МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 81
индивидуальные консультации 2
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 81 81 81 81
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Социология культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать получению студентами знаний, необходимых для понимания и объяснения социальных фактов в культурном контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.доминирующие концепции и положения социологии культуры, помогающие работать в команде и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания в области социологии культуры, помогающие работать в команде и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы в команде, полученными в процессе изучения курса «Социология культуры», помогающие работать в команде и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социология культуры"
1.1. Досоциологический этап в изучении . Исследовательские подходы в социологии культуры.культуры. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. «Понимающая социология» культуры М. Вебера Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.3. «Понимающая социология» культуры М. Вебера Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1
1.4. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.5. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Социология культуры западного постмодернизма Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Социология культуры в России. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Социология культуры в России Сам. работа 2 7 Л2.1, Л1.1
1.9. Культура как система Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
1.10. Социальная типология культуры Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Социальная типология культуры Сам. работа 2 14 Л2.1, Л1.1
1.12. Закономерности и направленность социокультурного развития. Культура как система. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Закономерности и направленность социокультурного развития Сам. работа 2 14 Л2.1, Л1.1
1.14. Массовое общество и массовая культура Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Массовое общество и массовая культура Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
1.16. Управление и регулирование в области культурных процессов. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.17. Управление и регулирование в области культурных процессов. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
1.18. Методы социологического исследования культуры. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
1.19. Консультации 2 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Социология культуры реализует уровни научного знания, исследуя процесс функционирования культуры на основе изучения поведения и культурного развития различных социальных групп
А) да
Б) нет

2. К особенностям развития социально-культурологической мысли относятся следующие:
А) культура по своей сущности и ее восприятию тесно связана с религиозным сознанием (православием);
Б) социокультурные взгляды не опирались на патриотические чувства и интересы России.

3. Термин «социология культуры» ввел в начале 20 века
А) О. Конт;
Б) А.Вебер.

4. В социологии выделилась самостоятельная специальная социологическая теория – социология культуры
А) К рубежу 1980–90-х гг
Б) К рубежу 1960–70-х гг

5. Социокультурные исследования охватывают
А) деятельность средств массовой информации, институтов и учреждений культуры;
Б) только средств массовой информации.

6. Культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным в
А) деятельностном подходе;
Б) ценностном подходе.

7. В деятельностном подходе культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов
А) да;
Б) нет

8. Социальные нормы – это общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении.
А) нет;
Б) да.

9. Система символов, ценностей, убеждений, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большинства общества
А) субкультура;
Б) этикет;

10. Массовая культура характеризуется
А) высокой степенью отчуждения индивида;
Б) приверженностью традиционным ценностям.

11. Традиционно установившийся порядок поведения, основанный на коллективных привычках и присущ широким массам людей-это
А) этикет;
Б) обычай.

12. Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно социального пространства в
А) текстовом подходе;
Б) гуманистическом подходе.

13. Культура рассматривается как самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия в игровом подходе
А) да.
Б) нет.

14. Суть культуры понимается как организованность определённых символических форм в
А) ценностном подходе;
Б) символическом подходе.

