МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иностранный язык в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 226
в том числе:
аудиторные занятия 196
самостоятельная работа 22
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 4
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 17 16 16 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 28 28 28 28 28 28 58 58 54 54 196 196
Сам. работа 4 4 4 4 4 4 4 4 6 6 22 22
Консультации 0 0 0 0 0 0 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 0 0 6 6 6 6
Итого 32 32 32 32 32 32 62 62 68 68 226 226

Программу составил(и):
преп, Путинцев Е.Э.

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория , Кулинич Алёна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Иностранный язык в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение лексическими знаниями и умениями работать с литературой по информационным технологиям на английском языке

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Виды обработки информации, т.е. все виды устного и письменного перевода
Грамматические и лексические основы перевода
Английский тезаурус для перевода сообщений компьютера
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь с помощью словаря изложить в письменной форме содержание текста
Составлять двуязычный глоссарий
Использовать справочные материалы на английском языке
Уметь правильно писать слова и словосочетания, входящие в лексический минимум, определенный программой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Linguistic base in information technology
1.1. Introduction. Введение новых лексических единиц по теме " Error messages" Практические 3 6 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л1.1, Л2.2
1.2. Unit 1.1. Введение новых лексических единиц по теме "Computer messages. Word combinations" Практические 3 6 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л1.1, Л2.2
1.3. Усвоение лексических единиц по теме "Error messages" Сам. работа 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.4. Unit 1.2. Введение новых лексических единиц по теме "Computer messages. Imperative mood" Практические 3 8 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.3, Л1.1
1.5. Усвоение лексических единиц по теме "Error messages" Сам. работа 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.6. Unit 1.3. Введение новых лексических единиц по теме "Computer messages. Passive Voice" Практические 3 8 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л1.1
1.7. Усвоение лексических единиц по теме "Error messages" Сам. работа 4 1 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.8. Unit 1.4. Введение новых лексических единиц по теме "Computer messages. Questions" Практические 4 8 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.3, Л1.1
1.9. Выполнение заданий по теме "Словообразовательные суффиксы". Подготовка к итоговому тесту. Сам. работа 4 1 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. English in professional literature
2.1. Unit 2.1. Освоение лексических единиц,чтение и перевод текстов по теме "History of Computers".Анализ грамматическрй конструкции "Passive Voice." Практические 4 10 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.3, Л1.1
2.2. Выполнение лексических упражнений. Составление глоссария Сам. работа 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3
2.3. Unit 2.2. Освоение лексических единиц,чтение и перевод текстов по теме "Input – Output Units". Анализ грамматической конструкции ". Non-finite forms of the verb. The Infinitive" Практические 4 10 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.3, Л1.1
2.4. Выполнение лексических упражнений. Составление глоссария Сам. работа 5 3 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3
2.5. Unit 2.3. Освоение лексических единиц,чтение и перевод текстов по теме "Storage Units and Devices". Анализ грамматической конструкции "Non-finite forms of the verb. The Participle" Практические 5 10 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.3, Л1.1
2.6. Выполнение лексических упражнений. Составление глоссария Сам. работа 5 1 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3
2.7. Зачёт Практические 5 8 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.8. Unit 2.4.Освоение лексических единиц,чтение и перевод текстов по теме "Data Processing Concepts". Анализ грамматическрй конструкции "Word building" Практические 5 10 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л1.1
2.9. Выполнение лексических упражнений Сам. работа 6 1 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3
2.10. Unit 2.5.Освоение лексических единиц,чтение и перевод текстов по теме "Computer Systems".Анализ грамматическрй конструкции "Word building" Практические 6 20 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.3, Л1.1
2.11. Выполнение лексических упражнений Сам. работа 6 1 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3
2.12. Unit 2.6. Освоение лексических единиц,чтение и перевод текстов по теме "Functional Organization of the Computer". Parts of speech Практические 6 20 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.13. Выполнение лексических упражнений Сам. работа 6 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3
2.14. Unit 2.7. Освоение лексических единиц,чтение и перевод текстов по теме "Central Processing Unit". Анализ грамматической конструкции "The absolute participle constructions" Практические 6 18 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.3, Л1.1
2.15. Выполнение лексических упражнений Сам. работа 7 1 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3
2.16. Unit 2.8. Освоение лексических единиц,чтение и перевод текстов по теме "Personal Computers". Анализ грамматической конструкции "Compound sentences" Практические 7 18 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л1.1
2.17. Выполнение грамматических упражнений по теме "Сложные предложения" Сам. работа 7 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3
2.18. Unit 2.9. Освоение лексических единиц,чтение и перевод текстов по теме "Programming". Grammar revision Практические 7 16 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л1.1
2.19. Подготовка к итоговому лексическому тесту Сам. работа 7 3 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3
2.20. Дифференцированный зачёт Практические 7 20 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.21. Консультация по экзамену Консультации 7 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 09, ОК 10 Л2.1, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (словарный диктант, реферирование, устное сообщение по теме с презентацией, устный или письменный опрос, лексический или грамматический тест, письменный перевод с английского языка на русский язык, реферативный перевод) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3837
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово. (выберите два верных варианта ответа).
A digital computer is a machine capable of performing operations on data represented in … .
1. digital form
2. analog form
3.numberform
4. interactive form
Правильный ответ: 1,3
2. Содержание вопроса: Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
In most electronic digital computers the method of number representation………….on the system of binary notation
1. is based
2. are based
3.will be based
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
The first generation computers were …….. and often burned out.
1. uncomfortable
2. uncommunicative
3. unreliable
Правильный ответ: 3
Открытые вопросы
4. Содержание вопроса: What is a computer?
Правильный ответ: A computer is a machine with an intricate network of electronic circuits that operate switches
5. Содержание вопроса: Продолжите предложение: The switches are capable of being in one or two possible states, that is, ........
Правильный ответ: on or off, on off, on-off, on/off

ОК 02: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Подберите вместо пропусков подходящие по смыслу слова. (выберите два верных варианта ответа):
Primary storage is also called or……… storage.
1.main
2. internal
3. secondary
4. binary
Правильный ответ: 1, 2
2. Содержание вопроса: Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
Computers can store, organize and retrieve great amounts of information, far beyond the …. of humans.
1. capacities
2. capabilities
3. accuracy
4. opportunities
Правильный ответ: 2
3. Содержание вопроса: Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
Programs and data to be processed must be in the……memory
1.internal
2.external
3.secondary
4. main
Правильный ответ: 1
Открытые вопросы
4. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово This machine, which Babbage showed at the Paris Exhibition in 1855, was an attempt to cut out the human being altogether, except for providing the machine with the……about the problem to be solved.
Правильный ответ: necessary facts
5. Содержание вопроса: Дополните предложение: By the late 1970s punched cards had been almost universally replaced by ……
Правильный ответ: keyboard terminals

ОК 03: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
1. Содержание вопроса: Подберите вместо пропусков подходящие по смыслу слова. (выберите два верных варианта ответа):
The basic function of a computer is ……….information
1.to process
2. to switch
3. to keep
4. tohandle
Правильный ответ: 1, 4
2. Содержание вопроса: Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
Due to…….the development of the fourth generation computers became possible.
1. microelectronics
2. miniaturization
3.microminiaturization
4. digitization
Правильный ответ: 3
3. Содержание вопроса: Выберите правильный перевод предложений:
Computers were developed to perform calculations for military and scientific purposes
1. Компьютеры были созданы, чтобы выполнять вычисления для военных и научных целей.
2. Компьютеры создали для выполнения военных вычислений.
3. Созданные компьютеры выполняли вычисления военного и научного назначения
4. Компьютеры будут созданы, чтобы выполнять вычисления для военных и научных целей.
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы
4. Содержание вопроса: Продолжите предложение: A set of related files is ...
Правильный ответ: data bank
5. Содержание вопроса: Продолжите предложение: Computers, when properly programmed, are also unlikely to make …… .
Правильный ответ: computational errors

ОК 09: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
1. Содержание вопроса: Подберите вместо пропусков подходящие по смыслу слова. (выберите два верных варианта ответа):
Computer data processing systems can……..at a fraction of a second
1.to receive
2. to respond
3. to retrieve
4. to answer
Правильный ответ: 2, 4
2. Содержание вопроса: Подберите к термину подходящее определение:
Computer literacy
1. possessing sufficient knowledge of how computers work and what they can do to use them as problem-solving tools.
2. the set of instructions that direct the operations of computers.
3. the resources required to accomplish the processing of data.
4. They are personnel, material, facilities and equipment.
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Выберите правильный перевод предложений:
The control unit operates by reading one instruction at a time from memory and taking the action called for by each instruction.
1.Устройство контроля работает, считывает инструкции за единицу времени из памяти и выполняет инструкции
2.Блок управления работает, считывает одну инструкцию за раз из памяти и выполняет действие, предусмотренное каждой инструкцией.
3.Блок управления работает, считывая одну инструкцию за раз из памяти и выполняя действие, предусмотренное каждой инструкцией
4. Устройство контроля работает и считывает инструкции за единицу времени из памяти и выполняет инструкции
Правильный ответ: 3
Открытые вопросы
4. Содержание вопроса: Продолжите предложение: The process of entering data, which are collected facts, into a data processing system is ...
Правильный ответ: inputting
5. Содержание вопроса: Продолжите предложение: An important objective in the design of computer data processing systems is to free humans from routine, error-prone ......
Правильный ответ: tasks.
ОК 10: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
1. Содержание вопроса: Выберите фразы, которые имеют похожую структуру. (выберите два верных варианта ответа):
1. Disk unsuitable
2. Code page function
3. Internal command
4. Strike any key
Правильный ответ: 2,3
2. Содержание вопроса: Выберите правильный перевод словосочетания:
Insufficient disk space
1. достаточно места на диске.
2. недостаточно места на диске.
3. диск достаточного объема
4. места недостаточно
Правильный ответ: 2
3. Содержание вопроса: Выберите правильный перевод предложений:
Delete current volume label (y/n)?
1. Текущий том с меткой уничтожен? Да/Нет
2. Уничтожить текущий том с меткой? Да/Нет.
3. Уничтожить метку текущего тома? Да/Нет
4. Диск с меткой уничтожен
Правильный ответ: 3
Открытые вопросы
4. Содержание вопроса: Дайте определение: What is logic gates?
Правильный ответ: circuits
5. Содержание вопроса: Продолжите предложение: A computer can solve very complex numerical…..
Правильный ответ: computations
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации зачёт (4 семестр), дифференцированный зачёт (6 семестр), экзамен (7 семестр)
Процедура проведения зачета
Зачёт по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» выставляется преподавателем на последнем занятии по итогам работы в семестре и согласно балльно-рейтинговой системе (с учётом результатов текущего контроля успеваемости, результатов выполнения самостоятельной работы и итогового тестирования).
Студенту, выполнившему все виды учебной работы в семестре, предусмотренные программой дисциплины и указанные в технологической карте, успешно прошедшему все виды текущего контроля успеваемости и набравшего более 50 баллов выставляется зачёт.
В противном случае студенту необходимо выполнить пропущенные задания, указанные в технологической карте, до получения удовлетворительной оценки.
Процедура проведения дифференцированного зачёта
Дифференцированный зачёт по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» выставляются преподавателем на последнем занятии по итогам работы в течение всего курса изучения дисциплины и согласно бально-рейтинговой системе (с учётом результатов текущего контроля успеваемости, результатов выполнения самостоятельной работы).
Студенту, выполнившему все виды учебной работы, предусмотренные программой дисциплины и указанные в технологической карте, успешно прошедшему все виды текущего контроля успеваемости и набравшего необходимое количество баллов, согласно бально-рейтинговой системе проставляется оценка.
В противном случае студенту необходимо выполнить пропущенные задания, указанные в технологической карте, до получения удовлетворительной оценки.
Процедура проведения экзамена
• Экзамен проводится в очно-заочной форме и включает в себя итоговый тест, размещенный в курсе (основной блок на проверку лексических знаний, связанных с использованием английского языка в сфере профессионального общения) и практическую часть (полный письменный перевод текста с элементами анализа с английского на русский язык);
• Перечень примерных вопросов, заданий и критериев оценки доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.
• На экзамен выносятся лексические темы, проработанные в течение семестра на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Содержание вопросов и заданий, включаемых в экзаменационный билет, соответствует учебной программе дисциплины;
• Допуск к экзамену осуществляется при наличии у студента зачётов за 4 и 6 семестры и как минимум 40 баллов за последний семестр обучения;
• Время выполнения каждого задания: 60 минут.
• Во время экзамена студенты могут пользоваться англо-русскими и русско-английскими словарями.

Примерные задания для тестирования (4 семестр)
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Закрытые вопросы
1. Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
A digital computer is a machine capable of performing operations on data represented in … .
1. digital form
2. analog form
3. number form
4. interactive form
Правильный ответ:1,3
2. Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
In most electronic digital computers the method of number representation………….on the system of binary notation
1. is based
2. are based
3.will be based
Правильный ответ: 1
3. Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
The first generation computers were …….. and often burned out.
1. uncomfortable
2. uncommunicative
3. unreliable
Правильный ответ: 3
Открытые вопросы
1. Вставьте пропущенное слово: A ........ is a machine with an intricate network of electronic circuits that operate switches
Правильный ответ: computer
2. Продолжите предложение: The switches are capable of being in one or two possible states, that is, ........
Правильный ответ: on or off, on off, on-off, on/off
3. Продолжите предложение: Сomputers have circuits for performing arithmetic operations, such as: division, multiplication, exponentiation, addition and .....
Правильный ответ: subtraction
4. Вставьте пропущенное слово For outputting information two common devices used are: a printer, printing the new information on paper, and a ........., which shows the results on a screen.
Правильный ответ: display
5. Ответьте на вопрос: What was the very first calculating device?
Правильный ответ: the ten fingers of a man's hands, the ten fingers, ten fingers, the 10 fingers of a man's hands, the 10 fingers, 10 fingers
6. Вставьте пропущенное слово: The process of writing program instructions is called ...
Правильный ответ: coding
7. Вставьте пропущенное слово: The process of preparing a set of coded instructions which enables the computer to solve specific problems or to perform specific functions is ...
Правильный ответ: programming
8. Вставьте пропущенное слово: There are two common techniques for planning the logic of a program. The first technique is flowcharting. The second technique for planning program logic is called ...
Правильный ответ: pseudocode
9. Вставьте пропущенное слово: A......... enables inputting numerical and text data.
Правильный ответ: keyboard
10. Продолжите предложение: As it is known the two functional units of the CPU are the control unit (CU) and ...........Правильный ответ: the arithmetic-logical unit (ALU), arithmetic-logical unit (ALU), the arithmetic-logical unit, arithmetic-logical unit, ALU
11. Дополните предложение: The words used in computer science interchangeably are 'computer' and ......
Правильный ответ: 'processor', processor
12. Продолжите предложение: The function of the CU within the central processor is to transmit coordinating control signals and .........
Правильный ответ: commands.
13. The storage media can be classified as primary and ...... storage.
Правильный ответ: secondary
14. Продолжите редложение: The primary storage is often called memory because of the similarity of the .........
Правильный ответ: human brain.
15. The most commonly used circuits in any computer are OR, AND, NOT and ......
Правильный ответ: FLIP-FLOP.
16. Вставьте пропущенное слово: The units that are visible in any computer are the physical components of a data processing system, or ...
Правильный ответ: hardware
17. Продолжите предложение Data-processing systems combine capabilities such as accuracy, ease of communication, capacity of storage and ......
Правильный ответ: speed.

