МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологические основы работы с молодежью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 22 22 24 24 46 46
Сам. работа 66 66 37 37 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психологические основы работы с молодежью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20192025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование профессиональной позиции, основанной на признании ценности и уникальности человеческой личности; расширение системы знаний о личности и индивидуальности как психологическом феномене; углубление представлений о современных исследованиях в сфере исследования личности, явлений сознания и самосознания, мышления и волевой регуляции; формирование представлений о современных социокультурных условиях психического развития человека и становления личности молодого человека; развитие психологической культуры; актуализация потребности в личностном росте, раскрытии своей индивидуальности; формирование навыков обеспечения психологического сопровождения молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семестр 1
1.1. Введение в предмет "Психологические основы работы с молодежью" Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Молодежь как предмет психологического знания. Роль психологического знания в практике работы с молодежью Практические 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Культурно-историческая природа подросткового возраста Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Психофизиологическое развитие подростка Практические 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.5. Подростковый возраст с точки зрения биологических теорий Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.6. Эмоциональные и поведенческие расстройства в подростковом возрасте Практические 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.7. Подростковый возраст с точки зрения психоанализа и психосоциальных концепций Лекции 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.8. Травля и буллинг в детской и молодежной среде Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.9. Подростковый возраст с точки зрения когнитивной психологии Лекции 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.10. Готовность к родительству, репродуктивные установки современной молодежи Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.11. Подростковый возраст с точки зрения социально-когнитивной теории научения Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.12. Культура и общество как фактор формирования личности в подростковом возрасте Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.13. Антропологический подход к изучению подросткового возраста Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.14. Психологические особенности профессионального самоопределения молодежи Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.15. Теоретические подходы к исследованию подросткового возраста Сам. работа 3 66 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Семестр 2
2.1. Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте: традиционные подходы к когнитивному развитию Лекции 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Закономерности психического развития молодого человека с точки зрения отечественной психологии: основные концепции и терминология Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.3. Влияние мышления подростков на личность и поведение Лекции 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.4. Закономерности психического развития в подростковом возрасте с точки зрения отечественной психологии Практические 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.5. Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте: традиционные подходы к когнитивному развитию Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.6. Новые подходы к когнитивному развитию в подростковом и юношеском возрасте: информационно-ориентированный подход Лекции 4 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.7. Закономерности психического развития в юношеском возрасте с точки зрения отечественной психологии Практические 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.8. Подходы к оценке когнитивных способностей. Теории интеллекта Лекции 4 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.9. Закономерности психического развития в период ранней взрослости (молодости) с точки зрения отечественной психологии Практические 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.10. Новые подходы к когнитивному развитию в подростковом и юношеском возрасте Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.11. Тесты оценки интеллекта. Факторы, влияющие на результаты тестов. Корректное и некорректное использование IQ тестов Практические 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.12. Тесты оценки интеллекта. Факторы, влияющие на результаты тестов. Корректное и некорректное использование IQ тестов Сам. работа 4 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.13. Роль системы образования в профессиональном самоопределении молодежи. Основные проблемы профессиональной подготовки молодого человека в современной России Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.14. Основные проблемы профессиональной подготовки молодого человека в современной России Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.15. Методы диагностики профессиональной направленности личности Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.16. Методы диагностики профессиональной направленности личности Сам. работа 4 7 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.17. Психологические особенности студенческой молодежи Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.18. Психологические особенности студенческой молодежи Сам. работа 4 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3850.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Кто определял период подросткового возраста как период «бури и натиска» (sturm und drang)?
а. Арнольд Гезелл.
б. Чарльз Дарвин.
в. Грэнвилл Стэнли Холл.
г. Зигмунд Фрейд.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Какой фактор психического развития считал ключевым Арнольд Гезелл?
а. Социальный.
б. Генетический.
в. Культурный.
г. Экономический.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Какой процесс в человеческой психике, по мнению Эрика Эриксона, происходит в течение подросткового периода?
а. Формирование идентичности.
б. Развитие Эдипова комплекса.
в. Формирование базового доверия к миру.
г. Ассимиляция.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Когда, по мнению Жана Пиаже, наступает стадия формальных операций?
а. До 2 лет.
б. От 2 до 7 лет.
в. От 7 до 11 лет.
г. После 11 лет.
ОТВЕТ: г

Вопрос 5. Кто разработал теорию принятия социальной роли?
а. Жан Пиаже.
б. Роберт Селман.
в. Альфред Бине.
г. Лев Выготский.
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Какие из перечисленных исследователей считали, что на поведение подростков и молодых людей наибольшее влияние оказывают культурные нормы, традиции и ценности?
а. Роберт Хэвигхерст.
б. Курт Левин.
в. Анна Фрейд.
г. Ури Бронфенбреннер.
ОТВЕТ: абг

Вопрос 7. Какие из перечисленных исследователей были представителями антропологического подхода к исследованию подросткового и юношеского возраста?
а. Маргарет Мид.
б. Альфред Адлер.
в. Рут Бенедикт.
г. Карен Хорни.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 8. Какая из стадий эпистемического развития, по Бойесу и Чендлеру, является завершающей?
а. Догматизм и скептицизм.
б. Защищающийся реализм.
в. Постскептический рационализм.
г. Наивный реализм.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. При помощи каких тестов проводится оценка когнитивных способностей?
а. Тесты оценки мотивации к обучению.
б. Тесты оценки достижений.
в. Тесты оценки интеллекта.
г. Тесты оценки личностных особенностей.
ОТВЕТ: бв

Вопрос 10. На какие группы делятся способности с точки зрения триархической теории интеллекта?
а. Межличностный интеллект.
б. Экспериментальный интеллект.
в. Контекстуальный интеллект.
г. Компонентный интеллект.
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 11. Кто предложил теорию множественного интеллекта?
а. Роберт Стернберг.
б. Реймонд Кеттел.
в. Фома Аквинский.
г. Говард Гарднер.
ОТВЕТ: г

Вопрос 12. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина?
а. Общественно полезная деятельность.
б. Общение со сверстниками.
в. Учебно-профессиональная деятельность.
г. Труд.
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте, по мнению Д.И. Фельдштейна?
а. Общественно полезная деятельность.
б. Общение со сверстниками.
в. Учебно-профессиональная деятельность.
г. Труд.
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. На какие три стадии делится процесс принятия решения о выборе профессии? Расположите стадии в хронологическом порядке от ранних к поздним.
а. Стадия пробного выбора.
б. Стадия посториентировочного выбора.
в. Стадия реалистического выбора.
г. Стадия фантастического выбора.
ОТВЕТ: гав

Вопрос 15. Какие группы интересов («доминанты») подростка выделял Л.С. Выготский?
а. Доминанта усилия.
б. Доминанта общения.
в. Идентификационная доминанта.
г. Эгоцентрическая доминанта.
д Аккомодационная доминанта.
е Доминанта дали.
ж Доминанта самоанализа.
з Доминанта романтики.
ОТВЕТ: агез

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. «______________ – это санкционированный обществом переходный период между детством и взрослостью, в течение которого индивид, свободно пробуя различные роли, находит собственную нишу». Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: Психосоциальный мораторий.

2. Какие четыре стадии когнитивного развития выделял Жан Пиаже?
Ответ: Сенсорно-моторная, дооперациональная, конкретных операций, формальных операций.

3. Как называется теория, согласно которой поступки взрослых и создаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова?
Ответ: Теория социального научения ИЛИ социально-когнитивная теория научения.

4. Из каких компонентов состоит экологическая модель Ури Бронфенбреннера?
Ответ: Микросистема (все, с кем подросток вступает в близкий контакт); мезосистема (взаимоотношения между микросистемами); экзосистема (те элементы окружающей подростка социальной среды, в которых он не играет активной роли, но которые опосредованно оказывают на него влияние); макросистема (идеология, установки, нравы, традиции и законы культуры, внутри которой развивается подросток).

5. Маленькие дети полагают, что неживые объекты – особенно имеющие те же характеристики (например, глаза и лица), – испытывают эмоции и они, безусловно, живые. Как называется это явление?
Ответ: Анимизм.

6. Как называется тенденция к концентрации внимания на одной детали и неспособность переключать его на другие аспекты ситуации?
Ответ: Центрация.

7. Как называется операция мышления, которая включает понимание, что один и тот же результат может быть получен различными комбинациями, или соединением в группы, или действиями?
Ответ: Ассоциативность.

8. На какой стадии когнитивного развития, по Жану Пиаже, индивид начинает применять вторую систему символов: набор символов для символов (например, метафоры, алгебраические символы)?
Ответ: Стадия формальных операций.

9. Охарактеризуйте качество подросткового мышления, которое Дэвид Элкинд называл псевдоглупостью.
Ответ: Это тенденция выбирать слишком сложный подход к проблеме, что приводит к неудаче не потому, что проблема сложна, а потому, что она слишком проста. Подростки излишне анализируют ситуацию, ища нюансы, которые, скорее всего, не будут найдены, и их действия парализуются, поскольку задача выглядит слишком сложной.

10. Как называется явление, состоящее в убежденности подростков в уникальности их личных переживаний?
Ответ: Миф о собственной исключительности.

11. Сколько элементов принятия решений включили в свою модель Манн с коллегами?
Ответ: Девять.

12. Перечислите типы интеллекта, выделенные Говардом Гарднером в книге «Структура интеллекта».
Ответ: Лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный.

13. Кто разработал первый тест, направленный на оценку интеллекта?
Ответ: Альфред Бине.

14. С какого возраста испытуемых можно применять для измерения интеллекта шкалу Векслера для взрослых?
Ответ: От 16 лет и старше.

15. «______________ – это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: Социальная ситуация развития.

16. Какие два типа возрастных периодов выделял Л.С. Выготский?
Ответ: Стабильные и критические.

17. Какие три показателя характеризуют каждый психологический возраст, по мнению Д.Б. Эльконина?
Ответ: 1. Социальная ситуация развития; 2. Ведущая деятельность; 3. Основные новообразования.

18. Каково центральное психологическое новообразование юношеского возраста?
Ответ: Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее.

19. Чем отличаются нормативные кризисы взрослости от детских кризисов?
Ответ: В зрелом возрасте перечень основных деятельностей нередко остается постоянным (трудовая деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей; глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой; кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они менее привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни; развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно; кризисы зрелости проходят более осознанно и менее демонстративно для окружающих; преодоление кризиса взрослости связано с необходимостью собственной внутриличностной работы, а решающая роль в становлении личности принадлежит самому человеку.

