МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Правоохранительные органы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_11кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 24 24 24 24
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
преподаватель, Плугатарев Александр Павлович

Рецензент(ы):
ст. преподаватель, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Правоохранительные органы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение студентами исходных сведений о правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других юридических дисциплин.
Ознакомить студентов с действующей системой правоохранительных органов РФ, задачами и целями их деятельности.
Дать исходные сведения о внутреннем построении (структуре) конкретных правоохранительных органов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях.
Показать важность взаимодействия между правоохранительными органами в обеспечении безопасности личности, общества и государства.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8 Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.13 Осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.
ПК 2.2 Осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание различных видов правоохранительной деятельности, включающей: предупреждение преступлений и иных правонарушений;
охранительную деятельность, осуществление правосудия;
расследования преступлений;
оперативно-розыскную деятельность;
исполнение судебных решений;
надзор прокурора;
конституционный контроль;
звенья всей системы правоохранительных органов, и их структуру;
компетенции должностных лиц правоохранительного органа, его звена или структурного подразделения
3.2.Уметь:
3.2.1.определять сущность и содержание основных понятий и институтов правоохранительной деятельности;
анализировать понятие, виды, цели, задачи и систему правоохранительных органов РФ;
выделять принципы осуществления правосудия и сферы их реализации;
находить, анализировать, толковать правовые нормы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов;
учитывать специфику организационного построения различных правоохранительных органов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы". Правовые основы организации и деятельности правоохранительных органов в РФ.
1.1. Понятие правоохранительной деятельности, ее основные признаки, цели и задачи. Основные направления правоохранительной деятельности. Лекции 4 2 ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Самостоятельное изучение вопросов, касающихся системы и значения курса "Правоохранительные органы". Сам. работа 4 2 ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Судебная система Российской Федерации
2.1. Судебная власть и судебная система. Лекции 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика полномочий судебной власти. Суд как орган судебной власти. Практические 4 2 ПК 2.2, ПК 1.13, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Самостоятельное изучение вопроса "Суд как орган судебной власти." Сам. работа 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Верховный Суд РФ, Конституционный Суд Российской Федерации. Лекции 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Верховный Суд РФ - высший судебный орган, его состав и структура, судебные и организационные полномочия. Кон­ституционный Суд РФ - статус, компетенция, место в государственно-правовом механизме. Практические 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Самостоятельное изучение вопросов: Особенности конституционного судопроизводства в Российской Федерации, изучение официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Сам. работа 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Суды общей юрисдикции. Военные суды. Лекции 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Общая характеристика и признаки судов общей юрисдикции. Военные суды в судебной системе Российской Федерации. Практические 4 4 ПК 1.4, ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Самостоятельное изучение вопросов: Компетенция, порядок деятельности мировых судей и порядок их назначения.. Сам. работа 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Арбитражные суды Лекции 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Система арбитражных судов, ее место в судебной системе РФ. Практические 4 2 ПК 1.13, ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Самостоятельное изучение вопросов: Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате Российской Федерации. Сам. работа 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Статус судей, присяжных заседателей. Лекции 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Судейский корпус: понятие и состав. Единство статуса судей, тре­бования, предъявляемые к ним. Практические 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. Самостоятельное изучение вопроса "Судейское сообщество как организаци­онная форма обеспечения независимости судей. " Сам. работа 4 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Прокуратура Российской Федерации.
3.1. Принципы организации прокуратуры в Российской Федерации. Система органов прокуратуры. Лекции 4 2 ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Место прокуратуры в системе органов государственной власти. Специализированные прокуратуры. Практические 4 2 ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Самостоятельное изучение вопросов о целях и направлениях прокурорской деятельности. Сам. работа 4 2 ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Адвокатура. Нотариат.
4.1. Адвокатура, Нотариат: понятие, принципы организации, виды осуществлемой юридической деятельности. Лекции 4 2 ПК 1.3, ОК 7, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Федеральная палата адвокатов РФ. Нотариальная палата РФ. Практические 4 2 ОК 11, ОК 6, ОК 3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Самостоятельное изучение вопросов: Бесплатная юридическая помощь, оказываемая адвокатами, нотариальные округа. Сам. работа 4 2 ОК 7, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Органы предварительного следствия в России. Органы осуществляющие ОРД
5.1. Система органов предварительного следствия. Органы, осуществляющие ОРД Лекции 4 4 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Органы, осуществляющие следствие, дознание, ОРД. Полномочия Практические 4 2 ПК 2.2, ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Изучение сайта Следственного коммитета РФ.Непроцессуальные полномочия должностных лиц органов дознания Сам. работа 4 4 ОК 12, ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Органы внутренних дел Российской Федерации. Росгвардия.
6.1. Органы внутренних дел, их задачи и структура. Виды правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел. Лекции 4 4 ПК 1.2, ОК 8, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Правовая основа деятельности Министерства внутренних дел. Принципы деятельности органов внутренних дел. Практические 4 2 ПК 1.3, ОК 7, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Росгварлия: правовые основы организации и деятельности, задачи, структура и полномочия. Лекции 4 2 ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.4. Изучение вопросов по теме: система Минестверства МВД РФ. Создание Национальной гвардии. Сам. работа 4 4 ОК 12, ОК 11, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.5. Зачет Практические 4 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-
курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9946
Примеры контрольных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что не относится к функциям правоохранительных органов:
а) охрана правопорядка
б) борьба с преступностью
в) издание специальных нормативно-правовых актов
г) препятствие правонарушениям
2. Кто не относится к правоохранительным органам:
а) суд
б) полиция
в) прокуратура
г) Государственная Дума

3. В задачи какого правоохранительного органа входит разбор преступлений и назначение справедливых наказаний:
а) суда
б) полиции
в) прокуратуры
г) нотариата

4. В задачи какого органа входит оказание юридической помощи гражданам:
а) суда
б) полиции
в) прокуратуры
г) адвокатуры

5. Что входит в обязанности полиции:
а) прием и регистрация заявлений
б) пресечение правонарушений
в) профилактика правонарушений среди молодежи
г) все перечисленное

6. Имеют ли право представители полиции доставить человека в состоянии наркотического опьянения в больницу:
а) имеют
б) не имеют ни в коем случае
в) имеют, но только с разрешения родственников
г) имеют, но только с разрешения самого человека

7. Возрастные рамки присяжных заседателей:
а) 20-80 лет
б) 25-70 лет
в) 25-50 лет
г) 30-60 лет

8. Кто является представителем обвинения в суде:
а) прокурор
б) адвокат
в) судья
г) нотариус

9. Независимость судей означает, что они:
а) подчиняются исключительно Конституции и иным законам
б) имеют больше прав, чем другие граждане
в) не должны подчиняться всем действующим законам
г) могут нарушать некоторые законы

10. В задачи какого правоохранительного органа входит пропаганда правового образа жизни среди молодого поколения:
а) суда
б) полиции
в) прокуратуры
г) адвокатуры

11. Кто имеет право стать судьей согласно Конституции РФ:
а) гражданин, достигший совершеннолетия
б) честный и принципиальный человек, поступивший на службу в правоохранительные органы
в) студент юридического факультета, практикующийся в адвокатуре
г) профессиональный юрист с пятилетним стажем работы

12. Какой термин не относится к понятию «адвокатура»:
а) ответчик
б) консультация
в) юридическая помощь
г) государство +

13. Какой правоохранительный орган следит за обеспечением прав и свобод граждан:
а) нотариат
б) ФСБ России
в) адвокатура
г) прокуратура

14. Что в РФ является последней инстанцией по правам человека:
а) Европейский Суд по правам человека
б) Верховный Суд РФ
в) городской (районный) суд
г) областной суд

15. Что относится к отличительным признакам правоохранительной деятельности:
а) осуществляется специально уполномоченными на то органами и организациями
б) применяются с помощью мер принуждения +
в) подотчетность вышестоящим органам и соответствующим международным организациям
г) осуществляется адвокатами для защиты прав граждан

16. Чем регулируется деятельность правоохранительных органов:
а) судебным прецедентом
б) Уголовным кодексом РФ
в) Гражданским процессуальным кодексом РФ
г) Гражданским кодексом РФ

