МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Человек в современном мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильПродуцирование биологически активных веществ методами биотехнологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_ПБАВ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.э.н., Профессор, Шваков Евгений Евгеньевич

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Человек в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Евгений Евгеньевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний об основных сферах жизнедеятельности человека и роли в них экономики, формирование умений и навыков умений и навыков поиска необходимой информации для изучения проблем и практических ситуаций, с которыми сталкивается человек в своей жизнедеятельности, на основе системного подхода, умений и навыков их анализа (включая проведение необходимых экономических расчетов) и выстраивание коммуникаций при их обсуждении с учетом культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества. Каждый из разделов курсов предполагает приобретение знаний, а также формирование умений и навыков умений и навыков поиска необходимой информации для изучения проблем и практических ситуаций, с которыми сталкивается человек в следующих сферах своей жизнедеятельности:
- в системе хозяйствования как первичной сфере жизнедеятельности человека;
- в сфере экономики;
- в системе права;
- в системе политических и властных отношений;
- в сфере культуры в части ее влияние на экономическое поведение человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– современную теоретическую концепцию культуры речи, орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические нормы русского литературного языка;

– грамматическую систему и лексический минимум одного из иностранных языков;

– универсальные закономерности структурной организации и самоорганизации текста;

3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;

– логически верно организовывать устную и письменную речь;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– техникой речевой коммуникации, опираясь на современное состояние языковой культуры;

- навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по профессиональной проблематике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ КАК ПЕРВИЧНАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Жизнедеятельность человека и хозяйствование Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Жизнедеятельность человека и хозяйствование Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Жизнедеятельность человека и хозяйствование Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Сущность хозяйственной деятельности человека Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Сущность хозяйственной деятельности человека Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Сущность хозяйственной деятельности человека Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Модели поведения человека в мире хозяйствования Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Модели поведения человека в мире хозяйствования Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Модели поведения человека в мире хозяйствования Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. ПОВЕДЕНИЕ И ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
2.1. Человек на рынке труда Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Человек на рынке труда Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Человек на рынке труда Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Человек на рынке товаров и услуг Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Человек на рынке товаров и услуг Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Человек на рынке товаров и услуг Сам. работа 2 7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Человек рациональный и его экономическое поведение Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Человек рациональный и его экономическое поведение Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Человек рациональный и его экономическое поведение Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Человек в мире современных денег Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Человек в мире современных денег Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Человек в мире современных денег Сам. работа 2 7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. Человек в мире кредита и на финансовом рынке Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. Человек в мире кредита и на финансовом рынке Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. Человек в мире кредита и на финансовом рынке Сам. работа 2 7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.16. Человек и его взаимоотношения с государством Лекции 2 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.17. Человек и его взаимоотношения с государством Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.18. Человек и его взаимоотношения с государством Сам. работа 2 7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.19. Современная мировая экономика и человек Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.20. Современная мировая экономика и человек Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.21. Современная мировая экономика и человек Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПРАВА
3.1. Человек в системе хозяйственного права Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Человек в системе хозяйственного права Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Человек в системе хозяйственного права Сам. работа 2 7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Собственность как правовое отношение Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Собственность как правовое отношение Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Собственность как правовое отношение Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
4.1. Человек как субъект политики и власти Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Человек как субъект политики и власти Практические 2 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Человек как субъект политики и власти Сам. работа 2 7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Человек и власть государства Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Человек и власть государства Практические 2 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.6. Человек и власть государства Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.7. Реализация экономической политики Лекции 2 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.8. Реализация экономической политики Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.9. Реализация экономической политики Сам. работа 2 7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
5.1. Человек как личность: формирование и самореализация Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Человек как личность: формирование и самореализация Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Человек как личность: формирование и самореализация Сам. работа 2 7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.4. Место и роль культуры в развитии человека Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.5. Место и роль культуры в развитии человека Практические 2 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.6. Место и роль культуры в развитии человека Сам. работа 2 7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.7. Общество и взаимоотношения человека с ним Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.8. Общество и взаимоотношения человека с ним Практические 2 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.9. Общество и взаимоотношения человека с ним Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн - курсе на образовательном портале " Цифровой Университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8750 - ссылка на общий курс "Человек в современном мире"



