Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.04. Археология |
Профиль | Археология Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_04_Археология_АЦА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 38 | 76 | 38 |
Итого | 108 | 70 | 108 | 70 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | - формирование у студентов компетенций в области информационного развития современного общества, системного подхода в решении проблем сохранения музейных собраний. В соответствии с целью обозначены задачи курса: 1) освоение знаний о моделях и стратегиях развития информационного общества; 2) развитие умений и навыков критического анализа результатов развития информационного общества; 3) развитие способности видеть пути и способы решения проблем информационного общества в России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-4 | Способен осуществлять научно-исследовательские программы, управлять деятельностью структурных подразделений и организаций в сфере изучения, учета и хранения археологических коллекций и памятников |
ПК-4.1 | Знает опыт и современную систему организации профессиональной деятельности |
ПК-4.2 | Способен управлять проектами и презентовать их результаты |
ПК-4.3 | Обладает лидерскими и командообразующими навыками |
ПК-4.4 | Способен организовать деятельность подразделений и организаций с учетом современной цифровой среды |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные современные информационные технологии, используемые для сохранения музейных предметов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - осуществлять научно-исследовательскую деятельность в выявлении и решении проблем информатизации музейной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - использования современных систем сохранения музейных предметов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Развитие информационного общества: перспективные направления исследования | ||||||
1.1. | Развитие информационного общества: перспективные направления исследования | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Развитие информационного общества: перспективные направления исследования | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Информационное общество как парадигма социального развития | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Информационное общество как парадигма социального развития | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.5. | Методы и методики исследования информационного общества | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Информационное общество и изменение повседневности: труд, занятость, образование, семья, досуг | ||||||
2.1. | Трансформация труда и занятости: сетевые работники, безработные и работники с гибким рабочим днем | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Лекции | 1 | 0 | |||
2.3. | Трансформация труда и занятости: сетевые работники, безработные и работники с гибким рабочим днем | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Трансформация городской формы: информациональный город | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.5. | Трансформация городской формы: информациональный город | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.6. | Размывание жизненного цикла в информационном обществе: на пути к социальной аритмии | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.7. | Размывание жизненного цикла в информационном обществе: на пути к социальной аритмии | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Информационные технологии и изменение политических интересов, власть, государство, картина мира | ||||||
3.1. | Новые формы гражданской активности в информационном обществе. Когнитариат, меритократия, нетократия | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Новые формы гражданской активности в информационном обществе. Когнитариат, меритократия, нетократия | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | Управление информацией и манипулятивные технологии | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Проблемы и противоречия информационной цивилизации в XXI в. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 4. Россия в мировом информационном пространстве: объективные показатели, политические задачи | ||||||
4.1. | Уровень информационного развития в России. Общая характеристика | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.2. | Уровень информационного развития в России. Общая характеристика | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.3. | Государственные программы информационного развития общества в России | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.4. | Государственные программы информационного развития общества в России | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.5. | Россия в международных программах по развитию информационного общества | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примерная тематика вопросов к зачету: 1.Сущность информационного общества, информация в жизни общества, науки об информационном обществе, единство информационного мира. 2.Понятийный ряд «информация – знание – коммуникация – действие». 3.Информационное общество как интеллектуальный проект. 4.Информационное общество как политическая метафора. Информационное общество как политический проект. 5.Методы и методики исследования информационного общества. Статистика информационного общества. 6.Построение концептуальных и прогностических моделей общественного развития (постиндустриальное общество, общество постмодерна, сетевое общество, глобальное общество, информационное общество). 7.Основные проблемы, порождаемые глобализацией. Критика теорий постиндустриального общества. 8.Трансформация труда и занятости в современном информационном обществе. 9.Повседневная жизнь в «электронном коттедже». Трансформация городской формы. 10.Новые формы гражданской активности. Когнитариат, меритократия, нетократия. 11.Управление информацией и манипулятивные технологии. 12.Демократия и государство в информационном обществе. Проблемы и противоречия информационной цивилизации. 13.ИТ-проекты по развитию глобального информационного общества. 14.Деятельность международных организаций, направленная на развитие информационного общества. 15.Преимущества и новые вызовы развития информационного общества. 16.Сравнительный анализ национальных стратегий и планов действий по развитию информационного общества. 17.Оценка готовности страны к информационному обществу: обзор основных методик. Индикатор технологической оснащенности. 18.Оценка готовности страны к информационному обществу: обзор основных методик. Индикатор прозрачности коммуникаций. 19.Оценка готовности страны к информационному обществу: обзор основных методик. Индикатор состояния информационного общества. 20.Разработка инструментов и методов мониторинга развития информационного общества (опыт отдельных стран). 21.Состояние и пути формирования информационного общества в странах с различным доступом к информационным технологиям. 22.«Информационная супермагистраль» в США. Германская модель «e-society». «Аутсорсинговый рай» в Ирландии. «Государство всеобщего информационного благоденствия». 23.Стратегия информатизации и телекоммуникационная политика Китая. 24.Индийская модель информационного общества. 25.Информационное общество в Японии. 26.Информационное общество в странах Африки. 27.Уровень информационного развития. Общая характеристика. Гарвардская методика. 28.Государственные программы развития информационного общества в России. Развитие и доступ населения России к информационным технологиям и образованию, «новая экономика». |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС - в приложении |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Трофимов В.В. | Информационные технологии: учебник | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2016 | www.biblio-online.ru/book/2051BF76-BD87-4507-8015-7F1F792EBA17 |
Л1.2 | Горелов, Н.А., Кораблева, О.Н. | Развитие информационного общества: цифровая экономика: учебное пособие для вузов. | Юрайт, 2020 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Б. Я. Советов, В. В. Цехановский | Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник | М. : Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | «Национальные проекты» — информационный ресурс о планах развития страны на ближайшее будущее и мерах по улучшению качества жизни людей | xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai | ||
Э2 | Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей | www.garant.ru | ||
Э3 | «Пронавыки» — бесплатные онлайн-курсы по цифровым навыкам | proskilling.ru | ||
Э4 | Университет 20.35 | leader-id.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Курс «Проблемы информационного общества» ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности. При изучении курса «Проблемы информационного общества» необходимо, ознакомившись с терминологией, осваивать материал, структурируя его. Для этого необходимо пользоваться программой курса, в которой имеется деление по разделам и темам с соответствующим распределением литературы и электронных ресурсов. Требуется уяснить содержание понятий, необходимых для изучения содержания курса. В рамках каждого из разделов курса осваиваются установленные компетенции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционные занятия выстроены таким образом, чтобы студенты научились воспринимать и самостоятельно применять информационные технологии, выявлять и анализировать принципы организации информации в цифровой среде. На практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студенты овладевают информационными технологиями, которые позволяют выйти на новые актуальные задачи: самостоятельный выбор и оценка информации и источников знаний, обеспечение удобной навигации по информационному пространству, опора на онлайн-взаимодействие везде, где это эффективно. На практических занятиях студенты изучают и анализируют источники, смотрят видео-фильмы, представляют сообщения, письменные работы, доклады-презентации, подготовленные в рамках заданий-кейсов. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. При подготовке к практическим занятиям и ответах на них необходимо знать технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т. п.) с помощью современных программных средств; сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности; Большое внимание в курсе уделяется информационной безопасности при создании и использовании ресурсов сети Интернет. При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента, необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенными преподавателем, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке практических заданий следует использовать дополнительную литературу. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. После каждого раздела выполняется итоговое тестирование или практическое задание. |