МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обществознание

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2021_9кл
Часов по учебному плану 118
в том числе:
аудиторные занятия 118
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 28 20 20 48 48
Практические 36 36 34 34 70 70
Итого 64 64 54 54 118 118

Программу составил(и):
канд.ист.наук, Преподаватель, высшая категория, Карпенко Елена Анатольевна;Преподаватель, Косач Елена Викторовна

Рецензент(ы):
Преподаватель, высшая категория, Большакова Елена Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Обществознание

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации
1.2 Развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры
1.3 Углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин
1.4 Умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы
1.5 Содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом
1.6 Формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю
1.7 Применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.3.1.1 биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений
3.1.2 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
3.1.3 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
3.1.4 особенности социально-гуманитарного познания
3.2.Уметь:
3.2.1.3.2.1 характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
3.2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия
3.2.3 устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
3.2.4 объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
3.2.5 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
3.2.6 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
3.2.7 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
3.2.8 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
3.2.9 подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
3.2.10 применять социально-политические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач
3.2.1 характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
3.2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия
3.2.3 устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
3.2.4 объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
3.2.5 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
3.2.6 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
3.2.7 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
3.2.8 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
3.2.9 подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
3.2.10 применять социально-политические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.3.3.1. Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Человек как биосоциальное существо. Человек, индивид, личность. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Деятельность человека. Потребности и способности человека. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Познание Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Проблема познаваемости мира. Истина и ее критерии Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.6. Общество как сложная система Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.7. Общество как система. Многовариативность общественного развития Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.8. Основные институты и подсистемы общества Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.9. Мировые глобальные проблемы. Глобализация общества Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.10. Тестирование по разделу «Человек и общество» Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Виды культуры, ее формы и разновидности Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Наука и образование в современном мире Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Наука и образование. Правовое регулирование образования в РФ Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Религия как феномен культуры. Мировые религии Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Основные элементы духовной культуры Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.9. Творческое задание «Профессиональная культура» Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.10. Тестирование по разделу «Духовная культура человека и общества» Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Социальные отношения
3.1. Социальная роль и стратификация Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Социальная стратификация и социальная мобильность. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Творческое задание «Ролевой набор работника правоохранительных органов» Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Социальные нормы и конфликты Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.5. Социальный контроль, виды норм и санкций. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.6. Девиантное поведение. Профилактика негативных форм девиации Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.7. Социальные конфликты и пути их разрешения Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.8. Важнейшие социальные общности и группы Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.9. Этнические общности и межнациональные отношения Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.10. Этносоциальные конфликты и пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.11. Молодёжь как социальная группа. Особенности молодёжной политики в современной России Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.12. Семья как малая социальная группа Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.13. Семейные правоотношения Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.14. Семья как малая социальная группа Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.15. Тестирование по разделу «Социальные отношения» Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Политика
4.1. Политика и власть. Государство в политической системе Лекции 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Происхождение государства. Теории происхождения государства Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Формы государства. Типология политических режимов Лекции 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Государство как политический институт. Признаки государства, его форма и функции Практические 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Творческое задание «Сравнительная характеристика государств» Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Органы государственной власти РФ: структура и полномочия Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.7. Органы государственной власти РФ Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.8. Политическая элита и лидерство Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.9. Политические партии и движения, их классификация Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.10. Политические партии Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.11. Институты прямой демократии. Выборы и референдум Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.12. Политический процесс и участие. Политическое лидерство Практические 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.13. Субъекты и участники политического процесса Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.14. Политическая культура. Гражданское общество и правовое государство Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.15. Тестирование по разделу «Политика» Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.16. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачёт Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, письменные задания)
размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11303

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Перечень вопросов к зачету:
1. Понятие общества. Сферы общественной жизни.
2. Человек, индивид, личность.
3. Социальная структура. Страты. Слои.
4. Научное познание. Роль науки.
5. Социальный статус личности. Социальные роли личности.
6. Социальное познание. Особенности социального познания.
7. Политическая система общества, ее структура.
8. Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.
9. Духовная сфера общества.
10. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
11. Политический статус личности.
12. Мировые религии.
13. Цивилизации и формации.
14. Государство. Законодательная, исполнительная и судебная власти.
15. Правовое государство, его основные признаки.
16. Федеративное устройство РФ.
17. Демократия и признаки демократических режимов.
18. Социальная мобильность.
19. Типы государств по форме правления.
20. Мораль и её категории.
21. Партия. Признаки партии. Роль партии в политической жизни.
22. Государство и его признаки.
23. Антидемократические режимы.
24. Религия. Классификация религий.
25. Духовный мир человека. Мировоззрение.

Пример тестовых заданий для итогового теста:
1. Природа, в отличие от общества:
А) представляет собой сложную систему
Б) способна к эволюционному развитию
В) может существовать независимо от человека
Г) является творцом культуры.
2. Переход от индустриального к постиндустриальному характеризуется:
А) развитие крупной машинной промышленности
Б) преобладание коллективистских ценностей
В) возникновение микропроцессорных технологий
Г) доминированием внеэкономического принуждения к труду.
3. Верны ли следующие суждения о продуктах элитарной культуры?
Продукты элитарной культуры
1.предназначены для потребителя, обладающего специальной подготовкой, воспринимающего сложный эстетический язык
данного типа культура.
2.не могут смешиваться с продуктами массовой культуры, становятся коммерчески прибыльными.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны.
4. Проблема социальной ответственности учёных приобрела особую остроту, так как:
А) учёные делают открытия, имеющие неоднозначные последствия
Б) государство финансирует науку
В) общество полностью утратило контроль за деятельностью учёных
Г) наука потеряла своё значение в обществе.
5. Мышление посредством художественных образов свойственно познанию:
А) научному
Б) обыденному
В) эстетическому
Г) религиозному.
6. К историческим разновидностям этнических общностей относят:
А) государства
Б) племена
В) сословия
Г) конфессии.
7. Проявлением социальной стратификации является:
А) деление общества на сословия
Б) создание элитарных произведений искусства
В) дифференциация фирм по уровню эффективности
Г) появление новых подразделений в государственном ведомстве.
8. Основной политический институт, который отличается наивысшей концентрацией политической власти, устанавливает
суверенитет в определённых территориальных границах, обладает рядом исключительных прав, называется:
А) правоохранительными органами
Б) государством
В) правящей партией
Г) правительством.
9. Тот факт, что раз в шесть лет в государстве Н. избирается президент, позволяет охарактеризовать:
А) форму правления
Б) политический режим
В) государственно-территориальное устройство
Г) экономическое устройство.
10. Среди приведённых ситуаций укажите пример, иллюстрирующий деятельность организаций, представляющих
гражданское общество:
А) выступление инициативной группы жителей микрорайона против строительства коттеджей в лесопарковой зоне
Б) совершение премьер-министром поездки по регионам страны с целью ознакомления с условиями жизни населения
В) выступление парламентской группы с предложениями поправок к закону о бюджете
Г) назначение советом директоров крупной компанией нового финансового директора.
11. В государстве глава государства – президент. Он не относится ни к одной из ветвей власти, обладая полномочиями в
каждой из них. Главой исполнительной власти является председатель правительства. Оно подотчётно как президенту, так и
парламенту. Какова форма правления в этом государстве?
А) смешанная республика
Б) президентская республика
В) парламентская монархия
Г) абсолютная монархия.
12. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится:
А) способность создавать новые орудия труда
Б) общение при помощи членораздельной речи
В) возможность абстрактно мыслить
Г) обладание инстинктом сохранения.
13. Что из перечисленного характеризует общество как динамическую систему?
А) наличие социальных институтов
Б) смена исторических эпох и периодов
В) авторитет институтов семьи и государства
Г) существование социальных групп.
14.Картины Сальвадора Дали, относящиеся к направлению сюрреализма, сложны для понимания неискушённого зрителя.
Данный признак позволяет отнести творчество Дали к культуре:
А) элитарной
Б) массовой
В) экранной
Г) народной.
15. Верны ли следующие суждения о современной науке?
Наука в современном обществе
1. достигла высокого уровня развития в таких областях, как кибернетика, ядерная физика, генная инженерия.
2. сделала открытия, которые представляют собой угрозу человеческой жизни, гуманистическим идеалам и ценностям,
здоровью людей.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны.
16. Что отличает религию от других областей духовной культуры?
А) выражение субъективного отношения к миру
Б) отражение реальности в художественных образах и символах
В) теоретическое осмысление сущности общественных и природных явлений
Г) идея сверхъестественного вмешательства в жизнь людей.
17. Социальная группа, отличающаяся кровнородственными и брачными отношениями, общностью быта – это:
А) класс
Б) семья
В) община
Г) этнос.
18. Что понимается обществоведами под «социальной мобильностью»?
А) оценка обществом социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком
Б) ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением
В) измерение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую
Г) положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.
19. Тип социальных отношений между индивидами и общностями по поводу власти – это:
А) культура
Б) политика
В) демократия
Г) монархия.
20. Унитарное государство, в отличие от федеративного, предполагает:
А) государственную целостность
Б) право суверенитета
В) отсутствие политической самостоятельности субъектов
Г) единство системы государственной власти.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. в
2. в
3. а
4. а
5. в
6. б
7. а
8. б
9. а
10. а
11. а
12. г
13. б
14. а
15. в
16. г
17. б
18. в
19. б
20. в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») -85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Дифференцированный зачет проводится в смешанной форме (электронное тестирование и устный ответ (при неудовлетворительном результате
теста) после успешной сдачи всех текущих аттестаций.
Дифференцированный зачет является формой промежуточного контроля знаний, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе
самостоятельной работы. Умения отрабатываются студентами в ходе выполнения заданий на практических занятиях.
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только
скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
-самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы;
- посещение консультации перед экзаменом.
Литература для подготовки рекомендуется преподавателем либо, указана в учебно-методическом комплексе. Для полноты
учебной информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников. Студент вправе сам придерживаться
любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от преподавателя), но при
условии достаточной научной аргументации.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в
систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и
информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену
студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых
проблем.