17. Какое место занимает судебная власть среди других видов государственной власти:
а) выше исполнительной, но зависит от законодательной
б) на одном уровне с законодательной, но зависит от исполнительной
в) на одном уровне с исполнительной, но зависит от законодательной
г) не зависит от них и занимает равное с ними положение

18. Что является признаком судебной власти:
а) взаимодействие с органами исполнительной власти
б) в исключительных случаях может осуществляться органами исполнительной власти
в) процессуальный характер деятельности +
г) судебные решения не имеют силу закона

19. Что входит в судебную систему РФ:
а) все суды, кроме конституционных
б) конституционные суды, суды общей юрисдикции, арбитражные суды
в) только федеральные суды
г) только суды общей юрисдикции

20. Кем назначается Генеральный прокурор РФ:
а) Президентом РФ
б) Советом Федерации РФ
в) Государственной Думой РФ
г) Конституционным Судом РФ

Правильные ответы:
1. в
2.г
3. а
4.г
5.г
6.а
7. б
8.а
9.а
10.б
11. г
12.г
13.г
14.а
15.б
16.в
17.г
18.в
19.ю
20.б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Задание 1. Решите задачу
Алтайский краевой суд рассматривал уголовное дело в первой инстанции по обвинению гражданина С. в изнасиловании с последующим убийством двух молодых женщин. При вынесении вердикта подсудимому присяжные заседатели признали его виновным. Старшина жюри присяжных по желанию большинства присяжных высказал мнение о применении к С. исключительной меры наказания — смертной казни. Председательствующий судья разъяснил, что применение смертной казни в данном случае не будет основано на законе, поскольку подсудимый является несовершеннолетним (ст. 88 УК РФ) и что вопрос о размере наказания решает судья.
В чем заключается значение института присяжных заседателей? Для чего необходимо участие арбитражных заседателей в арбитражных судах, какова их роль при рассмотрении дел в первой инстанции? В решении каких вопросов при рассмотрении дела в первой инстанции принимают участие присяжные и арбитражные заседатели? Какова роль председательствующего в организации и проведении судебного процесса? Изучите положения нормативных актов по этим вопросам.
Решение:
В любом правовом государстве полноценная защита прав человека неразрывно связана с отменой смертной казни и существованием гуманного состязательного судопроизводства, одним из признаков которого является институт народного представительства. Институт присяжных заседателей необходим для рассмотрения и справедливого разрешения наиболее сложных, общественно опасных категорий уголовных дел, избежания трагических судебных ошибок, исправить которые порой бывает невозможно.
Суд прися́жных — институт судебной системы, состоящий из скамьи присяжных заседателей, отобранных по случайной методике только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы пра́ва. Суд присяжных рассматривает серьёзные уголовные дела в первой инстанции и его решения не подлежат апелляционному обжалованию в части установленности вины.
В уголовном процессе присяжные обычно выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, в гражданском процессе решают вопрос факта и, в случае решения в пользу истца, размер компенсации.
Присяжные подбираются с соблюдением определённых условий.
Для чего необходимо участие арбитражных заседателей в арбитражных судах, какова их роль при рассмотрении дел в первой инстанции?
Судебные полномочия осуществляют судьи арбитражных судов (ст. 8 ФКЗ об арбитражных судах). К рассмотрению дела могут привлечены также арбитражные заседатели (ст. 19 АПК РФ). Арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия только в арбитражных судах первой инстанции.
Для привлечения арбитражных заседателей необходима подача ходатайства. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за
Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство. Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.
При рассмотрении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя суд обязан проверить, имеются ли обстоятельства, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Наличие указанных обстоятельств является основанием отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. При этом суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру.
При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.
Задание 2. Дайте ответ на вопросы
В решении каких вопросов при рассмотрении дела в первой инстанции принимают участие присяжные и арбитражные заседатели?
Ответ:
По новым правилам, установленным ч. 3 ст. 17 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
Вместе с тем не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные ч. 2 ст. 17 АПК РФ, указанные выше, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.
Какова роль председательствующего в организации и проведении судебного процесса?
Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов - судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.
Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.
Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.
Лицу, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда объявляет предупреждение.
При повторном нарушении порядка лицо, участвующее в деле, или его представитель могут быть удалены из зала судебного заседания на основании определения суда на все время судебного заседания или часть его. В последнем случае председательствующий знакомит лицо, вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие. Граждане, присутствующие в судебном заседании, за повторное нарушение порядка удаляются по распоряжению председательствующего из зала заседания суда на все время судебного заседания.
В назначенное для разбирательства дела время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое гражданское дело подлежит рассмотрению.
Председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду кандидатуру переводчика.
Председательствующий разъясняет переводчику его обязанность переводить объяснения, показания, заявления лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, а лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, содержание имеющихся в деле объяснений, показаний, заявлений лиц, участвующих в деле, свидетелей и оглашаемых документов, аудиозаписей, заключений экспертов, консультаций и пояснений специалистов, распоряжений председательствующего, определения или решения суда.