ОК 02: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1. Подберите вместо пропусков подходящие по смыслу слова:
Primary storage is also called or……… storage.
1. main
2. internal
3. secondary
4. binary
Правильный ответ:1,2
2. Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
Computers can store, organize and retrieve great amounts of information, far beyond the …. of humans.
1. capacities
2. capabilities
3. accuracy
4. opportunities
Правильный ответ: 2
3. Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
Programs and data to be processed must be in the……memory
1. internal
2. external
3. secondary
4. main
Правильный ответ: 1
Открытые вопросы
Пишем 17 вопросов
1. Вставьте пропущенное слово This machine, which Babbage showed at the Paris Exhibition in 1855, was an attempt to cut out the human being altogether, except for providing the machine with the about the problem to be solved.
Правильный ответ: necessary facts
2. Дополните предложение: By the late 1970s punched cards had been almost universally replaced by ……
Правильный ответ: keyboard terminals
3. Дополните предложение: Computers and their accessory equipment are designed by ...
Правильный ответ: a computer system architect, computer system architect, a system architect, system architect
4. Дополните предложение: The programs designed to control the operation of a computer system are ...
Правильный ответ: systems software
5. Вставьте пропущенное слово: The main purpose of ...........to cause all parts of a computer to act as a team.
Правильный ответ: control unit
6. Продолжите предложение: Arithmetic operations are performed in the arithmetic-logical unit, and the results are then fed back to the …..
Правильный ответ: memory, storage
7. Вставьте пропущенное слово: An electronic digital........... is a system which processes and stores very large amount of data and which solves scientific problems of numerical computations..
Правильный ответ: computer
8. Вставьте пропущенное слово: There are the two main types of storage units: the primary and the.........
Правильный ответ: secondary
9. The operations which are performed in the ALU are subtraction, multiplication, division exponentiation and ........
Правильный ответ: addition
10. Вставьте пропущенное слово: ......... is used in portable computers instead of manipulators
Правильный ответ: touch panels (touch pads)
11. Вставьте пропущенное слово: List of instructions that will be followed by the control unit of the central processing unit (CPU) is a ...
Правильный ответ: program
12. Вставьте пропущенное слово «..................»an imitation of actual program instructions
Правильный ответ: pseudocode
13. Ответьте на вопрос: What is the process of writing instructions called?
Правильный ответ: coding.
14. There are two kinds of errors or bugs with which programmers must deal: the coding error and the ..........
Правильный ответ: logic error.
15. Дайте определение: Output is n electronic device accepting data processing ........
Правильный ответ: results
16. Запишите слово, являющееся ответом на вопрос: What is the foundation of any programming language?
Правильный ответ: a programming, programming
17. Дополните предложение: Keyboard enables inputting numerical and ........
Правильный ответ: text data
ОК 03: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
1. Подберите вместо пропусков подходящие по смыслу слова:
The basic function of a computer is ……….information
1. to process
2. to switch
3. to keep
4. to handle
Правильный ответ:1,4
2. Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово:
Due to…….the development of the fourth generation computers became possible.
1. microelectronics
2. miniaturization
3. microminiaturization
4. digitization
Правильный ответ: 3
3. Выберите правильный перевод предложений:
Computers were developed to perform calculations for military and scientific purposes
1. Компьютеры были созданы, чтобы выполнять вычисления для военных и научных целей.
2. Компьютеры создали для выполнения военных и научных вычислений.
3. Созданные компьютеры выполняли вычисления военного и научного назначения
4. Компьютеры будут созданы, чтобы выполнять вычисления для военных и научных целей.
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы

1. Продолжите предложение: A set of related files is ...
Правильный ответ: data bank
2. Продолжите предложение: Computers, when properly programmed, are also unlikely to make …… .
Правильный ответ: computational errors
3. Продолжите предложение: Directing the sequence of the operations performed is ...
Правильный ответ: controlling
4. Продолжите предложение: A term that is commonly used to describe certain programs that are stored in ROM is ...
Правильный ответ: firmware
5. Продолжите предложение: The development of third generation computers became possible due to the invention of…..
Правильный ответ: transistors
6. Дополните предложение: The computer communicate with each other by means of a ........
Правильный ответ: machine language
7. Дополните предложение: The additional function of the output is converting the pulse —
Правильный ответ: no-pulse combinations
8. Дополните предложение: The instructions and digits stored in the ...
Правильный ответ: memory
9. Продолжите предложение: A code of combinations of electric pulses is ...
Правильный ответ: machine language
10. Продолжите предложение: A number system with only two digits, 0 and I, is called a binary….
Правильный ответ: number system
11. Продолжите предложение: A fixed number of consecutive bits that represent a character is called a….
Правильный ответ: byte
12. The cost of storage devices is expressed .....of data stored
Правильный ответ: per bit
13. Дополните предложение: Data to be processed are loaded in ...
Правильный ответ: internal memory
14. Продолжите предложение: A device converting the finger movement into the cursor movement, across the screen is ...
Правильный ответ: touch pad
15. Продолжите предложение: The most common input device used with personal computers is the…….
Правильный ответ: keyboard
16. Продолжите предложение: A template is A plastic or metal.......
Правильный ответ: guide
17. Дополните предложение: Having been constructed recently a new electronic device has important ............ in space exploration
Правильный ответ: applications

