МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оцифровка музейных предметов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 104
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 30 30 30 30
Сам. работа 104 104 104 104
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В. В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.;д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Оцифровка музейных предметов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные принципы и технологии оцифровки экспонатов музеев и работу в собственном публичном цифровом пространстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен организовать деятельность по хранению и учету музейных предметов и коллекций в музеях всех видов
ПК-1.1 Знает принципы хранения и учета музейных предметов и коллекций в музеях всех видов
ПК-1.2 Умеет применять специальные знания при хранении и учете музейных предметов, музейных коллекций
ПК-1.3 Владеет навыками организации учетно-хранительской деятельности в музеях всех видах
ПК-3.02Способен применять технологии хранения музейных предметов при формировании музейных фондов
ПК-3.02.1 Знает методики, технологии хранения музейных предметов и музейных коллекций
ПК-3.02.2 Умеет применять знания для решения задач по хранению музейных предметов с учетом профиля музея и концепции комплектования фондов
ПК-3.02.3 Владеет навыками выявления, фиксации изменений в сохранности музейных предметов и объектов историкокультурного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•основные понятия, используемые при применении оцифровки музейных предметов;
•способы оцифровки предметов в процессе учета и хранения музейного собрания;
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять имеющиеся знания в области хранения, учета музейных предметов с применением цифровых технологий;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения оцифровки в хранении, учета и презентации коллекций;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровые технологии в фондовой работе музеев: общая характеристика
1.1. Цифровые технологии в фондовой работе музеев. Основные понятия и термины Лекции 7 4 ПК-1.2, ПК-3.02.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Цифровые технологии в фондовой работе музеев. Основные понятия и термины Сам. работа 7 18 ПК-1.2, ПК-3.02.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Виды музейных цифровых продуктов Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-3.02.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Виды музейных цифровых продуктов Сам. работа 7 20 ПК-1.2, ПК-3.02.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Цифровые музейные собрания Лабораторные 7 8 ПК-1.2, ПК-3.02.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Цифровые музейные собрания Сам. работа 7 26 ПК-1.2, ПК-3.02.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Цифровые музейные собрания Лабораторные 7 8 ПК-1.2, ПК-3.02.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Цифровой музейный фонд
2.1. Статусы цифровых продуктов в музее Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-3.02.1
2.2. Статусы цифровых продуктов в музее Лабораторные 7 8 ПК-1.2, ПК-3.02.1
2.3. Оцифровка музейных предметов:общие принципы Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-3.02.1
2.4. Оцифровка музейных предметов:общие принципы Сам. работа 7 20 ПК-1.2, ПК-3.02.1
2.5. Оцифровка музейных предметов и экспозиции. Электронные выставки Лабораторные 7 6 ПК-1.2, ПК-3.02.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Оцифровка музейных предметов и экспозиции. Электронные выставки Сам. работа 7 20 ПК-1.2, ПК-3.02.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен организовать деятельность по хранению и учету музейных предметов и коллекций в музеях всех видов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Комплектование фондов музея осуществляется для:
а) проведении конкретных музееведческих исследований;
б) подготовки музейных выставок;
в) проведения экскурсии;
г) выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 2. К формам комплектования музейных фондов НЕ относится:
а) закупки;
б) целевые заказы;
в) принятие в дар;
г)аренда предметов в других учреждениях.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 3. Понятием «фонды музея» обозначают:
а) научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение;
б) памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования;
в) витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства;
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 4. К научно-вспомогательным материалам НЕ относятся:
а) копии;
б) макеты;
в) модели;
г) указатели.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 5. Положением о Музейном фонде Российской Федерации НЕ регламентируется:
а) порядок включения музейных предметов в состав Музейного фонда
б) порядок первичного учета музейных предметов.
в) порядок исключения музейных предметов из состава Музейного фонда
г) режим хранения музейных предметов.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 6. Как называется совокупность музейных коллекций:
а) музейная экспозиция
б) Музейный фонд
в) музейное собрание
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 7. Музейные предметы всех музеев страны образуют:
а) Музейный фонд Российской Федерации
б) Общий фонд Российской Федерации
в) Музейное собрание Российской Федерации
г) Основной музейный фонд Российской Федерации
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 8. Какого режима хранения музейных фондов НЕ существует:
а) Температурно-влажностный
б) Биологический
в) Световой
г) Пылевой
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 9. Что получают путем снятия с оригинала формы — твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов — и заливки в нее гипса:
а) Репродукцию
б) Слепок
в) Муляж
г) Макет
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 10. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники.
а) Голограмма
б) Модель
в) Панорама
г) Диорама
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 11. Целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания это:
а) Комплектование музейных фондов
б) Хранение музейных фондов
в) Реставрация музейных фондов
г) Консервация музейных фондов
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 12. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется
а) Музейным фондом
б) Музейной коллекцией
в) Музейной экспозицией
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 13. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют:
а) Муляжом
б) Репродукцией
в) Слепком
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 14. Планы комплектования фондов могут быть:
а) текущими
б) систематическими
в) тематическими
г) комплексными
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 15. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии:
а) мемориальные предметы
б) уникальными музейными предметами
в) реликвии
ОТВЕТ: в.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Дайте термин согласно приведенному определению.
_____________– это целенаправленный, планомерный процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.
ОТВЕТ: комплектование музейных фондов.
ВОПРОС 2: Главными задачами комплектования музейных фондов являются:
ОТВЕТ: Выявление и концентрация в музейном собрании подлинных памятников истории, культуры и природы; формирование источниковой базы музея;
сохранение культурных ценностей и создания условий для их общественного использования.
ВОПРОС 3: Назовите три основных вида или способа комплектования музейных фондов.
ОТВЕТ: систематическое, тематические и комплексное.
ВОПРОС 4. Дайте термин согласно приведенному определению.
____________ – направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения в целях обеспечения физической сохранности и доступности для использования входящих в фонды предметов.
ОТВЕТ: хранение музейных фондов.
ВОПРОС 5. Дайте термин согласно приведенному определению.
Одно из основных направлений музейной деятельности, связанное с выявлением, сбором и научной организацией музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея.
ОТВЕТ: комплектование музейного фонда.
ВОПРОС 6. Перечислите основные способы (виды) комплектования музейных фондов.
ОТВЕТ: музеефикация, систематическое, тематическое, комплексное и информационное комплектование.
ВОПРОС 7. Дайте термин согласно приведенному определению.
__________________– объекты, не обладающие свойствами музейных предметов, но включаемые в состав фондов, т. к. необходимы при изучении и экспонировании музейных предметов.
ОТВЕТ: научно-вспомогательные материалы.
ВОПРОС 8. Дайте термин согласно приведенному определению.
Предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника).
ОТВЕТ: копия.
ВОПРОС 9. Дайте термин согласно приведенному определению.
Объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);
ОТВЕТ: макет.
ВОПРОС 10. Назовите основные этапы учета музейных фондов.
ОТВЕТ: первичная обработка и научная инвентаризация.
ВОПРОС 11. Дайте термин согласно приведенному определению.
Совокупность условий, необходимых для обеспечения сохранности музейного собрания.
режим хранения.
ВОПРОС 12: Дайте термин согласно приведенному определению.
Регулярно обновляющаяся, единственная в РФ электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, объединяющего все государственные музеи РФ
ОТВЕТ: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
ВОПРОС 13: Перечислите основные признаки, которыми должен обладать музейный предмет.
ОТВЕТ: информативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность.
ВОПРОС 14: Назовите основные типы музейных коллекций.
ОТВЕТ: систематические, тематические, мемориальные, личные.
ВОПРОС 15: Дайте термин согласно приведенному определению.
Один из этапов изучения музейного предмета, заключающийся в определении предмета, т.е. выявлении присущих ему признаков, на основе анализа которых и сравнения с аналогичными и родственными предметами делается заключение о времени, месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этническойсреде бытования и других характеристик, существенных для музейной ценности предмета.
ОТВЕТ: атрибуция.
ВОПРОС 16: Перечислите, к каким основным видам относятся музейные источники.
ОТВЕТ: вещественные, изобразительные, письменные.
ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению.
Документ, подтверждающий факт включения музейного предмета в состав определённого музея и закрепляющий его за определённым музеем.
ОТВЕТ: книга поступлений.
ВОПРОС 18: Перечислите основные виды музейных картотек.
ОТВЕТ: учетные и учетно-справочные.
ВОПРОС 19: Назовите основные виды музейных каталогов.
ОТВЕТ: научные, научно-справочные и научно-популярные.
ВОПРОС 20: Назовите основные автоматизированные электронные системы (АИС) в музее.
ОТВЕТ: АИС-Музей и КАМИС.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИПК-3.02
Способен применять технологии хранения музейных предметов при формировании музейных фондов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. К основным свойствам музейного предмета не относится:
1. аттрактивность
2. информативность
3. древность
Ответ: 3.
