МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Родной язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2021_9кл
Часов по учебному плану 48
в том числе:
аудиторные занятия 34
индивидуальные консультации 2
контроль 12
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 16 16
Практические 0 0 18 18 18 18
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 12 12 12 12
Итого 8 8 40 40 48 48

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Вебер Евгения Владимировна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Ляпина Ольга Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Родной язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. эконом. наук, доцент, Глубокова Л. Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа
Осознание национального своеобразия русского языка
Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации
Знание о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения
Различение функциональных разновидностей языка и моделирование речевого поведения в соответствии с задачами общения
Повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Связь языка и истории, культуры русского и других народов
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
Основные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в различных сферах общения
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
Извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
Применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Синтаксис и пунктуация
1.1. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Значение словосочетания в построении предложения Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Определение видов связи в словосочетании. Составление словосочетаний со словами-паронимами Практические 2 2 Л2.2, Л1.1
1.3. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания.Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.Второстепенные члены предложения Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Выполнение упражнений по постановке тире в простом предложении,по постановке знаков препинания при приложении и в предложениях с однородными и неоднородными определениями Практические 2 2 Л2.2, Л1.1
1.5. Односоставное и неполное предложения. Виды односоставных предложений Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Выполнение упражнений по определению односоставного предложения. Различение односоставного и неполного предложения Практические 2 2 Л2.2, Л1.1
1.7. Осложнённое простое предложение. Виды осложнений в простом предложении Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Выполнение упражнений по правописанию союзов в предложениях с однородными членами и упражнений по постановке знаков препинания в предложениях с вводными словами и обращением Практические 2 2 Л2.2, Л1.1
1.9. Выполнение упражнений по постановке знаков препинания при оформлении прямой речи, цитат, диалога Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Сложное предложение. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Сложноподчиненное предложение. Роль сложных предложений в тексте Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Выполнение упражнений по постановке знаков препинания в ССП Практические 2 1 Л2.2, Л1.1
1.12. Выполнение упражнений по определению видов придаточных предложений в СПП Практические 2 1
Раздел 2. Текст как произведение речи
2.1. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Выполнение упражнений по определению структуры, типа и функционального стиля текста Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.Функциональные стили речи и их особенности. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Выполнение упражнений по характеристике выразительных средств русского языка. Определение стиля речи, типовой характеристики текста. Контрольная работа Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Выполнение упражнений по определению видов информационной переработки текста, создание собственного текста Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Консультации 2 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8642

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Язык – это:
А) результат мышления; Б) многоуровневая система знаков, без которых невозможна речевая деятельность; В) единица речи
2. Речь – это:
А) единица языка; Б) слова, называющие определенный предмет или определенное явление; В) сложная деятельность человека, связанная с мышлением и умелым употреблением языковых средств
3. Назовите основную функцию языка:
А) коммуникативная; Б) эмоциональная; В) функция воздействия
4. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:
А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.
5. Значение какого слова определено неверно?
1) КОСНЫЙ – тяготеющий к привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному;
2) ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов;
3) ДЕПУТАТ –чиновник, назначенный на какую-либо высшую государственную должность;
4) ТЩЕТНО – напрасно.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
7.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В офис юриста каждый клиент приходит со своей проблемой, и внимательный приём и ДОВЕРЧИВАЯ беседа являются залогом установления прочных деловых отношений.
Готовые тосты можно украсить базиликом, который нужно предварительно вымыть, хорошо ОТРЯХНУТЬ от капель и нарезать полосками.
Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.
Информацию о НАЛИЧИИ билетов на детские спектакли, которые будут проходить в дни зимних каникул, можно получить в кассах драматического театра.
8.В каком предложении допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
А) В поэме «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющего верность долгу и отчизне.
Б) Орхидеи, появившиеся на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.
В) Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшем людей от города.
Г) Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.
9. В каком предложении допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
А) И наш челнок плыл, медленно качаясь, меж топких берегов извилистой реки.
Б) Рогатые улитки медленно ползут, бороздя песчаное дно речки.
В) Идя вдоль берега, морской воздух приятно освежал наши лица.
Г) Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.
10. Выберите признак, характеризующий реферат.
А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;
Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;
В) развернутое сообщение на определенную тему.
11. Что такое рецензия?
А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.
12. Конспект – это
А) анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.
Б) краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги, которая показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.
В) критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы.
Г) краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике.

Правильные ответы:
1. А.
2. А
3. А
4. А
5. 3
6. 1
7. доверчивая
8. Б
9. В
10. В
11. А
12. Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является экзамен, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/mod/assign/view.php?id=408839
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 395 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1), пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме экзамена, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения
Приложение 1.   Контроль Родной язык.docx
Приложение 2.   ФОС_родной язык.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общ. ред. В. Д. Черняк. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО, 4-е изд., перераб. и доп.: для СПО М.: Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.2 Лекант П.А. - под ред. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Толковый словарь С.И. Ожегова gufo.me
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс в Moodle "Родной язык" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310К лаборатория механики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стенд лабораторный "Машина Атвуда"; стенд лабораторный "Связанные маятники"; стенд лабораторный "Баллистический пистолет"; стенд лабораторный "Баллистический маятник"; стенд лабораторный "Крутильный маятник"; стенд лабораторный "Гироскоп"; методические указания по выполнению лабораторных работ по курсу "Механика".
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Родной язык» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач).
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в применении индивидуальных и групповых творческих заданий.

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1.Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся на электронном портале по дисциплине «Родной язык». Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2.Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе. Посещаемость практических занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Задания к практическим занятиям содержатся в Плане занятий. При подготовке к занятию следует:
использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме практического занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3.Самостоятельная работа включает в себя - подготовку к практическому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
выполнение творческой работы;
анализ с первоисточниками по рекомендациям преподавателя;
знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4.Работа с контрольно-измерительными материалами. По каждой теме курса приведены контрольные вопросы. Предложены варианты эссе и приведены критерии оценки и требования к написанию данного вида работы.
5.Экзамен по дисциплине «Русский язык».
Экзамен сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и практических занятий, выполненными самостоятельными работами.