МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Подготовка научных статей к публикации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
НаправленностьАрхеология; Отечественная история; Всеобщая история; Историография, источниковедение и методы исторического исследования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_06_01_Историч науки и археология-2021,2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 128
контроль 8
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 64 64 64 64 128 128
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
Препод., Стяжкина О.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., Доцент, Серегин Н.Н.

Рабочая программа дисциплины
Подготовка научных статей к публикации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 904)

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Стимулирование обучающихся к написанию научных статей;
2. Развитие имеющихся навыков академического письма;
3. Помощь в определении жанра и структуры статьи, написании и оформлении научного текста, а также выборе релевантного журнала и коммуникации с редакцией и рецензентами в процессе подготовки публикации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.тенденции развития фундаментальных и прикладных отраслей социологической науки; особенности комплексного процесса научного исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в области социологии; применять современные подходы при написании статей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки научной статьи к публикации; навыками презентации научного исследования в виде публикации и продвижения научных достижений в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовка научных статей
1.1. Особенности академического научного текста. Статья как продукт исследовательского проекта. Типы научных статей. Проблема новизны. Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности академического научного текста. Статья как продукт исследовательского проекта. Типы научных статей. Проблема новизны. Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Организация научного текста: общие принципы. Планирование текста. Требования к заглавию. Требования к аннотации. Цитирование в научном тексте. Плагиат. Обзор литературы и элементы реферирования в научном тексте. Оформление научного текста. Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Организация научного текста: общие принципы. Планирование текста. Требования к заглавию. Требования к аннотации. Цитирование в научном тексте. Плагиат. Обзор литературы и элементы реферирования в научном тексте. Оформление научного текста. Сам. работа 2 22 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Структурирование научного текста. IMRAD. Требования к содержанию элементов статьи: введение, методы, результаты и обсуждение. Основные принципы редактирования научных текстов. Сам. работа 2 22 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Оформление и публикация научных статей
2.1. Оформление научного текста. Оформление библиографических ссылок. Оформление иллюстративного материала в научных работах. Оформление библиографического списка. Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Оформление научного текста. Оформление библиографических ссылок. Оформление иллюстративного материала в научных работах. Оформление библиографического списка. Сам. работа 3 20 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Выбор журнала. Классификация журналов в российских и международных базах научного цитирования. Использование информационно-аналитических ресурсов при выборе журнала Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Выбор журнала. Классификация журналов в российских и международных базах научного цитирования. Использование информационно-аналитических ресурсов при выборе журнала Сам. работа 3 20 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.5. Принцип peer-review. Основные критерии оценки качества научной статьи. Коммуникация в процессе подготовки статьи к публикации. Сам. работа 3 24 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Особенности академического научного текста.
2. Виды научных статей.
3. Требования к аннотации и ключевым словам для научной статьи.
4. Структура научной статьи.
5. Требования, предъявляемые к оформлению библиографических ссылок.
6. Выбор научного журнала.
7. Использование информационно-аналитических ресурсов при выборе журнала.
8. Классификация журналов в российских и международных базах научного цитирования.
9. Коммуникация в процессе подготовки статьи к публикации.
10. Принцип peer-review. Основные критерии оценки качества научной статьи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.П. Заграй, И.А. Кириченко Организация научных исследований: учебное пособие Издательство Южного федерального университета, 2016 (ЭБС "Университетская библиотека online") biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комлацкий В.И., Логинов С.В., Колмацкий Г.В. Планирование и организация научных исследований : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины аспирантами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем осуществляется в рамках практических занятий. Практическое занятие требует подготовки, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на занятие.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях. Результатом самостоятельной работы является подготовка научной статьи по теме диссертационного исследования.
Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы.