МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Индикационные методы географических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в биоклиматологии и рекреалогии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ГИТвКЛИМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Винокуров Ю.И.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Индикационные методы географических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретических основ индикационного метода исследования природных процессов и оценки состояния и устойчивости экосистем и их компонентов при различных видах природных и антропогенных воздействий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен собирать, систематизировать и анализировать информацию географической направленности в целях прогнозирования, планирования состояния природных, природно-хозяйственных и туристско-рекреационных систем.
ПК-1.1 Знает основные закономерности функционирования и развития природных, природно- хозяйственных и туристско- рекреационных систем
ПК-1.2 Умеет проводить сравнительный анализ показателей в целях прогнозирования, планирования состояния природных, природно-хозяйственных и туристско-рекреационных систем
ПК-1.3 Владеет навыком подготовки аналитических материалов для решения поставленных научно- исследовательских задач в сфере природных, природно- хозяйственных и туристско- рекреационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает основные закономерности функционирования и развития природных, природно-хозяйственных и туристско-рекреационных систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет проводить сравнительный анализ показателей в целях прогнозирования, планирования состояния природных, природно-хозяйственных и туристско-рекреационных систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыком подготовки аналитических материалов для решения поставленных научно-исследовательских задач в сфере природных, природно-хозяйственных и туристско-рекреационных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методические основы ландшафтной индикации
1.1. Предмет, метод и задачи дисциплины. Теоретические предпосылки и основные понятия ландшафтной индикации Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Ландшафтная дифференциация земной оболочки. Современные представления о структуре ландшафтных систем Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Системный подход в исследованиях природной среды. Индикационное ландшафтоведение. Аэрокосмическая индикация. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Типология ландшафтов и физико-географическое районирование Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Физиономические компоненты ландшафтов Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Индикаторы и индикаты. Значимость и достоверность индикаторов Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Применение ДДЗ в ландшафтной индикации Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Ландшафтная индикация при основных видах исследований и стадиях проектирования
2.1. Методика комплексных ландшафтно-индикационных исследований. Основные положения ландшафтно-индикационного анализа Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Анализ взаимосвязей в геосистемах. Прямая, косвенная и опосредованная индикация Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Ландшафтно-индикационная карта и ее интерпретация Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Ландшафтно-индикационный подход в оценке экологических условий территории Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Интерполяция и экстраполяция в ландшафтной индикации Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Индикационное прогнозирование Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Индикация процессов. Индикационные ряды Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Индикация и охрана природы Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Ландшафтная индикация в решении проблем природно-хозяйственного освоения территории
3.1. Ландшафтная индикация для целей изысканий и обоснования строительства объектов хозяйственного освоения территории Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Ландшафтная индикация по космофотоснимкам (по вариантам) Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Ландшафтная индикация по аэрофотоснимкам (по вариантам) Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Индикация для обоснования мелиорации земель Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Ландшафтная индикация при гидрогеолого-мелиоративной съемке Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Ландшафтная индикация при обосновании схем рационального использования и охраны водных объектов Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Ландшафтная индикация для целей инженерных изысканий (схемы планировки, групповые водопроводы, площадки животноводческих комплексов) Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Создание индикационного банка данных Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5998

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1: Способен собирать, систематизировать и анализировать информацию географической направленности в целях прогнозирования, планирования состояния природных, природно-хозяйственных и туристско-рекреационных систем.


1. Какая группа индикаторов не используется при индикации процессов опустынивания территории, изменяющих мелиоративные качества земель:
a) физические индикаторы
b) биологические индикаторы
c) социальные индикаторы
d) химические индикаторы

Ответ: d

2. На основе анализа чего С.В. Викторов предлагал составить карту процессов ландшафтно-генетических рядов?
a) основе анализа экстраполяционных построений
b) основе анализа интерполяционных построений
c) основе анализа площадей, занятых тем или иным индикатором природного процесса

Ответ: с

3. Какая группа из перечисленных ниже форм рельефа относится к мезоформам 2-го порядка:
a) озерно-аллювиальные и дельтовые равнины
b) курганы, бугры
c) конусы выноса, оползни

Ответ: a

4. Какие из перечисленных форм рельефа относятся к микроформам 3-го порядка:
a) озерные котловины и террасы
b) долины малых рек и овражно-долинно-балочные системы
c) береговые валы, ложбины и западины

Ответ: с

5. К каким структурам относятся горные страны?
a) геотектурам 1-го порядка
b) мегаморфоструктурам 2-го порядка
c) макроморфоструктуры 3-го порядка

Ответ: b

6. На территории какой физико-гегографической страны выделяют Аганский Увал, Белогорский материк и Увал Нумто?
a) Западная Сибирь
b) Северо-Восточная Сибирь
c) Средняя Сибирь
d) Урал

Ответ: а

7. К какой провинции Западной Сибири относятся подпровинции Суйгинская и Якша-Кельминская?
a) Кондинская
b) Барабинская
c) Чулымская
d) Верхнеобская

Ответ: с

8. Какая из провинций Сибири находится в зоне арктических пустынь?
a) Анабарская
b) Карская
c) Енисейская

Ответ: b

9. От чего зависит надежность и выбор индикаторов для ландшафтно-индикационного анализа?
a) целевых задач
b) масштабов изысканий
c) стадий проектирования
d) объектов исследования
e) все вышеперечисленное

