МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научный семинар по зоологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
НаправленностьБотаника; Физиология; Экология; Зоология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz06_06_01_Биологические науки-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., Зав., Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Проф., Яковлев Р.В.

Рабочая программа дисциплины
Научный семинар по зоологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 871)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 Биологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дициплины "Научный семинар по зоологии" является подготовка аспирантов к решению профессиональных и образовательных задач через практику овладения методологией и технологией научно-исследовательской деятельности как важнейшей компетенцией современного ученого.
- изучить методологию проведения научных исследований в области зоологии;
- закрепить знания, умения и владения (навыки) полученные в ходе изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов;
- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом;
- формировать умения по выявлению и формулированию актуальных научных проблем в проектировании и реконструкции строительных объектов и их публичное обсуждение;
- формировать умение интерпретировать, обосновать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.
- формировать у студентов навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала с учетом основных тенденций развития современного общества;
- формировать навыки разработки программ научных исследований и разработок, организации их публичной защиты;
- формировать у студентов навыков подготовки презентаций и защиты полученных результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость адаптации в новых ситуациях, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;
3.2.Уметь:
3.2.1.готовить задания для исполнителей, организовывать проведение экспериментов и испытаний, анализировать и обобщать их результаты;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками изложения результатов своей научно-исследовательской деятельности и представления их в виде отчетов, научных публикаций и докладов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Постановка темы исследования и сбор необходимого материала
1.1. Обоснование выбора темы диссертации Сам. работа 3 10 ПК-3 Л3.1
Раздел 2. Подготовка и окончательная обработка текста научно-квалификационной работы и его презентация
2.1. Работа над литературным обзором диссертации Лекции 3 2 ПК-3
2.2. Работа над литературным обзором диссертации Практические 3 2 ПК-3 Л3.3, Л2.2
2.3. Работа над литературным обзором диссертации Сам. работа 3 8 ПК-3
Раздел 3. Работа по выполнению теоретической части исследования
3.1. Сбор и обработка статистической информации по теме Сам. работа 3 10 ПК-3
Раздел 4. Подготовка научной статьи по теме диссертации
4.1. Подготовка научной статьи по теме диссертации Сам. работа 3 8 ПК-3
Раздел 5. Выполнение экспериментальной части диссертации
5.1. Проведение расчетов, обработка и анализ результатов исследования Сам. работа 3 6 ПК-3
Раздел 6. Работа по подготовке рукописи диссертации
6.1. Работа над текстом длиссертации Практические 3 2
6.2. Написание введения, заключения и выводов Лекции 3 2 ПК-3 Л3.2
6.3. Компоновка метариалов, сведения в главы, оформление литературных источников Сам. работа 3 6 ПК-3 Л2.1
Раздел 7. Написание автореферата
7.1. Написание автореферата Сам. работа 3 10 ПК-3
7.2. Работа над автофератом Практические 3 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Аннотация ―
а) это документ об основных положениях содержания будущей работы (учебника,
диссертации).
б) это краткая характеристика содержания
в) это краткая характеристика содержания, целевого назначения издания, его читательского
адреса, формы.
г) научный документ
Правильные ответы: в
2. Оглавление и содержание ―
а) обязательные элементы справочного аппарата научных и методических работ.
б) разделы научной работы.
в) разделы книги.
г) разделы методической работы.
Правильные ответы: а
3. Резюме (от франц. resumer ― излагать вкратце) -
а) это выводы.
б) это заключение
в) это практические рекомендации.
г) это краткое, в виде выводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада.
Правильные ответы: г
4.Приложения представляют собой часть текста,
а) имеющую дополнительное значение, но необходимую для более полного освещения темы:
размещаются в конце издания.
б) размещаются в начале издания.
в) размечаются в конце каждой главы.
г) имеющую дополнительное значение.
Правильные ответы: а
5.Предметный указатель содержит
а) список авторов
б) перечень авторов
в) список основных тематических объектов
г) перечень основных тематических объектов (предметов), обсуждаемых или упоминаемых в тексте научного, методического или справочного издания
Правильные ответы: г

1. Что является результатом научных исследований? (обобщение и анализ полученных данных, объяснение новых научных фактов, формулирование положений, выводов, практических рекомендаций и предложений).
2. Сколько основных этапов включает научное исследование? (Сбор материала, обработка результатов исследования, формулирование выводов, оформление работы).
3.В научной работе речь чаще всего ведется (от третьего лица "автор полагает")
4. Автор диссертации через местоимение (во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы").
5. Выпускная квалификационная работа для бакалавра ― (это выпускная квалификационная работа).
6. Выпускная квалификационная работа для магистра ― (это магистерская диссертация).
7. Выпускная квалификационная работа для дипломированного специалиста ―(это дипломная работа).
8. График (от греч. graphikos ― начертанный) ― это (чертеж, применяемый для наглядного геометрического изображения).
9. Диаграмма (от гр. diagramma ― рисунок, чертеж) ―это (чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами).
10. Стандарт ГОСТ неприменим в англоязычном варианте оформления литературы из-за (двойных косых линий)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: учебное пособие Ось-89, 2008
Л2.2 М. М. Абакумов Медицинская диссертация: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ю.Г. Волков Диссертация: подготовка, защита и оформления : практ.пособие М.: Альфа-М : Инфра-М, 2004
Л3.2 Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей ИНФРА-М, 2003
Л3.3 Кузин Ф.А. Диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты. : Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров Изд-во «Ось-89» г. Москва, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины