МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись с основами цветоведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 256
в том числе:
аудиторные занятия 210
самостоятельная работа 40
индивидуальные консультации 2
контроль 4
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
диф. зачеты: 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 19 16 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 44 44 40 40 40 40 40 40 46 46 210 210
Сам. работа 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 40 40
Консультации 0 0 0 0 0 0 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 0 0 4 4 4 4
Итого 52 52 48 48 48 48 48 48 60 60 256 256

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Аксёнова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
доцент кафедры культурологии и дизайна Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета, Чурилов Михаил Григорьевич

Рабочая программа дисциплины
Живопись с основами цветоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка дизайнера, знающего закономерности формирования живописного изображения и цветового облика окружающей среды

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Природу и основные свойства цвета
Теоретические основы работы с цветом
Особенности психологии восприятия цвета и его символику
Теоретические принципы гармонизации цветов в композициях
Различные виды техники живописи
3.2.Уметь:
3.2.1.Технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения
Составлять хроматические цветовые ряды
Распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты
Анализировать цветовое состояние натуры или композиции
Анализировать и передавать цветовое состояние натуры в творческой работе
Выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОСНОВЫ ЖИВОПИСНОЙ ГРАМОТЫ. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ. Приобретение опыта работы с материалами, основные сведения о технике их применения.
1.1. Практическая работа №1. Натюрморт из предметов быта. Лабораторные 3 8 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
1.2. Практическая работа №2. Натюрморт из предметов, ясных по тону и форме. Лабораторные 3 8 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
1.3. Практическая работа №3. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету. Лабораторные 3 12 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
1.4. Практическая работа №4. Натюрморт из предметов, контрастных по цвету. Лабораторные 3 16 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
1.5. Реферат. Сам. работа 3 4 ОК 05 Л2.1, Л1.1
1.6. Творческое задание №1. Краткосрочные этюды. Сам. работа 3 4 ОК 09, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ОСНОВЫ ЖИВОПИСНОЙ ГРАМОТЫ. Выявление материальных качеств изображаемых предметов с проработкой деталей.
2.1. Практическая работа №5. Натюрморт из предметов, различных по материальности. Лабораторные 4 18 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.2. Практическая работа №6. Натюрморт в неглубоком пространстве. Лабораторные 4 20 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.3. Декоративное преобразование натюрморта. Сам. работа 4 8 ОК 09, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.4. Промежуточная аттестация. Дифферинцированный зачёт. Лабораторные 4 2 ОК 09, ОК 05, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.5. Практическая работа №7. Натюрморт с гипсовым орнаментом. Лабораторные 5 20 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.6. Практическая работа №8. Натюрморт в усложненных условиях освещения. Лабораторные 5 20 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.7. Декоративное преобразование натюрморта. Сам. работа 5 8 ОК 09, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСЬЮ ГОЛОВЫ. Моделировка формы с выявлением колористического единства.
3.1. Практическая работа №9. Живопись гипсовой модели головы (гризайль). Лабораторные 6 12 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
3.2. Практическая работа №10. Этюды головы. Лабораторные 6 8 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
3.3. Практическая работа №11. Голова натурщика. Лабораторные 6 16 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
3.4. Творческое задание №2. Копия живописного произведения. Сам. работа 6 8 ОК 09, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
3.5. Промежуточная аттестация. Дифферинцировенный зачёт. Лабораторные 6 4 ОК 09, ОК 05, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ЖИВОПИСЬ ФИГУРЫ НА БОЛЬШИХ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ. Специфика работы над этюдом фигуры человека в одежде.
4.1. Практическая работа №12. Женская фигура Лабораторные 7 12 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
4.2. Практическая работа №13. Одетая фигура человека (тематическая постановка). Лабораторные 7 16 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
4.3. Практическая работа №14. Повторение пройденного материала за все семестры. Лабораторные 7 18 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1
4.4. Декоративное преобразование. Сам. работа 7 4 ОК 09, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1
4.5. Работа в команде. Сам. работа 7 4 ОК 04 Л1.2, Л1.1
4.6. Консультации 7 2
4.7. Экзамен 7 4 ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические и самостоятельные работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4085

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины 4 семестра

I. Выберите один правильный вариант ответа.
1. Что является основным в художественном языке живописи?
а) линия
б) штрих
в) декоративность
г) цвет +
2. Приведите пример холодной цветовой гаммы…
а) зеленый, черный, серый, белый, голубой
б) фиолетовый, розовый, красный, желтый
в) синий, голубой, изумрудно-зеленый, фиолетовый +
3. Какие из перечисленных цветов являются ахроматическими?
а) белый, серый, красный
б) серый, белый, черный +
в) черный, серый, голубой
4. При рассматривании на некотором расстоянии небольших, касающихся друг друга цветовых пятен получается….
а) пространственное смешение цвета +
б) ахроматичность цветов
в) контрастность цветов
г) механическое смешение цвета
5. Укажите первичные цвета.
а) Красный, жёлтый, синий +
б) Красный, зелёный, жёлтый
в) Жёлтый, синий, белый
6. Какой цвет является составным?
а) Синий
б) Оранжевый +
в) Красный
7. Как называется колорит композиции в черно-белой гамме?
а) ахроматический +
б) тёплый
в) холодный
г) основной
8. Холодные цвета – это:
а) производные от желтого, красного и коричневого
б) производные от синего цвета +
в) любой цвет, если в него добавить черный

II. Выберите правильные ответы.
9. Какие сочетания цветов относятся к контрастным?
а) красный – зеленый +
б)желтый - синий +
в) желтый –оранжевый
г) зеленый – оранжевый
10. Какие цвета относятся к пастельным?
а) голубой +
б) оранжевый
в) коралловый
г) сиреневый +

III. Допишите определение термина.
11. Колорит – ________________________________________________________
12. Полярная гармония –_____________________________________________
13. _________________ – цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим один от другого.
14. _________________ – любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге
15. ____________________ – сравнительная степень отличия светлого от темного.
ответы к III разделу:
11.- особенность цветового и тонального строя произведения; 12.- противопоставление двух главных цветов, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными; 13.- хроматические цвета; 14.- родственные цвета; 15.- светлота.

Критерии оценки:
85-100 баллов (оценка «отлично») Выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Выполнено 50-74% заданий предложенного теста.
0-49 баллов(оценка «неудовлетворительно») Выполнено 0-49% заданий предложенного теста.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины 6 семестра

Выбираете правильный вариант ответа.
1. Что такое пленэрная живопись?
а) летняя практика студентов
б) работа на свежем воздухе
в) живопись с натуры объектов при естественном свете и в естественных условиях.+
2. Что такое этюд?
а) быстрый рисунок
б) вспомогательное живописное произведение, выполненное с натуры +
в) живописное произведение, выполненное быстро
3. Сфумато это:
а) живописный прием для воссоздания в картине световоздушной среды +
б) резкие очертания предмета
в) воздушная перспектива
4. Что такое воздушная перспектива?
а) пространство
б) особенности изображения предметов в зависимости от освещения
в) изменения некоторых качеств предметов в зависимости от световоздушной среды и пространства +
5. Локальный цвет это:
а) цвет предмета, такой, независимый от окружения +
б) цвет предмета в тени
в) цвет предмета в освещенной части
6. Что такое нюанс?
а) цвет
б) колер
в) едва различимый оттенок цвета +
7. Какие задачи необходимо решать при выполнении этюдов «на состояние»?
а) выявление в этюдах пластики ландшафта
б) выявление в этюдах воздуха
в) выявление в этюдах цветового состояния природных явлений +
8. Алля прима это –
а) технический прием, состоящий в том, что этюд пишется без предварительных прописок, в один прием +
б) технический прием, состоящий в том, что этюд пишется по сырой бумаге водорастворимыми красками
в) технический прием предполагающий многослойное наложение красок
9. Выразительные средства живописи это –
а) колорит живописного произведения
б) построение объема и пространства в живописи
в) цвет, рисунок, композиция, фактура красочной поверхности +
10. Живопись по сырому это
а) технический прием акварельной живописи +
б) живопись в сырую погоду
в) живопись мокрыми кисточками
11. Колорит это–
а) цветовой строй картины +
б) родственные цвета
в) цельность в картине
12. Лессировка –
а) технический прием, используемый при работе акварелью
б) прием нанесения красок тонкими прозрачными слоями +
в) технический прием нанесения красок в один слой
13. Обобщение художественное–
а) способность выявлять главное, существенное в объектах и явлениях путем сравнения, анализа и синтеза +
б) способность изображать общие очертания предметов
в) способность объединять изображаемые объекты картины посредством слияния падающих теней
14. Образ художественный–
а) отображение действительности
б) специфическая форма отображения действительности в конкретно-чувственной зрительно воспринимаемой форме +
в) выявление характерных особенностей в изображаемом
15. Системой живописных отношений являются:
а) светлотное сравнение различных цветовых пятен
б) сравнение насыщенности и цвета различных пятен в картине
в) сравнение по светлоте, цвету, насыщенности пятен в картине +

Критерии оценки:
85-100 баллов (оценка «отлично») Выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Выполнено 50-74% заданий предложенного теста.
0-49 баллов(оценка «неудовлетворительно») Выполнено 0-49% заданий предложенного теста.

Контрольные вопросы и задания для проведения итоговой аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины 7 семестра

1. Использование диагональных направлений в композиции способствует:
а) усилению или ослаблению движения +
б) передачи состояния покоя
в) изображению лирического пейзажа
2. Композиция –
а) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением +
б) ритмическая организованность картины
в) цельность картины
3. Живописное единство картины —
а) цельность, согласованность всех элементов картины и выразительных средств +
б) колорит картины
в) цветовые отношения картины
4. Фронтальность –
а) изображение объекта, прямо обращенного к зрителю +
б) профильное изображение объекта
в) ракурсное изображение объекта
5. Фас -
а) фронтальное положение головы или фигуры в целом +
б) поворот в три четверти
в) положение головы в профиль
6. Пуантилизм –
а) манера письма раздельными мазками +
б) технический прием многослойной живописи
в) способ изображения в один прием
7. Пастозность –
а) матовость красочного слоя
б) качество красочного слоя в технике живописи, рельефность поверхности +
в) просвечивание холста в картине
8. Градация это -
а) постепенное изменение цвета предмета в зависимости от расположения в пространстве
б) постепенное изменение цвета и тона, компонент светотени +
в) тоновая растяжка
9. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в
полную силу, в один слой, называется:
а) лессировка
б) по-сырому
в) «alaprima» +
10. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях:
а) анатомической конструкции черепа +
б) истории искусств
в) линейной перспективы
11. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе:
а) белый
б) фиолетовый +
в) серый
г) черный
12. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы.
а) лепка формы
б) цвето-тональные отношения
в) проработка деталей +
13. Укажите последовательность выполнения этюда фигуры человека:
а) Композиционное размещение рисунка фигуры человека в выбранном формате;
б) Анализ характерных особенностей конструкций и пластики фигуры человека;
в) Обобщение этюда фигуры человека;
г) Прописывание деталей;
д) Моделирование формы средствами живописи;
е) Построение фигуры.
Ответ: А, Б, Е, Д, Г, В
14. Разновидность одного цвета, отличающаяся от него как яркостью, светлотой и насыщенностью, так и наличием добавочного цвета, проявляющегося на фоне основного называется _____________________.
Ответ: оттенок
15. Система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоничное целое называется __________________________________.
Ответ: композиция.

Критерии оценки:
85-100 баллов (оценка «отлично») Выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Выполнено 50-74% заданий предложенного теста.
0-49 баллов(оценка «неудовлетворительно») Выполнено 0-49% заданий предложенного теста.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ (рефератов)

1. Аналитическое искусство русского художника Павла Филонова.
2. Абстракционизм Василия Кандинского.
3. Абстрактная живопись нидерландского художника Питера Корнелиса Мондриана.
4. Акварельная живопись С. Андрияки.
5. Импрессионистические приемы в творчестве К. Коровина
6. Живопись эпохи "передвижников".
7. Акварель Кристиана Гранью.
8. Акварели китайских мастеров.
9. Современные акварелисты России.
10. Живопись в русской истории XVIII века
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4085

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Диф. зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 50 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 50 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Л. Селицкий. Цветоведение: учебное пособие РИПО, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Киплик Д.И. Техника живописи: Учебник для СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скакова, А. Г. Рисунок и живопись: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/475748
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Живопись с основами цветоведения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
406Н кабинет дизайна; кабинет рисунка; кабинет живописи; лаборатория техники и технологии живописи; лаборатория графики и культуры экспозиции; мастерская рисунка – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Мебель для учебных занятий; рабочее место преподавателя; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; мольберты; натюрмортные столы, натюрмортный фонд, наглядные учебные материалы, шкаф, стеллаж для планшетов, осветительные приборы, гипсовые слепки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Живопись с основами цветоведения» представляет собой последовательный ряд практических заданий, каждое из которых начинается с короткой вводной беседы по изучаемой теме. Системность обучения заключается в логичности постановки задач, в их последовательном усложнении, в предметной взаимосвязи.
Курс рассчитан на комплексное изучение основ живописной подачи объекта изображения, в том числе фигуры человека.
При реализации учебной дисциплины "Живопись с основами цветоведения" в ходе практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, таких как метод проектов, метод обучения в парах, внеаудиторные методы обучения.

Практическая работа студентов
Целью практической (аудиторной) работы студентов является:
- совершенствование знаний по живописи и подготовка базового академического знания данного предмета для студентов – дизайнеров.
Задачами практической (аудиторной) работы студентов является:
- освоение академического метода живописи предметов окружающего мира;
- владение профессиональной изобразительной грамотой;
- усовершенствование ранее полученных навыков, овладение новыми технологиями и материалами живописи;
- развитие зрительной памяти.
В практическую работу студентов входит:
- выполнение практического задания (академической живописи), придерживаясь методической последовательности выполнения работы, под руководством преподавателя.
Практическая работа является обязательной для каждого студента. Все практические работы проверяются преподавателем и входят в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости по данной дисциплине.

Самостоятельная работа студентов
Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является развитие профессиональных навыков, таких как:
- владение живописными средствами;
- умение грамотно строить композицию живописного изображения и использовать их в направлении проектирования объектов графического дизайна;
- владение принципами выбора техники исполнения конкретного изображения;
- владение методами и технологией классических техник станковой живописи;
- способность анализировать живописные работы других авторов и использовать выводы в личной практике;
- умение разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;
- владение приемами гармонизации форм, структур, комплексов и систем;
- владение комплексом композиционных решений;
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
- овладение фундаментальными знаниями;
- наработка профессиональных навыков;
- приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности студентов.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Живопись с основами цветоведения» обеспечивает: закрепление знаний, полученных студентами в процессе практических занятий; формирование навыков работы с различными живописными материалами.
В самостоятельную работу студентов входит:
- выполнение практического задания (декоративное преобразование)
- выполнение краткосрочных практических заданий (этюдов);
- выполнение письменных работ (рефератов) на заданную тему;
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Все самостоятельные работы проверяются преподавателем и входят в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости обучающихся по данной дисциплине.

В процессе обучения студенты обязаны выполнить практические и самостоятельные задания в полном объеме. Итоговая оценка за семестр формируется по итогам сдачи текущего контроля. В течении семестра студенты выполняют практические и самостоятельные работы, которые оцениваются и вносятся в бально-рейтинговую таблицу успеваемости студентов, на текущих просмотрах преподавателем. Просмотры, с коллективным обсуждением и анализом работ происходят после завершения задания, согласно рабочей программе. Баллы, набранные за самостоятельные и практические работы суммируются и выводится оценка за зачет.