Дифференцированный зачет проводится путем электронного тестирования по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. Тестовые
задания представлены открытого и закрытого типа (выбор правильного ответа, множественный выбор, установление
последовательности, установление соответствия). Все задания выводятся на экран в случайном порядке. Время,
установленное для электронного тестирования, составляет 45 минут. Для прохождения теста предусмотрена одна попытка.
По окончании электронного тестирования результат выводится студенту автоматически.
В случае неудовлетворительного результата электронного тестирования пересдача проводится устно по вопросам курса.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=527375)

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») -85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Критерии оценивания устных ответов:
100 – 85 баллов – оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал,
исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой,
свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний
84 – 70 баллов – оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу
излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения
при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
69 – 50 баллов – оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного
материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения
логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении
практических работ.
49 – 0 баллов – оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части
программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет
практические работы.
Приложения
Приложение 2.   ФОС_Обществознание_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. И. Федоров Обществознание: Учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Л. Н. Боголюбов, А. Ю, Лазебникова, Н. И. Городецкая Под ред. Л. Н. Боголюбова Обществознание. 11 класс (базовый уровень) : учебник М.:Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.3 Л. Н. Боголюбов, А. Ю, Лазебникова, А. В. Половникова; Обществознание. 10 класс (базовый уровень) \ Под ред. Л. Н. Боголюбова. - 5-е изд. : М.:Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089888
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под редакцией Н. В. Агафоновой Обществознание в 2 ч. Часть 2 6-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 под редакцией Н. В. Агафоновой Обществознание в 2 ч. Часть 1 6-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Обществознание (Колледж АлтГУ, дисциплина ядра. Преподаватель Шестакова Ю.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html
Сайт Президента РФ. режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
ИПО системы «Гарант».Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины Обществознание используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: деловые игры, кейс-задания, дискуссии, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания(эссе, презентации, рефераты).
Для успешного овладения дисциплиной Обществознание необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины Обществознание обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины Обществознание.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и Обществознания. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя устный опрос, решение познавательных задач (кейс-задания), дискуссии, деловые игры. План устного практического занятия состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по Обществознанию. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
Планы устных практических занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к устному практическому занятию по дисциплине Обществознание следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине Обществознание предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий.