МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рисунок с основами перспективы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 256
в том числе:
аудиторные занятия 210
самостоятельная работа 40
индивидуальные консультации 2
контроль 4
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
диф. зачеты: 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 19 16 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 44 44 40 40 40 40 40 40 46 46 210 210
Сам. работа 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 40 40
Консультации 0 0 0 0 0 0 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 0 0 4 4 4 4
Итого 52 52 48 48 48 48 48 48 60 60 256 256

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Аксёнова Надежда Владимировна;преподаватель, Прусова Ирина Михайловна;преподаватель, высшая к.к., Долгова Лариса Петровна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая к.к., Чурилов Михаил Григорьевич

Рабочая программа дисциплины
Рисунок с основами перспективы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Раскрыть принципы построения реалистического изображения на плоскости средствами линии и тона
Привить художественную культуру
Дать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы построения геометрических тел
Основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов, приемы черно-белой графики
Основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека
3.2.Уметь:
3.2.1.Выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов
Выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека
Выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на плоскости
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ И КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФОРМ ПРЕДМЕТОВ. Общие сведения о перспективе. Понятие о пропорциях. Средства выявления формы. Светотень и ее закономерности. Стадии построения повторяющегося геометрического орнамента. Объемные и линейные соотношения, характер формы, соподчинение деталей. Передача фактуры (материальности), глубины и пространства с помощью тона.
1.1. Практическая работа №1. Натюрморт с гипсовым предметом. Компоновка, линейно-конструктивное построение предметов Лабораторные 3 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Практическая работа №1. Натюрморт с гипсовым предметом. Работа тоном. Лабораторные 3 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Практическая работа №1. Натюрморт с гипсовым предметом. Работа тоном. Лабораторные 3 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Практическая работа №1. Натюрморт с гипсовым предметом. Завершение работы над натюрмортом Лабораторные 3 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Практическая работа №2. Натюрморт (смешанная техника). Компоновка на планшете, тоновое обобщение Лабораторные 3 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Практическая работа №2. Натюрморт (смешанная техника). Работа мягкими материалами Лабораторные 3 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Практическая работа №2. Натюрморт (смешанная техника). Завершение работы Лабораторные 3 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Самостоятельная работа №1. Наброски и зарисовки Сам. работа 3 4 ОК 09, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Практическая работа №3. Натюрморт из крупных предметов быта. Лабораторные 3 14 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Самостоятельная работа №2. Натюрморт из предметов быта Сам. работа 3 4 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Просмотр Лабораторные 3 2 ОК 05, ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА. Основы линейной и воздушной перспективы. Основные методы построения пространства на плоскости. Рисование интерьера, деталей архитектуры.
2.1. Практическая работа №4. Натюрморт в интерьере. Лабораторные 4 18 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Практическая работа №5. Интерьер. Лабораторные 4 20 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Самостоятельная работа №3. Графика интерьера. Сам. работа 4 4 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Самостоятельная работа №4. Творческое задание. Наброски и зарисовки. Сам. работа 4 4 ОК 09, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Промежуточная аттестация. Дифферинцировенный зачёт. Лабораторные 4 2 ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА. Изучение и анализ конструкции деталей головы различных по форме. Пластическое строение частей лица, пластическое формообразование, пропорции. Общие сведения о пропорциях головы. Пластическое формообразование головы, частей лица, волос, пропорции. Конструктивный анализ формы гипсовой головы. Общие сведения о пропорциях головы. Рисунок головы с живой натуры.
3.1. Практическая работа №6. Обрубовочная голова и череп человека в одном повороте. Этап 1: компоновка, линейно-конструктивное построение головы Лабораторные 5 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Практическая работа №6. Обрубовочная голова и череп человека в одном повороте. Этап 2: светотеневая моделировка формы головы Лабораторные 5 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Практическая работа №6. Обрубовочная голова и череп в одном повороте. Построение черепа Лабораторные 5 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Самостоятельная работа №5. Обрубовочная голова Сам. работа 5 4 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Практическая работа №7. Гипсовые слепки частей лица Давида. Глаза Лабораторные 5 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Практическая работа №7. Гипсовые слепки частей лица Давида. Нос Лабораторные 5 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Практическая работа №7. Гипсовые слепки частей лица Давида. Ухо Лабораторные 5 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Практическая работа №7. Гипсовые слепки частей лица Давида. Губы Лабораторные 5 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.9. Самостоятельная работа №6. Творческое задание. Наброски и зарисовки. Сам. работа 5 4 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Просмотр Лабораторные 5 2 ОК 05, ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.11. Практическая работа №8. Рисунок гипсовой модели головы. Этап 1: анализ характера формы головы, линейно-конструктивное построение Лабораторные 6 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.12. Практическая работа №8. Рисунок гипсовой модели головы. Этап 2: светотеневая моделировка формы, проработка гипсовой головы Лабораторные 6 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.13. Практическая работа №8. Рисунок гипсовой модели головы. Этап 3: детализация, обобщение и завершение работы Лабораторные 6 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.14. Практическая работа №9. Голова натурщика. Этап 1: анализ характера формы головы, линейно-конструктивное построение Лабораторные 6 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.15. Практическая работа №9. Голова натурщика. Этап 2: светотеневая моделировка формы, проработка головы Лабораторные 6 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.16. Практическая работа №9. Голова натурщика. Этап 3: детализация портрета Лабораторные 6 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.17. Практическая работа №9. Голова натурщика. Этап 4: обобщение и завершение работы Лабораторные 6 2 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.18. Самостоятельная работа №7 Голова натурщика Сам. работа 6 6 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.19. Самостоятельная работа №8 Творческое задание. Наброски и зарисовки. Сам. работа 6 2 ОК 09, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.20. Промежуточная аттестация. Дифферинцировенный зачёт. Лабораторные 6 2 ОК 05, ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. Пропорции фигуры человека. Конструктивный анализ формы. Основы движения фигуры человека.
4.1. Практическая работа №10. Фигура человека(стоя). Этап 1: линейно-конструктивное построение Лабораторные 7 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Практическая работа №10. Фигура человека(стоя). Этап 2: светотеневая моделировка формы Лабораторные 7 6 ОК 01 Л1.1, Л2.2
4.3. Практическая работа №10. Фигура человека(стоя). Этап 3: детализация, завершение работы Лабораторные 7 6 ОК 01 Л1.1, Л2.2
4.4. Практическая работа №11. Одетая фигура (тематическая постановка). Этап 1: линейно-конструктивное построение Лабораторные 7 4 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Практическая работа №11. Одетая фигура (тематическая постановка). Этап 2: светотеневая моделировка формы Лабораторные 7 6 ОК 01 Л1.1, Л2.2
4.6. Практическая работа №11. Одетая фигура (тематическая постановка). Этап 3: детализация, завершение работы Лабораторные 7 6 ОК 01 Л1.1, Л2.2
4.7. Самостоятельная работа №9 Выполнение набросков Сам. работа 7 2 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.8. Практическая работа №12. Натюрморт. Линейно-конструктивное построение, светотеневая-моделировка Лабораторные 7 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.9. Практическая работа №12. Натюрморт. Работа тоном, детализация, завершение натюрморта Лабораторные 7 6 ОК 01 Л1.1, Л2.2
4.10. Самостоятельная работа №10 Выполнение фигуры человека Сам. работа 7 4 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.11. Работа в коллективе. Сам. работа 7 2 ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.12. Просмотр Лабораторные 7 2 ОК 05, ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.13. Консультация Консультации 7 2 ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.14. Экзамен 7 0 ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические и самостоятельные работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4060

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины в 4 семестре
Тестовые задания

1. Выберите все правильные ответы (один или несколько).
Рисунок по представлению опирается:
a) на эмоциональное состояние художника
b) на владение рисующего различными приемами, техниками и методиками живописи
c) на знания рисующего о конструкции геометрических тел, предметов и зданий, строении растений, восприятии пространства человеком
d) на пространственное воображение

2.Укажите, в чем помогает рисование различных видов гипсовых архитектурных деталей. Рисование капители помогает:
a) понять правила построения гармоничных пропорций архитектурных форм
b) подготовиться к выполнению зарисовок в составе ландшафтного проекта
c) научиться обобщать сложную объемную форму с рельефной поверхностью
3.Укажите, в чем помогает рисование различных видов гипсовых архитектурных деталей. Рисование гипсовой архитектурной вазы помогает:
a) понять правила построения гармоничных пропорций архитектурных форм
b) подготовиться к выполнению зарисовок в составе ландшафтного проекта
c) научиться обобщать сложную объемную форму с рельефной поверхностью
4.Укажите, в чем помогает рисование различных видов гипсовых архитектурных деталей. Рисование гипсовых деталей с растительным мотивом (орнаментов) помогает:
a) понять правила построения гармоничных пропорций архитектурных форм
b) подготовиться к выполнению зарисовок в составе ландшафтного проекта
c) научиться обобщать сложную объемную форму с рельефной поверхностью

5. Какие из данных свойств относятся к направленному освещению:
a) не дает четких теней, но подчеркивает силуэт, пропорции и объем предметов
b) четко выделяются области света, падающей и собственной тени на предметах
c) наблюдается в ясный солнечный день или при искусственной подсветке одним источником света
d) наблюдается в пасмурную погоду, при тумане или дожде, а также может быть создано несколькими источниками искусственного света

6. Какие из данных свойств относятся к рассеянному (диффузному) освещению:
a) не дает четких теней, но подчеркивает силуэт, пропорции и объем предметов
b) четко выделяются области света, падающей и собственной тени на предметах
c) наблюдается в ясный солнечный день или при искусственной подсветке одним источником света
d) наблюдается в пасмурную погоду, при тумане или дожде, а также может быть создано несколькими источниками искусственного света

7. Укажите верную последовательность рисования гипсовых архитектурных деталей с натуры:
a) конструктивный анализ формы и ее отдельных элементов, выявление простых геометрических тел в основе архитектурной формы
b) анализ выбранного ракурса
c) построение детали как конструкции из геометрических тел
d) выполнение «обрубовки», проработка ее деталей
e) выявление объема формы с помощью светотени
f) обобщение рисунка
– a, b, c, d, e, f
8. Изображение интерьера позволяет понять взаимосвязь размеров помещения, его частей и мебели с размерами человека, т. е. ______________________ основы построения пространства.
эргономические

9. Укажите общую последовательность работы при выполнении рисунка интерьера с натуры:
a) изображение оконных и дверных проемов, разметка рисунка пола и потолка, изображение мебели и деталей интерьера
b) анализ положения точки зрения и ракурса фрагмента интерьера, выбор варианта изображения интерьера
c) тоновая проработка изображения интерьера
d) размещение на листе линии горизонта, размещение на ней точек схода и построение боковых стен
e) проверка ширины изображаемого помещения по отношению к высоте помещения и росту человека
f) изображение границ дальней фронтальной стены с соблюдением соотношения высоты и ширины либо изображение вертикальной линии угла помещения
g) проверка размеров и пропорций всех элементов интерьера по отношению к росту человека
b, f, d, e, a, g, c

10. Интерьеры широких или высоких помещений можно охватить взглядом, только поворачивая голову, т. е. горизонтальный или вертикальный угол зрения будут превышать ___________. 60
11. Для какого материала больше всего подходит прием растушевки:
a) Для твердого карандаша
b) Для угля и сангины
c) Для рисунка пером
d) Для рисунка гелевой ручкой
12. Как называется термин в теории линейной перспективы, характеризующий высоту точки зрения при наблюдении:
a) Горизонт;
b) Точка схода;
c) Начало осей координат;
d) Картинная плоскость;
e) Линия схода
13. Характерные узлы конструкции предметов, ими устанавливается взаимное пространственное расположение узлов, характеризующее конструкцию формы в целом определяются ____________________________________. (точками)
14. Композиция, характеризующаяся закономерной расстановкой масс (форм) в пространстве, расположенных по трем координатам называется
a) Глубинно – пространственная
b) фронтальная
c) Объемная
d) Объемно – пространственная
15. Уровень горизонта в рисунке архитектурного объекта с изображением видимости крыши
a) Высокий
b) Средний
c) Низкий
d) Обычный
Ключ:
1-c,d; 2- a; 3-b; 4-с; 5-b,c; 6-a,d; 7-– a, b, c, d, e, f; 8-эргономические; 9- b, f, d, e, a, g, c; 10-60; 11-b; 12-a; 13-точками; 14-a; 15-a.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины в 6 семестре
Тестовые задания
1. При выполнении комбинированных набросков сочетание линий и пятен:
a) жестко установлено и подчинено определенным требованиям
b) применяется в зависимости от задачи
c) разнообразно и носит творческий характер
d) полностью зависит от изображаемой модели
2. Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность. Высота лицевой части головы делится на несколько частей Перечислите их:
a) от лобной части до волосяного покрова
b) от основания кончика подбородка до основания оса;
c) от надбровных дуг до теменной части головы;
d) от основания носа до надбровных бугров;
e) от надбровных бугров до середины лобных костей
3. Из всех предложенных историей самой убедительной, простой и верной мерой для измерения теле человека является голова. По соотношению головы к фигуре и ее частям используются следующие меры. Перечислите их:
a) ширина головы;
b) высота головы;
c) высота головы с шеей;
d) диагональ головы;
e) ширина лобной части головы.
4. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.
a) Контражурное
b) Фронтальное
c) Боковое
5. При выполнении рисунка головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема:
a) фас
b) профиль
c) три четверти
6. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда:
a) светлее
b) темнее
c) точно такой же
7. . Выберите правильную последовательность:
a) обобщение, компоновка, лепка формы, построение
b) компоновка, лепка формы, построение, обобщение
c) построение, компоновка, лепка формы, обобщение
d) компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
8. Световоздушная среда предполагает:
a) влияние воздуха на предмет изображения
b) влияние освещения и глубинного расположения предметов
c) влияние интенсивности освещения
9. Какие задачи необходимо решать при выполнении набросков?
a) передача сходства
b) передача пропорций и движения
c) передача гармонии
10. Абрисэто–
a) каркас предмета, его строение
b) линейные очертания изображаемого объекта, его контур
c) светящийся силуэт, предмета расположенного против света
11. Фас –
a) фронтальное положение головы или фигуры в целом
b) поворот в три четверти
c) положение головы в профиль
12. Фронтальность –
a) изображение объекта, прямо обращенного к зрителю
b) профильное изображение объекта
c) ракурсное изображение объекта
13. Рисунок головы натурщика должен базироваться на знаниях:
a) пластической анатомии
b) истории искусств
c) линейной перспективы
14. Линия горизонта сидящего человека
a) находится выше уровня его глаз
b) проходит на уровне его глаз
c) проходит ниже уровня его глаз
d) проходит на разных уровнях
15. Обобщение в изображении …
a) означает детализацию предметов
b) когда главное прорабатывается, детали на втором плане
c) это работа над отдельными деталями
d) когда главное и второстепенное прорабатывается одинаково
Ключ:
1-c; 2- b,d,e; 3-b,c; 4-a; 5-c; 6-b; 7-d; 8-b; 9- b; 10-b; 11-a; 12-a; 13-a; 14-b; 15-b.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины в 7 семестре
Тестовые задания

1. Укажите правильную последовательность выполнения светотеневой моделировки формы:
a) прорабатывают формы в свету
b) прокрывают общим тоном всю область тени, тени собственные вместе с падающими («большая тень»)
c) усиливают собственные тени по их границе со светом, усиливают падающие тени, высветляют рефлексы
d) снижают контраст в глубине картины между освещенными и затененными поверхностями с учетом воздушной перспективы
2. Пропорция есть соответствие между элементами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность. Окружность шеи имеет одинаковые размеры с другими частями тела. Перечислите их:
a) с окружностью голени в области икроножной мышцы;
b) с окружностью предплечной мышцы;
c) с удвоенной окружностью запястья;
d) приблизительно равна половине длины локтевой части руки
e) приблизительно равна половине высоты головы.
3. Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность. Высота щеи соответствует другим частя тела. Перечислите их
a) высоте стопы;
b) ширине затылочной части головы;
c) ширине кисти в области дистальных концов пястных костей;
d) длине ладони;
e) длине фаланговых костей пятого пальца.
4. Слово «пропорция» ввел в употребление в I – ом веке до н.э. древнеримский оратор.
a) Цицерон
b) Архимед
c) Гораций
d) Антоний
5. Ракурс это:
a) поворот предмета
b) взгляд на предмет
c) расположение изображаемого объекта относительно зрителя
6. Что такое воздушная перспектива?
a) пространство
b) особенности изображения предметов в зависимости от освещения
c) изменения некоторых качеств предметов в зависимости от световоздушной среды и пространства
7. Детализация предполагает–
a) прорисовку общих очертаний предмета
b) тщательную проработку особенностей формы предмета, а также его материальности, цвета, фактуры
c) внимательное отображение пространственного расположения предмета
8. Иллюзорность это –
a) обман зрения
b) иллюзия чувственной достоверности изображения
c) впечатление от созерцания картины
9. Обобщение художественное–
a) способность выявлять главное, существенное в объектах и явлениях путем сравнения, анализа и синтеза
b) способность изображать общие очертания предметов
c) способность объединять изображаемые объекты картины посредством слияния падающих теней
10. Образ художественный–
a) отображение действительности
b) специфическая форма отображения действительности в конкретно-чувственной зрительно воспринимаемой форме
c) выявление характерных особенностей в изображаемом
11. Шарж –
a) сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором подчеркнуты наиболее характерные черты модели
b) рисунок- карикатура
c) рисунок, в котором искажаются пропорции головы человека с целью высмеивания
12. Какой основной способ работы предполагается на пленэре?
a) работа над этюдами, зарисовками
b) работа над сюжетной картиной
c) работа над длительным рисунком
13. Композиция –
a) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением
b) ритмическая организованность картины
c) цельность картины
14. Пропорции в построении – это
a) изменение некоторых признаков формы под воздействием воздушной среды
b) соотношение величин всех частей предмета к целому в пределах формата
c) декоративное обобщение изображения
d) степень отличия хроматического цвета от ахроматического цвета
15. При фронтальном освещении…
a) источник света освещает объект слева
b) источник освещения расположен перед объектом
c) источник света расположен сзади объекта
d) источник света не определяется
Ключ:
1-– b, a, c, d; 2- ace; 3-ace; 4-a; 5-c; 6-c; 7-b; 8-b; 9-a; 10-b; 11-a; 12-a; 13-a; 14-b; 15-b.

