МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Арабская культура и язык Корана

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Шершнева Е.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., Доцент, Останин В.В.

Рабочая программа дисциплины
Арабская культура и язык Корана

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с основами арабской культуры, этики и языка Священного текста

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-4.1 Использует информационно коммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры
ОПК-4.2 Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использует информационнокоммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры;
Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторические предпосылки и этапы формирования Арабского региона и араб
1.1. Культурное наследие арабо-мусульманской цивилизации Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Доисламская Аравия Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Доисламская Аравия Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Государство и религия
2.1. Арабская культура периода халифата Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Суфизм и суфийские братства, как элемент арабской культуры Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Суфизм и суфийские братства, как элемент арабской культуры Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Арабская культура периода халифата Практические 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Арабская культура периода халифата Сам. работа 2 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Достижения арабов в культурной и научной областях
3.1. Философия, общественно-политические и естественные наук Лекции 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Литература Арабского Востока Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Литература Арабского Востока Сам. работа 2 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.4. Коран, как часть арабской культуры Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.5. Коран, как часть арабской культуры Сам. работа 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.6. Искусство и архитектура мусульманского Востока Практические 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.7. Искусство и архитектура мусульманского Востока Сам. работа 2 18 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Национально-психологические особенности населения
4.1. Повседневная жизнь и быт арабов Лекции 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Повседневная жизнь и быт арабов Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Повседневная жизнь и быт арабов Сам. работа 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11498

Оценка сформированности компетенции

ОПК-4 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. Что являлось основной причиной высокого уровня развития культуры в Арабском халифате:
а) отсутствие войн
б) освоение наследия Античности
в) сохранение единого государства
г) использование латинского языка на письме
2. Как в странах Арабского халифата назывались высшие школы:
а) минарет
б) академия
в) медресе
г) скриптория
3. Знаменитый арабский поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме»:
а) Гомер
б) Аль-Бируни
в) Фирдоуси
г) Ибн Сина
4. Какой вид искусства достиг наибольшего процветания в странах Арабского халифата:
а) портретная живопись
б) архитектура
в) иконопись
г) скульптура
5. Чем арабы украшали свои строения:
а) мозаикой
б) витражами
в) арабесками
г) портретами Мухаммеда и халифов
6. Языком ученых стран Арабского халифата был:
а) латинский
б) арабский
в) фарси
г) хинди
7. Первый «Дом мудрости» был создан в:
а) Багдаде
б) Кордове
в) Дамаске
г) Тегеране
8. «Домами мудрости» называли:
а) высшие школы
б) хранилища рукописей
в) обсерватории
г) мечети
9. акое имя носил известный во всем мире арабский ученый Авиценна:
а) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина
б) Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
в) Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси
10. Период арабского Возрождения пришелся на период:
а) V-VIII века
б) VIII-IX века
в) X-XI века
г) XI-XIII века
11. Героем какого произведения стал халиф Харун ар-Рашид, в годы правления которого произошел расцвет Багдадского халифата:
а) поэмы «Шахнаме»
б) сборника сказок «Тысяча и одна ночь»
в) Сунны
12. Авиценна стал автором:
а) поэмы «Шахнаме»
б) учебника по алгебре
в) трактата «Канон медицинской науки»
г) сборника сказок «Тысяча и одна ночь»
13. Какой вид украшений был строго запрещен в странах халифата:
а) геометрические орнаменты
б) арабески
в) античные колонны и скульптуры
г) изображения Аллаха и всех живых существ
14. рабский ученый аль-Бируни знаменит тем, что:
а) написал поэму «Шахнаме»
б) в труде по медицине описал признаки многих болезней
в) высказал догадку, что Земля движется вокруг Солнца — центра вселенной
г) изобрел арабские цифры
15. рабское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммеда, называется:
а) Коран
б) Сунна
в) медресе
г) Бхагавадгита
Ключ к тестам
1. Б
2. В
3. В
4. Б
5. В
6. Б
7. А
8. Б
9. А
10. Б
11. Б
12. В
13. Г
14. В
15. Б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. «Латынью Востока» называли ____________ язык (арабский)
2. ___________ башня, с которой верующих звали на молитву (минарет)
3. В переводе с арабского означает слово «Коран» _____________ (чтение)
4. Паломничество, связанное с посещением Мекки и её окрестностей в определённое время, называется _____________ (хадж)
5. VII-XII века считают ________ временем исламской культуры (золотым)
6. В IX веке мусульманский ученый Аль-Хорезми написал первую книгу по _____________ (всемирной истории)
7. В этой священной книге собраны все законы и заповеди ислама. Любой мусульманин скажет, что путь к исламу лежит через ________________ (Коран)
8. Народы, исповедующие ислам, ведут счет лет по ____________ (лунному календарю)
9. Мечети – архитектурные сооружения необычайной красоты и величия. В них находились ________________ (библиотека, школы, университеты)
10. Главные черты исламского искусства ______________ (запрет на изображение живых существ, Орнамент, архитектурный декор)
11. Типы мусульманского орнамента _______________ (арабески, Гирих, эпиграфический)
12. Стили арбской каллиграфии ____________ (куфи, Сульс)
13. Типы мечетей ________________ (купольные, Айванные, Колонные)
14. В переводе на русский название этой постройки означает «место для совершения земных поклонов» ___________ (мечеть)
15. Алтарная ниша мусульманского храма ___________ (михраб)
16. Айван – это ____________ (помещение с тремя стенами, полностью открытое четвертой стороной на улицу или во внутренний двор)
17. Алтарная ниша мечети - михраб – была ориентирована _____________ (в сторону Мекки)
18. «Музыкой для глаз» называют ____________ (восточный орнамент)
19. Главная ценность арабской каллиграфии _________________ (качество, «чистота письма»)
20. Высказал догадку, что Земля движется вокруг Солнца — центра вселенной ___________ (Арабский ученый аль-Бируни)


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Происхождение и трансформации понятий «арабы» и «сарацины» в исторической перспективе.
2. Происхождение, основные этапы развития и роль арабского языка в формировании
Арабского региона .
3. Назовите имена наиболее известных исторических личностей, которых арабы и арабская историография рассматривают как своих национальных героев.
4. Столпы и святыни ислама. Можно ли рассматривать джихад как один из столпов ислама?
5. Перечислите основные богословско-правовые школы (мазхабы) ислама, их основателей,
основные отличия. Основные различия между шариатом и фикхом.
6. Сущность суфизма, основные тарикаты и позиции суфизма в современном мире.
7. Назовите основные географические зоны и регионы мира, частично или полностью
совпадающие с ареалом Арабского региона.
8. Идентичны ли понятия «Юго-Западная Азия» и «Ближний Восток»? Какие сокращения
используются в современной научной литературе и публицистике для обозначения Арабского региона?
9. Состав региона, полные (официальные) и общеупотребительные (сокращенные) названия государств региона, государственная символика.
10. Особенности государственного устройства и арабских политических режимов. Отношения между государственной властью и обществом.
11. Исторические рамки и достижения эпохи расцвета Арабского Халифата и «Золотой
эры арабов». Влияние арабской культуры на Европу.
12. Периодизация арабской литературы и наиболее выдающиеся ее представители. Кто из
арабских литераторов удостоен Нобелевской премии по литературе?
13. Современный достижения и направления развития литературного, музыкального,
фольклорного и других видов творчества в арабских странах.
14. Основные, наиболее общие черты психологического портрета араба, арабский менталитет. Что такое «бедуинский кодекс чести», каковы арабские представления о порядочности человека?
15. Этикетные нормы повседневного и делового общения. Роль невербальных компонентов речи. Арабское красноречие в средневековье и в наши дни.
16.Положение женщины и отношение к ней в арабском обществе.
17. Арабские религиозные и светские праздники, мусульманское летоисчисление, культурно-эстетические и развлекательные предпочтения арабов.
18. Местные верования и приметы, отношения арабов между собой с иностранцами.
Семейно-брачные отношения, отношения к старшим и к детям.
19. Наиболее популярные блюда арабской кухни, элементы национальной арабской одежды, домашнего убранства.
20. Толкование Корана: тафсир и тавиль.
21. Арабский язык как lingva franca исламского мира.

Критерии оценки ответов на зачете:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Матвеев К.П. История ислама: Москва, 2020
Л1.2 Тюрева Л.С. АРАБСКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ ИСЛАМА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жукова, Е. Д. Культура и искусство мусульманского мира: учебное пособие: Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Абдуллаева Ф.И. Персидская кораническая экзегетика: (тексты, переводы, коммент.): СПб. : Центр Петербург. Востоковедение, 2000
Л2.3 Сенченко, И. П. Арабы Аравии: очерки по истории, этнографии и культуре: Алетейя, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Арабская культура и язык Корана" portal.edu.asu.ru
Э2 Гид по исламскому искусству arzamas.academy
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Религия в социально-экономическом пространстве» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.