МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История становления и развития археологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 24 16 24
Практические 20 28 20 28
Сам. работа 36 29 36 29
Консультации 36 0 36 0
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
докт. ист. наук, Профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
докт. ист. наук, Профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
История становления и развития археологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний о зарождении и эволюции археологических исследований.
Задачи курса:
• дать характеристику основных этапов развития археологии в общемировом масштабе;
• сформировать представление о специфике археологических исследований в разных регионах;
• рассмотреть изменение теоретических основ и практики археологических исследований;
• раскрыть содержание основных проблем всемирной и отечественной археологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен планировать и организовывать деятельность по выявлению, изучению, сохранению музейных предметов и археологических памятников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций
основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний
современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
3.2.Уметь:
3.2.1.Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собст-венную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
Применяет в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин
Применяет знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий
Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
Использует основные положения и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников
Знает законы и правила проведения археологических исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Истоки археологических исследований
1.1. Отношение к древностям в античности и средневековье Лекции 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. От коллекционирования к раскопкам: эпоха Возрождения и раннее Новое время Лекции 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Сакральное и светское собирание древностей Практические 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Сакральное и светское собирание древностей Сам. работа 5 3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Становление археологии в XIX веке
2.1. Великие археологические открытия в Европе, Азии и Африке Лекции 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Формирование методики археологических исследований Лекции 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Ранние теории происхождения культур и народов Лекции 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Ранние теории происхождения культур и народов Лекции 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Археологические открытия в Египте и Междуречье Практические 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Археологические открытия в Египте и Междуречье Сам. работа 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Становление античной археологии Практические 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Становление античной археологии Сам. работа 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Начало изучения каменного века Практические 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.10. Начало изучения каменного века Сам. работа 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Развитие археологических исследований в первой половине XX века
3.1. Европейская полевая археология Лекции 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Изучение археологических памятников в Азии, Африке и Америке Лекции 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Совершенствование концепций и методов в археологии Лекции 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Археология Советской России Практические 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.5. Археология Советской России Сам. работа 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.6. Археологические открытия в Индии и Китае Практические 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.7. Археологические открытия в Индии и Китае Сам. работа 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.8. Археологические открытия на Ближнем и Среднем Востоке Практические 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.9. Археологические открытия на Ближнем и Среднем Востоке Сам. работа 5 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Теоретические разработки и полевые археологические изыскания во второй половине XX века
4.1. Полевая археология Старого света Лекции 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.2. Полевая археология Нового света Лекции 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.3. Основные теории и методики археологических исследований Практические 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.4. Основные теории и методики археологических исследований Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.5. Археология СССР Практические 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.6. Археология СССР Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.7. Естественнонаучная археология Практические 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.8. Естественнонаучная археология Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Основные направления деятельности современной археологии (конец XX – начало XXI века)
5.1. Полевая зарубежная археология Лекции 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.2. Новые подходы и методы археологических исследований Практические 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.3. Новые подходы и методы археологических исследований Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.4. Археологические исследования в Российской Федерации Практические 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.5. Археологические исследования в Российской Федерации Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.6. Реконструкции и экспериментальная археология Практические 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.7. Реконструкции и экспериментальная археология Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.8. Археология и культурное наследие Практические 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.9. Археология и культурное наследие Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Цели добывания старинных предметов в Древнем мире.
2. Собирание древностей в Средние века.
3. Увлечение памятниками античного искусства в Италии.
4. Мода на античные вещи при европейских королевских дворах.
5. Скопления раритетов в святилищах, храмах и монастырях.
6. Формы накопления старых вещей: трофеи, дары, наследство.
7. Открытие древних цивилизаций в бассейне восточного Средиземноморья.
8. Открытие древнейших и древних памятников в Европе.
9. Утверждение системы «трех веков» в археологической периодизации.
10. Разработка методов описания и анализа древних вещей и объектов.
11. Появление концепций миграции, «культурных кругов» и теории стадиальности.
12. Становление географического детерминизма и экологической школы в археологии.
13. Начало российской археологии: указы Петра I и организация академических экспедиций.
14. Археологические раскопки, учреждения и съезды на территории Российской империи.
15. Начало археологического изучения Египта.
16. Первые раскопки городов древнего Двуречья.
17. Итальянская археология: раскопки в Помпеях и Геркулануме.
18. Греческая археология: раскопки Трои, Микен и Кносса.
19. Археологические открытия древнейших памятников во Франции.
20. Создание периодизации каменного века.
21. Археологические исследования в северной части Европы (первая половина XX в.).
22. Археологические открытия в южной части Европы (первая половина XX в.).
23. Археологические раскопки в странах Азии (первая половина XX в.).
24. Археологические исследования в странах Африки и Америки (первая половина XX в.).
25. Неоэволюционизм, структурализм и эмпирические школы в археологии.
26. Поиск эффективных методов изучения археологических памятников.
27. Старое и новое поколение русских археологов, марксизм и яфетическая теория.
28. Расширение территории и хронологии археологических исследований в Советской России.
29. Открытие и изучение хараппской цивилизации.
30. Исследования памятников Древнего Китая.
31. Открытие и изучение хеттской цивилизации.
32. Исследования Элама и Ахеменидской Персии.
33. Археологические исследования в Европе второй половины XX в.
34. Археологические исследования в Азии и Африке второй половины XX в.
35. Археологические исследования в Америке второй половины XX в.
36. Археологические исследования в Океании и Австралии второй половины XX в.
37. Модернизм и «новая археология» как ведущие теории.
38. Классическая методика разведок и раскопок археологических памятников.
39. Развитие в СССР центральных и региональных археологических центров.
40. Масштабы новостроечной археологии в СССР.
41. Возрастание роли естественных наук и их методик в изучении памятников и артефактов.
42. Развитие технологических и датирующих естественнонаучных методов.
43. Крупные археологические исследования в Евразии на рубеже XX/XXI вв.
44. Археологические открытия в Африке и Америке на рубеже XX/XXI вв.
45. Современные течения в археологии (постмодернизм).
46. Интенсификация изучения памятников и геоинформационные технологии.
47. Модификация организационной структуры российской археологической науки.
48. Изменение законодательной базы и новые формы археологических работ в Российской Федерации.
49. Значение реконструкции археологических предметов и объектов в научных теориях.
50. Экспериментальное моделирование материальной культуры прошлого.
51. Проблемы сохранения археологических памятников (консервация, реставрация, музеефикация).
52. Возможности использования археологических предметов и объектов в музейной деятельности и культурном туризме.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Скопления раритетов в святилищах, храмах и монастырях.
2. Формы накопления старых вещей: трофеи, дары, наследство.
3. Начало археологического изучения Египта.
4. Первые раскопки городов древнего Двуречья.
5. Итальянская археология: раскопки в Помпеях и Геркулануме.
6. Греческая археология: раскопки Трои, Микен и Кносса.
7. Археологические открытия древнейших памятников во Франции.
8. Создание периодизации каменного века.
9. Старое и новое поколение русских археологов, марксизм и яфетическая теория.
10. Расширение территории и хронологии археологических исследований в Советской России.
11. Открытие и изучение хараппской цивилизации.
12. Исследования памятников Древнего Китая.
13. Открытие и изучение хеттской цивилизации.
14. Исследования Элама и Ахеменидской Персии.
15. Развитие в СССР центральных и региональных археологических центров.
16. Масштабы новостроечной археологии в СССР.
17. Возрастание роли естественных наук и их методик в изучении памятников и артефактов.
18. Развитие технологических и датирующих естественнонаучных методов.
19. Модификация организационной структуры российской археологической науки.
20. Изменение законодательной базы и новые формы археологических работ в РФ.
21. Значение реконструкции археологических предметов и объектов в научных теориях.
22. Экспериментальное моделирование материальной культуры прошлого.
23. Значение реконструкции археологических предметов и объектов в научных теориях.
24. Экспериментальное моделирование материальной культуры прошлого.
25. Проблемы сохранения археологических памятников (консервация, реставрация, музеефикация).
26. Использование археологических предметов и объектов в музеях и культурном туризме.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Темы практических занятий:
1. Сакральное и светское собирание древностей.
2. Археологические открытия в Египте и Междуречье.
3. Становление античной археологии.
4. Начало изучения каменного века.
5. Археология Советской России.
6. Археологические открытия в Индии и Китае.
7. Археологические открытия на Ближнем и Среднем Востоке.
8. Археология СССР.
9. Естественнонаучная археология.
10. Археологические исследования в Российской Федерации.
11. Реконструкции и экспериментальная археология.
12. Археология и культурное наследие.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России : в 3 ч. / Ч. III.: учебное пособие Барнаул : Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
Л2.2 Добровольская М.В. Археология: учебное пособие М.: Прометей, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России : [в 3 ч.]. Ч. 2: учеб. пособие Барнаул : АЗБУКА, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.4 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История становления и развития археологии
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» http://portal.edu.asu.ru/
Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/book/
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.