Ответ: e

10. К какому виду индикации относятся сообщества омброфитов, которые служат косвенными гидроиндикаторами определенных генетических разновидностей грунтов:
a) геоморфологическая индикация
b) геоботаническая индикация
c) комплексная ландшафтная индикация

Ответ: b

11.Морфологическая структура природных комплексов является индикатором:
a) конкретных статистических состояний геосистем
b) динамических состояний геосистема
c) Верны оба варианта

Ответ: с

12. Индикатором регионального уровня выступает:
a) совокупность количественных и качественных показателей внешнего облика иерархических единиц физико-географического районирования
b) физиономические черты ландшафта
c) антропогенная нагрузка
d) все вышеперечисленное

Ответ: а

13. Какой вид индикации опирается на парные корреляционные связи между один из физиономических компонентов ландшафтов и какой-либо его деципиентной характеристикой?
a) Прямая индикация
b) Косвенная индикация
c) Опосредованная индикация

Ответ: а

14. Что выступает в качестве интегральных индикатов при индикации медико-экологических ситуаций?
a) Природные показатели состояния окружающей среды
b) Антропогенные показатели состояния окружающей среды
c) Эколого-гигиенические предпосылки заболеваемости
d) Здоровье населения
e) все вышеперечисленное

Ответ: е


Критерии оценивания:
(если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-8 баллов – оценка «3»,
9-10 баллов – оценка «4»,
11-12 баллов – оценка «5».


1. _________ индикация основана на генетической взаимосвязи между формами рельефа и условиями их образования.
Ответ: Геоморфологическая

2. Ландшафтная карта в совокупности с индикационной таблицей-матрицей представляет собой картографическое произведение – _________.
Ответ: ландшафтно-индикационную карту

3. _____________ определяет геологические, гидрогеологические, гидрологические, почвенные и климатические условия, последствия деятельности человека по внешнему облику ландшафта, по отдельным его составляющим, его компонентам и входящим в них элементам (растениям, формам рельефа и т.д.)..
Ответ: Ландшафтная индикация

4. К ________ индикаторам относятся отдельные физиономические компоненты и характеристики ландшафтов, в первую очередь растительный покров.
Ответ: частным

5. Индикация засоления грунтов - ...
Ответ: галоиндикация

6. Среди видов экстраполяции было предложено различать внутриконтурную, региональную, дальнюю, космическую и ________.
Ответ: внутриландшафтную

7. Какой вид индикации появился и утвердился в первую очередь?
Ответ: геоботаническая индикация

8. __________ позволяет оперативно исследовать состояние природной среды и получать представление о статистических ситуациях, а также выявлять различные процессы.
Ответ: Аэроландшафтная индикация


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Основные задачи современных физико-географических исследований.
2. Этапы научного познания.
3. Множественность методов исследования и проблемы их классификации.
4. Методы традиционных (сравнительно-географический, историко-географический, картографический) исследований.
5. Методы новые, используемые в физической географии с 30-50-х годов XX ве-ка.
6. Методы новейшие, применяемые с 60-80-х годов XX века (космические, мате-матическое моделирование, геоинформационные и др.)
7. Глобальный, региональный и локальный уровни исследований и изменение ком-плекса методов при решении разноуровневых и разнокачественных задач.
8. Объект комплексных физико-географических исследований.
9. Важнейшие предметы исследований ПТК.
10. Основные классы решаемых задач и основные специфические методы их ре-шения.
11. Подготовительный период (предполевой камеральный).
12. Рекогносцировка и выбор ключевых участков.
13. Разновидность точек наблюдения и выбор места для основной точки комплекс-ного описания фации (традиционный и нетрадиционный).
14. Комплексное описание подурочищ, урочищ, ландшафтов.
15. Ландшафтная катена. Ландшафтное профилирование и его роль в ланд-шафтном картографировании.
16. Приемы сбора образцов почв, растений, вод. Фотография как полевой до-кумент.
17. Границы ПТК, степень их выраженности и требования к точности фиксации.
18. Зависимость методики работ от категории сложности территории, ее ланд-шафтной структуры и масштаба картографирования.
19. Методы мелко- и среднемасштабных исследований и их отличие от крупно-масштабного картографрования.
20. Выявление некоторых элементов динамики ПТК разных рангов.
21. Изучение природных аквальных комплексов (ПАК)
22. Первичная полевая обработка данных полевого картографирования.
23. Составление окончательного варианта ландшафтной карты.
24. Особенности экспедиционных исследований в разных зонах равнин.
25. Особенности исследования горных стран.
26. Составление отраслевых и прикладных природных карт.
27. Картометрические работы. Анализ карт.
28. Текстовая характеристика. Научные и практические выводы.
29. Изучение эволюции ПТК. Основные специфические методы.
30. Стационарные методы исследований. Основной класс решаемых задач.
31. Метод комплексной ординации. Природные режимы и динамические состоя-ния ПТК.
На экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию фор-мируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студен-ту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить макси-мально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворитель-но», 0-49 – «неудовлетворительно».


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Евстифеева, Л. Фабарисова Биологический мониторинг: учебное пособие Оренбург: ОГУ, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.Г. Пузаченко Математические методы в экологических и географических исследованиях : учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2004
Л2.2 В.К. Жучкова, Э.М. Раковская Методы комплексных физико-географических исследований: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудл "Индикационные методы географических исследований" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
PhotoShop, CorelDraw X5
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

MapInfo
ArcGIS 10.3.1
ENVI 5.0;
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Индикационные методы географических исследований"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.