МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст.пр., Сайберт В.О.;канд. культурологии, Доцент, Шорина Д.Е.;д.и.н., Проф, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у обучающихся способности выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития, осуществлять социальное взаимодействие в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен соблюдать требования профессиональных стандартов и нормы профессиональной этики;
ОПК-3.1 Знает номенклатуру и назначение документов, регламентирующих профессиональную деятельность; структуру корпоративного и личного имиджа в музейной сфере
ОПК-3.2 Умеет использовать этикетные нормы речевой культуры и профессиональной этики
ОПК-3.3 Владеет навыками анализа этических проблем в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-нормы профессиональной этики;
-требования профессиональных стандартов;
-основные принципы саморазвития личности
3.2.Уметь:
3.2.1.-соблюдать требования профессиональных стандартов;
- управлять своим временем в профессиональной деятельности;
-осуществлять социальное взаимодействие в профессиональной сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-умением выстраивать траекторию своего профессионального развития;
-умением ориентироваться в нормах профессиональной этики;
-навыками социального взаимодействия в коллективах музейных учреждений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этика как наука и явление духовной культуры
1.1. Введение. Цель и задачи дисциплины. Этика как наука и явление духовной кудьтуры Лекции 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Этика как наука и явление духовной культуры Сам. работа 1 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Профессиональная этика и профессиональная культура сотрудников музеев
2.1. Соотношение понятий профессиональная этика и профессиональная культура Лекции 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Специфичность содержания и форм моральных требований в различных профессиях. Основные формы профессиональной этики представителей профессий, объектом труда которых является человек Практические 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.3
2.3. Назначение и основные принципы профессиональной этики. Профессиональные кодексы как как способы закрепления стандартов поведения Сам. работа 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.3
2.4. Этические аспекты профессиональной деятельности Практические 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.5. Этические проблемы в работы с различными категориями посетителей музеев Сам. работа 1 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.6. Этические проблемы в работы с различными категориями посетителей музеев Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.7. Управление конфликтом в профессиональной сфере Сам. работа 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Функциональная характеристика делового и профессионального общения Практические 1 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Этикет как социальное явление Сам. работа 1 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Корпоративный этикет: понятие и основные принципы Сам. работа 1 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.11. Требования современного этикета Сам. работа 1 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.12. Национальные особенности делового общения Сам. работа 1 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6785

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен соблюдать требования профессиональных стандартов и нормы профессиональной этики;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Этика - это философская наука, объектом изучения которой ...
A.... является мораль.
Б.... являются нравственные отношения.
В.... являются нравственные проблемы общества.
Г.... является Закон.
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 2. Мораль - это ...
A.... общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или
действия в определённой ситуации.
Б.... форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы
и правила поведения людей в обществе.
В.... общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством
передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 3.Социальные нормы – это ...
A.... правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
Б.... правила поведения людей при совершении обрядов.
В.... общепринятые, в рамках социальной общности (группы), правила, образцы поведения
или действия в определённой ситуации.
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 4. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его
отношение к другим людям, к обществу и к себе – это ...
A.... моральные нормы.
Б.... корпоративные нормы.
В.... правые нормы.
Г.... модальные нормы.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 5. Термин «этика» в научный оборот ввёл ...
A.... Протагор.
Б.... Демокрит.
В.... Аристотель.
Г.... Экклезиаст.
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 6. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий,
объектом которых является ...
A.... государство.
Б.... культура.
В.... человек.
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 7. Возникновение профессиональной этики было обусловлено ...
A.... необходимостью регулировать общественные отношения.
Б.... стремлением представителей конкретных профессий к совершенствованию своей
деятельности.
В.... общественным разделением труда, возникновением профессий и развитием
производственных отношений.
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 8. Термин «этика» (ethica) впервые использовал для обозначения науки, которая изучает добродетели:
a) Платон (428-328 до н.э.)
б) Сократ (469-399 до н.э.).
в) Аристотель (384-322 до н.э.),
г) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 9. В истории развития этики как науки можно выделить:
a) 3 этапа: античная этика, средневековая этика, современная этика.
б) 2 этапа: античная этика, современная этика.
в) 5 этапов: предэтика, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.
г) 4 этапа: античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 10. Ответственность — это:
a) выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.
б) нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
в) категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 11. Укажите верное определение
А) Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей.
Б) Деловая этика представляет собой поведение людей в конфликтных ситуациях.
ОТВЕТ:а
ВОПРОС 12. Укажите верное определение
А) Термин “этика” появился в древней Греции.
Б) Термин “этика” появился в Европе эпохи Возрождения.
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 13. Выделите принцип, на котором не может быть основано деловое общение:
А) доброжелательность;
Б) порядочность;
В) тактичность;
Г) уважительность;
Д) эгоизм
ОТВЕТ: д
ВОПРОС 14. К невербальным средствам делового общения относятся:
А) деловая переписка;
Б) мимика; жесты;
В) профессиональный жаргон;
Г) речевые конструкции;
Д) социальные диалекты
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 15. Какие компоненты включает в себя культура делового общения?
А) все ответы верны;
Б) психологию делового общения;
В) служебный этикет;
Г) технику делового общения;
Д) этику делового общения
ОТВЕТ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть. Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: информационная культура

2. ИНТЕРНЕТ –
Ответ: Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это
3. _________ – программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: браузер

4. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося портала «Культура России» целесообразнее:
Ответ: заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер

5. Укажите основные характеристики информационного издания
Ответ: издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность.