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=40607

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 50 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скакова, А. Г. Рисунок и живопись: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/475748
Л1.2 В. И. Жабинский, А. В. Винтова Рисунок: учебное пособие ИНФРА-М, 2021 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рабинович М. Ц. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЧЕТВЕРОНОГИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 М.А. Пресняков Перспектива: учебное пособие ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Рисунок с основами перспективы portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
406Н кабинет дизайна; кабинет рисунка; кабинет живописи; лаборатория техники и технологии живописи; лаборатория графики и культуры экспозиции; мастерская рисунка – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Мебель для учебных занятий; рабочее место преподавателя; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; мольберты; натюрмортные столы, натюрмортный фонд, наглядные учебные материалы, шкаф, стеллаж для планшетов, осветительные приборы, гипсовые слепки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Рисунок с основами перспективы» представляет собой последовательный ряд практических заданий, каждое из которых начинается с короткой вводной беседы по изучаемой теме. Системность обучения заключается в логичности постановки задач, в их последовательном усложнении, в предметной взаимосвязи.
Курс рассчитан на комплексное изучение основ графической подачи объекта изображения, в том числе фигуры человека.
При реализации учебной дисциплины "Рисунок с основами перспективы" в ходе практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, таких как метод проектов, метод обучения в парах, внеаудиторные методы обучения.

Практическая работа студентов
Целью практической (аудиторной) работы студентов является:
- совершенствование знаний учебного рисунка и подготовка базового академического знания данного предмета для студентов – дизайнеров.
Задачами практической (аудиторной) работы студентов является:
- освоение академического метода рисования человека и предметов окружающего мира;
- владение профессиональной изобразительной грамотой;
- усовершенствование ранее полученных навыков, овладение новыми технологиями и материалами рисунка;
- развитие объемно-конструктивного мышления, развитие зрительной памяти.
В практическую работу студентов входит:
- выполнение практического задания (академический рисунок), придерживаясь методической последовательности выполнения рисунка, под руководством преподавателя.
Практическая работа является обязательной для каждого студента. Все практические работы проверяются преподавателем и входят в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости по данной дисциплине.

Самостоятельная работа студентов
Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является развитие профессиональных навыков, таких как:
- владение средствами графики;
- умение грамотно строить композицию графического изображения и использовать их в направлении проектирования объектов графического дизайна;
- владение принципами выбора техники исполнения конкретного изображения;
- владение методами и технологией классических техник станковой графики;
- способность анализировать графические работы других авторов и использовать выводы в личной практике;
- умение разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;
- владение приемами гармонизации форм, структур, комплексов и систем;
- владение комплексом композиционных решений;
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
- овладение фундаментальными знаниями;
- наработка профессиональных навыков;
- приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности студентов.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Рисунок с основами перспективы» обеспечивает: закрепление знаний, полученных студентами в процессе практических занятий; формирование навыков работы с различными графическими материалами.
В самостоятельную работу студентов входит:
- выполнение практического задания (стилизация в рисунке)
- краткосрочных практических заданий (наброски, зарисовки);
- выполнение письменных работ (рефератов) на заданную тему;
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Все самостоятельные работы проверяются преподавателем и входят в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости обучающихся по данной дисциплине.

В процессе обучения студенты обязаны выполнить практические и самостоятельные задания в полном объеме. Итоговая оценка за семестр формируется по итогам сдачи текущего контроля. В течении семестра студенты выполняют практические и самостоятельные работы, которые оцениваются и вносятся в бально-рейтинговую таблицу успеваемости студентов, на текущих просмотрах преподавателем. Просмотры происходят после завершения задания, согласно рабочей программе. Баллы, набранные за самостоятельные и практические работы суммируются и выводится оценка за зачет.