20. Перечислите показатели успешной адаптации к отцовству.
Ответ: Удовлетворенность своей отцовской ролью; отцовская компетентность; отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком; успешное развитие ребенка (в том числе, его общее эмоциональное благополучие).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце первого семестра зачета, а в конце второго семестра экзамена по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1 Культурно-историческая природа подросткового возраста.
2 Современные представления о подростках и особенности современного подросткового возраста.
3 Подростковый возраст с точки зрения биологических теорий (Г. Холл, А. Гезелл).
4 Подростковый возраст с точки зрения психоанализа и психосоциальных концепций (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон).
5 Подростковый возраст с точки зрения когнитивной психологии (Ж. Пиаже, Р. Селман).
6 Подростковый возраст с точки зрения социально-когнитивной теории научения (Л.С. Выготский, А. Бандура).
7 Влияние культуры на подростков (Р. Хэвигхерст, К. Левин, У. Бронфенбреннер).
8 Антропологический подход к изучению подросткового возраста (М. Мид, Р. Бенедикт).
9 Психофизиологическое развитие подростка.
10 Травля и буллинг в детской и молодежной среде, их сущность и последствия.
11 Профилактика буллинга в детской и молодежной среде.
12 Влияние буллинга на жертв, зачинщиков травли, свидетелей травли, учителей и родителей.
13 Родительство как социально-психологический феномен.
14 Готовность к родительству, репродуктивные установки современной молодежи.
15 Материнство и отцовство как психологические феномены.
16 Стиль семейного воспитания как компонент родительства.
17 Нарушения пищевого поведения в подростковом возрасте.
18 Факторы формирования суицидального поведения молодежи.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сформулируйте цель конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
2. Сформулируйте задачи конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
3. Обосновать методы сбора информации (не менее двух) для конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
4. Сформулируйте правила толерантного взаимодействия с молодыми людьми разного социального статуса, этнической, конфессиональной или культурной принадлежности (на ваш выбор).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЭКЗАМЕНУ
1 Интеллектуальное развитие подростка. Традиционные подходы к когнитивному развитию. Жан Пиаже и Дэвид Элкинд.
2 Стадии когнитивного развития Пиаже (сенсомоторная, дооперациональная, конкретных операций и формальных операций).
3 Влияние мышления подростков на личность и поведение с точки зрения подхода Пиаже.
4 Критика теории Пиаже.
5 Новые подходы к когнитивному развитию: информационно-ориентированный подход.
6 Этапы обработки информации. Особенности обработки информации в молодом возрасте.
7 Характеристика и особенности некоторых мыслительных процессов у подростков: умозаключение, размышление, рассуждение.
8 Решение проблем в подростковом возрасте.
9 Принятие решений. Девять элементов принятия решений.
10 Четырехуровневая схема эпистемического развития (Бойес и Чендлер).
11 Развитие мозга в подростковом периоде.
12 Подходы к оценке когнитивных способностей.
13 Теории интеллекта (триархическая теория интеллекта, теория множественного интеллекта).
14 Тесты оценки интеллекта. Факторы, влияющие на результаты тестов. Корректное и некорректное использование IQ тестов.
15 Закономерности психического развития молодого человека с точки зрения отечественной психологии: основные концепции и терминология.
16 Подростковый возраст как психологический возраст в работах отечественных психологов.
17 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
18 Ведущая деятельность в подростковом возрасте.
19 Специфические особенности психики и поведения подростков.
20 Самосознание подростка. Я-концепция как новый уровень развития самосознания.
21 Особенности общения подростков со взрослыми.
22 Развитие личности подростка и кризис перехода к юности.
23 Юность как психологический возраст в работах отечественных психологов.
24 Социальная ситуация развития в юности.
25 Ведущая деятельность в юношеском возрасте.
26 Развитие личности в юношеском возрасте.
27 Общение в юности: особенности взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
28 Явление самосознания: психологическая природа, структура, механизмы и факторы развития. Этапы становления самосознания в юношеском возрасте.
29 Самосознание и самопознание личности в юношеском возрасте. Самооценка и уровень притязаний современной молодежи. Самовоспитание в юношеском возрасте.
30 Ранняя взрослость (молодость) как психологический период.
31 Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период молодости.
32 Развитие личности в период молодости.
33 Нормативные кризисы молодости.
34 Психофизиологическое и познавательное развитие в период молодости.
35 Основные подходы к анализу проблемы профессионального становления молодого человека в зарубежной и отечественной психологии.
36 Роль системы образования в профессиональном самоопределении молодежи. Основные проблемы профессиональной подготовки молодого человека в современной России.
37 Методы диагностики профессиональной направленности личности.
38 Психологические особенности студенческой молодежи.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сформулируйте цель конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
2. Сформулируйте задачи конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
3. Обосновать методы сбора информации (не менее двух) для конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
4. Сформулируйте правила толерантного взаимодействия с молодыми людьми разного социального статуса, этнической, конфессиональной или культурной принадлежности (на ваш выбор).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Билан М. А., Горбатова М. М. Психология молодежного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова Э.А., Каменец А.В., Урмина И.А. ПРАКТИКУМ "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ" 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э7 Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э8 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э9 курс Психологические основы работы с молодежью portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения проанализируйте рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.