МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 100
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 100 100 100 100
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Основы социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., проф., Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., проф., Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать способность ориентироваться в политических и социальных процессах, устанавливать причины отклоняющегося поведения подростка, изучать их личностные особенности и социально-бытовые условия жизни, причины социального неблагополучия семьи.
Сформировать понимание важности этической оценки деятельности социального работника, способствовать овладению теоретическими и практическими основами этической регламентации его профессиональной деятельности.
Способствовать формированию способности осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению.
Сформировать способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью ориентироваться в политических и социальных процессах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления государственной социальной политики;
особенности лиц группы риска; методы психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних с девиантным поведением;причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи; основы психолого-педагогического консультирования, основные формы, методы коррекции, психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению; особенности личностного и социального развития детей и подростков; профилактические и реабилитационные технологии социальной работы с подростками;основы методологии сопровождения детей и подростков группы риска;
а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях;
особенности профессиональных отношений в социальной работе, типы взаимоотношений с клиентом.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в политических и социальных процессах;выделять лица группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением;анализировать и устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи; а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях;
оценивать различные аспекты профессиональной деятельности социальнонго работника с точки зрения их этического содержания;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.эффективного профессионального взаимодействия с молодежью с использованием различных средств общения; основными приемами применения методологии сопровождения детей и подростков группы риска.








техниками эффективной профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы социальной работы
1.1. Социальная работа как наука: основные понятия.Профессионально-этические требования к социальному работнику. Профессиограмма социального работника. Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Социальная работа как наука: основные понятия. Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Социальная работы как практическая деятельность. История социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Сам. работа 4 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Социальная работа на современном этапе развития российского общества. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. Сам. работа 4 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Этические основы социальной работы
2.1. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Профессиональная этика социальной работы Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Особенности этического кодекса социального работника. Сам. работа 4 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Моральные нормы, принципы, ценности социальной работы Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Социально-психологическая компетентность социального работника
3.1. Профессионально-этические требования к специалисту и профессиограммы социального работника Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Социально-психологическая компетентность социального работника . Методы повышения эффективности общени социально работника. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Социально-психологическая компетентность социального работника Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ПК-1 Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Социальная работа – это:
А)наука;
Б)практика;
В)наука и практика.

2. Своеобразие российской модели социальной работы состоит в:
А)междисциплинарном характере;
Б) использовании переходной модели;
В)передаче основных функций социальной работы общественным организациям.

3. Основные формы социальной работы - это
А) консультирование, поиск ресурсов, создание сети поддержки;
Б) оценка рисков и ресурсов социального случая;
В) обращение к другим службам.

4. Ребенок осваивает взрослый мир социальных отношений, жизненных ситуаций и профессиональных занятий благодаря
А) предметно-манипулятивной игре;
Б) сюжетно-ролевой игре.

5. Символическая игра, где ребенок использует предметы-заместители, то есть вместо одной вещи другую, активно используется примерно с
А) 2х лет
Б) 5 лет
В) 6 лет.

6. В возрасте 7-12 лет в жизни ребенка преобладает
А) учебная деятельность
Б) профессиональная деятельность.

7. Средний школьный возраст особенно характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению
А) пассивности;
Б) физических усилий.


8. Семья является ... институтом социализации (выберите слово, которое наиболее подходит на место пропущенного).
А) первичным;
Б) Вторичным;
В) Третичным.

9. Принципы игровой деятельности
А) самовыражения;
Б) большого количества участников;
В) эмоционального и волевого напряжения.

10. Целью деятельности учреждения социального обслуживания является:
А) профилактика обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни граждан;
Б) предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимся в социальном обслуживании;
В) образовательная деятельность.

11. Центральным и координирующим органом в системе профилактики и безнадзорности несовершеннолетних является:
А) органы службы занятости;
Б) органы внутренних дел;
В) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

12.Оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения-это
А) цель метода групповой работы;
Б) направление деятельности специализированных учреждений.

13. Биопсихосоциальный подход к личности клиента в социальной работе был сформулирован:
А) З. Фрейдом.
Б) Х. Перлман.
В) Э. Эриксоном;
Г) К. Роджерсом.