Председательствующий предупреждает переводчика об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за заведомо неправильный перевод и приобщает его подписку об этом к протоколу судебного заседания.
Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы.
Задание 3. Дайте ответ на вопрос
Что такое уголовное преследование в деятельности прокуратуры
Ответ: Уголовное преследование — это деятельность правоохранительных органов, направленная на поиск подозреваемых в совершении преступлений и применение к ним мер пресечения и ответственности. Преследование — это одна из функций обвинения.
Задание 4. Дайте ответ на вопрос
Кто такие нотариусы
Ответ: Нота́риус (лат. notarius — писарь, секретарь) — лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, которые отличаются в разных странах.
Задание 5. Дайте ответ на вопрос
В чем заключаются принципы единства и централизации в построении органов прокуратуры
Ответ: Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде таких актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения о недопустимости нарушений законов, обращения с заявлениями в суды и др.
Принцип централизации. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.
Задание 6. Решите задачу
Федеральный суд общей юрисдикции Томской области в составе трех профессиональных судей вынес обвинительный приговор за умышленное убийство с особой жестокостью и назначил Т. наказание в виде 13 лет лишения свободы по совокупности приговоров. Прокурор и защитник считали приговор незаконным и необоснованным. Прокурор из-за мягкости назначенного наказания по совокупности приговоров, а защитник из-за суровости вынесенного обвинительного приговора за убийство.
Ответ: Согласно УК РФ Статья 105. ч.2 - убийство, совершенное с особой жестокостью, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью. Приговор, вынесенный судебной коллегией оправдан. Но если защитник или обвинитель не согласны с приговором, то они в праве опротестовать решения судебного состава Верховного суда Томской области в порядке апелляции, если решение не вступило в силу (дается 10 суток) в судебную коллегию по уголовным делам Пятого апелляционного суд общей юрисдикции УПК РФ Статья 389.2, УПК РФ Статья 389.3 или в порядке кассации, если решение вступило в силу, могут обратиться в судебную коллегию по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции УПК РФ Статья 401.2, УПК РФ Статья 401.3 .
Задание 7. Решите задачу
Следователь М., подготовив в ходатайство о назначении меры пресечения обвиняемому К. заключение под стражу, пришел с ним и материалами дела к начальнику Следственного отдела по городу Томску Следственного управления Следственного комитета РФ по Томской области Г. для согласования. Прочитав ходатайство, начальник отправил следователя читать Конституцию РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и другие нормативные акты, закрепляющие права граждан, а также дорабатывать документ и материалы.
Ответ: Действия следователя оправданы. Согласно УПК РФ Статья 108. Заключение под стражу. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Возможно следователь неверно раскрыл мотивы и основания.
Задание 8. Решите задачу
Конституционный Суд РФ своим постановлением признал не соответствующим Конституции РФ отдельные положения закона РФ «О статусе судей в РФ» и предписал федеральному законодателю внести изменения в указанные положения закона.
Ответ: Согласно Статье 80 “О Конституционном Суде РФ” В случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из постановления Конституционного Суда РФ о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ и в данном Конституционным Судом РФ истолковании вытекает необходимость устранения пробела или противоречий в правовом регулировании: Правительство Российской Федерации не позднее 6 месяцев после опубликования постановления КС РФ вносит в Гос. Думу проект нового ФКЗ, проект нового ФЗ или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный КС РФ неконституционным в отдельной его части, или в закон в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции РФ в данном КС РФ истолковании, а также в законы, в которых содержатся такие же положения.
Задание 9. Решите задачу
Л. обвинялся в совершении умышленного убийства своего соседа Ф. В ходе расследования следователь З. перед допросом Л. спросил его, признает ли он себя виновным? Обвиняемый Л. отказался отвечать следователю на этот вопрос, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ. Следователь пояснил Л., что непосредственно к допросу он еще не приступал, а положения УПК РФ разрешают ему провести с обвиняемым беседу.
Ответ: Действия следователя правомерны, так как допрос еще не начался.
Задание 10. Решите задачу
М. обвинялся в совершении ряда должностных преступлений. Он содержался под стражей более года. Защитник обвиняемого М. адвокат Т. неоднократно подавал ходатайства следователю и в суд с просьбой изменить меру пресечения, однако в удовлетворении ходатайств было отказано. Адвокат Т., считая, что права его подзащитного, предусмотренные УПК РФ, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод нарушены, направил жалобу в Европейский суд по правам человека.
Ответ: Согласно УПК РФ Статья 109 срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений. Действия суда и следователя неправомерны, так как должностные преступления особо тяжкими не являются.
Задание 11. Решите задачу
На заседании Квалификационной коллегии судей Томской области при решении вопроса о даче заключения кандидату в судьи районного суда П. выяснилось, что он несколько лет тому назад оставил семью и ушел к другой женщине, с которой впоследствии зарегистрировал брак; двоюродный брат его отбывает наказание в исправительной колонии за хулиганство; он сам два года назад привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Ответ: Указанные обстоятельства не являются препятствием для выдвижения к кандидатам в судьи, так как они не указаны в Закон РФ от "О статусе судей в Российской Федерации" Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.