2. Уникальным музейным предметом не является:
1. типовой предмет
2. реликвии
3. высокохудожественные произведения изобразительного искусства
Ответ: 1.
3. К основным способам комплектования фондов музея не относится:
1. тематическое
2. индивидуальное
3. систематическое
Ответ: 2.
4. Понятие «музей» ввели в культурный обиход:
1. древние римляне
2. египтяне
3. древние греки
Ответ: 3.
5. В ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещения для их экспонирования называли:
1. студиоло
2. антикварий
3. галерея
Ответ: 2.
6. Подробное описание внешнего вида предмета:
1. интерпретация
2. систематизация
3. атрибуция
Ответ: 3.
7. Как называется коллекция, если образующие ее разнотипные предметы, связанны с определенным лицом или историческим событием:
1. личная коллекция
2. тематическая
3. мемориальная
Ответ: 3.
8. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей именуется:
1. музейная
2. личная
3. мемориальная
Ответ: 2.
9. Выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ по итогам комплектования фондов:
1. отчетные
2. тематические
3. фондовые
Ответ: 1.
10. Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку классификации называется:
1. мемориальная
2. систематическая
3. тематическая
Ответ: 2.
11. Опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции:
1. этикетаж
2. маршрутная опись
3. топографическая опись
Ответ: 3.
12. Цель … музейных фондов состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций:
1. регистрации
2. инвентаризации
3. учета
Ответ: 3.
13. Витрины для музейных предметов должны быть:
1. только горизонтальными
2. герметичными
3. белого цвета
Ответ: 2.
14. Основными биологическими вредителями в музеях являются:
1. микроскопические грибы и насекомые.
2. древоточцы
3. моль
Ответ: 1.
15. Где хранятся ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы):
1. на вахте музея
2. в кабинете директора музея
3. в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе.
Ответ: 3.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Каталог музейной коллекции представляет собой ...
Ответ: перечень наиболее ценных музейных предметов, находящихся на хранении в музее
2. Топографическая опись — это:
Ответ: опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции
3. Первый музей в России — это:
Ответ: Кунтскамера
4. Этикетаж — это:
Ответ: совокупность всех этикеток экспозиции.
5. Экспертная фондово-закупочная комиссия — это:
Ответ: комиссия, по решению которой предметы принимают на хранение в музей
6. «Фонды музея» — это:
Ответ: предметы, принятые в музей на постоянное хранение
7. Определители — это:
Ответ: иллюстрированные издания с описанием признаков, присущих той или иной группе предметов
8. Атрибуция — это:
Ответ: подробное описание внешнего вида предмета
9. Прессрелиз — это:
Ответ: краткое сообщение для прессы о выставке в музее
10. Музейная коллекция — это:
Ответ: совокупность всех музейных предметов, коллекций, принятых на хранение в музей
11. Музейная экспозиция — это:
Ответ: демонстрация музейных предметов, художественно и технически оформленных
12. Краткий сопроводительный текст по залам экспозиции — это:
Ответ: экспликация.
13. Оптимальные нормы температурно-влажностного режима хранения предметов в экспозиции и фондах:
Ответ: 18°C при 55% влажности.
14. Музейный предмет — это предмет ...
Ответ: включенный в состав музейного собрания
15. Опись музейных предметов — это:
Ответ: приложение к акту — список музейных предметов, с указанием сохранности
16. Расшифруйте аббревиатуру – КП:
Ответ: книга поступлений.
17. Коллекционная опись это –
Ответ: документ, содержащий описание музейной коллеции по установленным параметрам.
18. Расшифруйте аббревиатуру – ОФ:
Ответ: основной фонд.
19. Что должны проходить предметы, предположительно содержащие драгоценные металлы и камни:
Ответ: экспертизу в пробирной палате.
20. Куда вносятся предметы, содержащие драгоценные металлы и камни:
Ответ: книга специального учета.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. В. Волков, Т. Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: учеб. пособие [Азбука], 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровые технологии в музейных экспозициях portal.edu.asu.ru
Э2 Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации goskatalog.ru
Э3 «Культура.РФ» – гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. www.culture.ru
Э4 ARTEFACT — гид по музеям России с технологией дополненной реальности ar.culture.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в музее, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Цифровые технологии в музейных экспозициях» предполагает изучение одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов.
В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки, как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к зачету включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для музейной сферы.