МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономики (в том числе выполнение индивидуального проекта)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.07. специальность Банковское дело
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_07_БанкДело-2023_9кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 108
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 38 38 44 44
Практические 10 10 54 54 64 64
Итого 16 16 92 92 108 108

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Шлыкова Любовь Николаевна

Рецензент(ы):
канд.экон. наук, доцент, Солопова Наталья Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Основы экономики (в том числе выполнение индивидуального проекта)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 67)

составлена на основании учебного плана:
Банковское дело Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы основного общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины "Экономика" является изучение закономерностей функционирования рыночной экономики, анализ рыночного механизма, сегментов и инфраструктуры различных рынков, действующих в целостной экономике, исследование хозяйственной деятельности людей, направленной на все более полное удовлетворение их разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ПОО

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ограниченность или недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения всех потребностей, альтернативную стоимость выбора
Основные проблемы экономики, права собственности и их значение для хозяйственной деятельности
Выгоды (полезность) и затраты, принципы рационального поведения потребителя, товаропроизводителя
Сравнительное преимущество: разделение труда, специализация, взаимовыгодность добровольного обмена
Спрос и предложение, рыночное равновесие, антимонопольное регулирование как инструмент защиты конкуренции
Формы организации бизнеса в рыночной экономике, затраты фирмы
Налогообложение как основной источник доходов и главные статьи расходов бюджета государства, общественные товары и услуги
Экономический рост, показатели экономического развития
3.2.Уметь:
3.2.1.Объяснить ситуацию выбора
Анализировать и оценить, как различные экономические системы решают основные проблемы экономики
Определить, как свободная рыночная система удовлетворяет запросы потребителя
Раскрыть роль потребителя в экономике
Определить роль государственного и частного секторов в защите интересов потребителя
Осознавать ответственность и требования, предъявляемые к предпринимателю при занятии хозяйственной деятельности
Оценивать различные пути увеличения производительности
Определить или описать концепции конкуренции и структуры рынка
Определить и объяснить функцию правительства в рыночной экономике. Объяснить, почему участие правительства в экономике возрастает с годами
Определять причины, почему необходимо налогообложение
Дать характеристику концепций бартера, денег, стоимости денег, инфляции и дефляции
Рассмотреть влияние инфляции на экономику
Провести анализ ВВП и ВНП на душу населения
Дать определение экономического роста и установить его причины
Раскрыть роль международного сотрудничества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику
1.1. Экономика: наука и хозяйство. Лекция-беседа Лекции 1 2 ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
1.2. Принципы экономического мышления Практические 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
1.3. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
1.4. Расчетно - графическое задание: построение и анализ КПВ. Практические 1 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
1.5. Основные экономические проблемы.Типы экономических систем Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
1.6. Типы экономических систем Практические 1 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Рыночная экономическая система
2.1. Основы свободного предпринимательства Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
2.2. Основные цели рыночной экономической системы:экономический рост, полная занятость, стабильность цен Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
2.3. Рыночный спрос. Леция- беседа Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
2.4. Построение кривой спроса (D) Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
2.5. Рыночное предложение Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
2.6. Построение кривой предложения (S) Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
2.7. Рыночное равновесие. Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
2.8. Рыночное равновесие (нарушение рыночного равновесия) Практические 2 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
2.9. Разработка индивидуального проекта:выбор темы,актуальность, цели, задачи. Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Потребитель в экономике
3.1. Роль потребителя в экономике Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
3.2. Деловая игра №1:Формирование бюджета семьи Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
3.3. Разработка индивидуального проекта:Теоретические аспекты формирования выбранной темы. Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
3.4. Защита прав потребителя Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
3.5. Защита прав потребителя Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Экономика бизнеса
4.1. Предприятие в экономике. Лекция-визуализация Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
4.2. Деловая игра № 2: "Прибыльное производство". Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
4.3. Разработка индивидуального проекта:Практические аспекты формирования выбранной темы:анализ статистических данных, анкетирование, исследование и построение диаграмм, гистограмм, составление таблиц для анализа полученных результатов Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
4.4. Производство, производительность труда. Лекции 2 2 ОК 04., ОК 05. Л2.1, Л1.1
4.5. Деловая игра 3: "Маркетинг товаров". Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
4.6. Разработка индивидуального проекта:Заключение, список источников и литературы Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
4.7. Конкуренция Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Экономические институты
5.1. Рынок труда. Лекция-беседа Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
5.2. Рынок труда Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
5.3. Разработка индивидуального проекта:разработка иллюстративного материала к теме индивидуального проекта: презентация и доклад Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
5.4. Безработица Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Экономическая стабильность
6.1. Деньги.Кредитно-банковская система. Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
6.2. Деньги Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
6.3. Инфляция Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
6.4. Циклическое развитие экономики Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
6.5. Анализ макроэкономических показателей Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1
6.6. Государственный бюджет. Мировое хозяйство Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07.
6.7. Защита индивидуального проекта Практические 2 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07. Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовое задание для проведения текущей аттестации по теме: Рыночная экономическая система
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Когда экономисты говорят о необходимости экономить, они, вероятно, имеют в виду:
а) создание сбережений
б) извлечение максимума из того, что имеется в наличии
в) необходимость тратить как можно меньше
г) изучение экономики
2. Альтернативная стоимость - стоимость товаров и услуг, измеряемая:
а) бюро статистики труда
б) индексом потребительских цен
в) ценой покупаемого товара
г) тем, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги
3. Ценоуправляемая система работает автоматически, когда:
а) доход распределяется поровну
б) на рынке есть конкуренция
в) компании заинтересованы в помощи обществу
г) рабочие стремятся продать свой труд
4. В системе свободного предпринимательства:
а) человек может заняться любым законным бизнесом
б) каждый гражданин имеет право голосовать на выборах
в) товаров так много, что их отдают бесплатно
г) рабочим не платят за труд
5. «Для рынка цены действуют, как сигналы». Это значит
а) чем выше цены, тем больше прибыль
б) высокие цены говорят о здоровой экономике
в) уровень цен влияет на количество товаров и услуг, предлагаемых к продаже

6. Когда увеличивается спрос на лес, растет и спрос на гвозди.
Когда уменьшается спрос на лес, и сокращается и спрос на гвозди, экономисты сказали бы, что лес и гвозди…
а) неродственные товары
б) взаимозаменяемые товары
в) дополняющие товары
г) эластичные товары
7. Закон предложения гласит, что
а) покупатели купят больше по низким ценам, чем по высоким
б) продавцы будут производить больше, если цены будут выше, а не ниже
в) количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от цены
г) потребители покупают больше по высоким ценам, чем по низким
8. Спрос на товар может быть назван эластичным, если при изменении цены товара на 1% величина спроса изменится
а) более, чем на 1%
б) менее чем на 1%
в) более, чем на 2%
г) ровно на 1 %
9. Цена на свободном рынке …
а) устанавливается продавцами и отражается на ценнике
б) определяется покупателями
в) является результатом взаимодействия спроса и предложения
г) всегда выше, чем в условиях государственного регулирования
10. Что случится на рынке, где существует конкуренция, если предложение превысит спрос
а) потребительский спрос возрастет
б) производители увеличат выпуск товаров
в) рыночная цена упадет
г) рыночная цена повысится
11. Какие товары, вероятнее всего будут иметь эластичную кривую спроса
а) товары, для которых существуют заменители
б) товары, для которых нет заменителей
в) относительно дешевые товары
г) хлеб, молоко, медикаменты
12. Ограниченность – это проблема, которая:
а) есть у всех людей и обществ
б) существует только в бедных странах
в) есть только у бедных людей
г) никогда не возникает у богатых людей
13. Жизнь на грани прожиточного уровня более характерна для:
а) рыночной экономики
б) традиционной экономики
в) экономики высокоразвитых стран
г) командной экономики
14. Кривая производственных возможностей (КПВ) иллюстрирует:
а) влияние дефицита и альтернативной стоимости на общество
б) преимущества производства промышленных товаров над сельским хозяйством
в) изменения в цене различных продуктов
г) альтернативную стоимость производства либо сельскохозяйственной продукции, либо промышленных товаров
15. Закон спроса гласит, что
а) покупатели купят товаров больше по низким ценам, чем по высоким
б) продавцы будут производить больше, если цены будут выше, а не ниже
в) количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от цены
г) потребители покупают больше по высоким ценам, чем по низким
16. На рынке, где существует конкуренция, равновесная цена:
а) определяется решениями потребителей
б) это наименьшая цена, назначив которую, производители все еще получат прибыль
в) определяется правительственными органами
г) это цена, по которой покупатели скупят все товары, которые производители захотят продать
