МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сельскохозяйственная биотехнология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки19.04.01. Биотехнология
ПрофильПромышленная микробиология и биотехнологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz19_04_01_Биотехнология_ПроМиБио-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хлебова Л.П.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир по науч. раб. ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Сельскохозяйственная биотехнология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 19.04.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 737)

составлена на основании учебного плана:
Направление 19.04.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - сформировать современные представления о технологиях и достижениях сельскохозяйственной биотехнологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен планировать и выполнять проекты по разработке и получению готовой биотехнологической продукции
ПК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной деятельности в биотехнологическом производстве
ПК-2.2 Умеет планировать проекты по разработке и получению готовой биотехнологической продукции
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения проектов и представления полученных результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта;
знать основные тенденции развития современной биотехнологии в области сельского хозяйства
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывывать и координировать работу участников проекта; представлять результаты проекта в различных формах;
анализировать состав готовых продуктов и разрабатывать новые биотехнологии и биотехнологическую продукцию для сельского хозяйства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления деятельности по управлению биотехнологическим проектом в области сельского хозяйства на всех этапах его жизненного цикла

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Клеточные и тканевые технологии в селекции и растениеводстве
1.1. Биотехнологии в оздоровлении растений и размножении безвирусного посадочного материала Лекции 2 1 Л1.1
Раздел 2. Биотехнологии в животноводстве
2.1. Трансплантация эмбрионов сельскохозяйственных животных Лекции 2 1 Л1.1
2.2. Оплодотворение яйцеклеток животных in vitro Сам. работа 2 7 Л1.1
Раздел 3. Биопрепараты для защиты растений
3.1. Биотехнология энтомопатогенных препаратов Лекции 2 1 Л1.1
3.2. Определение титра грибных препаратов Лабораторные 2 2 Л1.1
3.3. Технология получения и применения биопрепаратов для защиты растений Лабораторные 2 4 Л1.1
Раздел 4. Технологии применения энтомофагов в защите растений
4.1. Энтомофаги и акарифаги в биологической защите растений Сам. работа 2 20 Л1.1
Раздел 5. Технологии получения биоудобрений
5.1. Биотехнологии получения бактериальных удобрений Сам. работа 2 6 Л1.1
Раздел 6. Биотехнологии кормовых препаратов и антибиотиков для животных
6.1. Биотехнологии производства кормовых препаратов витаминов Лекции 2 1 Л1.1
6.2. Производство кормового белка Сам. работа 2 20 Л1.1
Раздел 7. Генная инженерия в растениеводстве и животноводстве
7.1. Генетическая инженерия растений Сам. работа 2 13 Л1.1
7.2. Генетическая инженерия животных Сам. работа 2 13 Л1.1
7.3. Безопасность и правовое регулирование в области генетической инженерии Сам. работа 2 10 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен планировать и выполнять проекты по разработке и получению новой биотехнологической продукции

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Практическое значение культур изолированных тканей и клеток растений:
а) «оздоровление» сортов культурных растений
б) быстрое клональное размножение растений
в) получение ценных БАВ
г) все вышеперечисленное.
ОТВЕТ: г

2. Термолабильные элементы питательных сред стерилизуют:
а) автоклавированием текучим паром при t = 100°С;
б) автоклавированием паром под давлением при t = 120°С;
в) фильтрованием через стерильные бактериальные фильтры;
г) сухим горячим жаром в сушильном шкафу.
ОТВЕТ: в

3. Готовый препарат ризоторфин допускается хранить при температуре
a)до 2 месяцев
б)до 6 месяцев
c)до 1 года
д)до 3 лет
ОТВЕТ: б

4. Препарат энтобактерин производят на основе энтомопатогенной бактерии:
a)Bacillus subtilis
б)Bacillus thuringiensis
в)Bacillus ánthracis
г)Bacillus coagulans
ОТВЕТ: б

5. Для выделения спор и кристаллов из культуральной жидкости при выращивании Bacillus thuringiensis используют
a)абсорбцию
б)центрифугирование
в)выпаривание
г)флотацию
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Согласны ли Вы с утверждением, что Bacillus thuringiensis культивируют в промышленных масштабах поверхностным способом?
ОТВЕТ: нет

