МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Система организации профессиональной деятельности в цифровой среде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. культурологии, доцент, Шорина Д.Е.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Система организации профессиональной деятельности в цифровой среде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология. (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов компетенций в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности, в системе сохранения музейных экспонатов. В соответствии с целью обозначены задачи курса:
1) освоение знаний о технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т. п.) с помощью современных программных средств;
2) развитие умений и навыков использования сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности;
3) развитие способности видеть пути и способы повышения эффективности профессиональной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен осуществлять научно-исследовательские программы, управлять деятельностью структурных подразделений и организаций в сфере изучения, учета и хранения археологических коллекций и памятников
ПК-4.1 Знает опыт и современную систему организации профессиональной деятельности
ПК-4.2 Способен управлять проектами и презентовать их результаты
ПК-4.3 Обладает лидерскими и командообразующими навыками
ПК-4.4 Способен организовать деятельность подразделений и организаций с учетом современной цифровой среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.- производить поиск информации в музейных учетных базах данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проектирования и организации профессиональной деятельности с использованием цифровых технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровая среда
1.1. Понятие цифровой среды и компетенции цифровой эпохи Лекции 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Понятие цифровой среды и компетенции цифровой эпохи Практические 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Цифровизация профессиональной деятельности Лекции 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Цифровизация профессиональной деятельности Сам. работа 2 20 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Цифровое потребление в профессиональной деятельности
2.1. Современные программные продукты в цифровой среде Лекции 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Современные программные продукты в цифровой среде Практические 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Технологии и средства обработки информации Практические 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Технологии и средства обработки информации Сам. работа 2 16 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Базы данных в профессиональной деятельности Практические 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Базы данных в профессиональной деятельности Сам. работа 2 20 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Облачные сервисы в профессиональной среде Практические 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Облачные сервисы в профессиональной среде Сам. работа 2 6 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в профессиональной деятельности Практические 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в профессиональной деятельности Сам. работа 2 16 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Цифровая безопасность в профессиональной деятельности
3.1. Основы цифровой безопасности Лекции 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Основы цифровой безопасности Практические 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Информационная безопасность в профессиональной среде Практические 2 2 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Информационная безопасность в профессиональной среде Сам. работа 2 6 ПК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен осуществлять научно-исследовательские программы, управлять деятельностью структурных подразделений и организаций в сфере изучения, учета и хранения археологических коллекций и памятников.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:
а. источник информации;
б. издание;
в. документ;
г. публикация.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 2. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов?
а. первичный документ;
б. опубликованный документ;
в. издание;
г. вторичный документ.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью:
а. общество новых информационных технологий;
б. информационное общество;
в. компьютеризированное общество;
г. автоматизированное общество.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 4. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий:
а. компьютеризация;
б. информатизация;
в. автоматизация;
г. медиатизация.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:
а. информационный взрыв;
б. информационный барьер;
в. информационный поток;
г. информационный процесс.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 6. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это:
а. информационный барьер;
б. информационный кризис;
в. информационный взрыв;
г. информационный процесс.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 7. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается:
а. Российская государственная библиотека (РГБ);
б. Российская национальная библиотека (РНБ);
в. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ);
г. Российская книжная палата (РКП).
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 8. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является:
а. Российская книжная палата (РКП);
б. Российская национальная библиотека (РНБ);
в. Научный центр правовой информации (НЦПИ);
г. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН).
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 9. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является:
а. Российская государственная библиотека (РГБ);
б. Российская книжная палата (РКП);
в. Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ);
г. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ).
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 10. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это:
а. доменное имя;
б. URL;
в. браузер;
г. HTML.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 11. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это:
а. сервер;
б. провайдер;
в. сайт;
г. чат.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 12. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема:
а. стратегические ресурсы;
б. кадровые ресурсы;
в. информационные ресурсы;
г. природные ресурсы.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 13. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных отношений и приобретение обществом нового качества, это:
а. информационный кризис;
б. информационная революция;
в. информационный взрыв;
г. информационный процесс.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 14. При адресном поиске основным поисковым элементом является:
а. фамилия конкретного автора;
б. тема издания;
в. год издания;
г. жанр издания.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 15. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать:
а. логические операторы;
б. электронный каталог;
в. пароль;
г. гиперссылки.
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. _________ – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Вставьте пропущенное словосочетание.
ОТВЕТ: Информационная культура.