Задание 12. В дежурную часть отдела полиции позвонил мужчина, представившийся Г-м, и сообщил, что он только что в собственной квартире из ревности убил свою жену. Прибывшие на место происшествия работники органов внутренних дел действительно обнаружили труп женщины. Находившийся в квартире мужчина объяснил, что это он звонил в отдел полиции и что он является судьей, раскаивается и просит немедленно арестовать его.
Ответ: Согласно УПК РФ Статья 146 - при наличии повода и основания, предусмотренных Статьей 140 УПК РФ (заявление о преступлении), орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. Судьи Федеральных судов задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Полицейский вправе задержать судью, убившего жену. УПК РФ Статья 449. Задержание
Задание 13. Решите задачу
На заседании Совета Торгово-промышленной палаты Томской области обсуждался вопрос о выдвижении кандидатур в арбитражные заседатели Арбитражного суда Томской области. В списке кандидатур было пять человек. Против одной кандидатуры «самовыдвиженца» возражал президент палаты, еще двух кандидатов просил не рекомендовать представитель областной администрации. Однако Совет палаты принял решение рекомендовать всех пятерых, с устной оговоркой, чтобы Арбитражный суд сам разбирался, кого выбрать.
Ответ: Совет Торгово-промышленной палаты Томской области поступил правомерно, так как ,согласно ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" Статья 3. Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе ТОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации организует проверку достоверности сведений о кандидатурах арбитражных заседателей.
Задание 14. Председатель Федерального суда общей юрисдикции Верхнекетского района Томской области Х. с 9.00 до 10.00 часов провел совещание с работниками аппарата суда. На нем, в частности, рассматривался вопрос о неудовлетворительной работе секретаря суда М.: опаздывает на работу, грубит посетителям, не вовремя оформляет документы. Председатель суда объявил М. устный выговор и предупредил о возможном ее увольнении. Затем до 12.30 председатель изучал поступившие из прокуратуры уголовные дела и распределил их между судьями. После обеда он единолично рассмотрел два гражданских дела, а с 18.00 до 19.30 осуществлял прием граждан.
Ответ: К правосудию можно отнести только непосредственную работу по осуществлению разрешения споров и других социальных конфликтов между субьектами общественных правоотношений посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства статья 118 Конституции РФ. В данном случае - единоличное рассмотрение двух гражданских дел
Задание 15. Решите задачу
По результатам проверки законности распределения жилья на одном из унитарных государственных предприятий прокурором в районный суд был предъявлен иск о признании документов, выданных администрациями районов города, недействительными. Судье, принявшему дело к производству, позвонил сотрудник аппарата администрации области и сообщил, что указанные в исковом заявлении квартиры были с согласия администрации области предоставлены высококвалифицированным специалистам, приглашенным для монтажа и последующей эксплуатации сложного оборудования на предприятии. В администрации считают нецелесообразным удовлетворение иска прокурора, так как такое решение, в конечном счете, противоречило бы интересам предприятия и всей области.
Ответ: в данном случае сотрудник аппарата администрации поступил противозаконно, согласно, УК РФ Статья 294 он совершил вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия. Судья должен сообщить об этом компетентным органам, согласно, УПК РФ Статья 151. Подследственность это дознаватель Федеральной службы судебных приставов, который будет проводить дознание по данному делу.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок, четко излагает свои мысли на поставленные вопросы, умеет тесно связывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение, в котором нет правовых ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, однако, была допущена одна ошибка или два-три недочета в решении правовой задачи (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки). Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Ставится студенту, если он имеет знания только основного материала, но не
усваивает его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ, однако, были допущены несколько ошибок (более двух-трех). Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Ставится студенту, который не выполняет самостоятельную работу (как в
полном объеме, так и частично), допускает большое количество ошибок при решении задач.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Процедура проведения: зачет. В аудитории, в которой проходит зачет, одновременно могут находиться не более шести обучающихся.
Обучающийся предъявляет преподавателю свою зачетную книжку, после чего лично берет билет, называет его номер, получает листы бумаги для записей ответов и приступает к подготовке ответа на вопросы и решению задачи.
При сдаче зачета обучающийся берет, как правило, только один билет; в случаях, когда обучающийся берет второй билет, оценка его ответа снижается на один балл; для подготовки к ответу обучающемуся отводится 40 минут.
После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени обучающийся докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы, докладывает решение задачи. Прерывать обучающегося при ответе не рекомендуется, исключение - ответ не по существу вопроса билета.
По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на зачет, в т. ч. по темам, пропущенным обучающимся. После ответа на все вопросы обучающийся сдает преподавателю билет и конспект (тезисы) ответа.
Если обучающийся отказался от ответа на билет, ему выставляется неудовлетворительная оценка. Оценка по результатам зачета объявляется обучающемуся и вносится преподавателем в ведомость.
Обучающимся, которые были замечены в использовании неразрешенных пособий и различного рода записей, а также нарушающим установленные правила поведения на зачете, по решению преподавателя могут даваться дополнительные задания по любому из вынесенных на устный зачет разделов учебной дисциплины. При повторном нарушении установленных правил поведения на зачете студент может быть удален из аудитории.

Перечень вопросов для подготовки к зачету.
Первая промежуточная аттестация
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели и задачи.
2.Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Государственные и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции.
3.Понятие, полномочия (функции) судебной власти.
4.Правосудие как вид государственной правоохранительной деятельности. Понятие принципов правосудия, их система.
5.Судебная система Российской Федерации.
6.Понятие звена судебной системы, судебной инстанции, судебной компетенции, подсудности.
7.Система судов общей юрисдикции.
8.Суды субъектов Российской Федерации – конституционные (уставные) суды, мировые судьи.
9.Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Полномочия районного суда. Организация работы в районном суде.
10.Суды субъектов Российской Федерации: структура, полномочия, место в системе федеральных судов общей юрисдикции.
11.Верховный Суд Российской Федерации: его полномочия и структура.
12.Военные суды в судебной системе Российской Федерации.
13.Арбитражные суды в Российской Федерации, их роль и основные задачи. Система арбитражных судов.
14.Конституционный Суд Российской Федерации: полномочия, структура и организация деятельности.
15.Статус судей: понятие и общая характеристика. Основные положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
16.Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: полномочия, структура, организация деятельности. Администраторы судов.
17.Система и структура органов прокуратуры РФ. Характеристика Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
18.Принципы организации и деятельности органов прокуратуры РФ.
19.Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры РФ.
20.Министерство юстиции РФ, его территориальные органы и учреждения, их основные задачи.
21.Федеральная служба судебных приставов: система органов, их основные задачи. Судебные приставы, их виды и полномочия.
22.Федеральная служба исполнения наказаний, ее структура и основные задачи.
23.Система обеспечения безопасности в Российской Федерации. Состав, задачи и функции Совета Безопасности РФ.
24.Органы федеральной службы безопасности в Российской Федерации, их система, принципы и основные направления деятельности.
25.Система органов внешней разведки РФ. Принципы и цели разведывательной деятельности. Полномочия органов внешней разведки РФ.
26.Понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны РФ.
27.Понятие, система и основные полномочия государственной фельдъегерской службы РФ.
28.Понятие, система и основные полномочия органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).
29.Понятие и система органов внутренних дел РФ.
30..Задачи и основные полномочия Министерства внутренних дел.
31.Полиция как составная часть органов внутренних дел. Основные права и обязанности полиции.
32.Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы РФ.
33.Понятие, система и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу.
34.Федеральные органы государственной охраны: система, задачи и полномочия.
35.Задачи и структура внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
36.Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности.
37.Система органов, осуществляющих предварительное следствие. Полномочия следователя и руководителя следственного органа.
38.Система органов дознания и их полномочия.
39.Адвокатура и адвокатская деятельность в Российской Федерации.
40.Понятие социальной защиты населения



ЗАДАЧИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Задача 1.
Гражданин Хмыров добивался отмены принятых в отношении его судебных решений по гражданскому делу. Очередное решение по его делу вынесено Президиумом Верховного Суда РФ не в его пользу. Хмыров считает, что данное решение незаконно и хочет добиваться его отмены через Конституционный Суд РФ.
Можно ли это сделать? Можно ли обжаловать решение Президиума Верховного Суда РФ?
Дайте совет гражданину в соответствии с действующим законодательством.
Задача 2.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.06. 2005 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 УПК РФ в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска" признаны не соответствующими Конституции РФ некоторые положения ст. 318 УПК РФ...»
Каковы юридические последствия данного решения Конституционного Суда РФ?
Какова юридическая сила данного решения Конституционного Суда РФ?
Какое место занимает этот суд в судебной системе РФ?
Задача 3.
Гражданин Антифризов, работавший механиком в частном автосервисе был уволен с работы, по его мнению, незаконно без объяснения причин. Он считает, что нарушено предусмотренное ст. 37 Конституции РФ право на труд.
Может ли он обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на незаконность действий администрации? Какой суд может защитить его права?
Дайте ответ в соответствии с действующим законодательством.
Задача 4.
Гражданина Поносова привлекают к уголовной ответственности. Поносов считает, что норма федерального закона (УПК РФ), которую к нему применяют, не соответствует Конституции РФ и тем самым ущемляет его конституционные права.
Может ли какой-либо суд разрешить этот вопрос?
Может ли адвокат оказать ему в этом помощь?
Дайте ответ в соответствии с действующим законодательством.
Задача № 5.
Государственный совет во Франции одновременно играет роль юридического советника правительства и высшей судебной инстанции по отношению к административному аппарату. Любой законопроект, декрет или ордонанс, до того как он будет представлен на рассмотрение совета министров, а затем парламента, проходит экспертизу Госсовета, который анализирует документ, указывает на его недостатки и упущения, предлагает поправки и определяет его соответствие Конституции страны. Госсовет рассматривает различные трудовые споры. Решением Госсовета можно добиться восстановления на работе, разрешить всевозможные административные конфликты.
Сравните правовой статус Конституционного Суда РФ с правовым статусом Госсовета Франции.
Задача № 6.
В Конституционный Суд РФ обратились с жалобой граждане Смиронов, Тонин и Перекопский, находящиеся в одном из следственных изоляторов г. Санкт-Петербурга. Суть жалобы заключалась в том, что необоснованное заключение под стражу в качестве меры пресечения в отношении их, а также условия, в которых содержатся предварительно заключенные, нарушают их конституционные права и свободы.
Подлежит ли жалоба рассмотрению Конституционным Судом? Определите
Задача № 7.
Студенты юридического факультета Белкин и Ефимов обсуждали вопросы реального значения Конституционного Суда РФ в судебной системе России. Белкин считал, что роль Конституционного Суда РФ весьма высока, ибо его решения имеют силу закона. Ефимов утверждал, что реальных полномочий у Конституционного Суда РФ нет: признание неконституционной той или иной нормы закона не влечет ее автоматической отмены, закон об изменении нормативно-правовых актов все равно принимают депутаты Государственной Думы.
Кто прав в данном споре? Выскажите свою позицию.
Задача № 8.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 5-П статья 405 УПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ. Данная статья устанавливает правило, согласно которому «Пересмотр в порядке надзора ... оправдательного приговора... не допускается». В Постановлении отмечено, что данная норма не позволяет потерпевшему ( его представителю) или прокурору, устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела.
Поясните, каковы юридические последствия данного решения Конституционного Суда РФ.
Позволяет ли оно заинтересованным лицам непосредственно защитить свои права или для этого требуются соответствующие изменения в УПК РФ?
Задача №9.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.06. 2005 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 УПК РФ в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска" признаны не соответствующими Конституции РФ некоторые положения ст. 318 УПК РФ...»
Каковы юридические последствия данного решения Конституционного Суда РФ?
Какова юридическая сила данного решения Конституционного Суда РФ?
Какое место занимает этот суд в судебной системе РФ?
Задача №10.
