МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоморфология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Останин О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоморфология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является познание закономерностей формирования рельефа и использования выявленных закономерностей для понимания развития рельефа, в том числе под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Задачи данного курса - дать представление о строении, происхождении, развитии и динамике рельефа земной поверхности.
Рельеф в курсе «Геоморфология» изучается как один из компонентов географической среды. Рельеф и слагающие его породы образуют литогенную основу географического ландшафта.
Необходимо показать, что рельефу принадлежит ведущая роль в сложной дифференциации земной поверхности на множество природных территориальных комплексов (ПТК) разного таксономического ранга, поскольку он определяет пространственное взаиморасположение других природных компонентов, характер связей их друг с другом, интенсивность современных экзогенных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать задачи профессиональной деятельности применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания
ОПК-1.1 Знает основные методы моделирования в профессиональной деятельности, основы математического анализа, а также основы естественнонаучных и общеинженерных наук, используемых в области землеустройства и кадастров
ОПК-1.2 . Умеет применять методы моделирования и математического анализа для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками решения специализированных задач в области землеустройства и кадастров, а также построения моделей, с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1 Знает основные методы моделирования в профессиональной деятельности, основы математического анализа, а также основы естественнонаучных и общеинженерных наук, используемых в области землеустройства и кадастров
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет применять методы моделирования и математического анализа для решения задач профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками решения специализированных задач в области землеустройства и кадастров, а также построения моделей, с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Геоморфология как наука. Цели, задачи и история становления. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Общие сведения о рельефе. Классификации форм рельефа. Генезис рельефа. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Возраст рельефа Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Эндогенные процессы и рельеф.
2.1. Геологические структуры и рельеф. Литоморфоструктуры. Прямой и инверсионный рельеф. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Построение геолого-геоморфологического профиля №1 по учебной топокарте Практические 2 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Построение геолого-геоморфологического профиля №1 по учебной топокарте с отображением форм и элементов рельефа Сам. работа 2 3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.4. Тектонические движения и их отражение в рельефе. Магматизм и рельеф. Вулканизм. Псевдовулканический рельеф. Метаморфизм. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.5. Планетарные формы рельефа и их связь со структурами земной коры. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Эндогенные процессы: геологические структуры, тектонические движения, магматизм, вулканизм. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.7. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Экзогенные процессы и рельеф.
3.1. Выветривание и рельефообразование. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Склоновые процессы, рельеф склонов. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.3. Построение геолого-геоморфологической профиля №2 и описание его. Практические 2 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.4. Построение геолого-геоморфологической профиля №2 и описание его (литология и генезис отложений, морфографическая и морфометрическая характеристика форм и элементов рельефа). Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.5. Флювиальные процессы и формы. Работа рек. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.6. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.7. Экзогенные процессы: выветривание, склоновые процессы, флювиальные процессы. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.8. Гляциальные процессы и формы рельефа. Рельефообразующая роль горных оледенений. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.9. Рельефообразование в областях распространения многолетней мерзлоты. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.10. Рельефообразование в аридных странах. Эоловые процессы и формы рельефа. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.11. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.12. Экзогенные процессы: гляциальные и мерзлотные процессы и формы рельефа, эоловые процессы. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.13. Биогенные процессы рельефообразования и формы рельефа. Рельеф берегов. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.14. Составление геоморфологической карты структурных этажей территории Практические 2 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.15. Составление геоморфологической карты, комплексное геоморфологическое описание территории (по предложенному плану). Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.16. Экзогенные процессы на дне морей и океанов и создаваемые ими формы рельефа. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.17. Антропогенный фактор в рельефообразовании. Процессы саморазвития рельефа. Лекции 2 1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.18. экзогенные процессы: рельеф берегов, дна морей и океанов. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.19. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Геоморфологические исследования и геоморфологическое картографирование.
4.1. Структура и методы геоморфологических исследований и геоморфологического картографирования. Методология геоморфологии. Задачи и перспективы геоморфологических исследований. Лекции 2 1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.2. Подготовка к зачету Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=539

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОПК-1: Способен решать задачи профессиональной деятельности применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Как называется долина, выработанная ледником и имеющая корытообразную форму?
а. трог
б. кар
в. ригель
г. нунатак
ОТВЕТ: а

2. В результате абразивной экзарации, т.е. разрушения горных пород вследствие трения льда и вмерзших в него обломков о подстилающие породы, образуется:
а. лёсс
б. ледниковая мука
в. мел
г. глина
ОТВЕТ: б

3. В результате разрастания и слияния каров образуются более крупные углубления, которые называют:
а. эквиплен
б. трог
в. карлинг
г. цирк
ОТВЕТ: г

4. Как называется термическое воздействие морского волнения на берега, сложенные многолетнемерзлыми грунтами, при котором у линии берега вырабатывается ниша вытаивания?
а. термоабразия
б. термоэрозия
в. криотурбация
г. термокарст
д. слоифлюкция
ОТВЕТ: а

5. Как называются выступы твёрдых кристаллических пород, отполированные ледником, и имеющие ассиметричный продольный профиль (более пологие склоны, обращенные в сторону ледника, и более крутые – в противоположную)?
а. ригельные ступени
б. кары
в. бараньи лбы
г. плечи трога
ОТВЕТ: в

6. Как называются наросты, свисающие с потолков карстовых пещер?
а. сталактиты
б. сталагмиты
в. сталактоны
ОТВЕТ: а

7. Перечислите формы рельефа открытого карста
а. цирки
б. карры
в. штратты
г. троги
д. поноры
е. сталактит
ОТВЕТ: б, в, д

8. Как называются каналы, поглощающие поверхностные воды и отводящие их в глубину закарстованного массива
а. поноры
б. терра-россы
в. шратты
г. карстовые шахты
д. полье
ОТВЕТ: а

9. Укажите псевдокарст
а. термокарст
б. суффозия
в. тропический карст
г. башенный карст
д. котловинный карст
ОТВЕТ: а

10. Как называются отложения, формируемые постоянными водными потоками?
а. аллювием
б. коллювием
в. пролювием
г. делювием
д. элювий
ответ: а

11. В каком варианте обломочный материал распределен по их размеру (от большего к меньшему)?
а. валун-галька-гравий-песок-глина
б. глина- галька-валун-гравий-песок
в. гравий-валун-галька-глина-песок
ОТВЕТ: а

12. Укажите форму рельефа временных водотоков
а. борозда
б. рытвина
в. терраса
г. пойма
д. овраг
е. старица
ОТВЕТ: а, б, д

13. Как называется наиболее углубленная часть речной долины, по которой протекает речной поток в межень?
а. русло
б. пойма
в. плесс
г. лощина
д. старица
ОТВЕТ: а

14. Площадь, с которой осуществляется сток в главную реку (вместе с ее притоками), называется
а. водосборным бассейном
б. речной системой
в. долинной сетью
г. склоном
ОТВЕТ: а

15. Как называется аккумулятивная форма, создаваемая рекой на участке впадения ее в конечный водоем?
а. дельта ++
б. русло
в. исток
г. водораздел
д. остров
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100%;
«хорошо» – верно выполнено 70-84%;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Что такое уровень 365?
ОТВЕТ: Это уровень, выше которого круглый год осадки выпадают в твёрдом виде, и круглый год может лежать снежный покров

2. Что из себя представляет форма рельефа «бараньи лбы»?
ОТВЕТ: выступы твёрдых кристаллических пород, отполированные ледником, и имеющие ассиметричный продольный профиль (более пологие склоны, обращенные в сторону ледника, и более крутые – в противоположную).

3. Что такое земная кора?
ОТВЕТ: Верхняя твёрдая оболочка Земли, отделённая от нижележащей мантии поверхностью Мохоровичича.

4. Рельеф это?
ОТВЕТ: Совокупность геометрических форм земной поверхности, образующихся в результате сложного взаимодействия земной коры с водной, воздушной и биологической оболочками планеты.

5. Геоморфология это наука о…
ОТВЕТ: Наука о строении, происхождении, истории развития и динамики рельефа земной поверхности.

6. Эффузивный магматизм это…
ОТВЕТ: Излияние расплавленного материала на поверхность, сопровождаемое выбросами паров воды и газов или вулканизм

7. Что такое ложе океана?
ОТВЕТ: Основная часть дна Мирового океана, лежащая на глубинах более 3 километров и характеризующаяся распространением земной коры океанического типа.

8. Что такое материк?
ОТВЕТ: Крупнейшая положительная форма рельефа Земли, большая часть которой представляет собой сушу и полностью сложены земной корой материкового типа.

9. Поверхность Земли с углом наклона** градуса называется субгоризонтальной.
ОТВЕТ: 2-3

10. В геометрическом отношении среди элементов рельефа выделяют «грани» (поверхности), ….., «гранные углы».
ОТВЕТ: ребра

11. Как называется формы рельефа, углубленная относительно некоторого субгоризонтального уровня?
ОТВЕТ: отрицательная

12. В чем определяется абсолютный возраст рельефа?
ОТВЕТ: в годах

13. Какими терминами определяется относительный возраст?
ОТВЕТ: «Старше», «моложе»

14. Склоновый, водный, морской и озерный, ледниковый, карстовый, эоловый, биогенный и техногенный это …….. типы процесса рельефообразования.
ОТВЕТ: экзогенные

15. Землетрясение, вулканизм, глубинный магматизам это ….. тип процесса рельефообразования.
ОТВЕТ: эндогенный

16. Как называется группа следующих форм рельефа по их размеру: впадина Мексиканского залива, Западно-Сибирская равнина, Горная система Тянь-Шаня
ОТВЕТ: мегаформа

17. Что такое карры?
ОТВЕТ: Одна из форм поверхностного карста. Представляет собой сетку борозд и гребешков, шипов и лунок, образовавшуюся на поверхности растворимой водой породы под действием атмосферных осадков.