ВОПРОС 2. ИНТЕРНЕТ – это _________________________________________________________________________________ .
ОТВЕТ: глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP.

ВОПРОС 3. _________ – программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов. Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: Браузер.

ВОПРОС 4. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося портала «Культура России» целесообразнее _________________________________________________________________________________ .
ОТВЕТ: заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер.

ВОПРОС 5. Укажите основные характеристики информационного издания.
ОТВЕТ: издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность.

ВОПРОС 6. Укажите, какие слова, несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку.
ОТВЕТ: ключевые слова.

ВОПРОС 7. Цитата –это ________________________________________ .
ОТВЕТ: дословная выдержка из текста какого-либо документа.

ВОПРОС 8. _________ – научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара. Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: Тезис.

ВОПРОС 9. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?»,
ОТВЕТ: аннотация.

ВОПРОС 10. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?»
ОТВЕТ: реферат.

ВОПРОС 11. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это _______ .
ОТВЕТ: обзор.

ВОПРОС 12. Установите правильную последовательность действий при составлении письменной работы:
ОТВЕТ: подбор литературы; чтение и анализ литературы; составление плана; подбор фактов, примеров; написание черновика; редактирование; оформление письменной работы.

ВОПРОС 13. Определите специфическую черту подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации.
ОТВЕТ: индивидуализированный характер представления информации.

ВОПРОС 14. Укажите элементы, входящие в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника:
ОТВЕТ: библиографическое описание документа; основные положения, идеи первоисточника; определения основных понятий, используемых в первоисточнике.

ВОПРОС 15. Электронная библиотека – это ________________________________________ .
ОТВЕТ: распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

ВОПРОС 16. _________ – инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов.
ОТВЕТ: Поисковый каталог.

ВОПРОС 17. Укажите основное предназначение баннера в сети Интернет.
ОТВЕТ: для рекламы какого-либо сайта, также может иметь имиджевый характер или рекламировать конкретный товар или услугу.

ВОПРОС 18. Комиссия баннерной сети составляет 40%. Укажите, сколько процентов баннерная сеть предоставит Вам для показа своего баннера.
ОТВЕТ: 40 процентов от количества баннеров, показанных у Вас на сайте, баннерная сеть заберет себе, а Вам предоставит только 60 процентов.

ВОПРОС 19. Словоформа / Wordform – это ________________________________________ .
ОТВЕТ: одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы слова (то есть, из именительного падежа существительного, неопределённой формы глагола) с помощью склонения или спряжения, например, "стол -… стола, столу, столом, столе, столы, столов...".

ВОПРОС 20. Ссылочная популярность / Link Popularity
Существует несколько реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми системами. Укажите, какие из них Вам знакомы.
ОТВЕТ: PageRank (Google), ВИЦ (Yandex).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

1.Цифровая среда и компетенции в профессиональной деятельности.