Решением районного суда Колчин был восстановлен на работе в должности главного редактора городской газеты «Курьер». Ответчиком данное решение было обжаловано в кассационном порядке в судебной коллегии по гражданским делам областного суда. Судом кассационной инстанции данное решение было оставлено без изменений. Ответчик направил надзорную жалобу на вступившее в законную силу решение суда в президиум областного суда. В надзорном порядке решение было отменено.
Какие полномочия в данном случае реализовали судебная коллегия по гражданским делам и президиум областного суда? Какими еще полномочиями наделен президиум областного суда?
Задача №11.
При заключении договора на поставку продукции птицефабрики ЗАО «Огонек» ООО «Восток» по обоюдному согласию сторон в договор было включено условие о том, что все споры между сторонами будут решаться путем переговоров без обращения в арбитражный или третейский суд. В течение полугода обе стороны должным образом исполняли свои обязанности по договору, однако в дальнейшем ООО «Восток» стало систематически задерживать оплату поставленной ему продукции. Поскольку непосредственное обращение к ООО «Восток» не дало никакого результата, птицефабрика обратилась в арбитражный суд с иском об уплате штрафных санкций.
Может ли арбитражный суд принять иск к своему рассмотрению?
Задача №12.
Гражданин Сакашвили при входе в метро был остановлен сотрудниками полиции, которые представились и попросили предъявить документ, удостоверяющий личность и содержимое портфеля, находящегося при нем. Поскольку Сакашвили категорически отказался это сделать, они пояснили, что в городе осуществляются мероприятия по розыску преступников и предложили пройти в отделение милиции.
На основе действующего законодательства оцените правомерность действий сотрудников полиции и гражданина Сакашвили.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания, знание источников гражданского законодательства.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены незначительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание источников гражданского законодательства.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Представлен не полный ответ на теоретический вопрос. В решении практического задании могут быть допущены ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в т. ч. непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов билета.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гриненко А.В. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ: Учебник для СПО: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469469
Л1.2 Бахтеев Д.В. НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.: 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вилкова Т.Ю., Насонов С.А. СУДОУСТРОЙСТВО И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ: Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Поляков М.П. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.: Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450895
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС: «Консультант Плюс», «Гарант». www.consultant.ru
Э2 Интернет – ресурсы:
Э3 - сайты Президента РФ, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Судебного департамента, Правительства РФ, Алтайского краевого суда; www.genprok.gov.ru.
Э4 Единый образовательный портал (Курс Правоохранительные органы) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
402Н кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Правоохранительные органы» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. материалов судебной практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При реализации учебной дисциплины «Правоохранительные органы» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: устные и письменные опросы, решение ситуационных задач.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в изучении дополнительной литературы и подготовке к практическим занятиям.
Одной из организационных активных форм взаимодействия,является «круглый стол», он предоставляет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов, обмена опытом и творческих инициатив. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает «круглому столу» динамичность и эксцентричность.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и сообщение на семинаре, а также опрос по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники судебной практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ, постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах практических занятий.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задаче вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…»). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Преподаватель, ведущий занятия и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой промежуточной аттестации является экзамен.