ОК 09: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
1. Подберите вместо пропусков подходящие по смыслу слова:
Computer data processing systems can……..at a fraction of a second
1. to receive
2. to respond
3. to retrieve
4. to answer
Правильный ответ:2,4
2. Подберите к термину подходящее определение:
Computer literacy
1. possessing sufficient knowledge of how computers work and what they can do to use them as problem-solving tools.
2. the set of instructions that direct the operations of computers.
3. the resources required to accomplish the processing of data.
4. They are personnel, material, facilities and equipment.
Правильный ответ: 1
3. Выберите правильный перевод предложений:
The control unit operates by reading one instruction at a time from memory and taking the action called for by each instruction.
1. Устройство контроля работает, считывает инструкции за единицу времени из памяти и выполняет инструкции
2. Блок управления работает, считывает одну инструкцию за раз из памяти и выполняет действие, предусмотренное каждой инструкцией.
3. Блок управления работает, считывая одну инструкцию за раз из памяти и выполняя действие, предусмотренное каждой инструкцией
4. Устройство контроля работает и считывает инструкции за единицу времени из памяти и выполняет инструкции
Правильный ответ: 3
Открытые вопросы
Пишем 17 вопросов
1. Продолжите предложение: The process of entering data, which are collected facts, into a data processing system is ...
Правильный ответ: inputting
2. Продолжите предложение: Processing is a series of operations converting inputs into …
Правильный ответ: outputs
3. Продолжите предложение: . Data are processed to become …..
Правильный ответ: useful information
4. Продолжите предложение: An important objective in the design of computer data processing systems is to free humans from routine, error-prone ......
Правильный ответ: tasks.
5. Продолжите предложение: : When written in a symbolic language programs require the translation into the........
Правильный ответ: machine language.
6. Ответьте на вопрос: Due to what invention could the first digital computers be built?Правильный ответ: the vacuum tube, vacuum tube
7. Дополните предложение: .......... is a series of operations that converts data into useful information.
Правильный ответ: data processing
8. Продолжите предложение: A plan in the form of a graphic or pictorial representation is a ...
Правильный ответ: flowchart
9. Дополните предложение The basic structures of pseudocode are sequence, decision, and......
Правильный ответ: looping logic
10. Продолжите предложение: Information is given into the computer in the form of ...
Правильный ответ: characters
11. Продолжите предложение: The basic task of a computer is processing of ...
12. Правильный ответ: information.
13. Дополните предложение: ...........is the process of producing useful infor­mation, such as a printed report or visual display.
Правильный ответ: Outputting
14. Дополните предложение: The transistor is a small piece of a ........with three electrodes
Правильный ответ: semiconductor
15. Дополните предложение: ........... is saving data or information so that they are available for initial or for additional processing.
Правильный ответ:Storing
16. Продолжите предложение: The programs written to solve specific problems (applications), such as payroll, inventory control, and investment analysis are ...
Правильный ответ: applications software
17. Дополните предложение: Computers work according to the given to it by users.
Правильный ответ: instructions
18. Дополните предложение: The additional job of the input is converting the information into machine.......
Правильный ответ: language.