2.Проблема смены технологического уклада. Наиболее востребованные в будущем компетенции.
3.10 навыков будущего (The Institutefor the Future).
4.Экзистенциальные навыки и метанавыки. Кросс-контекстные навыки.
5.Цифровые сервисы. Управленческие и коммуникационные компетенции.
6.Облачные хранилища: Яндекс.Диск
7.Облачные хранилища: учетные записи, веб-доступ, локальный агент в профессиональной среде.
8.Создание, редактирование документов с помощью облачных сервисов.
9.Ограничение доступа, предоставление доступа, настройка уровней доступа в профессиональной деятельности.
10.Базы данных в профессиональной деятельности.
11.Google Формы. Основные принципы работы: создание, хранение, сохранение, настройка доступа.
12.Современные программные продукты в профессиональной деятельности.
13.Технологии и средства обработки текстовой информации.
14.Технологии работы с электронными таблицами в профессиональной деятельности.
15.Презентации в профессиональной деятельности.
16.Цифровое потребление.
17.Цифровые сервисы.
18.Сервисы хранения корпоративной и служебной информации.
19.Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в профессиональной деятельности.
20.Принципы обработки цифровой информации. Цифровые камеры, устройства хранения информации.
21.Социальные сети в профессиональной деятельности. Культура поведения в сети.
22.Сетевой этикет. Правила и нормы поведения в сети, пользование электронной почтой.
23.Цифровая безопасность в профессиональной деятельности.
24.Системы безопасности, защита паролями, правила формирования, системы безопасного хранения информации в служебной деятельности.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ
1.Сущность информационного общества, информация в жизни общества, науки об информационном обществе, единство информационного мира.
2.Понятийный ряд «информация – знание – коммуникация – действие».
3.Информационное общество как интеллектуальный проект.
4.Информационное общество как политическая метафора. Информационное общество как политический проект.
5.Методы и методики исследования информационного общества. Статистика информационного общества.
6.Построение концептуальных и прогностических моделей общественного развития (постиндустриальное общество, общество постмодерна, сетевое общество, глобальное общество, информационное общество).
7.Основные проблемы, порождаемые глобализацией. Критика теорий постиндустриального общества.
8.Трансформация труда и занятости в современном информационном обществе.
9.Повседневная жизнь в «электронном коттедже». Трансформация городской формы.
10.Новые формы гражданской активности. Когнитариат, меритократия, нетократия.
11.Управление информацией и манипулятивные технологии.
12.Демократия и государство в информационном обществе. Проблемы и противоречия информационной цивилизации.
13.ИТ-проекты по развитию глобального информационного общества.
14.Деятельность международных организаций, направленная на развитие информационного общества.
15.Преимущества и новые вызовы развития информационного общества.
16.Сравнительный анализ национальных стратегий и планов действий по развитию информационного общества.
17.Оценка готовности страны к информационному обществу: обзор основных методик. Индикатор технологической оснащенности.
18.Оценка готовности страны к информационному обществу: обзор основных методик. Индикатор прозрачности коммуникаций.
19.Оценка готовности страны к информационному обществу: обзор основных методик. Индикатор состояния информационного общества.
20.Разработка инструментов и методов мониторинга развития информационного общества (опыт отдельных стран).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Горелов, Н.А., Кораблева, О.Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика: учебное пособие для вузов. Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д.В.Аникин Информационные технологии в науке и образовании: практикум АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КЛИК. Кадры для цифровой экономики национальной программы «Цифровая экономика» clickcdo.ru
Э2 Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию www.garant.ru
Э3 «Национальные проекты» — информационный ресурс о планах развития страны на ближайшее будущее и мерах по улучшению качества жизни людей xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai
Э4 «Пронавыки» — бесплатные онлайн-курсы по цифровым навыкам proskilling.ru
Э5 Университет 20.35 leader-id.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Система организации профессиональной деятельности в цифровой среде» ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При изучении курса «Система организации профессиональной деятельности в цифровой среде» необходимо, ознакомившись с терминологией, осваивать материал, структурируя его. Для этого необходимо пользоваться программой курса, в которой имеется деление по разделам и темам с соответствующим распределением литературы и электронных ресурсов. Требуется уяснить содержание понятий, необходимых для изучения содержания курса.
В рамках каждого из трех разделов курса осваиваются установленные компетенции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект.
В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционные занятия выстроены таким образом, чтобы студенты научились воспринимать и самостоятельно применять информационные технологии, выявлять и анализировать принципы организации информации в цифровой среде. На практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студенты овладевают цифровыми компетенциями, которые позволяют выйти на новые актуальные задачи: самостоятельный выбор и оценка информации и источников знаний, обеспечение удобной навигации по информационному пространству, опора на онлайн-взаимодействие везде, где это эффективно.
На практических занятиях студенты изучают и анализируют источники, смотрят видео фильмы, представляют сообщения, письменные работы, доклады-презентации, подготовленные в рамках заданий-кейсов.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. При подготовке к практическим занятиям и ответах на них необходимо знать технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т. п.) с помощью современных программных средств; сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
Большое внимание в курсе уделяется информационной безопасности при создании и использовании ресурсов сети Интернет.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке практических заданий следует использовать дополнительную литературу. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. После каждого раздела выполняется итоговое тестирование или практическое задание.