МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_Социология_СМиР-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 73
индивидуальные консультации 90
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 73 73 73 73
Консультации 90 90 90 90
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. социол. наук, Доцент, Замятина О.Н.

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с современными методологическими подходами к исследованию образования;
вооружить их знаниями об образовании как социальной системе;
раскрыть специфику взаимодействия социальных субъектов в сфере образования;
показать особенности методики социологических исследований в сфере образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать программу прикладного социологического исследования на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных.
ПК-1.1 Знает социологические теории и методы социальных наук применительно к задачам прикладного социологического исследования социальных общностей, институтов и процессов, явлений, общественного мнения
ПК-1.2 Умеет анализировать и объяснять социальные явления и процессы на основе научных теорий, концепций, методологических подходов; интерпретировать данные социологического исследования
ПК-1.3 Владеет навыками разработки инструментария прикладного социологического исследования, соответствующего задачам исследования и используемым методам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает социологические теории и методы социальных наук применительно к задачам прикладного социологического исследования социальных общностей, институтов и процессов, явлений, общественного мнения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет анализировать и объяснять социальные явления и процессы на основе научных теорий, концепций, методологических подходов; интерпретировать данные социологического исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками разработки инструментария прикладного социологического исследования, соответствующего задачам исследования и используемым методам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология образования как отраслевая социологическая дисциплина
1.1. Социология образования как отраслевая теория в современном социальном знании Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Социология образования как отраслевая теория в современном социальном знании Практические 6 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Социология образования как отраслевая теория в современном социальном знании Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Методология отрасли социология образования Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Методология отрасли социология образования Практические 6 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Методология отрасли социология образования Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Практическая часть
2.1. Образование как социальный институт Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Образование как социальный институт Практические 6 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Образование как социальный институт Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Образование и социальная структура общества Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Образование и социальная структура общества Практические 6 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Образование и социальная структура общества Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Личность в системе образования Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Личность в системе образования Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Личность в системе образования Сам. работа 6 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.10. Качество образования как социологическая проблема Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.11. Качество образования как социологическая проблема Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.12. Качество образования как социальная проблема Сам. работа 6 13 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.13. Методика социологических исследований системы образования Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.14. Методика социологических исследований системы образования Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.15. Методика социологических исследований системы образования Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.16. Консультации 6 90 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Кто из социологов предлагал систему «высшего народного образования»:
a) Э. Дюркгейм;
b) О. Конт;
c) К. Маркс.
Ответ: b)
2. Кто из социологов утверждал, что образование должно быть направлено на самообразование:
a) О. Конт;
b) Г. Спенсер;
c) Э. Дюркгейм.
Ответ: b)
3. В каких годах началось интенсивное развитие социологии образования?
a) в конце 60-х – начале 70-х гг. XX века;
b) начало 50-х- конец 70-х гг. XX века;
c) начало 60-х- конец 90-х гг. XX века.
Ответ: а)
4. Система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой характеризует:
a) объект образования;
b) предмет образования;
c) цель образования.
Ответ: b)
5. В каком году Ф. Кумбс публикует книгу о мировом кризисе в образовании?
a) в 1885 г.;
b) в 1880 г.;
c) в 1985 г..
Ответ: с)
6. Формирование профессионально-квалифицированного состава населения - это характеристика:
a) социальной функции образования;
b) функции образования в экономической сфере;
c) функция образования в сфере культуры.
Ответ: b)
7. Социологическое исследование – это:
a) сбор первичной социологической информации;
b) описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе;
c) система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Ответ: с)
8. Интерпретация эмпирических данных – это:
a) процедура соотнесения результатов одного исследования с результатами других исследований
b) процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением;
c) интегральная характеристика, содержащая качество цели, средств, процесса и результата исследования и зависящая от каждого из этапов исследования.
Ответ: b)
9. На какие две части в трактовке Конта делиться образование человека?
a) «самопроизвольную» и «систематическую»;
b) «самопроизвольную» и «импровизационную»;
c) «внутреннею» и «внешнею».