ОК 10: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
1. Выберите фразы, которые имеют похожую структуру:
1. Disk unsuitable
2. Code page function
3. Internal command
4. Strike any key
Правильный ответ:2,3
2. Выберите правильный перевод словосочетания:
Insufficient disk space
1. достаточно места на диске.
2. недостаточно места на диске.
3. диск достаточного объема
4. места недостаточно
Правильный ответ: 2
3. Выберите правильный перевод предложений:
Delete current volume label (y/n)?.
1. Текущий том с меткой уничтожен? Да/Нет
2. Уничтожить текущий том с меткой? Да/Нет.
3. Уничтожить метку текущего тома? Да/Нет
4. Диск с меткой уничтожен
Правильный ответ: 3
Открытые вопросы
1. Дайте определение: What is logic gates?
Правильный ответ: circuits
2. Продолжите предложение: A computer can solve very complex numerical…..
Правильный ответ: computations
3. Дополните предложение: Having been coded the instruction was transmitted to the .....
Правильный ответ: central proccessing unit (CPU)
4. Продолжите предложение: The codes used by computer designers are based upon a number system that has only two possible values……
Правильный ответ: 0 and 1; 0,1
5. Дополните предложение: Storage media are classified as primary storage and........
Правильный ответ: secondary storage.
6. Дополните предложение: The time required for the computer to transfer data to and from a storage medium is named the.......... for storage media
Правильный ответ: access time
7. Дополните предложение: When the machine is in operation, both the commands and the numbers to be processed are constantly being taken out of and put into a depository of information known as a……
Правильный ответ: memory
8. Дополните предложение: The bit is a...
Правильный ответ: binary digit
9. Дайте определение: What is RAM?
Правильный ответ: random access memory
10. Вставьте пропущенное слово: The function of the .......to transmit coordinating control signals and commands
Правильный ответ: CU (control unit), CU, control unit, CU (control unit)
11. Продолжите предложение: If located in secondary memory devices, such as disks, programs and data are first loaded into …..
Правильный ответ: internal memory
12. The components making up the heart of the computer system are the internal memory, control and ........
Правильный ответ: processing
13. Продолжите предложение: The most important performance characteristics of a storage unit are speed, capacity and .........
14. Правильный ответ: reliability
15. Дополните предложение: Digital computers, as contrasted with analog computers, deal with ....... rather than continuous quantities.
Правильный ответ: discrete
16. Продолжите предложение: Input-output units link the computer to its external….
Правильный ответ: environment
17. Вставьте пропущенное слово: The term «microprocessor-based» means that it is concentrated on a single silicon .......
Правильный ответ: chip
18. Вставьте пропущенное слово: A joystick is a............. in computer games
Правильный ответ: manipulator

Критерии оценивания экзаменационных заданий
Каждый блок (лексический тест и практическое задание) оценивается по 100 бальной шкале с коэффициентом по 0,5 для итоговой оценки

Критерия оценивания практической части
Уровень усвоения Критерии
85-100 баллов
(оценка «отлично») Выставляется студенту, когда он полностью понял несложный оригинальный текст. Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание прочитанного (смысловую догадку, анализ).
70-84 баллов
(оценка «хорошо») Выставляется студенту, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») Выставляется студенту в том случае, если он понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») Выставляется студенту, в том случае, когда текст студентом не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.В. Кохан Английский язык для технических специальностей: пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Куряева Р.И. Английский язык. Лексико-грамматическое пособие для СПО. В 2 ч. Часть 1.: учебное пособие для СПО Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/491127
Л2.2 Е.Ю. Бутенко Английский язык для ит-направлений. IT-English: учебное пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.3 Куряева Р.И. Английский язык. Лексико-грамматическое пособие в 2 ч. Часть 2.: учебное пособие для СПО М.: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Иностранный язык в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
305Н кабинет иностранного языка (лингафонный); мультимедийная лаборатория иностранных языков; лаборатория лингафонная – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ – 1 ед.; шкаф для лингафонной аппаратуры; передвижной лингафонный кабинет: планшетный компьютер – 16 ед.; наушники – 18 ед.; ноутбук – 1 шт.; словари двуязычные.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины "Иностранный язык в профессинальной деятельности" используются практические занятия.
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
• посещать все занятия;
• все рассматриваемые на занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
• обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на занятиях;
• в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При реализации учебной дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лабораторных занятий и в самостоятельной работе студентов использование активных форм заключается в составлении словаря (глоссария) незнакомых слов.

I. Составление словаря незнакомых слов
Составление словаря незнакомых слов одна из основных форм активной работы студентов.
Одним из эффективных способов заучивания новых слов является составление картотеки.

Этапы работы:
1. Выпишите новые слова, которые Вы хотели бы выучить, на карточки. Укажите грамматические сведения: для существительного – форму мн. числа, напр.:
man –men; для неправильных глаголов – основные формы, напр.: eat – ate – eaten, а также управление глагола: to congratulate on smth.
2. Для существительных желательно выписывать глаголы, с которыми они сочетаются, и устойчивые словосочетания.
3. Перевод пишется на обратной стороне карточки. Для первичного заучивания рекомендуется брать не более 20 карточек.
4. Уже после первого повторения слов Вы можете отсортировать слова, которые Вы запомнили, во второй отдел. Наиболее трудные для запоминания слова оставьте в первом отделе для последующего повторения.
5. При повторении слов на карточках можно их систематизировать, например: разложить карточки с существительными по способу образования множественного числа.
6. Полезно составлять семьи слов (слова с общим корнем), например: сentre – центр; central – центральный; centralize – централизовать.
7. Рекомендуется также составлять семантические группы, например: синонимы: firm, association, business, company, concern и т.д.; антонимы: to come early – to come late.
8. Когда Вы хорошо запомнили Ваши слова, их можно разместить в алфавитном порядке в отделе для хранения.
Методика работы со словарем

II. Методика работы со словарем помогает правильно пользоваться словарём и быстро находить нужное слово.
Этапы работы:
1. Твердо знать английский алфавит в порядке расположения его букв.
2. Уметь находить исходную форму слова. Словарь дает слова в исходных формах, тогда как в текстах они встречаются большей частью в производных формах. К наиболее употребительным производным формам относятся:
– множественное число существительных,
– степени сравнения прилагательных и наречий,
– третье лицо единственного числа глаголов,
– вторая и третья формы глаголов (правильных и не правильных),
– глагольная форма с "-ing" окончанием,
– формы, образованные с помощью префиксов и суффиксов.
3. Уметь определить часть речи, к которой относится слово. В английском языке часто нельзя определить по форме слова, какой частью речи оно является. Так, для слова "experiment", словарь указывает: 1 п. - эксперимент, 2 п. - экспериментировать.
Различные грамматические значения слов обозначаются преимущественно посредством служебных слов, т.е. артиклей, предлогов, а также определяются местом, занимаемым словом в предложении.
Часть речи помечается в словаре условными обозначениями, наиболее употребительными из которых являются:
n. (noun) - существительное
pron. (pronoun) - местоимение
v. (verb) - глагол
a. (adjective) - прилагательное
adv. (adverb) - наречие
prep. (preposition) - предлог
cj. (conjunction) - союз
pl. (plural) - множественное число
рр. - причастие II, и т.д.
(полный список сокращений дается в начале англо-русского словаря).
4. Правильно выбрать лексическое значение слова. После того, как выяснено, какой частью речи является искомое слово, необходимо отыскать в словаре нужный русский эквивалент. Из всех значений, приведенных в словаре для данной части речи, следует выбрать наиболее подходящее, исходя из контекста.
5. При поиске слова в словаре необходимо следить за точным совпадением графического оформления искомого и найденного слова, в противном случае перевод будет неправильны (ср. plague – бедствие, plaque – тарелка; beside – рядом, besides -–кроме того; desert – пустыня, dessert – десерт; personal – личный, personnel – персонал).
6. Многие слова являются многозначными, т.е. имеют несколько значений, поэтому при поиске значения слова в словаре необходимо читать всю словарную статью и выбирать для перевода то значение, которое подходит в контекст предложения (текста).
7. При поиске в словаре значения слова в ряде случаев следует принимать во внимание грамматическую функцию слова в предложении, так как некоторые слова выполняют различные грамматические функции и в зависимости от этого переводятся по-разному.
8. При поиске значения глагола в словаре следует иметь в виду, что глаголы указаны в словаре в неопределенной форме (Infinitive) – sleep, choose, like, bring, в то время как в предложении (тексте) они функционируют в разных временах, в разных грамматических конструкциях. Алгоритм поиска глагола зависит от его принадлежности к классу правильных или неправильных глаголов. Отличие правильных глаголов от неправильных заключается в том, что правильные глаголы образуют форму Past Indefinite и Past Participle при помощи прибавления окончания – ed к инфинитиву.
При работе с информацией на иностранном языке существует различные формы работы.
Формы работы с текстом:
• анализ лексического и грамматического наполнения текста;
• устный перевод текстов небольшого объема (до 1000 печатных знаков) по краткосрочным заданиям;
• письменный перевод текстов небольшого объема (до 1000 печатных знаков) по краткосрочным заданиям;
• устный перевод текстов по долгосрочным заданиям (домашнее чтение);
• изложение содержания текстов большого объема на русском и иностранном языке (реферирование – на продвинутом этапе обучения).
При любой форме работы с текстами следует учесть нижеследующие рекомендации.

III. Рекомендации при работе с переводом текста
При переводе текста следует использовать следующий алгоритм перевода:
1. Найдите сказуемое или сказуемые и определите его форму (время, залог, наклонение).
2. Найдите к каждому сказуемому подлежащее.
3. Если в предложении есть личное местоимение в объектном падеже без предлогов, а остальные слова вы не знаете, помните, что это местоимение является дополнением и, следовательно, перед ним должно быть сказуемое.
4. Найдите союзы или союзные слова (в сложном предложении).
5. Проверьте, нет ли в предложении неличных форм глагола. Если есть, постарайтесь по формальным признакам определить, какая это форма и какова ее функция в предложении.
6. Найдите в предложении значение всех незнакомых слов, кроме союзов.
7. Переведите отдельно цепочки существительных.
8. Если после сказуемого стоит предлог, проверьте, где находится существительное, к которому он относится (т.е. относится ли он к дополнению или к подлежащему).
9. Переведите каждое простое предложение, входящее в состав сложного.
10. Установите логическую связь предложений между собой, подберите соответствующее значение союзных слов, при бессоюзном подчинении, подумайте, какой союз должен вводить придаточное предложение в русском варианте.
11. Еще раз проверьте форму сказуемого, учитывая многозначность слов: to have, to be, should, would и др.
12. Переведите предложения в соответствии с нормами русского литературного языка, не искажая его смысла.
Рекомендации при работе с лексическим материалом английского текста
Формы работы с лексическим материалом:
• составление собственного словаря в отдельной тетради;
• составление списка незнакомых слов и словосочетаний по учебным и индивидуальным текстам, по определённым темам;
• анализ отдельных слов для лучшего понимания их значения;
• подбор синонимов к активной лексике учебных текстов;
• подбор антонимов к активной лексике учебных текстов;
• составление таблиц словообразовательных моделей.
При составлении списка слов и словосочетаний по какой-либо теме (тексту), при оформлении лексической картотеки или личной тетради - словаря необходимо выписать из англо-русского словаря лексические единицы в их исходной форме, то есть: имена существительные – в именительном падеже единственного числа (целесообразно также указать форму множественного числа, например: shelf - shelves, man - men, text - texts; глаголы в инфинитиве (целесообразно указать и другие основные формы глагола - Past и Past Participle, например: teach – taught–- taught; read – read – read и т.д.).
Заучивать лексику рекомендуется с помощью двустороннего перевода (с английского языка – на русский, с русского языка – на английский) с использованием разных способов оформления лексики (списка слов, тетради-словаря, картотеки).
Для закрепления лексики целесообразно использовать примеры употребления слов и словосочетаний в предложениях, а также словообразовательные и семантические связи заучиваемых слов (однокоренные слова, синонимы, антонимы).
Для формирования активного и пассивного словаря необходимо освоение наиболее продуктивных словообразовательных моделей английского языка.
Словарный состав современного английского языка пополняется в основном в процессе словообразования и в процессе заимствований новых слов из других языков.

