МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии туристско-рекреационного освоения территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в биоклиматологии и рекреалогии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ГИТвКЛИМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии туристско-рекреационного освоения территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с особенностями применения инновационных технологий в туристско-рекреционных исследованиях и туристско-рекреационном освоении территорий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательские работы для выполнения комплексной географической экспертизы всех форм хозяйственной деятельности на туристско-рекреационных территориях.
ПК-2.1 Знает нормативно- правовые документы РФ, международные нормативно- правовые акты, регулирующие вопросы использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, пространственных данных
ПК-2.2 Умеет применять географические методы диагностики состояния природных, природно- хозяйственных и социально- экономических территориальных систем для комплексной географической экспертизы
ПК-2.3 Владеет навыками представления результатов комплексной экспертизы состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем в виде отчетов, публикаций, докладов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает нормативно-правовые документы РФ, международные нормативно- правовые акты, регулирующие вопросы использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, пространственных данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет применять географические методы диагностики состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем для комплексной географической экспертизы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками представления результатов комплексной экспертизы состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем в виде отчетов, публикаций, докладов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Тема 1. Теоретико-методологическая основа курса
1.1. Основные понятия в сфере туризма и рекреации Лекции 3 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Рекреация и туризм: общее и частное Лекции 3 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Территориальная рекреационная система Лекции 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. 2.Загрузка данных в базу геоданных
2.1. Загрузка данных в базу геоданных Практические 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Решение дополнительных задач и упражнений по геоинформатике Сам. работа 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. 3.Поведение базы геоданных
3.1. Географические данные. Что такое поведение базы геоданных? Значения по умолчанию. Подтипы и домены. Топология базы геоданных. Лекции 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Загрузка данных в базу геоданных Практические 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Решение дополнительных задач и упражнений по геоинформатике Сам. работа 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. 4.Редактирование ГИС-данных
4.1. Редактирование пространственных данных. Создание новых данных. Команды меню Редактор. Инструменты меню скетч. Построение скетча с использованием ограничителей. Построение смежных полигонов. Редактирование существующих объектов. Изменение формы объекта и изменение границ. Работа с составными объектами. Упрощение геометрии. Редактирование с использованием доменов, подтипов и топологии базы геоданных. Практические 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Решение дополнительных задач и упражнений по геоинформатике Сам. работа 3 5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. 5.Корректировка пространственных данных
5.1. Общие особенности привязки пространственных данных. Простанственная привязка данных в ArcMap. Ключевые моменты работы с пространственной привязкой. Векторная трансформация ArcMap. Трансформация. Трансформация методом резинного листа. Сопоставление данных на границах листов. Ошибки трансформации. Практические 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Решение дополнительных задач и упражнений по геоинформатике Сам. работа 3 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. 6.Управление инструментами геообработки и параметры среды геообработки
6.1. Что такое ArcToolbox? Типы наборов инструментов. Организация ArcToolbox. Типы инструментов. Расположение и выполнение инструментов. Выявление ошибок в параметрах. Просмотр ошибок геообработки. Параметры среды. Настройки ArcToolbox. Работа с инструментами в ArcMap. Результаты геообработки. Ключевые моменты работы в среде геообработки. Практические 3 3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Решение дополнительных задач и упражнений по геоинформатике Сам. работа 3 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. 7.Анализ ГИС-данных
7.1. Что даёт анализ ГИС-данных? Обзор инструментов анализа. Анализ близости объектов. Анализ с использованием множественных буферных полигонов. Пространственное соединение. Полигоны Тиссона. Стирание объектов. Слияние объектов по атрибуту. Обработка табличных данных. Создание поднабора растровых данных. Другие виды анализа. Пример рабочего процесса анализа. Ключевые моменты анализа. Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.2. Решение дополнительных задач и упражнений по геоинформатике Сам. работа 3 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. 8.Управление таблицами. Редактирование пространственных объектов и атрибутов. Получение местоположений из атрибутивной информации
8.1. Исследование данных ГИС в ArcGIS Desktop. Процесс решения географических задач. Общие операции анализа. Работа с атрибутивными запросами. Работа с пространственными запросами (по расположению). Работа с ArcToolbox при выполнении анализа. Извлечение объектов при помощи инструмента Вырезание. Построение буфера объектов. Анализ наложения. Объединение. Пересечение. Результаты анализа. Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.2. Решение дополнительных задач и упражнений по геоинформатике Сам. работа 3 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. 9.Использование ModelBuilder для анализа
9.1. Что такое ModelBuilder? Проектирование и создание модели. Элементы модели. Инструменты. Переменные. Типы выходных данных. Переменные значений. Свойства блок-схемы модели. Параметры и статусы модели. Параметры среды. Промежуточные данные. Запуск модели. Поиск ошибок в модели. Документация модели. Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
9.2. Решение дополнительных задач и упражнений по геоинформатике Сам. работа 3 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. 10.Аналитические проекты в ГИС
10.1. Анализ. Выполнение проектов. Практические 3 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
10.2. Выполнение проектов Сам. работа 3 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4148

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПК-3: Способен решать актуальные вопросы практико-ориентированных географических исследований в контексте концепции устойчивого развития

1. Туристом называют посетителя, остающегося в данной местности не менее:
1) 6 часов;
2) 12 часов;
3) 24 часов;
4) 48 часов;
5) трѐх суток.
2. Туристом может называться человек, путешествующий ради удовольствия с
любыми целями, кроме:
1) спортивных;
2) оздоровительных;
3) образовательных;
4) воспитательных;
5) заработка в месте временного нахождения.
3. Разделение территории по однородным признакам и характеру
рекреационного использования называется:
1) рекреационным районированием;
2) рекреационным природопользованием;
3) рекреационной деятельностью;
4) рекреационным потенциалом;
5) рекреационным развитием.
4. Перевозки, которые осуществляются вне расписания; выполняются по чьему-то заказу; могут назначаться на любую дату и время вылета по требованию заказчика рейса, с согласованием со службами движения воздушных судов, указанных аэропортов и самой авиакомпанией; обычно возможно приобретение авиабилетов только в оба конца, – называются:
1) регулярными;
2) чартерными;
3) произвольными;
4) каботажными;
5) внеплановыми.
5. Предоставляемые авиакомпаниями услуги подразделяются на:
1) два класса;
2) три класса;
3) четыре класса;
4) пять классов;
5) шесть классов.
6. Норма бесплатно провозимого багажа для первого класса обслуживания установлена в размере:
1) 10 кг;
2) 20 кг;
3) 30 кг;
4) 40 кг;
5) 50 кг.
7. Путешествие по воде, предполагающее заходы в порты различных стран (или одной страны) с организацией в них экскурсий, называется:
1) свободным плаванием;
2) каботажным плаванием;
3) дальним плаванием;
4) эскортом;
5) круизом.
8. Крупнейшим морским портом России в настоящее время является:
1) Архангельск;
2) Анапа;
3) Санкт-Петербург;
4) Новороссийск;
5) Владивосток.
9. Виза, разрешающая конкретному лицу не только въезд на территорию соответствующего государства, но и право работы там, называется:
1) гостевой;
2) транзитной;
3) служебной;
4) туристской;
5) иммиграционной.
10. К странам риска, для посещения которых требуется медицинский сертификат, наличие специальных прививок, справки о состоянии здоровья, относятся:
1) США, Великобритания, Австралия;
2) Катар, Мавритания, Палестина, Саудовская Аравия;
3) Аргентина, Бразилия, Израиль;
4) Камерун, Кения, Камбоджа;
5) Турция, Египет, Таиланд.

11 Бланк строгой отчетности установленной формы, позволяющий осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания туристических услуг - это
ответ: Путевка туристская.
12 ____________ территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов, и удовлетворяющая следующим условиям: 1) наличие географических и административных границ; 2) наличие определенного набора туристско-рекреационных продуктов и услуг, 3) привлекательность ресурсов; 4) доступность (экономическая, транспортная и др.); 5) имидж и репутация, влияющие на ее конкурентоспособность на туристском рынке.
Ответ: Дестинация туристская
13 Культурно-познавательный туризм или познавательный туризм - это ___________________
Ответ: поездки, основной целью которых является удовлетворение стремления человека к получению новых знаний и знакомства с жизнью других сообществ и народов, их культурой, искусством, бытом и образом жизни, традициями и обрядами.
14____________ участие в симпозиумах, конференциях, совещаниях, международных семинарах, а также в выставках и ярмарках с целью приобретения и обмена знаниями и технологиями, а также развития отношений.
Ответ: конгрессно-выставочный туризм
15 _________________________ намеченный путь следования, направление движения объекта, относительно определенных географических ориентиров и координат, с указанием основных пунктов.
Ответ : Маршрут
16 Самодеятельный туризм - это _________________________________
Ответ: путешествия, предпринимаемые гражданами самостоятельно без предварительного бронирования услуг предприятий индустрии туризма и без участия каких-либо посредников и оплачивающие каждую услугу в отдельности по мере ее потребления в месте пребывания.
17 ____________ путешествия и/ или экскурсии организованных туристских / экскурсионных групп детей в возрасте от 7 до 14 лет в сопровождении руководителя группы, по туристским маршрутам с познавательными, учебными, рекреационными, оздоровительными, физкультурно-спортивными и иными целями (ГОСТ Р 54605—2011).
Ответ: Туризм детский
18 Часть свободного времени, которым человек может распорядиться по собственному усмотрению без особого ущерба для исполнения своих рабочих и других обязанностей, это - _________
Ответ: досуг.
19 Участники туристской деятельности, к которым относятся: физические лица (туристы) и их объединения; предприятия и организации, производящие и предоставляющие туристам товары и услуги; объекты, представляющие потребительную ценность для туристов; посредники, организующие поездки и предлагающие туристский продукт на рынке; некоммерческие организации, ассоциации, союзы и другие объединения, способствующие развитию сферы туризма; учреждения, занимающиеся подготовкой кадров и научными разработками; органы государственной власти, национальные, региональные учреждения, занимающиеся управлением туристской деятельности; международные межправительственные и негосударственные организации, их специализированные учреждения; местное население - это __________
Ответ: субъекты туристской системы
20 Пространственная, количественная и временная характеристика туристских прибытий, это -________________
ответ: Туристский поток.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачету:
1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий на современном этапе.
2. Место технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий в системе подготовки туристских кадров.
3. Картографический метод исследования в технологиях туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий.
4. Терминологический аппарат в технологиях туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий.
5. Рекреация как социокультурный феномен современности. Социально-экономическая сущность и основные функции технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий.
6. Отдых и рекреация: общее и особенное.
7. Время свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции.
8. Рекреационное время и пространство и их соотношение. Хозяйственный потенциал рекреации. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.
9. Рекреационная деятельность: понятие, виды и эволюция. Рекреационный потенциал. Оценка туристско-рекреационного потенциала территорий.
10. Рекреационные и туристские ресурсы.
11. Рекреационная оценка природных ресурсов. Климатические и гидрологические условия организации отдыха.
12. Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация и этапы оценивания.
13. Памятники истории и культуры и их разновидности.
14. Историко-культурный потенциал и методика его оценки.
15. Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия.
16. Природное и культурное наследие в туризме. Объекты всемирного наследия в России и развитие туризма.
17. Историко-культурный и природный потенциал в системе международного туризма. Понятие о культурном туризме.
18. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия: современные представления и подходы к типологии.
19. Рекреационные и территориальные рекреационные системы.
20. Основные подсистемы территориальных рекреационных систем и взаимосвязи между ними.

На зачет/экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворитель-но», 0-49 – «неудовлетворительно».



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.П. Шеин, Л.Д. Матвеева Инновационные подходы к проектированию и развитию туристско-рекреационных зон: учебное пособие Уфа: УГУЭиС, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 авт.-сост. В.Е. Арефьев, А.Г. Редькин Теория и методология рекреационной географии: учебное пособие для магистров и аспирантов Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова Рекреационная география: учебно-методический комплекс М.: Флинта, 2005
Л2.2 Н.Н. Гировка Рекреационные ресурсы: учебное пособие Н.Новгород: ННГАСУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Подшивка журнала «ArcReview» в электронном виде, начиная с 1997 г. Режим доступа: http://www.dataplus.ru/Arcrev/index.htm
Э2 Курс в Moodle "Современные технологии туристско-рекреационного освоения территорий portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная);
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
ENVI 4.8, № 503626-1 от 16.12.2011 (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405М помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Штативы для тахеометра и геодезической GPS; листы карт из Атласа Алтайского края
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Современные технологии туристско-рекреационного освоения территорий»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Современные технологии туристско-рекреационного освоения территорий» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Современные технологии туристско-рекреационного освоения территорий» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Современные технологии туристско-рекреационного освоения территорий» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Современные технологии туристско-рекреационного освоения территорий» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Современные технологии туристско-рекреационного освоения территорий»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.