безопасности в правоохранительных органах Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Технические организационные особенности построения и эксплуатации каналов связи
9.1. Технические организационные особенности построения и эксплуатации каналов связи Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
9.2. Технические организационные особенности построения и эксплуатации каналов связи Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
9.3. Технические организационные особенности построения и эксплуатации каналов связи Сам. работа 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Проводные средства связи
10.1. Проводные средства связи Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
10.2. Проводные средства связи Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
10.3. Проводные средства связи Сам. работа 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Средства радиосвязи
11.1. Средства радиосвязи Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
11.2. Средства радиосвязи Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
11.3. Средства радиосвязи Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Средства связи с мобильными объектами
12.1. Средства связи с мобильными объектами Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
12.2. Средства связи с мобильными объектами Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
12.3. Средства связи с мобильными объектами Сам. работа 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Оперативно-служебный транспорт
13.1. Оперативно-служебный транспорт Лекции 4 4 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
13.2. Оперативно-служебный транспорт Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
13.3. Оперативно-служебный транспорт Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Технические средства дежурных частей
14.1. Технические средства дежурных частей Лекции 4 4 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
14.2. Технические средства дежурных частей Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
14.3. Технические средства дежурных частей Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 15. Средства усиления речи
15.1. Средства усиления речи Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
15.2. Средства усиления речи Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
15.3. Средства усиления речи Сам. работа 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
15.4. Дифференцированный зачет Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля ( индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9119
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
Перечень примерных вопросов для подготовки к диф.зачету:
1. Понятие и классификация специальной техники правоохранительных органов?
2. Правовые основы применения специальной техники правоохранительными органами?
3. Понятие и классификация специальных средств?
4. Классификации и характеристики средств индивидуальной бронезащиты?
5. Какие предъявляются требования к средствам индивидуальной бронезащиты?
6. Какие классы защиты средств индивидуальной бронезащиты согласно ГОСТ Вы можете назвать?
7. Запреты и ограничения, применения специальных средств?
8. Каково понятие и классификация средств активной обороны?
9. Каково назначение, характеристика средств ударно-болевого воздействия?
10. Понятие, назначение, классификация средств активной обороны операций?
11.Понятие, назначение, классификация средств обеспечения специальных операций?
12.Виды средств связи применяемые в ОВД, их достоинства и недостатки ?
13. Характеристика средств радиосвязи применяемых в ОВД ?
14. Требования предъявляются к средствам и системам связи в ОВД?
15.Средства связи с мобильными объектами?
16. Проводные средства связи?
17. Технические средства защиты информации?
18. Технические средства наблюдения?
19.Инженерно-техническая укрепленность охраняемых объектов?
20. Системы охранно-пожарной сигнализации?
21. Система охранного телевидения, и ее элементы?
22. Технические средства для обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств?
23. Характеристика комплекса технических средств дежурных частей ОВД?
24. Поисковые технические средства?
25. Технические средства поиска наркотических веществ?
26. Способы сокрытия материальных объектов, технические средства их обнаружения?
27. Специальные химические вещества, применяемых ОВД?
28. Классификация химических ловушек, виды и принципы работы?
29. Технические средства обеспечения оперативной работы?
30. Технические средства контроля и управления доступом?
31. Средства защиты информации в автоматизированных системах?
32. Оперативно-служебный транспорт?
33. Технические средства дежурных частей
34. Средства усиления речи?

Тестовые задания
Вопрос 1 Что относится к специальному оперативно-служебному транспорту ?
А) транспортные средства, оборудованные устройствами и механизмами, предназначенными для выполнения специальных работ
Б) автомобили, предназначенные для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование
В) Автомобили, мотоциклы, катера, вертолеты

Вопрос 2 Что представляет собой многоканальная система регистрации телефонных вызовов и речевых сообщений ?
А) программно-аппаратный комплекс, осуществляют автоматическую звукозапись и документирование речевой информации в круглосуточном необслуживаемом режиме и предназначены для регистрации обращений граждан
Б) комплекс для передачи звуковых сообщений одновременно по нескольким телефонным линиям
В) программно-аппаратный комплекс обеспечивающий устойчивую связь в правоохранительных органах

