Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_Зарубежное регионоведение_КиКЯ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | формирование представлений о культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа. выявить и охарактеризовать основные элементы духовной культуры Китая; Проследить эволюцию развития искусства Китая от архаической культурной традиции до современных многообразных форм; Проанализировать процесс становления и генезиса китайской литературы от летописной традиции до современных жанров литературы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять сбор, систематизацию и анализ первичной информации в сфере политического, социально-экономического, культурного развития региона специализации |
ПК-1.1 | Знает принципы формирования источниковой базы исследования, методы анализа источников |
ПК-1.2 | Умеет выявлять, собирать и систематизировать первичную информацию в сфере политического, социально- экономического, культурного развития региона специализации для решения конкретной научно- исследовательской задачи |
ПК-1.3 | Умеет применять данные оригинальных источников для решения конкретной научно- исследовательской задачи в профессиональной деятельности |
ПК-1.4 | Владеет методами анализа источниковой базы научного исследования |
ПК-4 | Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей. |
ПК-4.1 | Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации |
ПК-4.2 | Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы развития культуры Китая; современные тенденции развития китайской культуры; особенности этнокультурного развития региона специализации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Китая |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественая культура Китая | ||||||
1.1. | История китайского искусство в эпоху древности | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Искусство Китая в эпоху средневековья. Династия Мин и Цин. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основные тенденции развития искусства в Китае в новое и новейшее время. Китайский постмодернизм. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
1.4. | Художественное наследие эпохи неолита | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Живопись эпохи Цин | Практические | 8 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
1.7. | Развитие буддийского искусства в Китае | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
1.8. | Анализ неолитического искусства | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Древнекитайское искусство | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Средневековое искусство | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
1.11. | Современное искусство Китая | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
Раздел 2. Литература Китая | ||||||
2.1. | История становления китайской письменности. Древнекитайская литература | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Китайская литература в средние века | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.3. | Развитие китайской литературы в XVII - XIX вв. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.4. | Литературная революция в Китае в начале XX в. Публицистичность китайской литературы начала XX в. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.5. | Основные тенденции развития китайской литературы (XX – начало XXI в.) | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.6. | Китайская литература эпохи Хань: народные песни и дескриптивные оды «ФУ». Сыма Цянъ - первый историк Китая | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Основные направления развития поэзии в эпозху раннего средневековья. Великие танские поэты. | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.8. | Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.9. | Тенденции развития литературного процесса XIX в. Иностранное влияние на литературный процесс в Китае. | Практические | 8 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.10. | Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.11. | Литература эпохи культурной революции. Реставрация культуры в 70-е гг. XX в. | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.12. | Анализ вклада общества «Гуманитариев» - Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и др. Сунская повесть. «Хуа бэнь». | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.13. | Первый индивидуальный поэт Цюй Юань и «Чуские строфы» | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.14. | «Литературная инквизиция» последней трети XVIII в. Цао Сюэ-цинь (1724—1764) - «Сон в красном тереме». | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
2.15. | Постмодернизм в современной прозе Китая | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
Раздел 3. Китайская философия | ||||||
3.1. | Становление и развитие китайской религиозной философии | Лекции | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Фундаментальные идеи древнекитайской философии (инь-ян, у син и др.) и ее основные школы | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Жизненный путь Конфуция, основные идеи его учения | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Зарождение в Китае даосской философии. Место даосизма в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Средневековая китайская эстетика и философия. Основные направления развития | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля знаний китайского языка размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять сбор, систематизацию и анализ первичной информации в сфере политического, социально-экономического, культурного развития региона специализации, ПК-4: Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей. Примеры заданий закрытого типа: 1) Ответьте на вопрос: Основные философские и религиозные верования китайцев: A) буддизм, конфуцианство; B) ислам; C) христианство. Ответ: A 2.Ответьте на вопрос: Пагода – это: A) средневековый китайский монастырь; B) мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей; C) средневековый китайский дом. Ответ: B 3. Ответьте на вопрос: Основной жанр средневековой китайской живописи: A) портрет; B) пейзаж; C) историко-бытовой жанр. Ответ: B 4. Ответьте на вопрос: Среди перечисленных ниже особенностей китайской пейзажной живописи выбери лишнее (неверное): A) символичность; B) живопись на свитках; C) живопись с натуры. Ответ: С 5. Ответьте на вопрос: Назовите провинцию в которой родился Конфуций: A) Синьцзян; B) Хэйлунцзян; C) Шаньдун. Ответ: С 6. Ответьте на вопрос: Настоящее имя Конфуция: A) Лао-цзы B) Мэн-цзы C) Кун-цзы Ответ: С 7. Ответьте на вопрос: Период наивысшего расцвета средневековое искусство Китая: A) VII—XIII вв. B) X-XI вв. C) III-V вв. Ответ:A 8. Ответьте на вопрос: Самый знаменитый художник, теоретик искусства, поэт. Ему принадлежит труд «Тайное откровение науки живописца» (или «Тайны живописи»): A) Ли Чжаодао B) Чжоу Фан C) Ван Вэй Ответ: С 9. Ответьте на вопрос: Как называются многоярусные башни, которые строили в Древнем Китае: A) кампанилы; B) соборы; C) пагоды. Ответ:С 10. Ответьте на вопрос: Кто был основателем Даосизма? A) Цинь Ши-Хуанди; B) Лао-Цзы; C) Конфуций. Ответ:В 11. Ответьте на вопрос: Кто из китайских мудрецов учил людей быть «гуманными, справедливыми, честными, дети должны уважать своих родителей, а старшие должны относиться к младшим с вниманием и заботой»? A) Сыма Цянь; B) Мен-цзы; C) Конфуций. Ответ: С 12. Ответьте на вопрос: Когда была обнаружена «Терракотовая армия» императора Цинь Шихуанди? A) 1974; B) 1938; C) 1980. Ответ: А 13. Ответьте на вопрос: Один из жанров китайской живописи называется: А) реки – ручьи; В) горы - воды С) моря - океаны. Ответ: В 14. Ответьте на вопрос: В каком городе расположен «Запретный город»? А) Циньдао; В) Сиань; С) Пекин. Ответ: С 15.Ответьте на вопрос: Какой из последователей Конфуция предложил учение о доброй природе человека? А) Мэн-цзы; В) Сюнь-цзы; С) Дун Чжуншу. Ответ: А Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно менее 60% заданий. Примеры заданий открытого типа: 1.В каком веке буддизм проник в Китай? Буддизм начинает проникать в Китай на рубеже I тысячелетия н. э. Данный процесс характеризовался сложным взаимодействием буддийского учения с высокоразвитой китайской культурой, где уже сложились устойчивые формы конфуцианской и даосской идеологии. 2. Кто является основателем религии даосизм? Даосизм – религиозное учение Древнего Китая, основателем которого считается Лао-Цзы 老子 (lǎozǐ), который жил в VI-V веков до н. э. В исторических записках Сыма Цяня говорится, что его настоящее имя – 李耳 (lǐěr - Ли Эр), и что он служил при дворе архивариусом. 3.Назовите главную книгу конфуцианства? Главной книгой конфуцианства является «Лунь Юй» («Суждения и беседы») — записки и краткие заметки учеников Конфуция, в которых зафиксированы высказывания, поступки и диалоги их учителя. 4. Назовите священную книгу даосизма? Дао-дэ-цзин - является основополагающим источником учения даосизма и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. 5.Какой император в истории Китая свято верил в эликсир бессмертия? Цинь Шихуанди - первый император Китая, который пытался достичь бессмертия. Во время правления императора Цинь Шихуанди были организованы экспедиции на острова Восточного моря и он сам трижды посещал остров Чжифу, на котором, якобы, находилась гора бессмертия. В последние 10 лет своего царствования Цинь Шихуанди постоянно совершал инспекционные поездки по стране, во время которых искал лекарей и магов, которые могли бы сообщить ему рецепт лекарства от смерти. По одной из версий, император умер, отравившись ртутью, которая входила в состав «эликсира бессмертия», составленного придворными медиками. 6. В коком городе была найдена терракотовая армия? Терракотовая армия находится в провинции Шэньси рядом с городом Сиань, где в прошлом располагалось сердце государства Цинь. 7. Одина из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов древнего Китая. Шицзин — один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов древнего Китая. 8. Сборник бесед и суждений Конфуция: Лунь Юй («Беседы и суждения», «Аналекты Конфуция») — наряду с «И-цзином» и «Дао Дэ Цзином» — один из наиболее знаменитых текстов Восточной Азии (Китая). Главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием. 9. Назовите учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Даоси́зм — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. 10. Какой классический китайский роман подробно описывает исторические события от начала заката Династии Хань до начала правления династии Цзинь. «Путеше́ствие на За́пад» — один из четырёх классических романов на китайском языке. Опубликован в 1590-е годы без указания автора. В XX веке утвердилось мнение, что написал его книжник У Чэнъэнь. 11. В каких жанрах работал китайский художник Ци Байши? Знаменит своими образцовыми произведениями в жанрах «цветы-птицы» и «травы-насекомые». 12. Для каких целей была построена буддийская "Пагода диких гусей"? "Пагода диких гусей" была построена для сохранения сутр и буддийских статуэток, привезённых из Индии монахом Сюань - Цзаном. буддийских статуй и реликвий. 13. Китайский художник один из первых совместил китайские и европейские традиции живописи. Сюй Бэйхун - китайский живописец и график, один из первых китайских художников XX века, который объединил национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи. 14. Дайте описание китайским народным лубочным картинам. Няньхуа - (буквально – новогодняя картина), китайские народные картины на бумаге, гравюры в технике ксилографии. 15. Исторический центр в Китае, сохранивший строения с многовековой историей, в 1997 году вошёл в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун, воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай. 16. Разновидность китайских фразеологизмов, построенных по нормам древнекитайского языка и отражающих культуру страны, называется? Чэнъюй — это устойчивые обороты в китайском языке, чаще всего состоящие из четырех иероглифов. Большинство чэнъюев берет свое начало из классических литературных произведений. В своей устной и письменной речи китайцы часто применяют их, что придает убедительности высказыванию, а также является признаком образованности. 17. Назовите китайскую традиционную практику, направленную на организацию пространства для достижения максимальной гармонии Фэншуй — даосская практика символического освоения (организации) пространства. Адепты считают, что с помощью фэншуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения. 18. Поэт, мастер пейзажной лирики, известен под псевдонимом Шиху цзюйши (Отшельник с озера Шиху). Ли Бо или Ли Тай-бо (701–762/763 гг.) — китайский поэт времён династии Тан. Известный как «бессмертный в поэзии», Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы и считается одним из крупнейших мировых поэтов. Он оставил после себя около 1100 произведений (включая около 900 стихотворений). 19. Автор романа «Путешествие на Запад». У Чэнъэнь - китайский писатель и поэт, живший во времена династии Мин. Написанный У Чэнъэнем около 1570 года роман «Путешествие на Запад» стал началом жанра фантастической или героико-фантастической эпопеи. 20. Технический трактат по архитектуре, написанный китайским автором Ли Цзе (1065—1110) во времена правления династии Сун. Инцзао Фаши - архитектурный трактат, написанный китайским автором Ли Цзе во времена правления династии Сун. Критерии оценивания открытых вопросов Оценка "отлично": Ответ полный и развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибки нет. Оценка "хорошо": Ответ полный и хотя и краток, терминаологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. Оценка "удовлетворительно": Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент хорошо владеет программным материалом, но имеются недочеты. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Развитие афористической прозы. 2. Риторическая проза. 3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры. 4. Китайская живописно-теоретическая мысль 5. Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Трактат Цзун Бина (конец IV начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». Трактат Се Хэ (конец V – начало VI в.) «Заметки о категориях старинной живописи». 6. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по курсу "История культуры Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247 Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера. 1.Литературно-письменная традиция в древнем Китае. 2.«Ши цзин» и его влияние на культуру и искусство Китая. 3.Зарождение авторской поэзии: творчество Цюй Юаня. 4.Литература эпохи Хань: первые жанрово-тематические классификации. 5.Буддизм и формирование беллетристической традиции в китайской литературе. 6.Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан. 7.Становление драмы и городского романа в период династии Юань. 8.Китайская классическая и сюжетная проза. 9.Традиционная китайская драматургия. Генезис китайского театра. 10.«Движение за новую культуру» в Китае 10-20-х годов ХХ в. и его отражение в литературе и искусстве. 11.Современные китайские литераторы и их творчество. 12.Конфуцианские трактаты о ритуале (ли): «Ли цзи», «Чжоу ли», «И ли». Основные особенности их содержания, роль в китайской культуре. 13.«Ши цзин» – происхождение, состав, особенности, роль в китайской культуре. 14.Основное содержание и особенности «Шу цзина» и «Чуньцю». 15.«Хань Фэй-цзы» – основное содержание, роль в китайской культуре. 16.«Лунь юй» («Беседы и суждения») – происхождение текста, общая концепция, роль в китайской культуре. 17.«Хун лоу мэн» («Сон в Красном тереме») – авторство, главные герои, характер сюжета, особенности содержания, метафорические образы, роль в культуре Китая. 18.«Си ю цзи» («Путешествие на Запад») – авторство, главные герои, идейная основа, основные метафоры и аллегории, роль в китайской культуре. 19. «Саньго яньи» («Троецарствие») - авторство, историческая основа сюжета, главные герои, особенности их характеров; роль в китайской культуре. 20.«Шуй ху чжуань» («Речные заводи») – авторство, источники, основные герои, характер сюжета, роль в китайской культуре. 21.«Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») – характер содержания, главные герои, отношение к роману в Китае в разные эпохи. 22. Китайское искусство эпохи неолита: ареалы распространения и характеристика неолитических культур. 23. Основные тенденции развития китайского искусства в эпоху Шан и Чжоу 24. Китайское искусство династии Хань - формирование жанрового своеобразия. 25. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика 26. Развитие китайской эстетики. Творчество Цзун Бина (конец IV - начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». «Законы» Се Хэ (конец V – начало VI в.). 27. Творчество Гу Кайчжи. 28. Основные тенденции развития искусства в период Смутного времени 29. Развитие китайского искусства в эпоху Тан 30. Китайское искусство в Эпоху Пяти династий и династию Сун 31. Основные направления развития китайского искусства в эпоху Юань 32. Развитие художественной традиции в эпох Мин 33. Изобразительное искусство в эпоху Цин 34. Музыка и театр в эпоху позднего средневековья 35. Живопись второй половины ХIХ - начала ХХ века. 36. Китайская простонародная картина - няньхуа. 37. Архитектурно-инженерное искусство традиционного Китая. 38. Китайское садово-парковое искусство. Основные принципы и постройки. 39. История формирования буддийского и китайско-буддийского культового изобразительного искусства. Китайско-буддийское культовое зодчество. 40. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху древности. 41. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху средневековья. 42. Современная живопись. Модернизм в китайском искусстве. 43. "Новый" китайский театр XX в. 44. Развитие современных видов искусства (балет, кинематография) |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петракова А. Е. | Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство «СПбКО», 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. | www.ancient-east.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: | www.elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая | web.archive.org | ||
Э4 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э5 | Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э6 | Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "История культуры Китая" на Едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/ Российская национальная библиотека Режим доступа: http://www.nlr.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
317М | кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты |
306бМ | специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты |
В ходе изучения дисциплины «История культуры и религий Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (102 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247 Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме. Каждый раздел завершается итоговым тестом. Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из: Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10 Активность работы на занятиях 5 - 15 Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50 Итоговая аттестация 15 - 25 Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100 Общая сумма баллов и итоговая оценка 49 баллов и менее - «незачет» . 50 - 100 баллов – «зачет». Баллы за посещаемость Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС: менее 50% занятий - 0 баллов; 50%-85% занятий - 5 баллов; 86%-100% занятий - 10 баллов. Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия. Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут. Баллы за активность студента на занятии Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие. Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle 0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку; 10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей; 20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки; 40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки; 50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки |