МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Использование естественно-научных методов в археологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 70
индивидуальные консультации 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 24 18 24
Практические 24 18 24 18
Сам. работа 70 66 70 66
Консультации 68 0 68 0
Итого 180 108 180 108

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Использование естественно-научных методов в археологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – сформировать знания об эффективных методах, используемых при археологических исследованиях. В соответствии с целью обозначены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становления основных методов и их современные возможности.
2. Научить отбирать пробы и образцы для различных анализов.
3. Выработать навыки практического использования и интерпретации результатов естественно-научных методов.
4. Сформировать систему применения естественно-научных методов в практике музейной деятельности с археологическими коллекциями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен планировать и организовывать деятельность по выявлению, изучению, сохранению музейных предметов и археологических памятников
ПК-2.1 Знает методы исследования музейных предметов и археологических памятников в музеях разных видов и профилей
ПК-2.2 Умеет применять в профессиональной деятельности нормативные акты, регулирующие порядок использования музейных предметов, археологических памятников
ПК-2.3 Владеет навыками определения научной значимости музейных предметов и археологических памятников
ПК-4.01Способен организовать и выполнять деятельность по учету музейных археологических коллекций
ПК-4.01.1 Знает российское законодательство в области учета, хранения археологических коллекций в музеях
ПК-4.01.2 Знает принципы учета, маркировки, страхования археологических предметов и коллекций в музеях всех видов
ПК-4.01.3 Умеет применять стандарты, требования, научно-методические разработки при учете и использовании музейных археологических коллекций
ПК-4.01.4 Владеет навыками составления научных описаний, картотек, каталогов археологических памятников для внесения записей в музейные базы данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принятые законы и правила проведения археологических работ
3.2.Уметь:
3.2.1.обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд
осуществлять мониторинг состояния памятников культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностями руководить работой специалистов по учету музейных предметов и управлять подразделениями в профессиональной сфере деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Применение биологических методов и приемов изучения археологических находок
1.1. Агробиологический анализ и палеокарпологический метод Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
1.2. Агробиологический анализ и палеокарпологический метод Сам. работа 7 4 Л1.1, Л3.1
1.3. Спорово-пыльцевой (палинологический) анализ Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
1.4. Спорово-пыльцевой (палинологический) анализ Сам. работа 7 2 Л1.1, Л3.1
1.5. Фитолитный анализ Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
1.6. Фитолитный анализ Сам. работа 7 2 Л1.1, Л3.1
1.7. Археозоологические определения и ZooMS Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
1.8. Археозоологические определения и ZooMS Сам. работа 7 4 Л1.1, Л3.1
1.9. Антропологические, биоархеологические и палеогенетические исследования Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
1.10. Антропологические, биоархеологические и палеогенетические исследования Сам. работа 7 6 Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Современные методы датирования в археологии
2.1. Радиоуглеродный метод определения возраста и AMS-датирование Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
2.2. Радиоуглеродный метод определения возраста и AMS-датирование Сам. работа 7 4 Л1.1, Л3.1
2.3. Радиоуглеродный метод определения возраста и AMS-датирование Практические 7 2 Л1.1, Л3.1
2.4. Дендрохронологический анализ Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
2.5. Дендрохронологический анализ Сам. работа 7 4 Л1.1, Л3.1
2.6. Термолюминесцентный, археомагнитный, оптически стимулированная люминесценция (OSL) и другие методы датирования Сам. работа 7 6 Л1.1, Л3.1
2.7. Термолюминесцентный, археомагнитный, оптически стимулированная люминесценция (OSL) и другие методы датирования Практические 7 4 Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Обследования (разведка) и методы фиксации археологических объектов
3.1. Аэрофоторазведка Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
3.2. Аэрофоторазведка Сам. работа 7 4 Л1.1, Л3.1
3.3. Космическое зондирование, использование космических снимков и современных средств навигации Сам. работа 7 6 Л1.1, Л3.1
3.4. Космическое зондирование, использование космических снимков и современных средств навигации Практические 7 2 Л1.1, Л3.1
3.5. Геофизические исследования. Электроразведка, магниторазведка, сейсморазведка Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
3.6. Геофизические исследования. Электроразведка, магниторазведка, сейсморазведка Сам. работа 7 4 Л1.1, Л3.1
3.7. Геофизические исследования. Электроразведка, магниторазведка, сейсморазведка Практические 7 2 Л1.1, Л3.1
3.8. Геохимические и биохимические методы, фосфатный анализ Сам. работа 7 4 Л1.1, Л3.1
3.9. Геохимические и биохимические методы, фосфатный анализ Практические 7 2 Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Методы изучения металлических предметов и изделий из других материалов, полученных при раскопках
4.1. Метод количественного спектрального анализа сплавов, рентгенофлюоресцентный анализ Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
4.2. Метод количественного спектрального анализа сплавов, рентгенофлюоресцентный анализ Сам. работа 7 4 Л1.1, Л3.1
4.3. Метод количественного спектрального анализа сплавов, рентгенофлюоресцентный анализ Практические 7 2 Л1.1, Л3.1
4.4. Изучение археологического текстиля, изделий из кости, рога, стекла, кожи, древесины и других материалов Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
4.5. Изучение археологического текстиля, изделий из кости, рога, стекла, кожи, древесины и других материалов Сам. работа 7 4 Л1.1, Л3.1
4.6. Изучение археологического текстиля, изделий из кости, рога, стекла, кожи, древесины и других материалов Практические 7 2 Л1.1, Л3.1
4.7. Трасологический метод Сам. работа 7 6 Л1.1, Л3.1
4.8. Трасологический метод Практические 7 2 Л1.1, Л3.1
4.9. Значение междисциплинарных исследований в археологии Лекции 7 2 Л1.1, Л3.1
4.10. Значение междисциплинарных исследований в археологии Сам. работа 7 2 Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
1. К биологическим методам, применяемым в археологии, относится…
Выберите один ответ:
– петрографический метод
– палеомагнитный метод
– дендрохронологический метод
– термолюминесцентный метод
2. К методам археологической разведки относятся…
Выберите один ответ:
– изотопный анализ
– аэрофотосъемка
– термолюминесцентный метод
– петрографический метод
3. Калибровка радиоуглеродных дат производиться с помощью …
Выберите один ответ:
– абсолютного ТЛ датирования
– относительного биостратиграфического датирования
– датирования по древесным кольцам
– палеомагнитного датирования
4. Основные принципы и методы дендрохронологии за рубежом сформулировал:
Выберите один ответ:
– Э. Дуглас
– У. Либби
– Р. Бойл
– К. Гаусс
5. В археологии для датировки археомагнитным методом используется …
Выберите один ответ:
– изделия из железа
– деревянные предметы
– пепел из очага
– керамический сосуд
6. Изучение остатков фауны млекопитающих из культурных слоев археологических памятников позволяет …
Выберите один ответ:
– реконструировать природный ландшафт
– узнать происхождение видов
– отметить степень фоссилизации
– определить тип хозяйства древнего населения
7. Отметьте фактор, вносящий ошибку в определение местоположения с использованием GPS-приемника:
Выберите один ответ:
– местонахождение в пустыни
– геометрия спутников
– смещение спутникового сигнала.
– атмосферные осадки

1. Открытие радиоуглеродного метода и история его использования в археологии.
2. Аэрофоторазведка: история применения и современное состояние.
3. Восстановление лица по черепу (от М.М. Герасимова к современным технологиям).
4. Дендрохронологический анализ: история формирования и сущность.
5. Рентгенофлюоресцентный анализ: основа метода, приборная база, особенности применения.

1. В чем преимущество междисциплинарного подхода при археологических исследованиях.
2. Какие естественно-научные методы наиболее эффективные в археологии?
3. Как археологи пишут историю?
4. Зачем исследователям естественно-научных направлений сотрудничать с археологами (объясните и приведите конкретные примеры).
5. Как узнать, чьи это кости, найденные при раскопках?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Исторические и практические условия для применения в археологии методов других наук.
2. Агробиологический анализ.
3. Общие требования к отбору проб для агробиологического анализа.
4. Палеокарпологический метод.
5. Правила отбора образцов для палеокрапологического изучения. Гербарий.
6. Сфера традиционного использования спорово-пыльцевого анализа. Особенности и опыт применения его в археологии.
7. Основные принципы палинологического анализа. Фитолитный анализ
8. Изучение разреза и порядок отбора образцов для палинологического и фитолитного анализов.
9. Лабораторная обработка проб и интерпретация полученных результатов палинологического и фитолитного анализов.
10. Методы геофизической разведки в изучении поселений и грунтовых могильников. Электрические и другие методы разведки.
11. Тахеометрическая съемка археологических памятников.
12. Агробиологический и спорово-пыльцевой анализы.
13. Применение палинологического анализа. Палеокарпологический метод.
14. Естественнонаучные методы датирования в археологии. Общая характеристика.
15. Открытие У.Ф. Либби и его значение. Основы радиоуглеродного метода. Калибровка радиоуглеродных дат. AMS-датирование.
16. Дендрохронологический анализ: история формирования и сущность.
17. Правила отбора проб для радиоуглеродного анализа. Паспорт пробы.
18. Инструкция по отбору образцов для дендрохронологического датирования. Паспорт образца.
19. Радиоуглеродные и другие лаборатории в России и за рубежом.
20. Методы датирования археологических материалов: термолюминесцентный, археомагнитный, метод определения относительного возраста по коллагену и фтору. Датирование керамики.
21. Формы и методы археологического обследования. Инструментальная съемка археологических памятников. Картирование и требования к описанию обнаруженных объектов.
22. Аэрофоторазведка. Космическое зондирование. Использование снимков для выявления и фиксации археологических памятников. Многомерное лазерное сканирование местности.
23. Геофизические исследования: история разработки и применения комплекса методов.
24. Использование современных средств навигации и электроразведки при изучении древних объектов. Магниторазведка. Сейсморазведка.
25. Геохимические и биохимические методы поисков древних памятников. Фосфатный анализ: основа метода и процедура отбора проб.
26. Методы изучения металлических находок.
27. Изучение археологического текстиля, керамики, стекла и других находок из разных материалов.
28. Археозоологические определения и ZooMS.
29. Антропологические определения и биоархеологические исследования. Изучение палеодиеты. Палеогенетические исследования.
30. Значение междисциплинарных исследований в археологии.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования: Учебное пособие для студентов вузов Б.и., 2002
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Тишкин А.А. Методика отбора проб для радиоуглеродного и дендрохронологического датирования: Учебно-методическое пособие Алт. ун-та, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
Э2 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э4 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» archaeology.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал дисциплины структурирован на разделы. При изучении разделов студенты должны ознакомиться с особенностями естественно-научных методов, используемых при археологических исследованиях. При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, литературой и источниками, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Рекомендуется составление плана прочитанного текста, тезисов или выписок, конспектов и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, вынесенных в самостоятельную работу, студенту необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. Письменные задания и эссе должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине.