МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обработка информации с помощью прикладного обеспечения для персонального компьютера

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 114
в том числе:
аудиторные занятия 94
самостоятельная работа 10
индивидуальные консультации 2
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 20 20 28 28
Лабораторные 44 44 22 22 66 66
Сам. работа 8 8 2 2 10 10
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 8 8 8 8
Итого 60 60 54 54 114 114

Программу составил(и):
Кравченко М.А.

Рецензент(ы):
преподаватель, Кочкин А.С.

Рабочая программа дисциплины
Обработка информации с помощью прикладного обеспечения для персонального компьютера

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон. наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современной компьютерной техники и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК 4.2 Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных, работать в графических редакторах
ПК 4.3 Использовать ресурсы локальных вычислительных сетей, ресурсы технологий и сервисов Интернета
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Устройство персональных компьютеров, основные блоки, функции и технические характеристики
Архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера
Виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации
Принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования
Принципы цифрового представления звуковой, графической, видео и мультимедийной информации в персональном компьютере
Виды и параметры форматов аудио-, графических, видео- и мультимедийных файлов и методы их конвертирования
Назначение, возможности, правила эксплуатации мультимедийного оборудования
Основные типы интерфейсов для подключения мультимедийного оборудования
Основные приемы обработки цифровой информации
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ графических изображений
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки видео- и мультимедиа контента
Структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц
Нормативные документы по охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным, мультимедийным оборудованием и компьютерной оргтехникой
3.2.Уметь:
3.2.1.Подключать и настраивать параметры функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования
Настраивать основные компоненты графического интерфейса операционной системы и специализированных программ-редакторов
Управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в Интернете
Производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода.
Распознавать сканированные текстовые документы с помощью программ распознавания текста
Вводить цифровую и аналоговую информацию в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования
Создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики.
Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы
Производить сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов
Производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер
Обрабатывать аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами звуковых, графических и видео-редакторов
Создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов
Ввоспроизводить аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования
Производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтер и другие периферийные устройства вывода
Использовать мультимедиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера
Вести отчетную и техническую документацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Подключения кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования
Настройки параметров функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования
Ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования
Сканирования, обработки и распознавания документов
Конвертирования медиафайлов в различные форматы, экспорта и импорта файлов в различные программы-редакторы
Обработки аудио-визуального и мультимедийного контента с помощью специализированных программ-редакторов
Создания и воспроизведения видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов
Осуществление навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в информационные технологии, аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера
1.1. Основы информационной безопасности Лекции 3 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Работа с файлами и накопителями информации. Защита файлов и управление доступом к ним Лекции 3 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Лабораторная работа №0. Работа с файловой системой при помощи программы «Проводник» Лабораторные 3 2 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Технологии создания и обработки цифровой мультимедийной информации
2.1. Текстовые процессоры Лекции 3 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Лабораторная работа № 1. Освоение работы в текстовом процессоре Лабораторные 3 8 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Дополнительное задание к лабораторным работам в текстовом процессоре Сам. работа 3 2 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Электронные таблицы Лекции 3 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Компьютерная графика Лекции 3 2 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Лабораторная работа № 2. Освоение работы с электронными таблицами Лабораторные 3 14 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Дополнительное задание к лабораторным работам с электронными таблицами Сам. работа 3 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Лабораторная работа № 3. Освоение работы в графическом редакторе Лабораторные 3 10 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Дополнительное задание к лабораторным работам по освоению основ работы в графическом редакторе Сам. работа 3 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Мультимедиа Лекции 3 2 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Лабораторная работа № 4. Технология создания мультимедиа презентаций Лабораторные 3 10 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Работа в малых группах по оцениванию качества подготовки презентации Сам. работа 3 4 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы сетевых технологий
3.1. Операционные системы и программное обеспечение прикладного характера Лекции 4 2 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Технические средства ввода и вывода информации. Классификация аппаратного и программного обеспечения ПК Лекции 4 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Основы сетевых технологий Лекции 4 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Данные и информация. Виды данных и информации. Единицы измеряется количества информации и соотношения между ними Лекции 4 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. История создания и развития сети Интернет. Лекции 4 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Лабораторная работа № 5. Технологии поиска информации в глобальной сети интернет Лабораторные 4 8 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Сообщение на тему: "Развитие сети Интернет" Сам. работа 4 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Основы вёрстки web-страниц Лекции 4 14 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Лабораторные работы 6 - 12. Основы вёрстки web-страниц Лабораторная работа № 6. Вёрстка веб-страницы. (4) Лабораторная работа № 7. Изучение вёрстки с помощью сетки. (6) Лабораторная работа № 8. Вёрстка веб-страницы с помощью сетки. (6) Лабораторная работа № 9. Вёрстка веб-сайта. Творческая работа в малых группах в малых группах. (8) Лабораторная работа № 10. основы использования языка JavaScript. (6) Лабораторная работа № 11. Вёрстка веб-страницы с использованием JavaScript. (8) Лабораторная работа № 12. Вёрстка веб-сайта. (16) Лабораторные 4 14 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.10. Подготовка материала для работы в группах Сам. работа 4 1 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.11. Консультация по экзамену Консультации 4 2 ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале ссылка на мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8462

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

ПК 4.2 Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных, работать в графических редакторах
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите предназначение текстового процессора:
1. создание, редактирование и форматирование текстовой информации;
2. запуск демонстрации слайдов;
3. управление ресурсами ПК при создании документов;
4. автоматический перевод с символьных языков в машинные коды;
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Укажите алгоритм перевода долларов в рубли. (Выберете два верных варианта ответа).

1. Выделить ячейку В2. Ввести формулу =А2*В13
2. Выделить ячейку В2. Ввести формулу =А2*$В$13
3. Выделить ячейку В2. Ввести формулу =$А$2*$В$13
4. Выделить ячейку В2. Ввести формулу =60*A2
Правильный ответ: 2,4
3. Содержание вопроса: Перечислите основные функции текстового редактора:
1. копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;
2. создание, редактирование, сохранение и печать текстов;
3. строгое соблюдение правописания;
4. автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.
Правильный ответ: 2

Открытые вопросы
4. Содержание вопроса: Укажите название процесса внесения изменений в имеющийся текст
Правильный ответ: Редактирование
5. Содержание вопроса: Укажите название структурированного текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам (ссылкам)
Правильный ответ: Гипертекст
6. Содержание вопроса: Укажите, для обработки какого вида информации предназначены прикладные программы: Paint, CorelDraw, Photoshop
Правильный ответ: графической, графическая
7. Содержание вопроса: Укажите, для обработки какого вида информации предназначены прикладные программы: LibreOffice Writer, WordPad
Правильный ответ: текстовой, текстовая
8. Содержание вопроса: Укажите расширение файла, созданного в LibreOffice Writer
Правильный ответ: .odt, *.odt, odt
9. Содержание вопроса: Укажите расширение файла, созданного в LibreOffice Impress
Правильный ответ: .odp, *.odp, odp
10. Содержание вопроса: Укажите расширение файла, созданного в LibreOffice Calc
Правильный ответ: .odf, *.odf, odf
11. Содержание вопроса: Укажите, для обработки какого вида информации предназначены прикладные программы: LibreOffice Calc, Equate
Правильный ответ: табличной, табличная
12. Содержание вопроса: В табличном процессоре в ячейке А1 находится число 3, в ячейке А2 находится число 7, в ячейке А3 находится число 2, а в ячейке В2 находится формула «=СРЗНАЧ(А1:А3)». Укажите число, которое выведется в ячейке В2
Правильный ответ: 4
13. Содержание вопроса: В табличном процессоре в ячейке А1 находится число 3, в ячейке А2 находится число 7, в ячейке А3 находится число 2, а в ячейке В2 находится формула «=СУММ(А1:А3)». Укажите число, которое выведется в ячейке В2
Правильный ответ: 12
14. Содержание вопроса: В табличном процессоре в ячейке А1 находится число 3, в ячейке А2 находится число 7, в ячейке А3 находится число 2, а в ячейке В2 находится формула «=ПРОИЗВЕД(А1:А3)». Укажите число, которое выведется в ячейке В2
Правильный ответ: 42
15. Содержание вопроса: Укажите, как обозначить диапазон ячеек в табличном процессоре от A1 до C4
Правильный ответ: A1:C4
16. Содержание вопроса: В табличном процессоре в ячейке А1 находится число 3, в ячейке А2 находится число 7, в ячейке А3 находится число 2, а в ячейке В2 находится формула «=СЧЁТ(А1:А3)». Укажите число, которое выведется в ячейке В2
Правильный ответ: 3
17. Содержание вопроса: В табличном процессоре в ячейке А1 находится число 3, в ячейке А2 находится число 7, в ячейке А3 находится число 2, а в ячейке В2 находится формула «=МАКС(А1:А3)». Укажите число, которое выведется в ячейке В2
Правильный ответ: 7
18. Содержание вопроса: В табличном процессоре в ячейке А1 находится число 3, в ячейке А2 находится число 7, в ячейке А3 находится число 2, а в ячейке В2 находится формула «=МИН(А1:А3)». Укажите число, которое выведется в ячейке В2
Правильный ответ: 2
19. Содержание вопроса: Укажите название совокупности правил поведения в сети
Правильный ответ: сетевой этикет, сетикет
20. Содержание вопроса: Укажите название пункта меню электронной таблицы LibreOffice Calc, который содержит такие пункты как: пользовательский интерфейс, панели интерфейсов, панель формул
Правильный ответ: вид

ПК 4.3 Использовать ресурсы локальных вычислительных сетей, ресурсы технологий и сервисов Интернета
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите тэг в html-коде, который позволяет добавлять одну строку текста без начала нового абзаца
1. <br/>
2. <p> </p>
3. <li> </li>
4. <h2> </h2>
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Укажите, самый маленький уровень заголовка в html-коде
1. <h1>
2. <h4>
3. <h6>
4. <h3>
Правильный ответ: 3
3. Содержание вопроса: Укажите свойство, позволяющее задать цвет текста через тег <body> в html-коде
1. bgcolor
2. color
3. text-color
4. title
Правильный ответ: 2
Открытые вопросы
4. Содержание вопроса: Укажите расширение HTML-документа
Правильный ответ: html, htm, *.html, *.htm, .html, .htm
5. Содержание вопроса: Укажите символ, используемый для обозначения конца тега
Правильный ответ: /
6. Содержание вопроса: Укажите html-тег, позволяющий воспроизводить аудиозаписи. Записывайте только название тега, без угловых скобок.
Правильный ответ: audio
7. Содержание вопроса: Укажите html-тег, который позволяет сделать текст наклонным (курсивом). Записывайте только название тега, без угловых скобок.
Правильный ответ: i, em
8. Содержание вопроса: На данном рисунке предоставлен преобразованный html-код. Укажите содержимое контейнера <title> </title>

Правильный ответ: Задача 1
9. Содержание вопроса: На данном рисунке предоставлен преобразованный html-код. Укажите содержимое контейнера <i> </i>

Правильный ответ: дела большие
10. Содержание вопроса: На данном рисунке предоставлен преобразованный html-код. Укажите содержимое контейнера <h2> </h2>

Правильный ответ: Стихотворение
11. Содержание вопроса: Укажите название цветовой модели, используемой при кодировании цвета на html-странице (состоящий из 3 групп значений по два символа в каждой группе)
Правильный ответ: RGB, rgb
12. Содержание вопроса: На данном рисунке предоставлен преобразованный html-код. Запишите содержимое контейнера <b> </b>

Правильный ответ: не повторится

13. Содержание вопроса: Укажите, что такое html-тег
Правильный ответ: Тег — это специальное служебное слово, заключенное в угловые скобки. Используется для html разметки.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
14. Содержание вопроса: Укажите, для чего используются каскадные таблицы стилей (CSS)
Правильный ответ: Таблицы стилей позволяют задать чёткие правила, которые определяют внешний вид контента, тех или иных html-элементов и всей страницы в целом.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
15. Содержание вопроса: Топология компьютерных сетей, при которой каждый компьютер подсоединяется к сети при помощи отдельного соединительного кабеля, при этом один конец кабеля соединяется с гнездом сетевого адаптера, другой подсоединяется к центральному устройству – концентратору (hub), называется....
Правильный ответ: звезда
16. Содержание вопроса: Топология компьютерных сетей, при которой каждый компьютер подсоединяется к сети при помощи общего кабеля, на концах которого устанавливаются терминаторы, называется...
Правильный ответ: шина
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» ссылка на мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8462#section-4

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифференцированный зачёт «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение теста множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 2-3 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент вписывает правильный вариант и получает баллы, либо отвечает не правильно и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов (сопоставить), при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 38 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469424
Л1.2 О. П. Новожилов Информатика в 2 ч. Часть 2: учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. Информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в СДО moodle "Обработка информации с помощью прикладного обеспечения для персонального компьютера" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения дисциплины осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ выполненные в срок оцениваются от 0 до 100 баллов.
Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 70 баллов.
При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы, а также к нормативным документам, содержащимся в системах Гарант и Консультант. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий устно, письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. В каждом задании указывается форма его выполнения.
При подготовке лабораторным занятиям следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
- изучить лекционный материал по данной теме;
- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
4. Экзамен по дисциплине
К экзамену допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные задания, итоговый тест. Экзамен проводится по билетам.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Общие рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
- сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
- обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
- фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
- готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
- пользоваться реферативными и справочными материалами;
- контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
- обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
- пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);
- использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;
- повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
- обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);
- использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).

При реализации междисциплинарного курса (МДК 04.01) Обработка информации с помощью прикладного обеспечения для персонального компьютера используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в организации работы в малых группах.