МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 71
индивидуальные консультации 20
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 71 71 71 71
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.ист.наук, доцент, Колокольцева Н.Ю.;канд.ист.наук, доцент, Пожарская К.А.;канд.ист.наук, доцент, Валькова К.В.;канд.ист.наук, ст.пр., Гряникова Г.А.

Рецензент(ы):
д-р ист. наук, проф., Демчик Е.В.

Рабочая программа дисциплины
История России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов общегражданской идентичности, основанной на понимании исторического опыта строительства российской государственности на всех его этапах, понимании того, что на всем протяжении российской истории сильная центральная власть имела важнейшее значение для построения и сохранения единого культурно-исторического пространства национальной государственности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
УК-5.2 Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества
УК-5.3 Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1.основные исторические этапы развития общества; основные тенденции отечественной истории в контексте мировой истории с древнейших времен по настоящее время;
2.основные даты, участников и результаты важнейших исторических событий;
3.место и роль России в истории человечества и в современном мире; наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.1.учитывать ценности мировой и российской культуры для развития навыков межкультурного диалога;
2.использовать знание и понимание проблем человека в современном мире;
3.ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами;
4.определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, осознавать самобытность российской истории и ее непосредственную взаимосвязь с различными этическими, религиозными и ценностными системами, сообществами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1.навыками определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории; опираясь на знание мировой и российской истории, социокультурных традиций России и мира;
2.навыками оценочной деятельности (умения определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям, их участникам;
3.приемами исторического описания (рассказа о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
1.1. Российская история как часть мировой истории Лекции 1 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ДРЕВНОСТИ. РУСЬ В IX – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIII вв.
2.1. Происхождение и ранняя история восточных славян с древнейших времен до образования Древнерусского государства Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.2. Происхождение и ранняя история восточных славян с древнейших времен до образования Древнерусского государства Консультации 1 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.3. Древнерусское общество Сам. работа 1 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.4. Крещение Руси Сам. работа 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.5. Образование государства Русь и особенности его развития до нач. XIII в. Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.6. Образование государства Русь и особенности его развития до нач. XIII в. Консультации 1 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. РУСЬ В XIII–XV вв.
3.1. Политической раздробленность во всемирной и отечественной истории Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.2. Политической раздробленность во всемирной и отечественной истории Консультации 1 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.3. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.4. Причины и предпосылки объединения русских земель (XIII-XIV вв.) Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.5
3.5. Причины и предпосылки объединения русских земель (XIII-XIV вв.) Консультации 1 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.6. Московское государство в XV в. Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.7. Московское государство в XV в. Консультации 1 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. РОССИЯ В XVI–XVII вв.
4.1. Россия и мир к началу эпохи Нового времени. Завершение объединения русских земель. Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.2. Россия и мир в к. XVI-XVII вв. Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.3. Россия и мир в к. XVI-XVII вв. Консультации 1 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.4. Правление Ивана IV, опричнина. Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.5. Смутное время в России конец XVI — начало XVII вв. Сам. работа 1 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. РОССИЯ В XVIII в.
5.1. Россия в эпоху преобразований Петра I Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
5.2. Россия в эпоху преобразований Петра I Консультации 1 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
5.3. Россия в первой четверти XVIII в. Правление Петра I. Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
5.4. Эпоха «дворцовых переворотов». 1725–1762 гг. Эпоха Екатерины II Сам. работа 1 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
5.5. Эпоха «дворцовых переворотов». 1725–1762 гг. Эпоха Екатерины II Консультации 1 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 6. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в XIX – начале XX вв.
6.1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. Сам. работа 1 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
6.2. Российская империя в XIX веке. Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
6.3. Российская империя в XIX веке. Консультации 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
6.4. Декабристы. Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
6.5. Образование и культура Российской империи в XIX в. Сам. работа 1 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
6.6. Эпоха «Великих реформ» Александра II. Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л3.1
6.7. Российская империя и мир в 1900–1914 гг. Лекции 1 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л3.1, Л1.5
6.8. Российская империя и мир в 1900–1914 гг. Консультации 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л3.1, Л1.5
6.9. Столыпинская аграрная реформа. Сам. работа 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л3.1, Л1.5
6.10. Великая Российская революция. Семинар — презентация. Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
Раздел 7. РОССИЯ И СССР В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ (1917–1991 гг.)
7.1. Актуальные вопросы развития России и СССР в 1917-1945 гг. Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
7.2. Актуальные вопросы развития России и СССР в 1917-1945 гг. Консультации 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
7.3. Советская экономическая политика в 1920 — 1930-х гг. Сам. работа 1 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
7.4. Великая Отечественная война. Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
7.5. Актуальные вопросы развития СССР в 1946 – 1991 гг. Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
7.6. Актуальные вопросы развития СССР в 1946 – 1991 гг. Консультации 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
7.7. Социально — экономическая политика в СССР в 1953 — 1985 гг. Сам. работа 1 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
Раздел 8. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (1991–2022 гг.)
8.1. Россия в 1990-е гг. Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
8.2. Россия в 1990-е гг. Консультации 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
8.3. Российское общество в 1990-е — начале 2000-х гг. Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
8.4. Россия в XXI в. Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
8.5. Россия в XXI в. Консультации 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3
8.6. Россия в XXI в. Сам. работа 1 9 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.4, Л1.2, Л3.1, Л1.5, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11208

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5:Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Что такое местничество:
а) иерархический порядок государственных должностей представителями всех сословий
б) иерархический порядок воинских чинов;
в) иерархический порядок знатных фамилий по старшинству и знатности родов;
г) иерархический порядок распределения мест в Государственной Думе.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 2: Как назывался коллектив единомышленников Ивана IV, помогавший ему в проведении реформ 1550-х гг.:
а) земский собор;
б) государственный совет;
в) тайный комитет;
г) Избранная Рада.
ОТВЕТ:д

ВОПРОС 3: Венская модель системы международных отношений получила название:
а) «марлезонского балета»;
б) «концерта Европы»;
в) «весны народов»;
г) «Европы без границ».
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 4: Кто, по мнению Екатерины II, мог даровать народу «правильные» законы:
а) сам народ посредством бессословного законодательного органа
б) дворянство посредством законосовещательного органа
в) духовенство посредством религиозного воспитания
г) самодержавное государство в лице просвещенного монарха
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 5: С чем связан отказ Екатерины II от политики «просвещенного абсолютизма»:
а) с массовыми акциями протеста со стороны дворянства
б) с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева
в) с «королевской» революцией во Франции 1770 – 1774 гг.
г) с войной за независимость в Северной Америке 1775 – 1783 гг.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 6:Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д. Киселёвым в…:
а) 1801-1803 гг.
б) 1837-1841 гг.
в) 1861-1863 гг.
г) 1881-1884 гг.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 7:В первой четверти ХIХ в. с понятием «аракчеевщина» современниками связывали…:
а) разработку проектов, ограничивших власть царя
б) ослабление цензурного гнёта, распространение иностранных книг
в) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I
г) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 8:В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили…
а) Пруссия, Венгрия, Англия
б) Персия, Турция, Англия
в) Турция, Англия, Франция
г) Франция, Персия, Греция
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 9: Внешнеполитическое событие в период царствования Александра III:
а) присоединение Средней Азии
б) сближение с Францией
в) сближение с Германией и Австро-Венгрией
г) заключение Сан-Стефанского мира
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 10:С каким министром Временного правительства связан апрельский правительственный кризис 1917 г.:
а) Гучков;
б) Керенский;
в) Милюков;
г) Некрасов.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 11: В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала…
а) плата за коммунальные услуги (жильё, свет и пр.)
б) свобода рыночной торговли
в) продразвёрстка
г) оплата труда на предприятиях в денежной форме
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 12: В декабре 1922 г. …
а)подписан Договор об образовании СССР
б)принята Конституция СССР
в)подписан сепаратный мирный договор с Германией
г)принята Декларация прав народов России
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 13: В каком ряду названы выдающиеся военачальники Великой Отечественной войны?
а)М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский
б)В.И. Чапаев, С.С. Каменев
в)С.М. Киров, А.А. Брусилов
г)А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 14:Понятия «перестройка», «гласность» связаны с именем руководителя СССР …
а)Н.С. Хрущева
б)Ю.В. Андропова
в)Л.И. Брежнева
г)М.С. Горбачева
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 15:Внешнеполитический курс М. С. Горбачева назывался
а) «оттепель»
б) «новое политическое мышление»
в) «разрядка»
г) «перезагрузка»
ОТВЕТ:б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:На экономическое и общественно-политическое развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину «путь ______________________».
ОТВЕТ:из варяг в греки

ВОПРОС 2:В Московском государстве совещательным органом при государе была _______, состоявшая в XV в. из представителей двух чинов: бояр и окольничьих.
ОТВЕТ:Боярская дума

ВОПРОС 3:Система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства, называлась______
ОТВЕТ:опричнина

ВОПРОС 4:Сословно-представительный орган в России в XVI – XVII вв., созываемый по инициативе царя для решения государственно важных вопросов, назывался _______________________.
ОТВЕТ:Земский собор

ВОПРОС 5:После свержения Василия Шуйского в России у власти находилось боярское правительство, вошедшее в историю под названием _________________________
ОТВЕТ:семибоярщина

ВОПРОС 6:Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя русского царя, о котором идёт речь.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
ОТВЕТ:Алексей Михайлович

ВОПРОС 7:Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения называется _________________
ОТВЕТ:кормления

ВОПРОС 8:Служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в России в XVI – XVII вв., имевшие на вооружении огнестрельное оружие, назывались_____
ОТВЕТ:стрельцы

ВОПРОС 9:Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите имя правителя, к которому он относится.
«На весь XVIII в. и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII века… – все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем новой России.»
ОТВЕТ:Петр I

ВОПРОС 10:Прочтите отрывок из записок декабриста Н.И. Лорера и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь.
«...Во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания... Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку на многих иностранных языках. 12 лет писал он свою «Русскую правду»
ОТВЕТ: Пестель Павел

ВОПРОС 11:Прочтите отрывок из труда историка и назовите войну, о завершении которой идет речь в тексте.
«13 февраля 1856 г. в Париже для подведения итогов войны открылся конгресс представителей великих европейских держав. Это был самый грандиозный европейский форум после 1815 г. В работе конгресса принимали участие представители Франции, Англии, России, Австрии, Турции и Сардинии. Позднее были приглашены и представители Пруссии.
Первым актом Парижского конгресса было заключение перемирия с прекращением военных действий. После семнадцати заседаний конгресса, 18 марта, в Париже был подписан мирный договор, главные постановления которого заключались в следующем. Восстанавливается довоенный территориальный статус-кво. В мирное время Турция закрывает Проливы для всех военных судов, независимо от их принадлежности, за исключением стационеров в Стамбуле. Черное море объявляется нейтральным и открытым для торговых судов всех наций. Россия и Турция обязуются не иметь на его берегах военно-морских арсеналов».
ОТВЕТ:Крымская

ВОПРОС 12:Как называлось объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века, основателями которого были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов?
ОТВЕТ:Товарищество передвижных художественных выставок

ВОПРОС 13:Выборные органы самоуправления, учрежденные земской реформой 1864 года, назывались ____________
ОТВЕТ:земства

ВОПРОС 14:Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.
«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».
ОТВЕТ:Япония

ВОПРОС 15:Представительное учреждение, избранное в конце 1918 г. для установления формы правления и выработки конституции, которое было распущено в январе 1918 г., называлось _______________________ собрание.
ОТВЕТ:Учредительное

ВОПРОС 16:Массовое создание коллективных сельских хозяйств в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в СССР, сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств, называется___________
ОТВЕТ:коллективизация

ВОПРОС 17:Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название международной конференции, о которой идет речь. «Встреча руководителей антигитлеровской коалиции – Ф.Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания) и И.В. Сталина (СССР) проходила с 4 по 11 февраля 1945 г. На конференции шла речь об окончательной победе над врагом, об устройстве границ в послевоенной Европе. Участники конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир».
ОТВЕТ:Ялтинская/Крымская

ВОПРОС 18:Резкое обострение международной обстановки в ходе противостояния между СССР и США по поводу размещения ядерных ракет на Кубе получило название "_____________________ кризис"
ОТВЕТ:Карибский/Кубинский

ВОПРОС 19:Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное руководителями РСФСР, Белоруссии и Украины в декабре 1991 г., ознаменовавшее прекращение существования СССР, по месту подписания получило название ______________________ соглашение
ОТВЕТ:Беловежское

ВОПРОС 20:Процесс передачи (полной или частичной) государственной или муниципальной собственности (промышленных предприятий, земельных участков, банков, средств транспорта, массовой информации, зданий и т.д.) в частные руки
ОТВЕТ:приватизация


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 Зуев М.Н. История России: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 М. В. Ходяков Новейшая история России (1914-2015) : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/56297188-3E70-40D5-A674-45F8195DD11A
Л1.4 С. Л. Фирсов. История России: учеб. для вузов М.: Юрайт, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/539144
Л1.5 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 СПбГУ; под ред. М. В. Ходякова Новейшая история России, 1914-2011: учеб. пособие для бакалавров М.: Юрайт, 2013
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс на платформе Цифровой университет АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э3 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314М кабинет кафедры отечественной истории - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; принтер HP laserJet P2055d; МФУ Xerox 5825; МФУ Xerox copycentre C118; учебно-наглядные пособия и литература; пакет карт по истории России
306аМ центр изучения реформ П.А. Столыпина - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; шкаф с наглядными учебными пособиями - 2 шт.; стационарный проектор: марка Optoma, модель S331 DLP - 1 ед.; стационарный экран: марка Iprojecta - 1ед.; стационарные наглядные учебные пособия; плакаты; фото

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "История России" составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. организационный,
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
Необходимо изучить рекомендованную литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен овладеть основными положениями рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Рекомендации по подготовке к ТЕСТАМ.
Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических занятий.