УК-5
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
Полгода назад Иван заложил взял заём в ломбарде под залог золотых часов. Дела у него в это время шли не очень хорошо, и долг отдать не получалось. Спустя полтора месяца после истечения срока займа Ивану позвонили из ломбарда и сообщили, что большая часть долга погашена за счет реализации часов, ему осталось заплатить лишь небольшой остаток долга и проценты. Прав ли ломбард:
1) да, Ивану придется заплатить всю требуемую сумму;
2) нет, Иван должен заплатить только остаток долга;
3) нет, Иван должен заплатить только проценты;
4) нет, Иван ничего не должен ломбарду. (правильный ответ).


Вопрос 2:
Какие расходы, включенные в декларацию для получения налогового вычета, позволят уменьшить сумму налога на доходы физических лиц. (Отметьте все варианты):
1) Приобретение автомобиля в многодетной семье.
2) Расходы на образование налогоплательщика и его детей. (правильный ответ)
3) Расходы на благотворительность. (правильный ответ)
4) Проценты по потребительскому кредиту.
5) Оплата стоматологических услуг для детей налогоплательщика. (правильный ответ)
6) Приобретение подарков для пожилых родственников.
7) Строительство гаража на даче. (правильный ответ)
8) Оплата пребывания ребенка в детском летнем лагере.
9) Расходы на заочные подготовительные курсы.
10) Расходы на обучение в вузе. (правильный ответ)

Вопрос 3:
Выберите способы защиты от интернет-мошенников (несколько вариантов):
1) Никогда и никому не сообщать пароли (правильный ответ)
2) Сообщать пароли только сотрудникам банка
3) Никогда не делать копий файлов с секретной информацией
4) Не открывать сайты платежных систем по ссылке (например, в письмах) (правильный ответ)
5) При поиске удаленной работы не реагировать на просьбы оплаты каких-либо регистрационных взносов (правильный ответ)

Вопрос 4:
Социальными целями домохозяйства могут выступать:
1. воспитание детей
2. повышение образовательного уровня
3. обеспечение условий для полноценного отдыха
4. всё вышеперечисленное (правильный ответ)

Вопрос 5:

Что не относится к доходам семьи?

1) зарплата мамы и папы;
2) стипендия, которую получает старший брат;
3) деньги, полученные от сдачи квартиры в аренду;
4) деньги от продажи кабачков которые бабушка вырастила на огороде;
5) проценты от вклада в банк;
6) кредит на холодильник; (правильный ответ)
7) пенсия бабушки и дедушки;
8) прибыль от предпринимательской деятельности.

Вопрос 6:
Укажите неверное суждение о налогах:

1) Налоги — это обязательные платежи;
2) Налоги — это необязательные платежи; (правильный ответ)
3) Налоги уплачиваются из доходов физических и юридических лиц;
4) Налоги используются государством для выполнения своих общих задач и функций;
5) Налоги идут на финансирование деятельности государственных органов и социальную помощь

Вопрос 7:
Что такое дисконт?
1) доход
2) скидка (правильный ответ)
3) надбавка

Вопрос 8:
Кредит, выдаваемый под залог объекта, который приобретается (земельный участок, дом, квартира), называется:
а) ипотечный (правильный ответ)
б) потребительский
в) целевой

Вопрос 9:
Фондовый рынок — это место, где:
а) продаются и покупаются строительные материалы
б) продаются и покупаются ценные бумаги (правильный ответ)
в) продаются и покупаются продукты питания

Вопрос 10:
Такие обязательства как: банковский кредит, долги друзьям, алименты, квартплата, относят к:
а) активам
б) накоплениям
в) пассивам (правильный ответ)

Вопрос 11:
Верны ли следующие суждения об источниках доходов?
А. К источникам доходов относятся заработная плата, премия, стипендия.
Б. Одним из источников дохода является покупка товаров длительного пользования.

