МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика медиакоммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 124
самостоятельная работа 173
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18 15,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 14 14 22 22 48 48
Практические 22 22 24 24 30 30 76 76
Сам. работа 38 38 34 34 101 101 173 173
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 180 180 324 324

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко Анна Вячеславовна

Рецензент(ы):
телеведущий ГТРК Алтай, Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика медиакоммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.систематизированно изложить основы теории и практики медиакоммуникации в широком научном контексте, включающем методологические, философские, социопсихологические, семиотические, лингвистические аспекты.
ознакомить с базовым научным аппаратом современной медиакоммуникативистики, методов исследования медиакоммуникаций.
ознакомить с основными уровнями социальной коммуникации, спецификой коммуникаций в различных сферах социальной жизни.
акцентировать прагматические аспекты вербальной (устной и письменной) и невербальной коммуникации.
выработать умения и навыки эффективного взаимодействия, определяющих высокий уровень коммуникативной компетентности в сферах профессионально ориентированной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
ОПК-2.1 Знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития
ОПК-2.2 Соблюдает принцип объективности в создаваемых медиапроектах и (или) медиапродуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов
ОПК-4Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности
ОПК-4.1 Соотносит социологические данные с запросами и потребностями общества и отдельных аудиторных групп
ОПК-4.2 Учитывает основные характеристики целевой аудитории при создании медиапроектах и (или) медиапродуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития; Соотносит социологические данные с запросами и потребно- стями общества и отдельных аудиторных групп;
3.2.Уметь:
3.2.1.Соблюдает принцип объективности в создаваемых медиапроектах и (или) медиапродуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов; Учитывает основные характеристики целевой аудитории при создании медиапроектах и (или) медиапродуктов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Соблюдает принцип объективности в создаваемых медиапроектах и (или) медиапродуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов. Учитывает основные характеристики целевой аудитории при создании медиапроектах и (или) медиапродуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории медиакоммуникаций
1.1. Коммуникация как социальное действие Лекции 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
1.2. Медиа и массовая коммуникация Лекции 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
1.3. Жанры коммуникации Практические 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
1.4. Что такое медиакоммуникация? Составление портрета явления Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
1.5. Ведение в теорию медиа коммуникации. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации. Сам. работа 3 38 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
1.6. Коммуникация как социальное действие Практические 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.5, Л1.6
1.7. Медиа и массовая коммуникация Практические 3 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.5, Л1.6
Раздел 2. История медианосителей и медиатехнологий
2.1. Эволюция медиа через призму социальных и рыночных изменений Лекции 4 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л1.7, Л1.3
2.2. Социальная история медианосителей Лекции 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л1.7
2.3. Эволюция медиа Практические 4 24 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л1.7
2.4. Эволюция медиа Сам. работа 4 34 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л1.7
Раздел 3. Теории медиа
3.1. Общая классификация теорий медиа Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6, Л1.8
3.2. Общая классификация теорий медиа Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6, Л1.8
3.3. Эмпирико-функционалистские теории медиа Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
3.4. Эмпирико-функционалистские теории медиа Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
3.5. Медиакритические теории Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
3.6. Медиакритические теории Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
3.7. Медиалингвистические теории Лекции 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
3.8. Медиалингвистические теории Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
3.9. Психологические подходы к изучению медиакоммуникаций Лекции 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6, Л1.8
3.10. Психологические подходы к изучению медиакоммуникаций Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6, Л1.8
3.11. Идеи медиадетерминизма и сетевого общества Лекции 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
3.12. Идеи медиадетерминизма и сетевого общества Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
3.13. Политическая экономия медиа и теории культурных и креативных индустрий Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
3.14. Политическая экономия медиа и теории культурных и креативных индустрий Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6
3.15. Теории инноваций в медиапространстве Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6, Л1.8
3.16. Теории инноваций в медиапространстве Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6, Л1.8
3.17. Общая классификация теорий медиа Сам. работа 5 101 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.4, Л1.1, Л1.6, Л1.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4087


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-2. Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вид социальной активности, которая затрагивает производство, передачу и получение символических форм – это …?
а. коммуникация
б. конфликт
в. информация
ОТВЕТ: а.

Вопрос 2. Содержание, которым мы обмениваемся в процессе коммуникации – это …?
а. информация
б. речь
в. знание
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Символической форма – это
а. акт речи, которые представляет собой целенаправленное коммуникативные действие.
б. вид социальной активности, которая затрагивает производство, передачу и получение информации.
в. некий нематериальный субстрат, за которым стоит смысл (sense – смысл, суть) сообщения, то есть налицо двойная система означивания (то, что несет в себе символическую форму, само такой формой не является, а представляет собой ее носителя)..
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Перечислите основные жанры коммуникации.
а. экспрессивный,
б. информативный,
в. аргументативный,
г. комический.
ОТВЕТ: а,б,в

Вопрос 5. Какие приемы используют для передачи экспрессии?
а. взывание к авторитету, ко всеобщим представлениям.
б. тропы и фигуры языка (метафора, эпитет, гипербола и др.).
в. «контракт объективности».
ОТВЕТ: б.

Вопрос 6. Наиболее традиционным видом экспрессивного жанра является?
а. стихотворение
б. комедия
в. дискуссия
г. рассказ
ОТВЕТ: г.

Вопрос 7. Перечислите виды аргументативной коммуникации
а. симметричная аргументация
б. прямая аргументация
в. несимметричная аргументация
ОТВЕТ: а,в.

Вопрос 8. Что относится к видам манипуляции?
а. соблазнение.
б. пропаганда.
ОТВЕТ: а,б.

Вопрос 9. Взаимодействие нескольких индивидов без использования медиа, например, устная речь – это
а. немедиатизированная интеракция,
б. медиатизированная интеракция,
в. медиатизированная квазиинтеракция
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Что является проявлением медиатизированной квазиинтеракции
а. голосовое сообщение в мессенджере другу;
б. публикация фотографии в публичном телеграм-канале;
в. личный разговор с другом
г. личное сообщение коллеге
ОТВЕТ: б.

Вопрос 11. Что из перечисленного ниже относится к атрибутам медиа?
а. степень фиксации (сохранения);
б. степень репродуцируемости;
в. степень достоверности;
г. степень удаленности во времени и пространстве;
д. компетенции.
ОТВЕТ: а,б,г,д.

Вопрос 12. Современный тип технологически опосредованной коммуникации, которая может иметь межличностный или групповой характер и реализуется с помощью технологического канала в медиапространстве – это?
а. массовая коммуникация
б. медиакоммуникация
в. коммуникация
ОТВЕТ: б.

Вопрос 13. Институты и технологические средства, с помощью которых специализированные группы распространяют символическое содержание на массу как аудиторию медиа – это?
а. массовая коммуникация
б. медиакоммуникация
в. коммуникация
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14. Совокупность технических устройств и каналов связи, с помощью которых осуществляется сбор, обработка, хранение и обмен информацией между различными индивидами, социальными группами и институтами – это?
а. СМИ.
б. медиатехнологии.
в. СМК.
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Что относится к исторически сложившиеся способы коммуникации?
а. речь,
б. изображение,
в. музыка,
г. все варианты верны.
ОТВЕТ: г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Коммуникация – это?
Ответ: вид социальной активности, которая затрагивает производство, передачу и получение символических форм.

Вопрос 2. Информация – это?
Ответ: содержание, выраженное символической формой, которым мы обмениваемся в процессе коммуникации.

Вопрос 3. Что понимается под «символической формой» в определении коммуникации?
Ответ: это некий нематериальный субстрат, за которым стоит смысл (sense – смысл, суть) сообщения, то есть налицо двойная система означивания (то, что несет в себе символическую форму, само такой формой не является, а представляет собой ее носителя).

Вопрос 4. Перечислите основные жанры коммуникации.
Ответ: экспрессивный, информативный и аргументативный.

Вопрос 5. Охарактеризуйте экспрессивный жанр коммуникации.
Ответ: Экспрессивный жанр по своим задачам изначально отличается от аргументативного. Эмоции передают индивидуальные переживания по поводу «актуального» и всегда соотносятся авторами с неким «идеалом». Наиболее традиционным видом экспрессивного жанра является рассказ – о себе (автобиография), о других (повесть, пьеса), о реальном мире (описание путешествия), о воображаемом мире (миф, сказка). Основные методы передачи экспрессии – это тропы и фигуры языка (метафора, эпитет, гипербола и др.).
Вопрос 6. Охарактеризуйте аргументативный жанр коммуникации.
Ответ: Аргументативный жанр дискурса предполагает стремление изменить мнение получателя информации либо побуждение его к каким-то действиям. В связи с этим аргументативная коммуникация логична, построена на разумных доводах, а не на эмоциях, однако использует ряд приемов для усиления своей доказательной функции: взывание к авторитету, ко всеобщим представлениям и проч. Выделяют симметричную аргументацию, предполагающую обмен аргументами и контраргументами, и несимметричную, которую называют также манипуляцией.

Вопрос 7. Охарактеризуйте информативный жанр коммуникации.
Ответ: Информативный жанр предполагает создание некоей модели мира, то есть слепка с реальности. Когда реципиент потребляет коммуникацию в виде информативного жанра, он, очевидно, рассчитывает на то, что информация (она может включать в том числе эмоциональные или аргументативные элементы) будет представлена равномерно, с привлечением разных сторон, в ней не будет доминировать одна точка зрения. Это называется «контракт объективности», то есть потребление определенного жанра коммуникации (в данном случае информативного) предполагает интенцию у аудитории, или реципиентов информации. Когда мы смотрим выпуск телевизионных новостей, этот контент располагает к контракту объективности, тогда как литературная исповедь – к жанру экспрессивному.

Вопрос 8. Перечислите известные вам виды манипуляции.
Ответ: соблазнение (активно используется в рекламе) взывание к эмоции; пропаганда (провокация активных действий и побуждающих их идей, нередко сопровождается физическим давлением на аудиторию).

Вопрос 9. Назовите три формы коммуникации, предложенные Дж. Томпсоном.
Ответ: немедиатизированная интеракция, медиатизированная интеракция, медиатизированная квазиинтеракция.

Вопрос 10: Немедиатизированная интеракция – это?
Ответ: взаимодействие нескольких индивидов без использования медиа, например, устная речь.

Вопрос 11. Медиатизированная интеракция – это?
Ответ: технически опосредованная интеракция (взаимодействие) нескольких индивидов.

Вопрос 12. Медиатизированная квазиинтеракция – это?
Ответ: технически опосредованная передача информации от одного адресата ко многим неопределенным адресатам.

Вопрос 13. Медиатизированная квазиинтеракция – это?
Ответ: технически опосредованная передача информации от одного адресата ко многим неопределенным адресатам.

Вопрос 14. Назовите три уровня медиа, предложенные К. Йенсеном.
Ответ: средства коммуникации, которыми мы пользуемся, не прибегая к помощи каких-либо устройств: автоматически применяемые нами формы коммуникации; предполагающие использование некоего посредника для коммуникации, специального устройства, распространяющего информацию; интегрированные в одной технологической платформе медиа первого и второго уровней.

Вопрос 15. Перечислите основные атрибуты медиа.
Ответ: степень фиксации (сохранения); степень репродуцируемости; степень удаленности во времени и пространстве; компетенции для использования медиа.

Вопрос 16. В чем сущность атрибута медиа «степень фиксации»?
Ответ: степень фиксации, или сохранения, характеризует способность медиа как технического посредника закреплять, то есть сохранять, символические формы. В этом смысле, к примеру, радио или телевидение, телефон не обладают высокой степенью фиксации (это потоковые медиа), а книгопечатание и аудиозапись обладают.

Вопрос 17. В чем сущность атрибута медиа «степень репродуцируемости»?
Ответ: степень репродуцируемости характеризует способность медиа к тиражированию на основе так называемой нулевой копии, что, в свою очередь, влияет на степень коммодификации, то есть превращения медиа в товар. К примеру, если печатная книга, музыкальный диск и кинофильм обладают высокой степенью репродуцируемости, то рукописная книга, телефонный разговор и усиленная (медиатизированная) микрофоном речь в аудитории обладают низкой степенью репродуцируемости и, следовательно, не выступают товарами на рынке.

Вопрос 18. В чем сущность атрибута медиа «степень удаленности во времени и пространстве»?
Ответ: степень удаленности во времени и пространстве характеризует отношение ситуации производства медиатизированной коммуникации к ее потреблению. Есть медиа, дистанцированные и во времени, и в пространстве. Например, мы можем прочитать книгу где угодно и когда угодно. Усиленная микрофоном речь является медиатизированной коммуникацией, но она не отделена от потребителя во времени и пространстве (мы должны присутствовать в аудитории во время произнесения такой речи). Телефон, телевидение и радио обеспечивают дистанцию в пространстве (мы можем находиться не в том месте, где производится коммуникация), но не во времени (мы должны слушать радио или собеседника по телефону ровно тогда, когда он говорит или оно вещает передачу). Эти характеристики определяют также властный ресурс: способность передавать властную легитимность во времени или пространстве.

