МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 198
в том числе:
аудиторные занятия 136
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 48 48 32 32 80 80
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 28 28 34 34 62 62
Итого 104 104 94 94 198 198

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Савичкин Роман Тимурович

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Байкин Андрей Анатольевич

Рабочая программа дисциплины
Математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представления об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; воспитывать понимание значимости изучения дисциплины для развития общественного прогресса

Ознакомить студентов с ролью математики в современном мире, общности её понятий и представлений

Дать студентам знания, которые будут способствовать развитию логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности

Дать студентам знания, которые будут способствовать развитию общих и профессиональных компетенций и обеспечивающих их умений для осуществления профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальный профессиональный
и социальный контекст, в котором приходится работать и жить
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях
номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности
содержание актуальной нормативно-правовой документации
3.2.Уметь:
3.2.1.распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
определять этапы решения задачи
определять задачи для поиска информации
определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы высшей алгебры
1.1. Матрицы, их виды. Действия над матрицами. Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Определитель матрицы Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Определители n-го порядка, их свойства и вычисление. Миноры и алгебраические дополнения. Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Обратная матрица Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Метод Крамера для решения СЛУ Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Метод Гаусса для решения СЛУ. Системы m линейных уравнений с n-неизвестными. Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.7. Однородные СЛУ. Методы решения систем m линейных уравнений с nнеизвестными. Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.8. Решение задач по теме "Арифметические операции над матрицами". Решение задач по теме "Вычисление определителей матриц". "Нахождение определителя 3-го и 4-го порядка." Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.9. Формула Крамера. Нахождение обратной матрицы. Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.10. Решение СЛУ методом Гаусса. Решение задач по теме "Однородные СЛУ". Способы решений систем линейных уравнений с двумя переменными Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.11. Подготовка докладов по лекционным темам раздела "Линейная алгебра". Решение задач: 1. Действия с матрицами n-го порядка; 2.Исследование множества решений системы трех линейных уравнений с тремя переменными с помощью определителей. Сам. работа 3 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.12. Контрольная работа №1 по разделу "Линейная алгебра" Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Комплексный анализ
2.1. Понятие комплексного числа Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Комплексные числа на координатной плоскости Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Возведение комплексных чисел в степень Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Извлечение корней из комплексных чисел Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Решение задач по теме "Арифметические действия с комплексными числами" Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.6. Решение задач по теме "Возведение комплексных чисел в степень" Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.7. Решение задач по теме "Извлечение корней из комплексных чисел" Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.8. Контрольная работа №2 по разделу "Комплексный анализ" Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Аналитическая геометрия
3.1. Понятие вектора.Операции над векторами Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Скалярное и векторное произведение векторов Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Смешанное произведение векторов Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Прямые на плоскости Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.5. Прямые в пространстве Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.6. Преобразование координат в пространстве Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.7. Кривые второго порядка Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.8. Поверхности второго порядка Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.9. Классификация кривых и поверхностей второго порядка Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.10. Квадратичные формы Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.11. Решение задач по теме "Скалярное, векторное и смешанное произведение векторов" Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.12. Решение задач по теме "Кривые и поверхности второго порядка". Решение задач по теме "Классификация кривых и поверхностей второго порядка" Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.13. Контрольная работа №3 по разделу "Аналитическая геометрия" Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Числовые и функциональные ряды
4.1. Числовые ряды. Основные понятия Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Сходимость знакопостоянных рядов Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.3. Сходимость знакочередующихся рядов. Функциональные ряды Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.4. Исследование сходимости знакопостоянных рядов Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.5. Исследование сходимости знакочередующихся рядов. Самостоятельная работа №1 Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.6. Зачетное занятие по итогам первого семестра Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.7. Подготовка докладов по лекционным темам раздела "Комплексные числа" Сам. работа 3 8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.8. Подготовка докладов по лекционным темам раздела "Аналитическая геометрия" Сам. работа 3 12 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.9. 1. Нахождение обратной матрицы. Действия с матрицами nпорядка. 2. Системы линейных уравнений. Исследование системы m линейных уравнений с nнеизвестными. 3. Исследование множества решений системы трех линейных уравнений с тремя переменными с помощью определителей Сам. работа 3 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Основы математического анализа
5.1. Числовая последовательность и ее предел. Понятие функции.Предел функции в точке и бесконечности. Непрерывность функции. Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.2. Числовые множества. Основные свойства простых и вещественных чисел.Формула сокращенного умножения по формуле Бинома Ньютона. Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.3. Производная и диф-ал функции. Геом. и физ. смыслы производной и диф-ала функции. Производная обратной и сложной функции. Производные и дифференциалы высших порядков Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.4. Диф.теоремы о среднем.Формула Тейлора. Частные производные.Дифференцируемость функций. Полный дифференциал.Частный дифференциал Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.5. Производные и диф-алы высших порядков. Формула Тейлора для функции нескольких переменных Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.6. Понятие первообразной.Неопределенный интеграл. Интегрирование по частям в неопределенном интеграле.Основные методы решения интегралов. Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.7. Интегрирование рациональных функций. Интегрирование иррациональных функций Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.8. Определенный интеграл.Геом.и физ. смысл. Интегрирование по частям в определенном интеграле Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.9. Площади плоских фигур в координатах. Вычисление объемов тел. Приближенное вычисление интегралов Лекции 4 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.10. Двойные интегралы. Сведение двойного интеграла к повторному. Замена переменной в двойном интеграле Лекции 4 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.11. Решение задач по теме "Числовая последовательность и ее предел". Вычисление значений определенного интеграла, опираясь на основные свойства определенного интеграла. Тройной интеграл.Вычисление тройных интегралов. Интегрирование рациональных, иррациональных, показательных и тригонометрических функций Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.12. Решение задач по теме "Предел функции в точке и бесконечности". Решение и вывод формул сокращенного умножения по формуле Бинома Ньютона. Практические 4 1 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.13. Решение задач по теме "Нахождение предела функции, опираясь на правила хода решения при раскрытии неопределенностей". "Построение и исследование графика функции." Практические 4 1 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.14. Решение задач по теме "Геом. и физ.смыслы производной и диф-ала" Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.15. Вычисление производных обратной и сложных функций. Вычисление производных и диф-алов высших порядков Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.16. Решение задач по теме "Диф.теоремы о среднем.Формула Тейлора" Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.17. Вычисление частных производных. Вычисление производных и диф-алов высших порядков Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.18. Контрольная работа №4 по теме "Пределы.Частные производные.Дифференциалы." Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.19. Решение задач по теме "Неопределенный интеграл" Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.20. Решение задач по теме "Определенный интеграл" Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.21. Вычисление двойных и тройных интегралов Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.22. Контрольная работа №5 по теме "Производные.Интегралы" Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Теория вероятностей и мат.статистика
6.1. Классическое определение вероятности. Формула полной вероятности. Гипотезы Байеса. Основные понятия математической статистики Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.2. Схемы Бернулли. Дискретная случайная величина (ДСВ). Математическое ожидание, дисперсия и среднеквадратическое отклонение ДСВ Лекции 4 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.3. Решение задач по темам" Теория вероятности и мат.статистика". Самостоятельная работа №2 Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Дифференциальные уравнения
7.1. Общие понятия. Уравнения первого порядка. Дифференциальные уравнения высших порядков. Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.2. Задача Коши для уравнения первого порядка, разрешенного относительно производной. Дифференциальные уравнения в симметричном виде и в полных дифференциалах. Практические 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.3. Контрольная работа №6 по разделу "Дифференциальные уравнения." Практические 4 1 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.4. Дифференцированный зачет по итогам второго семестра Практические 4 1 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.5. Рефераты по темам раздела "Математический анализ": Темы рефератов: 1.Задачи из теории вероятностей»; 2.Свойства биномиальных коэффициентов. Биномиальная теорема; 3.Замечательные пределы функций; 4.Решение заданий по формуле Бинома Ньютона Сам. работа 4 24 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.6. Доклады по темам раздела "Теория вероятностей и мат.статистика" Сам. работа 4 6 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.7. Доклады по темам раздела "Дифференциальные уравнения" Сам. работа 4 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале Курс: Математика (ОИБАС, преп. Савичкин Р.Т), ссылка на курс: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3013

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения дисциплины:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Выберите, чем равно скалярное произведение векторов а={1;0} и b={5;12}
1. 10
2. 5
3. 6
4. 12
Правильный ответ: 2

2. Содержание вопроса: Выберите, чему равно скалярное произведение векторов а={6;3} и b={-3;6}?
1. 0
2. 1
3. 3
4. 6
Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Выберите, чему равна производная функции y=x?
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
Правильный ответ: 1

4. Содержание вопроса: Выберите, чему равна третья производная функции y=5x^3
1. 65
2. 69
3. 30
4. 35
Правильный ответ: 3

5.Содержание вопроса: Заданы векторы p=(5;3;1) и q=(2;6;2). Выберите, чем равно значение выражения p∙(q-p)
1. 0
2. 2
3. 5
4. -5
Правильный ответ: 4

6.Содержание вопроса: Выберите, чему равна производная второго порядка функции y=-4x^2
1. -4
2. 2
3. 0
4. -8
Правильный ответ: 4
7.Содержание вопроса: Выберите, чему равно смешанное произведение векторов: а={1;0;-1}, b={-10;0;1},c={1;1;10}
1. 10
2. 12
3. 11
4. 9
Правильный ответ: 4

8.Содержание вопроса: Выберите, чему равно смешанное произведение векторов: а={5;0;5}, b={8;1;1},c={8;0;5}
1. -15
2. 0
3. 5
4. 8
Правильный ответ: 4



ОК 02: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Закрытые вопросы
1.Содержание вопроса: Укажите, чему равнa сумма комплексных чисел z=1+3i и z=-3i
1. 1
2. 6
3. 11
4. 3
Правильный ответ: 1

2.Содержание вопроса: Укажите, чему равна разность комплексных чисел z=5+4i и z=4+4i
1. 1
2. 5
3. 4
4. 9
Правильный ответ: 1

3.Содержание вопроса: Укажите, чему равна частная производная функции по переменной x от функции f(x,y)=x+3y+5
1. 5
2. 2
3. 3
4. 1
Правильный ответ: 4

4.Содержание вопроса: Выберите, чему равна производная функции y=28?
1. 5
2. 1
3. 28
4. 0
Правильный ответ: 4
5.Содержание вопроса: Вычислите, чему равна длина вектора b={0;1}
1. 4
2. 3
3. 2
4. 1
Правильный ответ: 4

6.Содержание вопроса: Вычислите, чему равна длина вектора b={3;4}
1. 9
2. 16
3. 25
4. 5
Правильный ответ: 4

7.Содержание вопроса: Укажите, чему равна частная производная функции по переменной у от функции f(x,y)=5x+y+10
1. 1
2. 2
3. 5
4. 10
Правильный ответ: 1

8.Содержание вопроса: Выберите, чем равно скалярное произведение векторов а={-1;2} и b={-5;2}
1. 9
2. 10
3. 15
4. 12
Правильный ответ: 1



ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1.Содержание вопроса: Выберите правильный результат выполнения функции =ЧИСЛКОМБ(7;5)
1. 21
2. 42
3. 2520
4. 5040
Правильный ответ: 1

2.Содержание вопроса: Выберите правильный результат выполнения функции =ПЕРЕСТ(5;3)
1. 60
2. 120
3. 100
4. 240
Правильный ответ: 1

3.Содержание вопроса: Выберите правильные аргументы для функции =ЧИСЛКОМБ(n,k), если результат выполнения функции равен 6 (выберите два верных варианта ответа):
1. 2
2. 4
3. 6
4. 8
Правильный ответ: 1, 2

4.Содержание вопроса: Выберите правильный результат выполнения функции =ФАКТР(3)
1. 9
2. 6
3. 3
4. 27
Правильный ответ: 2

5.Содержание вопроса: Выберите правильный результат выполнения функции =ПЕРЕСТ(5,3)
1. 100
2. 90
3. 60
4. 120
Правильный ответ: 3

6.Содержание вопроса: Выберите правильный результат выполнения функции =СТЕПЕНЬ(5,3)
1. 125
2. 225
3. 243
4. 625
Правильный ответ: 1

7.Содержание вопроса: Выберите правильный результат выполнения функции =МОПРЕД({1;2:2;1})
1. 3
2. 2
3. 0
4. -3
Правильный ответ: 4

8.Содержание вопроса: Выберите правильный результат выполнения функции =СУММПРОИЗВ({1;2};{3;4})
1. 14
2. 11
3. 24
4. 12
Правильный ответ: 2
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета, дифференцированного зачета

Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=576824



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, М. В. Ткачёва [и др.] Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы (базовый и углубленный уровни): учебник Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хрипунова М.Б ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА. Учебник и практикум для СПО : Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Баврин, И. И.  Математика: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Савичкин Р.Т Элементы высшей математики: Учебное пособие для СПО ФГУП НТЦ "Информрегистр", 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Математика (ОИБАС, преп. Савичкин Р.Т., Лапыгин М.К.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Элементы высшей математики» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Важно научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений.
При работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать и оценивать полученную информацию;
• фиксировать основное содержание, формулировать, устно и письменно, основную идею, составлять план, выделять основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться справочными материалами;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам;
• повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме зачета и диф.зачета.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
• внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
• внимательно прочитать рекомендованную литературу;
• составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
• порешать основные типовые задачи.

При реализации учебной дисциплины «Элементы высшей математики» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в методе проектов.