IV. Рекомендации при составлении монологического высказывания на английском языке
Наряду с диалогом, монологическая речь, является важным звеном в изучении английского языка. Умение составить монологическое высказывание говорит о продвинутости в изучении иностранного языка.
Устное высказывание по темам широко применяется при организации самостоятельной зачетной работы студентов, это творческая работа обучаемого по предмету, в которой на основании краткого письменного изложения проводится самостоятельное устное высказывание по определенной теме. Устное высказывание (topic) предполагает самостоятельное изложение собственных мыслей и рассуждений на базе изученной лексики.
Вашей задачей является продуцирование связного высказывания по предложенным темам, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, характеристика). Объем устного монологического высказывания – 15-20 предложений. Если монологическое высказывание – сочинение то объем – 25-30 предложений. Прежде всего прочитайте диалоги и тексты, которые могут дать материал для сообщения, повторите необходимые слова, воспользуйтесь русско - английским словарем.
Этапы составления монологического высказывания:
1. Составить план.
2. Использовать клише и выражения, представленные в каждой теме.
3. Составить высказывание по аналогии с прочитанным и услышанным.
4. Учитывать стилистические особенности английского языка.
5. Использовать синонимический ряд для достижения языковой свободы.

V. Рекомендации при составлении реферирования статей на английском языке
Этапы работы:
• При работе над реферированием статьи происходит осмысление отдельных частей текста, представляющих основу текста оригинала, сокращение всех малозначащих сведений, не имеющих прямого отношения к теме, обобщение наиболее ценных данных и их фиксирование в конспективной форме.
• Общепринято излагать содержание работы при реферировании и аннотировании объективно, без критической оценки материала со стороны референта.
• Заголовок аннотации всегда составляется на языке оригинала. Если используется другой язык, то после названия произведения в скобках даётся перевод.
• Объём реферирования статьи зависит от объёма оригинала, его научной ценности, языка на котором он опубликован. Работы на иностранном языке могут быть более подробными. Максимальным объёмом реферирования принято считать 1200 слов при сокращении текста оригинала в 3, 8, 10 раз.
• Процесс реферирования заключается не просто в сокращении текста, а в переработке содержания, композиции и языка оригинала. Необходимо выделить главные факты и изложить их в краткой форме. Второстепенные же факты, детальные описания, примеры, исторические экскурсы необходимо опустить, однотипные факты сгруппировать, дать их общую характеристику, цифровые данные систематизировать и обобщить. Язык и стиль оригинала в этом случае меняется в сторону нормативности, нейтральности, простоты и краткости.
• Таким образом, реферирование статьи – это не простой набор ключевых фрагментов текста, на базе которых он строится, а новый, самостоятельный текст.
• Для связности изложения используются специальные клише, которые можно сгруппировать по следующим принципам:
1) для выражения общей оценки источника, его темы, содержания: «статья посвящена…», «целью статьи является…», «статья представляет собой…»;
2) для обозначения задач, поставленных и решаемых автором: «в первой (во второй…) главе автор описывает (отмечает, анализирует и т. д)…»;
3) для оценки полученных результатов исследования, для выводов «результаты подтверждают…», «автор делает вывод, что…» и т. д.

Следующие основная схема поможет вам в реферировании и аннотировании статей из газет, журналов, книг и других источников:
1. The article is headlined…
2. The headline of the article I have read is …
3. The main idea of the article is …
4. The article is about / deals with / is concerned with…
5. The article opens with…
6. At the beginning of the article the author depicts / dwells on / touches upon / explains / introduces / mentions / comments on / underlines / criticizes / makes a few critical remarks on / gives a summary of…
7. The article /the author begins with the description of / the analysis of …
8. Then / after that / next / further on / the author passes on to / goes on to say / gives a detailed analysis of…
9. In conclusion the author…
10. The author concludes with…
11. The article ends with…
12. At the end of the article the author draws the conclusion that…
13. At the end of the article the author sums it all up by saying…
14. I found the article interesting / informative / important / dull / of no value…