Вопрос 19. В чем сущность атрибута медиа «компетенции»?
Ответ: для использования любого медиа нам нужны компетенции. Самый простой пример – письменная коммуникация, которая требует как минимум умения писать, то есть знания грамоты. Точно так же определенной технической грамотности требует применение телевизора, радиоприемника, Интернета и современных компьютерных форм коммуникации.

Вопрос 20. Дайте определение понятию «медиакоммуникация».
Ответ: Понятие, обозначающее современный тип технологически опосредованной коммуникации. В отличие от массовой коммуникации она может иметь
межличностный или групповой характер и реализуется с помощью технологического канала в медиапространстве.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-4. Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какой исследователь предложил идею цикличности коммуникации?
а. П. Лазарсфельд
б. Ч. Пирс
в. У. Шрамм
ОТВЕТ: в.

Вопрос 2. Автором теории двухступенчатого информационного потока является
а. П. Лазарсфельд
б. Ч. Пирс
в. У. Шрамм
ОТВЕТ: а.

Вопрос 3. Символической форма – это
а. акт речи, которые представляет собой целенаправленное коммуникативные действие.
б. вид социальной активности, которая затрагивает производство, передачу и получение информации.
в. некий нематериальный субстрат, за которым стоит смысл (sense – смысл, суть) сообщения, то есть налицо двойная система означивания (то, что несет в себе символическую форму, само такой формой не является, а представляет собой ее носителя)..
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Какие типы знаков выделил Ч. Пирс?
а. знаки-иконы
б. знаки-символы
в. знаки-индексы
г. знаки-смыслы
ОТВЕТ: а,б,в

Вопрос 5. Какой исследователь предложил назвать науку о знаках и знаковых системах семиологией?
а. Ч.Пирс
б. Ф. де Соссюр
в. П. Лазарсфельд
ОТВЕТ: б.

Вопрос 6. Набор припоминаемых на подсознательном уровне сценариев, коммуникативно связанных с тем или иным высказыванием – это?
а. оркестральная коммуникация
б. культурный империализм
в. прайминг эффект
г. фрейм
ОТВЕТ: г.

Вопрос 7. Эффект, под воздействием которого медиа у реципиентов формируются ассоциации, имеющие отношение к медиаконтенту, который был воспринят реципиентами, называется
а. оркестральная коммуникация
б. культурный империализм
в. прайминг
г. фрейм
ОТВЕТ: в.

Вопрос 8. Кто первым изложил принцип, согласно которому достижение критической массы информации приводит к тому, что когнитивная система дает сбои и начинает применять определенные стратегии для уменьшения информационной перегрузки?
а. П. Лазарсфельд
б. Дж. Миллер
в. У. Шрамм
ОТВЕТ: б.

Вопрос 9. Коммуникация, в которой одновременно задействованы несколько каналов коммуникации, а невербальный канал имеет не меньшую значимость, чем вербальный называется…
а. медиакоммуникация
б. оркестральная коммуникация
в. массовая коммуникация
ОТВЕТ: б

Вопрос 10. Перечислите основные виды цивилизаций М. Маклюэна, которые сменяют друг друга в зависимости от доминирования тех или иных форм коммуникации
а. галактика устной культуры,
б. галактика электронных коммуникаций,
в. галактика письменной коммуникации,
г. галактика Гутенберга
ОТВЕТ: а,в,г.

Вопрос 11. Исходя из степени активности медиапользователя, на какие две группы Маклюэн классифицирует медиа?
а. холодные и горячие
б. быстрые и медленные
в. открытые и закрытые
ОТВЕТ: а.

Вопрос 12. способ навязывания третьему миру культурных продуктов и американской пропаганды, то есть воплощение идеологии глобального лидерства– это?
а. прайминг эффект
б. медиакоммуникация
в. культурный империализм
ОТВЕТ: в.

Вопрос 13. Какая страна предложила принятие доктрины свободного потока информации?
а. США
б. СССР
в. Англия
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14. «Говорящий телеграф» – это?
а. телефон
б. аппарат Морзе
в. гелиограф
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Как назывался первый русский фильм?
а. «Понизовая вольница» («Степан Разин»)
б. «Броненосец Потемкин»
в. «Иван Грозный»
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Дайте определение понятию «массовая коммуникация».
Ответ: институты и технологические средства, с помощью которых специализированные группы распространяют символическое содержание на массу как аудиторию медиа.

Вопрос 2. Дайте определение понятию «СМК».
Ответ: Совокупность технических устройств и каналов связи, с помощью которых осуществляется сбор, обработка, хранение и обмен информацией между различными индивидами, социальными группами и институтами.

Вопрос 3. Назовите исторически сложившиеся способы коммуникации.
Ответ: жест; речь; изображение; письменность; музыка.

Вопрос 4. Какой исследователь предложил идею цикличности коммуникации?
Ответ: У. Шрамм.

Вопрос 5. Автором теории двухступенчатого информационного потока является?
Ответ: П. Лазарсфельд.

Вопрос 6. Перечислите типы знаков согласно концепции Ч.Пираса?
Ответ: индексальные, иконические и символические знаки.

Вопрос 7. Какой исследователь предложил назвать науку о знаках и знаковых системах семиологией?
Ответ: Ф. де Соссюр.

Вопрос 8. Продолжите предложение: «Набор припоминаемых на подсознательном уровне сценариев, коммуникативно связанных с тем или иным высказыванием Тён ван Дейк называет…»
Ответ: фрейм.

Вопрос 9. Что такое «эффект прайминга»?
Ответ: Эффект прайминга предполагает, что под воздействием медиа у реципиентов формируются ассоциации, имеющие отношение к медиаконтенту, который был реципиентами воспринят.

Вопрос 10. Кто первым изложил принцип, согласно которому достижение критической массы информации приводит к тому, что когнитивная система дает сбои и начинает применять определенные стратегии для уменьшения информационной перегрузки?
Ответ: Джеймс Гриер Миллер

Вопрос 11. Модель оркестральной коммуникацией – это
Ответ: коммуникация, в которой одновременно задействованы несколько каналов коммуникации, а невербальный канал имеет не меньшую значимость, чем вербальный.

Вопрос 12. Перечислите три вида цивилизаций М. Маклюэна, которые сменяют друг друга в зависимости от доминирования тех или иных форм коммуникации
Ответ: галактика устной культуры, галактика Гутенберга, галактика электронных коммуникаций.

Вопрос 13. Перечислите формы власти, связанные с сетевыми социальными структурами и созданием идентичностей в социальных сетях.
Ответ: власть сетей, сетевая власть, внутрисетевая власть, сетеобразующая власть.

Вопрос 14. Исходя из степени активности медиапользователя, на какие две группы Маклюэн классифицирует медиа?
Ответ: горячие и холодные

Вопрос 15. Культурный империализм – это
Ответ: способ навязывания третьему миру культурных продуктов и американской пропаганды, то есть воплощение идеологии глобального лидерства.

Вопрос 16. Какая страна предложила принятие доктрины свободного потока информации?
Ответ: США.

Вопрос 17. На какие 4 этапа делится медиатизированная коммуникация в концепции С. Холла?
Ответ: производство – распространение – дистрибуция и (или) потребление – перепроизводство.