18. Что такое поноры?
ОТВЕТ: отверстие в горной породе, поглощающее постоянный или временный водоток и отводящие её в глубину закарстованного массива.

19. Как называется геоморфологический процесс, осуществляемый текучими водами?
ОТВЕТ: флювиальный

20. Что такое базис эрозии реки?
ОТВЕТ: уровень, на котором водный поток теряет свою энергию и ниже которого не может углубить своё русло.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
«Отлично» – Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет;
«Хорошо» – Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны;
«Удовлетворительно» – Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны;
«Неудовлетворительно» – Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Определение геоморфологии как науки и объекта. Основные сведения из истории возникновения и развития геоморфологической науки.
2. Общие сведения о рельефе. Понятие о формах и элементах форм рельефа. Морфография и морфометрия рельефа.
3. Генезис рельефа. Возраст рельефа и методы его определения.
4. Факторы рельефообразования.
5. Рельеф и геологические структуры. Рельеф и климат. Классификация климатов по их роли в формировании рельефа.
6. Рельефообразующая роль тектонических движений земной коры. Складчатые нарушения и их проявления в рельефе.
7. Магматизм и рельефообразование.
8. Строение земной коры и планетарные формы рельефа.
9. Мегарельеф материков. Мегарельеф платформ суши.
10. Мегарельеф подвижных поясов материков.
11. Мегарельеф подводных окраин материков.
12. Мегарельеф геосинклинальных областей. Морфология глубоководных желобов. Морфология островных дуг. Морфология окраинных морских котловин.
13. Выветривание физическое, химическое и органногенное. Коры выветривания.
14. Понятие «склон». Классификация склонов. Склоновые процессы и рельеф склонов.
15. Флювиальные процессы и формы. Общие закономерности работы, водотоков.
16. Работа временных водотоков и создаваемые ими формы рельефа.
17. Работа рек. Речные долины. Излучины русла, их элементы и форма. Классификация излучин
18. Речная и долинная сеть. Речные бассейны. Устья рек.
19. Понятие «карст». Условия карстообразования. Гидрологический режим карстовых областей.
20. Зонально-климатические типы карста. Основные особенности тропического карста.
21. Псевдокарстовые процессы и формы.
22. Условия образования и питания ледников. Типы ледник. Работа ледника. Формы горно-ледникового рельефа.
23. Распространение и строение вечномерзлых грунтов.
24. Мерзлотные деформации и мерзлотные формы рельефа.
25. Формы дефляционного и корразионного рельефа.
26. Эоловые аккумулятивные формы. Аридно-денудационные формы рельефа в пустынях.
27. Береговые морские процессы и формы. Понятие «берег». Волны и волновые течения.
28. Поперечное перемещение наносов. Пляж и сортировка материала в зоне действия прибойного потока. Подводные валы и береговые бары.
29. Продольное перемещение наносов. Образование аккумулятивных форм при продольном перемещении наносов.
30. Абразия. Выравнивание береговой линии. Особенности берегов приливных морей. Денудационные берега.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Укажите основные отличия обвала от осыпи.
2. Укажите основные отличия обвала от оползня.
3. Укажите основные отличия солифлюкционных склонов от дефлюкционных склонов.
4. Укажите основные отличия речной террасы от поймы.
5. Перечислите основные формы рельефа, которые могут встречаться в пределах поймы и дайте им краткую характеристику.
6. Перечислите основные формы рельефа которые встречаются в зоне тундры и дайте им основную характеристику.
7. Перечислите основные формы рельефа которые встречаются в зоне степей и дайте им основную характеристику.
8. Перечислите основные формы рельефа которые встречаются в высокогорных районах и дайте им основную характеристику.
9. Перечислите основные признаки ледниковых и межледниковых эпох в ходе формирования земной поверхности.
10. Перечислите основные признаки вулканической активности в ходе формирования земной поверхности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. К. Леонтьев, Г. И. Рычагов Общая геоморфология : учеб. для вузов М. : Высш. шк., 1988
Л1.2 Г. С. Ананьев, О. К. Леонтьев Геоморфология материков и океанов: учеб. пособие М. : Изд-во МГУ, 1987
Л1.3 Рычагов, Г. И. Геоморфология : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/62BECD17-A47F-4A39-97E3-DCF9535F3D45
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. И. Болысов, В. И. Кружалин Геоморфология с основами геологии. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/5FBF0D2B-8B00-4DBC-B0B1-052D6905DC24
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6/69752/
Э2 http://www.google.com/earth/index.html
Э3 Курс в Moodle "Геоморфология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.