Ответ: а)
10. Основная идея Э. Дюркгейма, определившая в значительной мере развитие социологии образования?
a) тесная связь педагогики и социологии, зависимость первой от второй;
b) тесная связь педагогики и философии, зависимость первой от второй;
c) тесная связь психологии и социологии, зависимость первой от второй;
Ответ: а)
11. Что понимается в социологии под операционализацией:
a) процедура перевода теоретических понятий в переменные и эмпирические индикаторы;
b) определение последовательности действий по реализации исследовательского проекта;
c) процедура перевода теоретических гипотез в эмпирические данные.
Ответ: а)
12. Что в социологии понимается под репрезентативностью:
a) характеристика эмпирических данных, указывающая на их точность и наглядность;
b) характеристика метода сбора данных, указывающая на его адекватность предмету исследования;
c) характеристика выборки, указывающая на ее способность представлять генеральную совокупность.
Ответ: с)
13. Парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в рамках науки:
a) закон;
b) методология;
c) метод.
Ответ: b)
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые вопросы
1. Процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением называется ____________( интерпретация эмпирических данных)
2. Совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых явлений и процессов характеризует _________социальную информацию (эмпирическую)
3. Письменная форма опроса, осуществляющаяся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом _______(анкетирование)
4. Метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах называют ________(контент-анализом)
5. Конкретный фрагмент социальной реальности, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию – это ___________(объект исследования)
6. Существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования – это ________(предмет исследования)
7. Априорные предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть – это____________(гипотезы исследования)
8. Сколько разделов в программе социологического исследования ____? (два)
9. Индивид, социальная общность, способные изменять социальную среду, активно использовать детерминанты образовательного поведения, влиять на развитие образовательной ситуации в целях становления и развития социальной культуры на индивидуальном, групповом и общественном уровнях - это__________(социальный субъект образования)
10. Свойство социальной системы функционировать и поступательно развиваться, уравновешивая прямые внешние воздействия среды, сохраняя свою целостность за счет воспроизводства функций, структуры, потенциала и форм взаимодействия социальных субъектов как элементов данной системы - это__________(инерционность образования)
11. Система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой - это__________(предмет образования)
12. Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении - это__________(социологическое исследование)
13. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма________взаимодействия (социального)
14. Функционирование и развитие общества происходят в_______ формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей (различных)
15. Социология – это_________(самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах)
16. Э. Дюркгейм предложил основной метод социологического анализа и назвал его _________(социологизмом)
17. Конечный результат, которого социолог хочет достичь в социологическом исследовании – это __________(цель исследования)
18. Метод научного познания, состоящий в мысленном разложении предмета социологического исследования как целого на составные части с целью изучения их конкретного содержания и взаимодействия – это социологический _______(анализ)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
16. Образование как социальная система
17. Функции и дисфункции образования
18. Структура и уровни социального субъекта образования
19. Становление и развитие западной социологии образования в 19-20 в.в
20. Социологические подходы к изучению образования в России.
21. Кризис образования. Трактовки кризиса системы образования в современном мире
22. Факторы социального неравенства в образовании
23. Образование в системе социальных ценностей общества
24. Социальная стратификация и социальная мобильность в системе образования
25. Понятие непрерывного образования, его социальные и личностные аспекты
26. Самообразование как вид деятельности субъектов образовательной деятельно¬сти
27. Социология средней школы. Социальные проблемы средней школы
28. Социология среднего профессионального образования
29. Социология высшей школы. Социальные проблемы высшей школы
30. Качество образования как социологическая проблема
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
4. Сформулируйте актуальную проблему развития образования в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
5. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования системы образования. Ответ аргументируйте.
6. Определите общее и различное в понимании института образования с точки зрения социологии, педагогики, психологии. Покажите преимущества социологии по сравнению с другими науками.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Острогорский А.Н. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ 2-е изд.: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle «Социология образования» portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Юрайт" biblioclub.ru
Э3 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.