МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Криминалистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияЗаочная
Учебный планz40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_11кл
Часов по учебному плану 300
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 260
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
диф. зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 16 16 20 20
Практические 4 4 16 16 20 20
Сам. работа 92 92 168 168 260 260
Итого 100 100 200 200 300 300

Программу составил(и):
Препод., Селина Наталья Сергеевна

Рецензент(ы):
Доцент, Беспечный Олег Васильевич

Рабочая программа дисциплины
Криминалистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 25.03.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоение теоретических положений науки криминалистики о закономерностях совершения преступлений и механизме образования их следов, а также о закономерностях механизма их обнаружения, фиксации, изъятия и использования в решении задач уголовного судопроизводства
Задачи изучения дисциплины.
усвоить сущность преступной деятельности и её проявление в следах-последствиях преступлений;
усвоить сущность законной деятельности и её проявление в криминалистическом механизме выявления преступлений, обнаружении и использовании доказательств;
сформировать основные навыки и умение использовать полученные криминалистические знания для повышения эффективности решения профессиональных задач;
воспитать у студентов потребность в повышении знаний в области теории и практики криминалистики, адекватной самооценке своей личности имеющимся теоретическим знаниям и умении расследовать преступления.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.5 Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.7 Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8 Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие положения криминалистической техники;

основные положения тактики проведения отдельных следственных действий;

формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений;

основы методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять технико-криминалистические средства и методы;

проводить осмотр места происшествия;

использовать оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и иные формы учетов;

использовать тактические приемы при производстве следственных действий;

использовать формы организации и методику расследования отдельных видов и групп преступлений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в криминалистику
1.1. Предмет, система и задачи науки криминалистики. История криминалистики Лекции 3 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Предмет, система и задачи науки криминалистики. История криминалистики Практические 3 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Предмет, система и задачи науки криминалистики. История криминалистики Сам. работа 3 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Криминалистическая идентификация и диагностика Лекции 3 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Криминалистическая идентификация и диагностика Практические 3 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Криминалистическая идентификация и диагностика Сам. работа 3 90 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Криминалистическая техника
2.1. Общие положения криминалистической техники Лекции 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Общие положения криминалистической техники Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Криминалистическая фотография, киносъемка и видеозапись Лекции 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Криминалистическая фотография, киносъемка и видеозапись Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Криминалистическая фотография, киносъемка и видеозапись Сам. работа 4 36 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Криминалистическая трасология Лекции 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Криминалистическая трасология Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Криминалистическая трасология Сам. работа 4 38 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Криминалистическое оружиеведение Лекции 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Криминалистическое оружиеведение Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Криминалистическое оружиеведение Сам. работа 4 32 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Криминалистическая габитоскопия Лекции 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Криминалистическая габитоскопия Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Криминалистическая габитоскопия Сам. работа 4 30 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Криминалистическая документология Лекции 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.16. Криминалистическая документология Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.17. Криминалистическая документология Сам. работа 4 32 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.18. Подготовка к зачету Сам. работа 4 0 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.19. Зачёт Практические 4 0 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 1.3, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9829
Контрольные вопросы и задания для проведения итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
1. Криминалистическая фотография это:
1         отрасль криминалистической техники;
2         фотографические средства;
3            совокупность приемов и методов;
4            все ответы правильные.

2. Соотнесение места происшествия и прилегающей местности производится в процессе:
1              обзорной съемки;
2              опознавательной съемки;
3              узловой съемки;
4              ориентирующей съемки.
 
3. Решение задачи запечатления общего вида места происшествия решается путем производства:
1              репродукционной съемки;
2              узловой съемки;
3              детальной съемки;
4              обзорной съемки. 

4 . След в трасологическом понимании - это:
1              идеальные отображения явлений в сознании людей;
2     материальные отображения признаков внешнего строения контактно взаимодействовавших объектов. 
3              реальные события исследуемые криминалистом;
4              то, что доказывает вину или невиновность субъекта;
 
5. Что не относится к объектам трасологии:
1        следы орудий взлома;
2        следы животных;
3        идеальные следы.
4        следы-вещества;
5        запирающие устройства;
 
6. К следам-предметам, изучаемым в трасологии, относятся:
1      части некогда целых предметов;
2      оброненные преступником предметы;
3      замки и запорно-пломбировочные устройства;
4      оставшиеся на месте происшествия предметы одежды преступника;
5      все ответы правильные.
 
7. Основанием деления отображений на следы человека, следы животных, следы транспортных средств является:
1              источник происхождения. 
2              механизм образования;
3              степень восприятия;
4              место расположения изменений;
 
8. По своему содержанию в трасологии следы классифицируются на:
1              следы-механизмы;
2              следы-обстоятельства;
3              следы-отображения.
4              следы-тождества;
 
9. Какие из перечисленных сведений о следах должны найти отражение в протоколе осмотра?
1        кто обнаружил следы;
2        кто конкретно и чем оставил следы;
3        как произведено изъятие следов;
4        все ответы неправильные.
 
 
10. Основанием деления следов на объемные и поверхностные является:
1              место расположения изменений;
2              особенность пространственного взаимодействия и механического воздействия объектов друг на друга;
3              степень восприятия следов;
4              механизм образования, сила воздействия и твердость объектов. 

Правильные ответы:
1-4
2-4
3-4
4-2
5-3
6-5
7-1
8-4
9-3
10-4

Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: 85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов; 70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов; 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов; 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета. Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9829
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 80 вопросов, студент может получить максимум 80 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 250 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Александрова И.В. КРИМИНАЛИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Яблоков Н.П. КРИМИНАЛИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филиппов А.Г. - Отв. ред. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Л. Я. Драпкин [и др.] ; отв. ред. Л. Я. Драпкин. Криминалистика: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
Э2 Курс в системе moodle: "Криминалистика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
121Н кабинет инженерных систем гостиницы и охраны труда; кабинет прикладной геодезии и экологического картографирования; кабинет организации деятельности сотрудников службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда; полигон геодезический – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; меловая передвижная доска – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart); оборудование: нивелир оптический VEGA; теодолит VEGA электронный; помещение для хранения оборудования и туристического снаряжения; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Криминалистика" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе правовых ситуаций необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.