17. Что случится на рынке, где существует конкуренция, если спрос превысит предложение
а) потребительский спрос возрастет
б) производители сократят выпуск товаров
в) рыночная цена упадет
г) рыночная цена повысится
18. Какие товары, вероятнее всего будут иметь неэластичную кривую спроса
а) дополняющие товары
б) предметы роскоши
в) товары, для которых существуют заменители
г) товары первой необходимости
19. Цена на каждый, приведенный ниже товаров была снижена на 20%. Спрос на какой из них, вероятнее всего, возрастет в наибольшей степени
а) хлеб
б) молоко
в) обед в ресторане
г) линзы для очков
20. В рыночной экономике количество товаров и услуг, которые должны быть произведены, определяют
А) люди, желающие получить прибыль
Б) традиционные методы
В) экономические планы
Г) условия спроса и предложения
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Б
2. Г
3. Б
4. А
5. В
6. В
7. Б
8. А
9. В
10. В
11. А
12. А
13. Б
14. Г
15. А
16. Г
17. Г
18. Г
19. В
20. Г
Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более
70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы индивидуальных проектов:
1. Рациональное управление бюджетом семьи. Современные способы учета доходов и расходов бюджета (анализ: плюсы – минусы)
2. Индивидуальный предприниматель. Самозанятый.
3. Уровень жизни: понятие и факторы его определяющие.
4. Экономические кризисы в истории России.
5. Возникновение и эволюция денег на Руси.
6. Безграничные потребности и редкость ресурсов.
7. Предприятие в экономике. Производственные возможности в условиях экономического роста. Факторы роста. Производительность. Внедрение новых технологий
8. Собственность. Виды. Роль и значение государственной собственности. Статистический анализ предприятий различной собственности по годам (государственная, частная, смешанная, иностранная и т.д.)
9. Неценовая конкуренция. Роль рекламы в экономике
10. Монополии. Антимонопольная политика правительства России.
11. Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Потребительская корзина.
12. Биржа труда. Спрос и предложение труда (на примере Алтайского края) по выбранной специальности. Спрос и предложение труда в современной России
13. Природные ресурсы как фактор производства.
14. Российская налоговая система. Какие налоги платит семья?
15. Национальное хозяйство- часть мировой хозяйственной системы.
16. Международная торговля и ее особенности на современном этапе в Алтайском крае
17. Бизнес-проект малого предприятия.
18. Деньги и их роль в экономике
19. Деньги, потраченные для развития ума, никогда не потрачены зря
20. Конкурентоспособность продукции Алтайского края на внутри российском и на мировом рынке
21. Конкуренция как модель современного рынка. Виды конкурентных рынков на примере Алтайского края
22. Малый бизнес: становление и перспективы развития в Алтайском крае
23. Оценка эффективности наружной рекламы в нашем городе, роль социальной рекламы
24. Предпринимательская деятельность на примере предприятий Алтайского края (Анализ статистики самозанятых и их видов деятельности, ИП и видов деятельности, рынки монополий, олигополий, монополистической конкуренции)
25. Проблемы организации предпринимательской деятельности студентов. Какие структуры занимаются организацией помощи в предпринимательской деятельности (финансовая, информационная и т.д.)
26. Развитие международных экономических связей на местном региональном уровне. (Международные связи в торговле, образовании)
27. Перспективы развития сельского хозяйства в Алтайском крае. (Структура выращиваемых культур, видов переработки, сравнительный анализ)
28. Программы поддержки развития малого бизнеса, самозанятых в нашем городе и крае
29. Роль и эффективность рекламы (на примере).
30. Роль личности в экономике.
31. Рост инвестиций в сельское хозяйство – одно из главных условий повышения конкурентоспособности российской экономики
32. Семейная экономика (Планирование бюджета, виды).
33. Семейный бюджет и экономические проблемы рационального использования бюджета
34. Современные формы денежных расчетов…
35. Условия повышения конкурентоспособности молодёжи на рынке труда. Дополнительное образование.
36. Успешный предприниматель: кто он?
37. Экологические проблемы как основа для принятия экономических решений на региональном уровне и в масштабах мирового хозяйства
38. Национальные проекты – что это? Экономическая политика реализации национальных проектов на примере районов, городов Алтайского края
39. Личный бюджет: проблема отсутствия доходов
40. Спрос и предложение как основы рыночного механизма.
41. Организационно-правовые формы предпринимательства
42. Издержки и прибыль в различных видах производства и услуг
43. Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ
44. Модели рынков олигополии и монополистической конкуренции.
45. Рынок труда (рабочей силы). Человеческий капитал.
46. Рынок земли и других природных ресурсов на примере Алтайского края.
47. Безработица. Государственная политика занятости
48. Государство и его функции в рыночной экономике.
49. Социальная политика государства в условиях рыночной экономики. Национальные программы поддержки различных социальных групп населения
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) выставляется в том случае, если: содержание и оформление работы соответствует требованиям данных Методических указаний и теме работы; работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению; в докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения взаимосвязаны с практикой; в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно; в работе проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализовать результаты исследования; широко представлен список использованных источников по теме работы; приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его выводы; по своему содержанию и форме работа соответствует всем предъявленным требованиям.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов): содержание и оформление работы соответствует требованиям данных методических указаний; содержание работы в целом соответствует заявленной теме; работа актуальна, написана самостоятельно; дан анализ степени теоретического исследования проблемы; в докладе и ответах на вопросы основные положения работы раскрыты на хорошем или достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения взаимосвязаны с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; приложения составлены грамотно и прослеживается связь с положениями индивидуального проекта; составлен список использованных источников по теме работы.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов): содержание и оформление работы соответствует требованиям данных Методических указаний; имеется определенное несоответствие содержания работы заявленной теме; в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, имеются неточные или не полностью правильные ответы; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с практикой.
Оценка «неудовлетворительно» (49-0 баллов): содержание и оформление работы не соответствует требованиям данных методических указаний; содержание работы не соответствует ее теме; в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы; работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений.
Апелляция индивидуального проекта не допускается.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Тестовое задание для проведения промежуточной аттестации
1. Что из перечисленного изучает микроэкономика:
А) производства в масштабе всей экономики;
Б) численность занятых в отрасли;
В) общий уровень цен в стране;
Г) производство сахара и динамика его цены.
2. Экономическая теория:
А) пригодна только для изучения капиталистической системы;
Б) пригодна для изучения всех экономических систем;
В) пригодна только для изучения рыночной системы;
Г) все предыдущее неверно.
3. Что изучает макроэкономика:
А) цены на нефтяном рынке;
Б) количество работников на конкретной фирме;
В) уровень инфляции в стране;
Г) объем производства продукции на конкретной фирме.
4. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:
А) наука о мотивации поведения человека;
Б) наука о наиболее общих законах развития экономической системы в условиях ограниченности ресурсов;
В) наука о динамике материальных и духовных потребностей;
Г) наука о производстве и критериях распределения производимых благ.
5. Инфляция и безработица в экономической системе изучается в курсе:
А) микроэкономики;
Б) макроэкономики;
В) менеджмента;
Г) международных финансов.

6. Процесс реализации физических и интеллектуальных способностей человека, это:
А) капитал;
Б) рабочая сила:
В) труд;
Г) распределение.
7. Проблема «что, как и для кого производить» имеет отношение к:
А) отсталой экономике;
Б) рыночной экономике;
В) любой экономике безотносительно к социально – экономической и политической организации общества;
Г) командной - административной экономике.
8. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:
А) неполном использовании трудовых ресурсов;
Б) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;
В) изменении количества применяемых ресурсов;
Г) неполном использовании всех имеющихся ресурсов и изменении технологии.
9. Производство эффективно, если:
А) в нем обеспечено полное использование трудовых ресурсов;
Б) полное использование всех имеющихся ресурсов;
В) в нем не действует закон убывающей производительности факторов производства;
Г) полное использование финансовых ресурсов.
10. Что не относится к факторам производства:
А) земля;
Б) рента;
В) труд;
Г) капитал.
11. Если прирост производства в стране достигается за счет повышения его эффективности, то такой тип производства называется:
А) экстенсивным;
Б) интенсивным;
В) смешанным;
Г) индивидуальным.