15. С точки зрения ценностного подхода культура как особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители, технологична по своей природе.
А) да;
Б) нет.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.А
2.А
3.Б
4.Б
5.А
6.Б
7.А
8.Б
9.А
10.А
11.Б
12.А
13.А
14.Б
15.Б
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Социология культуры реализует уровни научного знания, исследуя процесс функционирования культуры на основе изучения поведения и _____________ различных социальных групп.
2. Термин «социология культуры» был введен ___________
3. _____________исследования охватывают деятельность институтов и учреждений культуры, средств массовой информации.
4. Длительное время социология культуры развивалась в рамках _____________ и как синоним социологии искусства, занимаясь анализом деятельности учреждений культуры, изучением восприятия художественных произведений.
5. В ____подходе культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному.
6. В ______подходе культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов.
7. В _________подходе культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным социумом.
8. В предметном подходе культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному, делится на ___________.
9. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет людям «схватывать» ценностные основания культуры, транслировать их через _________ и структуры коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен символами между реальными социальными агентами.
10. В текстовом подходе культура формируется и развивается в особом ______ пространстве, отдельном от собственно социального пространства.
11. Общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении - это _________.
12. ______ -понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
13. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, основанный на _________привычках и присущий широким массам людей.
14. Индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру-одно из направлений_______культуры.
15. ___________характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности.
16. Социализация является _________процессом и происходит в течении всей жизни человека.
17. ________ - разновидность субкультуры, социокультурные ценности и установки которой противоречат фундаментальным принципам и ценностям господствующей культуры.
18. Системообразующими элементами выступают социокультурные институты: ________, негосударственные, частные и общественные органы, организации.
19. Субкультура _________ на то, чтобы стать доминантной эпохой, сменить предыдущий культурный стандарт, превратиться в официальную доктрину.
20. В _________подходе культура рассматривается, с одной стороны, как "репрессивный" механизм по отношению к индивидуальному поведению, с другой стороны, как "развивающее" индивида начало.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1- культурного развития
2- Альфредом Вебером
3- Социокультурные
4- художественной культуры
5-предметном
6-деятельностном
7-ценностном
8- материальную и духовную
9- символические системы
10- знаковом
11-социальные нормы
12-личность
13- коллективных
14-массовой
15-массовая культура
16-непрерывным
17- контркультура
18- государственные
19- не претендует
20-субъектном
Критерии оценки открытых вопросов.
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы:
1. Объект социологии культуры и его характеристика.
2. Место социологии культуры в системе социальных и гуманитарных наук.
3. Представления о культуре в Античности.
4. Средневековые и возрожденческие представления о культуре.
5. Представления о культуре в Новое время.
6. Роль работ О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера в становлении социологии культуры.
7. Полипардигмальность социологии культуры. Классификация исследовательских подходов.
8. Детерминистский подход в социологии культуры.
9. Функционалистский и структурно-функционалистский подходы в социологии культуры.
10. Принципы «понимающей социологии» культуры М.Вебера.
11. Методология символического интеракционизма в исследовании культуры.
12. Специфика изучения культуры в феноменологической социологии.
13. Этнометодологические способы исследования культуры.
14. Определяющие черты системного подхода в социологии культуры.
15. «Социокультурная динамика» П.Сорокина.
16. Методологический потенциал культурвитализма в социологии культуры.
17. Постмодернизм как социокультурное течение.
18. Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна.
19. Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры.
20. Национальной своеобразие отечественной социологии культуры.
21. «Генетическая социология» М.Ковалевского.
22. Натуралистическая социология: географическое направление в социологии культуры (Л.Мечников); органическая школа (А.Стронин, П. Лилиенфельд).
23. Неокантианские концепции в отечественной социологии (Л.Петражицкий, А.Лаппо-Данилевский, Б.Кистяковский, П.Новгородцев).
24. Психологическое направление в русской социологии (Е. Де Роберти, Н.Кареев, Н.Коркунов).
25. Русские религиозные философы о социологии культуры.
26. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин, В.Боткин, П.Анненков, К. Кавелин, М.Катков, Б.Чичерин и др.).
27. Консервативно-почвенническая социология культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов).
28. Радикалистская социология культуры (В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, В.Зайцев, и др.).
29. Народническая и анархистская социология культуры (П.Лавров, Н.Михайловский, С.Южаков, В.Воронцов, И. Каблиц, М.Бакунин, С.Нечаев, П.Кропоткин и др.).
30. Большевистская социология культуры (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский).
31. Социологические концепции культуры русского зарубежья (Н.Бердяев, И.Ильин, Г.Федотов, В.Ильин, П.Савицкий, Н.Трубецкой, Н.Устрялов, В.Ключников и др.).
32. Морфология культуры: классификация структурных элементов.
33. «Простые» элементы культуры.
34. «Синтетические элементы культурной системы.
35. Духовно-комплексные элементы культуры: миф и религия, философия и наука, мораль, право, искусство, идеология.
36. Социальные функции культуры.
37. Многообразие типологий культур.
38. Культуры исторических общностей.
39. Социально-групповые субкультуры.
40. Диалектика устойчивости и изменчивости в культурном бытии.
41. Механизмы культурного воспроизводства.
42. Модернизация и жизненные силы национальных культур.
43. Различие подходов к объяснению культурного развития. Типы культурных изменений.
44. Источники, факторы и механизмы культурного развития.
45. Линеарные, циклические и конверсионные модели культурного развития.
46. Концепции культурного развития Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, Ю. Лотмана, Л. Гумилева. Д.Белла.
47. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов в обществе.
48. Соотношение управления, регулирования и саморегуляции в культурных процессах.
49. Культурная политика: понятие, содержание, цели.
50. Культурная политика в современной России.
51. Методы социологического изучения культуры.
52. Мировые тенденции культурного развития в начале XXI века.
53. Современная социокультурная ситуация в России.
54. Проблема сохранения жизненных сил русской культуры.

Типовые практические задания:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое культура, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, культура — это реализация материальных и духовных потребностей человека в ходе его жизнедеятельности, а по мнению Петрова — это поведение личности, в соответствии с моральными нормами. Разрешите спор.
2. Студент Иванов, определяя социальные функции культуры, назвал среди прочих превентивную, охранительную, регулятивную. Студент Петров указал, что к таковым относится функция социализации, оценочная и адаптивная. Перечислите социальные функции культуры.
3. На основе анализа книги Ю. Лотмана «Культура и взрыв», проведите сравнительный анализ двух противоположных тенденций в феномене культуры.
4. Соотнесите понятия «простые» элементы культуры и «синтетические» элементы культурной системы.
5. В Древнем Китае считалось, что: «Меж небом и землей человек драгоценнее всего». Объясните, как вы понимаете это выражение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лапин Н.И. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov www.humanities.edu.ru/db/msg/ ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э2 Курс в moodle "Социология культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.