МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология археологической науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 54
индивидуальные консультации 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 24 16 24
Практические 20 18 20 18
Сам. работа 54 111 54 111
Консультации 54 0 54 0
Итого 144 153 144 153

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология археологической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний о характере и особенностях современных методо-логических и теоретических основах археологической науки. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• дать характеристику основных теорий археологической науки;
• раскрыть специфику понятия «археологический источник»
• сформировать представление об особенностях познавательного процесса в ар-хеологии
• раскрыть основные принципы в археологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен планировать и организовывать деятельность по выявлению, изучению, сохранению музейных предметов и археологических памятников
ПК-2.1 Знает методы исследования музейных предметов и археологических памятников в музеях разных видов и профилей
ПК-2.2 Умеет применять в профессиональной деятельности нормативные акты, регулирующие порядок использования музейных предметов, археологических памятников
ПК-2.3 Владеет навыками определения научной значимости музейных предметов и археологических памятников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает особенности написании полевого отчета о раскопках в соответствии с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании.
Законодательсво Музейного фонда Российской Федерации.
знает формы представления памятников археологии в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и другой деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Обрабатывает археологические коллекции для передачи их в музейный фонд.
Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музее.
Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использует современные методы полевых и камеральных археологических исследований.
Ведет научно-исследовательскую работу, направленную на изучение музейных предметов и коллекций, связанных с археологией.
Обеспечивает деятельность организации при деловых контактах и протокольных мероприятий в области историко-культурного наследия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
1.1. Теория и практика археологических исследо-ваний Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Теория и практика археологических исследо-ваний Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Теоретическая археология как автономная отрасль Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Теоретическая археология как автономная отрасль Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ Сам. работа 7 25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. ПРИРОДА АРХЕОЛОГИИ
2.1. Дискуссии о предмете археологии Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Дискуссии о предмете археологии Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. ПРИРОДА АРХЕОЛОГИИ Сам. работа 7 25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
3.1. Определение предмета археологии Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Определение предмета археологии Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. От исторических источников к археологическим источникам Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. От археологических источников к историче-ским источникам Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.5. От археологических источников к историче-ским источникам Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.6. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Сам. работа 7 21 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Эмпиризм в археологии Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Эмпиризм в археологии Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ Сам. работа 7 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
5.1. Исторический факт и археологический факт Лекции 7 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Исторический факт и археологический факт Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Археологический факт и движение информа-ции Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.4. Процедура археологических исследований Лекции 7 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.5. Процедура археологических исследований Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.6. Археологический факт и движение информа-ции Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.7. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ Сам. работа 7 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Дискуссия об объекте и предмете археологии.
2.Структура археологического исследования.
3.Методологические подходы в современной археологии.
4.Проблемные ситуации в археологии.
5.Проблемы понятийного аппарата археологии
6.Понятие археологических и исторических источников
7.Границы археологии
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Дискуссия об объекте и предмете археологии.
2.Структура археологического исследования.
3.Методологические подходы в современной археологии.
4.Проблемные ситуации в археологии.
5.Проблемы понятийного аппарата археологии
6.Понятие археологических и исторических источников
7.Границы археологии
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Большим по содержанию понятия является:
-предмет исследования;
-объект исследования

2. Какое из понятий ближе всего к понятию «археологический источник»
- материальные свидетельства;
- древнее письменные источники;
- вещественные источники;
- древние материальные источники

3. «Промышленная археология»
- особый раздел археологии
- не имеет отношение к археологии
4. Археологические источники принадлежат сразу к двум более широким группам:
- вещам и древностям;
- памятникам и материалам;
- к объектам духовной и материальной культуры;
- культуре и природе.
5. Обращаясь к вещественным древностям, исследователь наталкивается на двойной раз-рыв:
- в традициях и в объективации;
- в понимании и интерпретации;
- в культурных связях и культурной трансляции.

6. Ю.Н. Захарук выделил 2 состояния культуры:
- мертвая и живая
- материальная и духовная
- отложенная и постотложенная
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клейн Л.С. Принципы археологии: Монография Бельведер, 2001
Л1.2 Клейн Л.С. Археологическая типология: монография Академия наук СССР, 1991
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Янин В.Л. Археология: учеб. для вузов М.: Изд-во МГУ, 2006
Л2.2 Мартынов А. И. Археология: учеб. для вузов М.: Высш. шк., 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Название Эл. адрес
Google Планета Земля http://www.google.com/earth/
Сайт Института археологии РАН http://www.archaeolog.ru/

ЭБС Библиороссика http://www.bibliorossica.com/
ЭБС Знаниум http://znanium.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "Теория и методология археологической науки" составляют лекции. Они представляют систематизированные зна-ния студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению изучаемых проблем, но и сти-мулированию познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззре-ния, профессионально-значимых свойств и качеств.
Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. организационный,
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
Подготовку следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фак-тов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
Рекомендации по подготовке к тестам:
Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических за-нятий. Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множе-ственный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является зачет в виде итого-вого тестирования.
Итоговый тест по темам учебной дисциплины состоит из 30 вопросов по всем разделам. Продолжительность зачетной работы – 40 минут.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учеб-ного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление ма-териала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.