МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура делового общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 36
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
Препод., Турышева Алина Андреевна

Рецензент(ы):
Препод., Борисова Оксана Александровна

Рабочая программа дисциплины
Культура делового общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 25.03.2022 г. № 3
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системных знаний о культуре делового общения и умений использования этих знаний в будущей профессиональной деятельности квалифицированного специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта;
нормы и правила профессионального поведения и этикета;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
закономерности формирования и развития команды;
3.2.Уметь:
3.2.1.поддерживать деловую репутацию;
владеть приёмами делового общения и навыками культуры поведения;
предотвращать и регулировать конфликтные ситуации;
психологически грамотно строить беседу;
применять в профессиональной деятельности приёмы делового общения, психологию коллектива и руководства;
причины возникновения и способы разрешения конфликтных ситуаций;
основы и особенности делового общения;
правила организации и ведения деловых коммуникаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1 Введение. Деловой этикет.
1.1. Введение в деловое общение. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Основы делового общения. Основные характеристики общения. Техники общения Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Профессиональная коммуникация Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Понятие и признаки профессиональной коммуникации. Характеристика основных видов коммуникаций. Стороны общения. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Понятие и особенности делового этикета Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Понятие и особенности делового этикета. Этические принципы. Виды и способы деловой коммуникации. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Особенности проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний
2.1. Речевой этикет. Речевая культура делового разговора. Основные требования к деловому разговору. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Понятие и функция делового этикета. Задачи и основные принципы этики делового общения. Виды и стили делового общения. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Основы публичного выступления Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Публичное выступление. Внешний облик человека. Общение как коммуникация. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Конфликты и его структура. Психологический и этический аспект конфликта Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.6. Понятие, структура и функции конфликтов. Конфликты в деловом взаимодействии. Управление конфликтами. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний. Виды и разновидности деловой переписки Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.8. Доклад с презентацией «Аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний» Практические 1 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.9. Особенности оформления и составления резюме Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.10. Контрольная работа «Оформление и составление резюме» Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.11. Зачёт Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10341
Контрольные вопросы и задания для проверки промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)


1. «Малый разговор» в деловой коммуникации ведется в рамках:
а) Деловых интересов партнеров
б) Личностных, неделовых интересов партнеров
в) Профессиональных интересов партнеров
2. Адресат манипуляции в деловом общении — это:
а) Партнер, который может стать жертвой манипуляции
б) Партнер, на которого направлено манипулятивное воздействие
в) Партнер,который использует манипулятивные приемы психологического воздействия
3. Атрибуцией называется:
а) Все ответы неверны
б) Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей
в) Приписывание определенным группам людей специфических черт
г) Стремление человека быть в обществе других людей
4. В ценностно-ориентированных манипулятивных технологиях делового общения мишенью психологического воздействия являются:
а) Духовные идеалы партнера-адресата
б) Когнитивные структуры партнера-адресата
в) Потребности и склонности партнера-адресата
г) Ценностные установки партнера-адресата
5. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью:
а) Жестов
б) Информационных технологий
в) Определенного темпа речи
г) Похлопываний по плечу
д) Устной речи
6. Все люди делятся на:
а) Все ответы верны
б) Рациональных и иррациональных
в) Сенсориков и интуитов
г) Экстравертов и интравертов
7. Деловой стиль взаимодействия партнеров включает:
а) Ослабление контроля за социально-статусными и этикетными нормами
б) Признание ценности и значимости поведенческих действий друг друга
в) Рациональное использование партнерами поддерживающих техник
г) Умение партнеров адаптировать собственные профессиональные знания к каждой деловой ситуации
8. Деловые партнеры с визуальной модальностью мыслят преимущественно:
а) Аудиальными образами
б) Зрительными образами
в) Тактильными образами
9. Информационно-силовое обеспечение манипулятора в манипулятивных технологиях делового общения складывается из совокупного взаимодействия:
а) Когнитивно-рациональных сил адресата психологического воздействия
б) Личностно-психологических сил манипулятора
в) Привлеченных (заимствованных) сил, которые создаются другими личностями
г) Статусно-ресурсных сил манипулятора
10. К механизмам манипулятивного воздействия относятся:
а) Механизмы присоединения и внедрения, которые использует манипулятор
б) Потребности, склонности, мотивации адресата манипуляции
в) Психические автоматизмы и комплексы адресата манипуляции
г) Психотехнические приемы манипулятивного воздействия
11. К открытым вопросам в деловой коммуникации относятся:
а) Альтернативные
б) Зеркальные
в) Информационные
г) Риторические
12. К средствам невербальной коммуникации относятся:
а) Все ответы верны
б) Кинесика
в) Проксемика
г) Такетика
13. Кинесическими средствами невербального общения выступают:
а) Мимика
б) Поза
в) Покашливание
г) Рукопожатие
д) Устная речь
14. Невербальными средствами общения являются
а) Взгляд
б) Походка
в) Рукопожатие
г) Телефон
д) Электронная почта

15. Общение - это:
а) Все ответы верны
б) Процесс передачи информации
в) Процесс установления контактов между людьми
г) Процесс формирования и развития личности

16. Просодическими средствами невербального общения выступают
а) Громкость голоса
б) Дистанция между общающимися
в) Жесты
г) Интонация
д) Плач

Ключ:
1. Б
2. Б
3. Б
4. Г
5. Д
6. А
7. Б
8. Б
9. Б
10. В
11. Г
12. А
13. А,б
14. А,б,в
15. а
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» - верно больше 60% заданий.
«не зачтено» - верно менее 60% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета может включать несколько блоков оценивания:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, дифференцированном зачете). Представляет собой рейтинг Rэкз.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к дифференцированному зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10341 (Ссылка на тест в электронном курсе дисциплины)

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 60 вопросов, студент может получить максимум 60 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 100 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 60 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль_КДО.docx
Приложение 2.   ФОС_КДО с ЭБС ПД.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.П. Панфилова Культура речи и деловое общение: учебное пособие для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Собольников В. В., Костенко Н. А. ; Под ред. Костенко Н.А. ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп: Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Рамендик Д.М ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. : Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко Конфликтология: учебное пособие для СПО Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Культура делового общения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного
университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Н кабинет профессиональной этики и психологии делового общения; кабинет социальной психологии; кабинет коммуникативных тренингов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Культура делового общения» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных занятий: разбор конкретных жизненных ситуаций; лекция-визуализация; лекция-беседа; элементы проблемной лекции. При проведении практических занятий: разбор конкретных жизненных ситуаций; коммуникативные, ролевые и деловые игры, доклады.

Методические указания к лекциям:
Каждое лекционное занятие студенту необходимо вести конспект. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Наиболее важные моменты, на которые указывает лектор, рекомендуется помечать значком, подчёркивать и делать тому подобные пометки. На полях рекомендуется помечать комментарии, а также оставлять место для дополнительных записей, которые могут быть составлены в процессе самостоятельной работы по теме.

Методические указания к практическим занятиям:
Необходимо ознакомиться с планом практического занятия, уяснить предлагаемое задание и выполнить его, прочитать рекомендованную литературу. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Студентам рекомендуется составить опорный конспект по всем вопросам темы практического занятия, даже если студент готовится выступать с докладом или сообщением по одному из вопросов темы.
В случае затруднения выполнения задания, студенту необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.
Практическое задание и подготовка семинарских тем должны быть выполнены всеми участниками занятия. Возникшие в процессе подготовки вопросы необходимо чётко сформулировать и задать преподавателю на практическом занятии. Приветствуется участие студентов в групповой дискуссии по темам, вынесенным на практическое занятие.

Методические указания по составлению учебной презентации:
Учебная презентация представляет собой результат самостоятельной работы студентов, с помощью которой они наглядно демонстрируют материалы публичного выступления перед аудиторией. Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы. Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы. На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.
На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться. Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.
При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.
Не рекомендуется перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.
При выступлении помните, что устная речь докладчика должна дополнять, описывать, но не пересказывать, представленную на слайдах информацию.
Основные этапы работы над компьютерной презентацией:
1. Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на собственные разработки и методические рекомендации.
2. Распределите материал по слайдам.
3. Отредактируйте и оформите слайды.
4. Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.
5. Распечатайте презентацию.
6. Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.
7. Доработайте презентацию, если возникла необходимость.