12. Какие ресурсы относятся к производным?
А) информационные и финансовые;
Б) интеллектуальные и финансовые;
В) информационные и интеллектуальные;
Г) информационные, интеллектуальные и финансовые.
13. Альтернативные издержки нового кинотеатра – это:
А) цена строительства кинотеатра в будущем году;
Б) оплата его охраны и другого персонала;
В) цена других товаров и услуг, производство которых «принесено в жертву» строительству этого кинотеатра;
Г) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов кинотеатра.
14. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара, вызовет:
А) сдвиг кривой спроса вверх и вправо;
Б) сдвиг кривой предложения вверх и влево;
В) сдвиг кривых спроса и предложения вверх;
Г) сдвиг кривой предложения вниз и вправо.
15. Закон предложения предполагает:
А) превышение предложения над спросом вызовет снижении цены;
Б) когда цена товара растет, объем произведенных товаров повышается;
В) если доходы производителей растут, они выпускают больше товаров;
Г) кривая спроса имеет положительный наклон.
16. Совершенствование технологии сдвигает:
А) кривую спроса верх и вправо;
Б) кривую спроса вниз и влево;
В) кривую предложения вниз и вправо;
Г) кривую предложения вверх и влево.
17. Если товары взаимозаменяемые, то рост цены на первый товар, вызовет:
А) падение спроса на второй товар;
Б) рост спроса на второй товар;
В) падение цены на второй товар;
Г) рост спроса на первый товар.
18. Закон предложения характеризует:
А) прямую связь предложения и спроса;
Б) обратную связь предложения и цены товара;
В) прямую связь предложения и цены товара;
Г) обратную связь предложения и спроса.
19. Закон спроса характеризует:
А) прямую связь между величиной спроса на товар и ценой товара;
Б) зависимость цены товара от спроса на него;
В) обратную связь между величиной спроса на товар и ценой товара;
Г) зависимость спроса от предложения.
20. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
А) спрос равен предложению;
Б) цена равна издержкам плюс прибыль;
В) объем предложения равен объему спроса;
Г) уровень технологии меняется постепенно.
21. Бюджетная система – это:
А) финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета;
Б) совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням;
В) организация разработки и принятия бюджетов всех уровней;
Г) свод федерального бюджета и региональных бюджетов;
Д) консолидированный бюджет государства.
22. Проводимая государством фискальная политика влияет:
А) только на предприятия государственного сектора экономики;
Б) только на домохозяйства;
В) только на предприятия и домохозяйства;
Г) на все макроэкономические субъекты.
23. К прямым налогам относится:
А) налог на добавленную стоимость;
Б) налог с доходов физических лиц;
В) акцизы;
Г) импортные пошлины.
24. К косвенным налогам относится:
А) налог на дарение;
Б) налог на прибыль;
В) импортные пошлины;
Г) налог на землю.
25. Ставки налога, взимаемые без учета дифференциации доходов, считаются:
А) твердыми;
Б) прогрессивными;
В) регрессивными;
Г) пропорциональными.
26. Налоговые льготы предназначены для:
А) повышения уровня социальной справедливости;
Б) повышения жизненного уровня трудящихся;
В) сдерживания хозяйственной активности.
27. Следствием финансирования дефицита гос. бюджета за счет внутренних займов будет:
А) инфляция;
Б) дефицит;
В) рост внешнего долга;
Г) снижение темпов инфляции.
28. К числу монетарных инструментов финансовой политики относятся:
А) манипулирование расходами государственного бюджета;
Б) ставки и порядок налогообложения;
В) трансферты;
Г) регулирование денежного обращения.
29. Дефицит гос. бюджета – это:
А) превышение доходов государства над расходами;
Б) превышение расходов государства над доходами;
В) равенство расходов и доходов;
Г) наличие государственного долга.
30. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет:
А) прибылей частных предприятий;
Б) эмиссии денег;
В) снижения налогов;
Г) средств пенсионного фонда.
31. Без помощи государства рыночная система хозяйствования не может эффективно:
А) регулировать предложение новых товаров;
Б) координировать межотраслевые связи;
В) обеспечивать безопасное и устойчивое экономическое развитие страны;
Г) распределять ресурсы;
Д) решать проблему обеспечения относительной социальной справедливости в обществе.
32. Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с необходимостью:
А) производства общественных благ;
Б) планирования цен;
В) защиты национальных границ государства;
Г) регулирования границ валютного коридора;
Д) регулирование процесса общественного воспроизводства;
33. Социальная защита малоимущих слоев населения со стороны государства связана с:
А) регулированием рынка труда;
Б) выплатой пособий по безработице;
В) защитой вкладов населения в коммерческих банках;
Г) бесплатным или льготным медицинским обслуживанием населения;
Д) осуществлением трансфертов в денежной и натуральной форме.
34. Административные меры государственного регулирования включают:
А) изменение учетной ставки;
Б) введение налога на добавленную стоимость;
В) списание основного капитала на основе ускоренной амортизации;
Г) разрешение или запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности;
Д) замораживание заработной платы на определенном уровне.
35. Государственная политика в области расходов и налогообложения называется
А) монетарной политикой;
Б) фискальной политикой;
В) политикой распределения;
Г) деловым циклом.
36. Государство может непосредственно влиять на такие части совокупных расходов, как:
А) частные инвестиции;
Б) расходы домохозяйств;
В) объем импортируемых товаров и услуг;
Г) величину государственных закупок товаров и услуг.
37. Проводимая государственными органами управления фискальная политика влияет:
А) только на предприятия государственного сектора экономики;
Б) только на домохозяйства;
В) только на предприятия и домохозяйства;
Г) на все макроэкономические субъекты.
Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более
70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Б
2. Г
3. Б
4. А
5. В
6. В
7. Б
8. А
9. В
10. В
11. А
12. А
13. Б
14. Г
15. А
16. Г
17. Г
18. Г
19. В
20. Г
21. Б
22. Г
23. В
24. В
25. Г
26. А
27. Г
28. Г
29. Б
30. А
31. Д
32. А
33. Д
34. Д
35. Б
36. Г
37. Г



2. Теоретические вопросы для проведения промежуточной аттестации:
1. Ограниченность ресурсов. Выбор. Факторы производства
2. Альтернативная стоимость и КПВ
3. Основные экономические проблемы и типы экономических систем
4. Роль государства в рыночной экономике
5. Циклические потоки денег, товаров и услуг в рыночной экономической системе
6. Спрос, закон спроса, эластичность спроса
7. Предложение, закон предложения, эластичность предложения
8. Рыночное равновесие и причины его нарушения
9. Бюджет потребителя, виды бюджета
10. Формы организации бизнеса и их характеристика
11. Производство, производительность труда
12. Понятие конкуренции. Характеристика конкурентных рынков
13. Антимонопольное законодательство и защита конкуренции
14. Рынок труда
15. Понятие безработицы, виды и характеристика
16. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
17. Налоги, трансфертные платежи и перераспределение доходов
18. Деньги, их покупательная стоимость, свойства, виды денег
19. Инфляция, ее виды, социально-экономические последствия инфляции
20. Экономические индикаторы: ВВП, ВНП
21. Понятие безработица, характеристика видов безработицы
22. Циклы деловой активности, характеристика, причины цикличности
23. Фискальная и монетарная политика государства в различные периоды деловой активности
24. Особенности экономической системы в России
Критерии оценивания
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
- полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильную формулировку понятий и категорий; собственные выводы; полные ответы на дополнительные вопросы.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
- недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие вопроса; несущественные ошибки в определении понятий и категорий, формулах, выводах и т. п., кардинально не меняющих суть изложения; отвечает на дополнительные вопросы.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
- общее направление изложения лекционного материала; наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, выводах; отвечает на дополнительные вопросы с большими затруднениями.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
- не раскрытие темы; большое количество существенных ошибок; отсутствие выводов; не отвечает на дополнительные вопросы

Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Родина Г. А., Тарасова С. В. ; Под ред. Родиной Г.А., Тарасовой С.В. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Серегина С.Ф. - под ред. МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭКОНОМИКА portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Экономика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- порешать основные типовые задачи.
При реализации учебной дисциплины "Экономика" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция-беседа, лекция - визуализация.
При проведениии практических занятий: презентация.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в парах и группах по 2-4 человека.