Вопрос 3 Средства усиления речи в зависимости от назначения подразделяются на?
А) носимые, мобильные, стационарные
Б) мощные, маломощные, стационарные, переносные
В) оба варианта ответа правильные

Вопрос 4 Специальная техника представляет собой...
А) совокупность технических средств и научно обоснованных приемов их правомерного использования уполномоченными на то сотрудниками правоохранительных органов в целях предупреждения и раскрытия преступлений, иных правонарушений, розыска преступников, содержания под стражей осужденных, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Б) совокупность средств деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества; с другой – совокупная характеристика используемых для достижения цели навыков и приемов

Вопрос 5 Правовая основа применения специальной техники – это?
А) система законодательных и подзаконных актов, а также устанавливаемых ими принципов и правил, определяющих допустимость использования либо регламентирующих организацию, порядок, условия, способы и результаты использования технических средств в обеспечении правопорядка
Б) Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти
В) Оба варианта ответа правильные

Вопрос 6 Специальные средства ОВД это ...
А) совокупность технических устройств, приспособлений и материалов, предназначенных для обеспечения активной защиты личного состава органов внутренних дел, а также для принудительно-силового воздействия на биологические и не биологические материальные объекты с целью обеспечения специальных операций, а также правовых и организационно-тактических основ их применения сотрудниками органов внутренних дел.
Б) средства предназначены для выполнения аварийно-спасательных и специальных работ, технических устройств, приспособлений и материалы, предназначенные для обеспечения активной защиты личного состава
В) оба варианта ответа правильные

Вопрос 7 По каким частям тела запрещено нанесение человеку ударов спец.средством -ПР 73?
А) по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Также не допускается суммирование ударов в одно и то же место
Б) По области головы, шеи, солнечного сплетения, сердца, более 3 сек. или многократно, а также применение во время дождя или против лиц, находящихся в водной среде
В) Оба варианта правильные

Вопрос 8 К средствам индивидуальной защиты относятся?
А) шлемы (стальные армейские, "Сфера", каска защитная пластмассовая); бронежилеты, пулезащитные куртки (ЖЗТ-71М, ЖЗЛ-74, Мираж); противоударные и броневые щиты
Б) палка резиновая специальная (ПР-73, ПР-73М, ПР-89, ПР-90); наручники (БР, БР-С); ручные газовые гранаты ("Черемуха-1", "Черемуха-6", "Черемуха-12")
В) оба варианта ответа правильные

Вопрос 9 Средства активной обороны предназначены для ...
А) отражения нападения правонарушителей, пресечение их неповиновения, ограничение физического сопротивления, активного воздействия на правонарушителей путем кратковременного психофизического или болевого воздействия без нанесения травм или других телесных повреждений.
Б) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья
В) для выявления материальных следов преступления и предотвращения правонарушений

Вопрос 10 Технические средства охраны это?
А) Совокупность устройств, применяемых в системе охраны объектов с целью повышения надежности охраны и создания караулам и нарядам условий для выполнения задач по охране.
Б) Приёмные антенны направленного и ненаправленного действия; Радиоприемники; Радиопеленгаторы; Устройства панорамного обзора; Анализаторы спектра принимаемых сигналов; Устройства для автоматического отсчёта сдвигов пеленга и частоты и т.д.

Правильные ответы:









10а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование (Итоговый тест по дисциплине)
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 100 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. В вопросах открытого типа, необходимо выбрать один правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 100 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 90 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.С.Дубинин, В.С. Шипицын Специальная техника органов внутренних дел: учебное пособие Омская академия МВД России, 2018 studfile.net
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б.В.Рудаков, Д.А.Бражников, А.М.Щукин Основы специальной техники органов внутренних дел: учебное пособие Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2020 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Специальная техника portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS:
- MS Word
- MS PowerPointMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система:
СПС Консультант(http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
Научная электронная библиотека (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
При реализации учебной дисциплины МДК 01.04 Специальная техника
используются интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий используются интерактивная форма в виде разбора конкретных жизненных ситуаций.
При проведении практических занятий используются интерактивные формы в виде деловых игр или разбора конкретных жизненных ситуаций.