Вопрос 18. Назовите основные способы основных способа разрешения культурного конфликта Ф.Бока.
Ответ: геттоизация (изоляция культуры внутри другой культуры); ассимиляция (растворение одной культуры в другой с целью соответствия социальным и культурным нормам); культурный обмен (взаимодействие культур); частичная ассимиляция (принятие части культурных норм); колонизация и модернизация (разрушение одной культуры другой).
Вопрос 19. Как назывался первый русский фильм?
Ответ: «Понизовая вольница» («Степан Разин»).
Вопрос 20. «Говорящий телеграф» – это?
Ответ: Телефон, запатентованный в США в 1876 году Александром Беллом. Трубка Белла служила по очереди и для передачи, и для приёма человеческой речи.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Разные подходы к трактовке понятия «медиа», атрибуты медиа, уровни медиа.
2. Понятие коммуникации, жанры коммуникации, формы коммуникации.
3. Разница понятий «коммуникация» и «информация».
4. Разница понятий «СМИ» и «СМК».
5. Разница понятий «медиа» и «массовая коммуникация».
6. Исторически сложившиеся способы коммуникации.
7. Эволюция медианосителей: от речи к письменности.
8. Эволюция изображения: от наскальных рисунков к фотографии. Официально признанные изобретатели фотографии и история их изобретения фотоснимков.
9. Основные этапы в развитии фотографии: дагеротипия, калотипия (мокроколлоидный процесс), процессы получения изображения на сухих галогеносеребряных желатиновых светочувствительных материалах, бессеребряная фотография, цифровая фотография.
10. Зарождение кино: лубочные картинки, эпинальские картинки.
11. Эволюция кинематографа: Томас Эдисон и его вклад в рождение кино, проектор для просмотра фильмов И. Тимченко, синематограф братьев Люмьер, У.Диксон и кинетоскоп, петля Латама, появление звука в кино, вклад Т. Эдисона.
12. История отечественного кинематографа.
13. Эволюция медианосителей: изобретение радио, первые радиостанции.
14. История отечественного радиовещания.
15. История развития интернета в мире. Специфика рождения интернета в России
16. Социальные медиа и социальные сети как феномен XXI века: характеристика, история, специфика.
17. Модели коммуникации Г. Лассуэлла, Шеннона-Уивера, Осгуда-Шрамма.
18. Теории знаков: Ф. Соссюр и Ч. Пирс.
19. Теория прайминга: понятие, виды прайминга, технологии усиления эффекта прайминга.
20. Теория культивации, ее отличие от теории прайминга.
21. Теория сетевого общества М.Кастельса.
22. Медиа и культура. Подходы С. Холла, Д.Морли.
23. Культурное пространство по Дж. Фиске.
24. Медиасобытия по Д.Даяну и Э. Кацу.
25. Взаимодействие культур по Ф. Боку, способы разрешения культурного конфликта.
26. Культурный империализм Г.Шиллера.
27. Теории роли медиа в обществе: теория «четвертой власти», теория «сторожевого пса», четыре модели существования массмедиа.
28. Теория "One-Dimensional Man" ("Одномерный человек").
29. Публичная (или общественная) сфера Ю. Хабермаса.
30. Эффект пропаганды: теория "волшебной пули", теория двухступенчатого информационного потока Лазарсфельда, теория установления повестки дня, теория обретения пользы и удовлетворения.

ТИПОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Прокомментируйте следующее сообщение с точки зрения «четырех теорий прессы» и понятия гейткипинга.
Пресс-служба губернатора Петербурга и сотрудники ФСО не пустили журналистов газет «Деловой Петербург» и «КоммерсантЪ» на встречу Георгия Полтавченко с представителями национально-культурных объединений и автономий, которая прошла сегодня в Смольном. Инцидент произошел несмотря на то, что у журналистов этих изданий есть постоянная аккредитация в Смольном. Как рассказали ЖурДому журналисты, присутствовавшие на мероприятии, рассылка анонса о его проведении Смольным не проводилась, пресс-служба Администрации Петербурга обзвонила и выборочно пригласила на него представителей СМИ. Звонка в редакцию «Делового Петербурга» и «КоммерсантЪ» не поступало. Подобные казусы вызваны тем, что с недавних пор Смольный ввел новое правило. Теперь на каждое мероприятие с участием губернатора Петербурга необходимо получать отдельную аккредитацию, даже если эти мероприятия проходят в один день.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Муратов, С. А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения: учебное пособие для вузов Издательство Юрай, 2019 https://biblio-online.ru/bcode/434634
Л1.3 Березин, В. М. Фотожурналистика: учебник для академического бакалавриата Юрай, 2019 biblio-online.ru
Л1.4 Гавра Д.П. Основы теории коммуникаций: Учебник М. : Издательство Юрайт//www.biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A., 2017 www.biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A.
Л1.5 Марченко И.О. Мультимедиа технологии: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
Л1.6 Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.7 Сальникова, Е. Визуальная культура в медиасреде: современные тенденции и исторические экскурсы : Прогресс-Традиция, 2017 biblioclub.ru
Л1.8 Антонова, Н. В. Психология массовых коммуникаций : : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/44BC3153-544E-4A02-9692-582B1D98F222
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Теория и практика медиакоммуникаций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.