14. Модель взаимопомощи состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики-это
А) элемент индивидуальной работы с клиентом;
Б) элемент классификации социальной групповой работы.

15. Группы восстановления умений, образовательные группы- это:
А) виды групповой работы;
Б) направления групповой работы;
В) принципы групповой работы.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.В
2.Б
3.А
4.Б
5.А
6.А
7.Б
8.А
9.А,В
10.А,Б
11.В
12.А
13.Б
14.Б
15.А
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. У ребенка _________ преобладают предметно-манипулятивные игры.
2. Примерно ______ развивается символическая игра.
3. После _____ большинство детей уже объединяют в игре несколько различных действий.
4. ____-– это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
5. После _____ в жизни ребенка преобладает режиссерская игра, появляется игра-фантазирование.
6. Невербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
7. Вербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
8. Пассивное слушание целесообразно, когда _____
9. Активное слушание предполагает_____
10. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение – это ______ игровой деятельности.
11. Игра протекает в определенных рамках _______ и времени.
12. ______ -понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
13. Социальная работа является сферой практического приложения социологических и психологических принципов к решению проблем, выражающих _________________неблагополучие.
14. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся: ______________
15. Социализация является _________процессом и происходит в течении всей жизни человека.
16. ________ обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни граждан- одна из целей деятельности учреждения социального обслуживания.
17. Цель метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу _____для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.
18. Модель _______ состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.
19. Группы восстановления умений, образовательные группы- это ___ групповой работы.
20. Коммуникативная игра_____освоению навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоению диалектики общения;
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1- до 2-х лет
2- с 2 лет
3- 2.5 лет
4-дети группы риска
5- 5-ти лет
6-мимика, жесты, интонация
7-речь, слово
8-неуместно выражать свои эмоции
9-перефразирование
10- принцип
11- пространства
12-личность
13-общественное или индивидуальное
14-с социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей
15- непрерывным
16-профилактика
17- группового опыта
18- взаимопомощи
19- виды
20- способствует
Критерии оценки открытых вопросов.
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.







ПК-3 Способен организовывать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением

Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Какие уровни можно выделить в понятии «возраст»
А) биологический;
Б) психологический;
В) социальный;
Г) социокультурный.

2. Своеобразие российской модели социальной работы состоит в:
А)междисциплинарном характере;
Б) использовании переходной модели;
В)передаче основных функций социальной работы общественным организациям.

3. Основные формы социальной работы - это
А) консультирование, поиск ресурсов, создание сети поддержки;
Б) оценка рисков и ресурсов социального случая;
В) обращение к другим службам.

4. Рассматривать молодежь в пересечении двух векторов: движение от зависимости - к независимости и от безответственности – к ответственности предлагает
А) С.Фрис;
Б) Х.Пилкингтон.

5. Мололодежь-это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социально положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Автор данного определения
А) М.Мид;
Б) И.Кон.

6. Нижняя граница молодежного возраста чаще всего связывается исследователями с окончанием общеобразовательной школы, началом профессионально обучения, а также с:
А) экономической независимостью;
Б) личной самостоятельностью.

7. Психологический возраст человека с его хронологическим возрастом чаще всего
А) совпадает;
Б) не совпадает;
В) опережает.

8. Семья является ... институтом социализации (выберите слово, которое наиболее подходит на место пропущенного).
А) первичным;
Б) Вторичным;
В) Третичным.

9. Стабилизация личностного развития начинается по окончании:
А) подросткового периода;
Б) юности;
В) детства.

10. Можно ли сказать, что в настоящий период направленность жизненных ориентаций у молодежи меняется от социальной к индивидуалистической?
А) да;
Б) нет.

11. Центральным и координирующим органом в системе профилактики и безнадзорности несовершеннолетних является:
А) органы службы занятости;
Б) органы внутренних дел;
В) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

12. Социальная дезадаптация …
А) вызвана отклонениями в психическом развитии и его патологиями, а так же нервно-психическими заболеваниями;
Б) проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

13. К какой коппинг-стратегии относится активная поведенческая стратегия, когда человек старается использовать все своя личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного решения проблемы:
А) стратегия избегания;
Б) стратегия разрешения проблемы.

14. Модель взаимопомощи состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики-это
А) элемент индивидуальной работы с клиентом;
Б) элемент классификации социальной групповой работы.

15. Двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта ого общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, с другой, - это:
А) самоидентификация;
Б) социализация.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.А,Б,В,Г
2.Б
3.А
4.А
5.Б
6.Б
7.Б
8.А
9.Б
10.А
11.В
12.Б
13.Б
14.Б
15.Б
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Социальная работа-это одна из разновидностей _____, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты людей.
2. Первую попытку сопоставить становление личности человека с возрастными этапами предпринял________
3. Процесс и результат становления индивида как социального существа – это__________
4. ____-– это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
5. Более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, основных путей и средств достижения – это________
6. Невербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
7. Вербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
8. Пассивное слушание целесообразно, когда _____
9. Активное слушание предполагает_____
10. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в __________ и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
11. Особенности социализации в_______возрасте связаны, преимущественно, со спецификой протекания в этот возрастной период процесса самовоспитания.
12. Социальная реабилитация –это процесс ______ основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.
13. ______ -понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
14. Социальная работа является сферой практического приложения социологических и психологических принципов к решению проблем, выражающих _________________неблагополучие.
15. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся: ______________
16. Социализация является _________процессом и происходит в течении всей жизни человека.
17. ________ обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни граждан- одна из целей деятельности учреждения социального обслуживания.
18. Цель метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу _____для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.
19. Социальная защита-это_______, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни и деятельного существования человека или социальных групп.
20. Социальная помощь - это система социальных мер в виде содействия, поддержки и_____, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности;


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1- деятельности
2- Аристотель.
3- адаптация;
4-дети группы риска
5- социальные нормы;
6-мимика, жесты, интонация
7-речь, слово
8-неуместно выражать свои эмоции
9-перефразирование
10- асоциальных формах поведения
11- молодежном
12- восстановления
13-личность
14-общественное или индивидуальное
15-социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей
16- непрерывным
17-профилактика
18- группового опыта
18- взаимопомощи
19- система мероприятий
20- услуг
Критерии оценки открытых вопросов.
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Теоретические вопросы
1. Требования к использованию игры в психосоциальной работе с подростками асоциального поведения.
2. Технология организации игровой деятельности.
3. Сюжетно-ролевая игра.
4. Ролевая игра.
5. Организационно-деятельностная игра.
6. Деловая игра.
7. Цели, задачи, методика проведения коррекционно-развивающих занятий с подростками асоциального поведения.
8. Требования к проведению дискуссии.
9. Правила ведения дискуссии.
10. Панельная дискуссия.
11. Форум.
12. Симпозиум.
13. Дебаты.
14. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии.
15. Специфика тренинговой формы работы с подростками асоциального поведения.
16. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения.
17. Разработка программы тренинга.
18. Структура тренинговых занятий.
19. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
20. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
21. Техника активного слушания.
22. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений.
23. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков.
24. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
25. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей.
26. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений.
27. Социально-психологические барьеры в профессиональном общении специалиста по социального работе.
28. Этические дилеммы в практике социальной работы.

Практическое задание
Разработать программу социально-психологического сопровождения подростков девиантного поведения.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Басов Н.Ф. - под ред. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Холостова Е.И. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э2 www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э3 www.int-edu.ru (Институт новых технологий образования);
Э4 www.1september.ru (Издательский дом «1 сентября»);
Э5 www.prosv.ru (Издательство «Просвещение»);
Э6 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 www.bspu.altai.su/public/educ.doc/homt.html (Библиотека методиста образовательной среды);
Э8 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 Этические основы социальной работы portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- Практическое задание, кейс-задача выполняется самостоятельно, результаты представляются на практическом занятии. Содержание заданий представлено в п.3 настоящего фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться индивидуальными потребностями выбранной целевой группы подростков. Выполнение кейс-задачи способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 настоящего фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 настоящего фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 настоящего фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- Теоретический вопрос и практическое задание касается теоретических, практических аспектов социальной работы, определения индивидуальных потребностей подростков группы риска и разработки индивидуальных программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.