МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археологические музеи мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 41
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 24 12 24
Лабораторные 24 0 24 0
Сам. работа 41 113 41 113
Консультации 40 0 40 0
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 164 144 164

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Гобунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Археологические музеи мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний особенностях репрезентации археологических коллекций в различных музеях мира.
Задачи курса:
•дать характеристику основных этапов развития археологических музеев в об-щемировом масштабе;
•сформировать представление о специфике работы археологических музеев в разных регионах мира;
•рассмотреть изменение способов экспонирования коллекций и коммуникации с посетителем, связанных с внедрением цифровых технологий в деятельность архео-логических музеев мира;
•раскрыть содержание основных проблем связанных с музефикацией и репат-риацией археологического наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен планировать и организовывать деятельность по выявлению, изучению, сохранению музейных предметов и археологических памятников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-современные методы полевых и камеральных археологических исследований;
-принципы включения музейных предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации.


3.2.Уметь:
3.2.1.-обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд.
-применять полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музее.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-умением критически оценивать познавательные возможности археологических источников.
-научно-исследовательскую работу, направленную на изучение музейных предметов и коллекций, связанных с археологией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Археологическая наука и археоло-гические музеи мира. Специфика работы с археологическими коллекциями в музеях разных регионов мира.
1.1. Специфика профильного деления музеев хранящих и экспонирующих археологические коллекции в различных регионах мира Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Теория и практика комплектования, хранения, научного описания и атрибуции археологических коллекций в различных странах мира Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Особенности создания археологических музеев мира в историческом развитии.
2.1. Период предмузейного собирательства археологических коллекций Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Появление первых публичных специализированных собраний антиков в эпоху Возрождения Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1
2.3. Появление первых публичных археологических музеев в эпоху Просвещения Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Возникновение национальных музеев древностей в XIX веке Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1
2.5. Специализация археологических музеев в XX веке Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Специализация археологических музеев в XX веке Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основные направления и особенности деятельности на основе археологических коллекций в современных музеях мира
3.1. Современные тенденции развития археологических музеев Европы и Америки Лекции 7 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Современные тенденции развития археологических музеев Европы и Америки Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1
3.3. Новые направления развития археологических музеев в Азии и Африке Лекции 7 1 Л2.1, Л1.1
3.4. Новые направления развития археологических музеев в Азии и Африке Сам. работа 7 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.5. Основные направления деятельности археологических музеев России на современном этапе Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
3.6. Основные направления деятельности археологических музеев России на современном этапе Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Репрезентация археологических коллекций на основе музеефикации древних памятников
4.1. Музеефицированные памятники археологии Европы и Америки Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Музеефицированные памятники археологии Европы и Америки Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1
4.3. Археологические музеи под открытым небом в Азии и Африке Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
4.4. Археологические музеи под открытым небом в Азии и Африке Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1
4.5. Музеефикация археологических памятников в России Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
4.6. Музеефикация археологических памятников в России Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Новые методы и подходы при проектировании и использовании археологических экспозиций и выставок в музеях
5.1. Методы реконструкционной и экспериментальной археологии в музеях мира. Археодромы, «живые музеи» Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Методы реконструкционной и экспериментальной археологии в музеях мира. Археодромы, «живые музеи» Сам. работа 7 9 Л2.1, Л1.1
5.3. Использование интерактивных технологий в археологических музеях мира. Археологические эксплораториумы Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
5.4. Использование интерактивных технологий в археологических музеях мира. Археологические эксплораториумы Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.1
5.5. Применение информационных технологий в археологических музеях мира Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
5.6. Применение информационных технологий в археологических музеях мира Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Музей и археологическая наука. Музеи как центры научных археологических исследований и развития теории археологической науки.
2.История формирования базовых принципов и методов археологической науки на музейном материале. Разработка археологической периодизации и типологического метода.
3.Работа с археологическими коллекциями в музее: особенности комплектования, учета и хранения в музеях регионов мира.
4.Особенности использования археологические коллекций в музеях различного профиля: исторических, естественноисторических, краеведческих, художественных музеях.
5.История создания и репрезентации археологических коллекций в древности и средневековье.
6.Появление первых специализированных собраний антиков в эпоху Возрождения.
7.Антиквары в новое время, первые публичные выставки античных находок.
8.Деятельность О. Питт-Риверса и Э.Тейлора по разработке основных принципов создания тематических экспозиций и выставок по древней истории, антропо- и культурогенезу.
9.Появление первых спецализиованных археологических экспозиций, выставок и музеев в XIX в. Возникновение национальных музеев древностей в Германии, Франции, Греции, Турции и Египте.
10.Особенности создания экспозиций и выставок в археологических музеях под открытым небом.
11.Формы использования памятников археологии (археологических объектов) в музейной деятельности в разных регионах мира.
12.Музеефицированные памятники археологии как объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
13.Организация деятельности в музеях под открытым небом на базе музефицированных археологических памятников. Эксперименты, археодромы, живые музеи.
14.Проблемы экспонирования человеческих останков в археологических музеях. Культурно-исторический, этический, научный аспект. Проблемы сохранения мумифицированных останков.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юренева Т.Ю. Музеи мира: истории и коллекции, шедевры и раритеты : учебное пособие //ЭБС АлтГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сектор Российской музейной энциклопедии при участии Сети Культурного Наследия дизайн и программирование ЗАО "Интернет" www.museum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


6.4. Перечень информационных справочных систем
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины "Археологические музеи мира" составляют лекции. Они предостав-ляют студентам систематизированные теоретические знания по основным темам изучаемой дис-циплины. На лекциях особое внимание уделяется изложению фактического материала и освеще-нию имеющихся проблем, что стимулирует познавательную деятельность, творческое мышление и формирует профессионально-значимые свойства и качества. Лекции студенты слушают и кон-спектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические занятия предназначены для закрепления и углубления теоретических зна-ний. Подготовку к ним следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внима-ние необходимо обратить на объяснение явлений и фактов, а также на аргументацию выводов. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке отве-тов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и го-товить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экза-мену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует ре-зультаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке пись-менных работ следует использовать дополнительную литературу.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является экзамен. К экзаме-ну допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экза-мен призван оценить освоение студентом дисциплины «История становления и развития археоло-гии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные комму-никативные навыки.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый от-вет на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на по-ставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Не-удовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и ком-петенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.