6. Укажите, какие слова, несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку
Ответ: ключевые слова

7. Цитата –
Ответ: дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:

8. _________ – научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть:
Ответ: тезис

9. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?»
Ответ: аннотация

10. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?»
Ответ: реферат

11. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это:
Ответ: обзор

12. Установите правильную последовательность действий при составлении письменной работы:
Ответ: подбор литературы; чтение и анализ литературы; составление плана; подбор фактов, примеров; написание черновика; редактирование; оформление письменной работы.

13. Определите специфическую черту подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации
Ответ: индивидуализированный характер представления информации

14. Укажите элементы, входящие в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника:
Ответ: библиографическое описание документа; основные положения, идеи первоисточника; определения основных понятий, используемых в первоисточнике.

15. Электронная библиотека –
Ответ: Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

16. _________ – инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:
Ответ: поисковый каталог

17. Укажите основное предназначение баннера в сети Интернет
Ответ: для рекламы какого-либо сайта, также может иметь имиджевый характер или рекламировать конкретный товар или услугу.

18. Комиссия баннерной сети составляет 40%. Укажите, сколько процентов баннерная сеть предоставит Вам для показа своего баннера
Ответ: 40 процентов от количества баннеров, показанных у Вас на сайте, баннерная сеть заберет себе, а Вам предоставит только 60 процентов.

19. Словоформа / Wordform –
Ответ: одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы слова (то есть, из именительного падежа существительного, неопределённой формы глагола) с помощью склонения или спряжения, например, "стол -… стола, столу, столом, столе, столы, столов..."

20. Ссылочная популярность / Link Popularity
Существует несколько реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми системами. Укажите, какие из них Вам знакомы
Ответ: PageRank (Google), ВИЦ (Yandex)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А. А. Гусейнова Этика: учебник для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Чернышова, Л. И. Этика, культура и этикет делового общения : учебное пособие для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. П. Иванова Музейная педагогика: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Спивак В.А. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Скворцов А.А. ЭТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 biblioclub.ru
Л2.5 Алексина, Т. А. Деловая этика [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата - Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Этический кодекс ИКОМ для музеев www.yarmp.yar.ru
Э2 Кодекс этики музейных работников www.mgomz.ru
Э3 Профессиональная этика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, отвечал на дополнительные вопросы. «Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, однако допустил неточности в ответе. «Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников. «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.

Рекомендации для выполнения письменных работ
В ходе реализации дисциплины студентам предлагаются темы для выполнения письменных работ в виде конспектов.
Под конспектом принято подразумевать систематизированный набор логически взаимосвязанных записей, основой для которого является какой-либо источник/источники. В зависимости от структуры конспекты разделяются на:
– плановый: в начале работы по конспектированию источника заявлен план, которому соответствуют параграфы конспекта; плановый конспект удобен при работе с большими текстами, гарантирует высокий процент усвоения материала;
– текстуальный: в его основе лежат цитаты из источника/источников; за логичность изложения отвечают тезисы автора конспекта и присутствие плана; текстуальный конспект буквально состоит из фактов, приведенных в источнике/источниках и дословных цитат;
– свободный конспект может начинаться с плана, а закончиться цитатами из источника/источников; для составления свободного конспекта особое значение приобретает способность к логичному, краткому и точному формулированию сути вопроса; составляя этот конспект нужно иметь навыки по осмыслению сути материала и богатый словарный запас; в начале конспекта указывается автор, полное название источника, выходные данные; кроме краткого изложения основных идей автора/авторов, приводятся собственные рассуждения и замечания; аргументы записываются подробно, с использованием цитат; запись производится аккуратно, компактно; конспект может сопровождаться таблицами, схемами.

Критерии оценивания письменной работы
Работа считается выполненной при соблюдении следующих требований:
– содержательность конспекта, соответствие теме, плану;
– отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
– ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
– наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
– грамотность изложения.

Критерии оценивания ответов студентов на зачетном занятии.
На зачетное занятие допускаются студенты, не имеющие задолженности по практическим занятиям, выполнившие письменные задания.
Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное.
Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.
Оценка «не зачтено» ставится при отказе студента отвечать на вопрос билета, который он взял.