2. Чем определяется специфичность действия эндотоксина энтомопатогенных бактерий?
ОТВЕТ: составом белковых субъединиц кристалла,наличием протеолитических ферментов,щелочной средой кишечника насекомого

3. Какова величина рН питательной среды при выращивании Bacillus thuringiensis в промышленном ферментере?
ОТВЕТ: 6,2–6,5

4. Верно ли утверждение, что смачивающиеся порошки энтомопатогенных бактериальных препаратов являются более удобными и совершенными товарными формами
ОТВЕТ: нет

5. Как называется метод оздоровления растений от вирусов с помощью повышенной температуры?
ОТВЕТ: термотерапия

6. Верно ли утверждение, что длительное культивирование растительного каллуса in vitro приводит к снижению его морфогенетической способности?
ОТВЕТ: да

7. Какое количество жизнеспособных клеток в 1 г препарата должен содержать сухой азотобактерин?
ОТВЕТ: не менее 0,5 млрд.

8. К какому роду принадлежат бактерии, которые используют для производства препаратов нитрагин и ризоторфин?
ОТВЕТ: Rhizobium

9. В какой фазе процесса силосования кормов происходит развитие смешанной микрофлоры?
ОТВЕТ: в первой фазе

10. Верно ли утверждение, что обычно дрожжи усиленно размножаются в начале процесса силосования кормов, а затем их численность уменьшается?
ОТВЕТ: да

11. Какое количество реципиентов на одного донора рекомендуется готовить для успешного проведения трансплантации эмбрионов животных?
ОТВЕТ: 2-3

12. Какой способ извлечения эмбрионов у свиней применяют для трансплантации?
ОТВЕТ: хирургический






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: экзамен

Вопросы к экзамену
1. Основные этапы клонального микроразмножения растений.
2. Модели размножения растений in vitro.
3. Биотехнологии в оздоровлении растений и размножении безвирусного посадочного материала.
4. Трансплантация эмбрионов сельскохозяйственных животных.
5. Оплодотворение яйцеклеток сельскохозяйственных животных in vitro.
6. Технологии получения бактериальных энтомопатогенных препаратов.
7. Технологии получения грибных энтомопатогенных препаратов.
8. Технологии получения вирусных энтомопатогенных препаратов.
9. Технология применения трихограммы.
10. Технология применения габробракона.
11. Технология применения хищного клеща фитосейулюса.
12. Технология применения энкарзии.
13. Применение хищного клеща амблисейуса.
14. Технология хранения и применения алеохары.
15. Технология применения кокцинеллид и златоглазок.
16. Разведение и применение энтомофагов тлей в закрытом грунте.
17. Технология применения хищных клопов макролофуса, периллюса и подизуса.
18. Применение амброзиевого листоеда в борьбе с амброзиями.
19. Получение биологических удобрений: ризоторфина, азотобактерина, фосфоробактерина.
20. Получение кормовых белков.
21. Производство незаменимых аминокислот.
22. Производство кормовых витаминных препаратов.
23. Кормовые липиды.
24. Производство ферментных препаратов.
25. Биотехнологии производства антибиотиков для сельского хозяйства.
26. Задачи и проблемы генетической инженерии растений. Магистральные пути развития генетической инженерии растений.
27. Практическое применение генетической инженерии растений
28. Практическое применение генетической инженерии в животноводстве.
29. Проблемы биобезопасности и правовое регулирование в области создания и коммерческого использования трансгенных растений.
30. Методы определения ГМО в пищевых продуктах.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Назаренко Л.В., Долгих Ю.И., Загоскина И.В., Ралдугина Г.Н. Биотехнология растений: учебник М.: Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru/
Э2 http://elibrary.ru
Э3 http://annualreviews.org
Э4 Курс в Moodle "Сельскохозяйственная биотехнология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение рефератов.
В курсе «Сельскохозяйственная биотехнология» предусмотрено использование словесных (лекция, объяснение, беседа, дискуссия, обсуждение) и наглядных (демонстрация схем, таблиц) методов обучения.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.