1) верно только А (правильный ответ)
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Вопрос 12:
Техническое устройство, с помощью которого осуществляется прием или выдача наличных средств с использованием банковских карт называется
1) касса
2) монета
3) банкнота
4) банкомат (правильный ответ)

Вопрос 13:
Процент, который начисляется на первоначальную сумму депозита в банке, называется:
а) простой (правильный ответ)
б) средний
в) сложный

Вопрос 14:
Неспособность заемщика (эмитента долговых ценных бумаг) выполнять свои обязанности по займу (погашение, выплата текущего дохода и др.) называется:
а) дефолт (правильный ответ)
б) коллапс
в) девальвация

Вопрос 15:
Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:
а) страховая (правильный ответ)
б) единоразовая
в) основная

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
Банк России установил официальный курс доллара США 64 руб. В банке «Выгодный» установлены следующие курсы: покупка — 64,5 руб., продажа — 65,5 руб., комиссия банка за осуществление операции составляет 200 руб. независимо от суммы сделки. Вам необходимо приобрести 100 долларов США. Для приобретения 100 долларов США в данном банке у Вас должно быть ________________ рублей (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 6750 руб.

Вопрос 2:
При продаже моторной лодки (если вы не освобождены от налогообложения) в соответствии с российским законодательством Вы должны оплатить ____________.
Ответ: НДФЛ.

Вопрос 3:
Если вы являетесь владельцем моторной лодки, то в соответствии с российским законодательством Вы являетесь плательщиком _________________ налога.
Ответ: транспортного

Вопрос 4:
4. Если вы являетесь владельцем легкового автомобиля, то в соответствии с российским законодательством Вы должны оплатить транспортный налог до _______________ следующего года.
Ответ: 1 декабря

Вопрос 5:
Заёмщик решил погасить часть долга досрочно, но не может определиться, что ему выбрать: уменьшить платеж или уменьшить срок. Для уменьшения при прочих равных общей переплаты по кредиту заемщику необходимо уменьшить ___________.
Ответ: срок.

Вопрос 6:
На оборотной стороне вашей пластиковой карты указывается код, который обозначается как ______
Ответ^ CVV или CVC

Вопрос 7:
Вы нашли в зимней куртке купюру достоинством 500 руб., которая окрасилась после стирки. После того как ее не приняли у вас в магазине, вы для ее обмена обратитесь в ________.
Ответ: банк

Вопрос 8:
Вы купили годовой абонент в фитнес-центр. С целью оптимизации своих расходов решили получить налоговый ______________.
Ответ: вычет.

Вопрос 9:
Вы купили годовой абонент в фитнес-центр. С целью оптимизации своих расходов решили получить налоговый вычет. Срок, в течение которого вы можете подать декларацию по форме 3-НДФЛ на получение налогового вычета, исчисляемый в последующих годах составляет _________года (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 3

Вопрос 10:
Участник срочного рынка, который желает установить цены на активы, по которым в перспективе планируется сделка, а также застраховать на срочном рынке уже приобретенные активы на спотовом рынке - это ___________.
(хеджер)

Вопрос 11:
Финансовое учреждение, предоставляющее финансовые средства под залог движимого имущества (изделия из драгоценных металлов и камней, ковры, носильные вещи, электроника, радиоаппаратура, компьютерная техника и др.), в ряде случаев — под заклад ценных бумаг – это ____________.
(ломбард)

Вопрос 12:
Если сумма начисленной заработной платы 30000 руб., то сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составит ________ руб. (дать ответ в виде целого числа).
(3900)

Вопрос 13:
Стоимость минимальной потребительской корзины, включающей продовольственные и непродовольственные товары, 10000 руб. в месяц на одного человека. Доля расходов на питание в данной корзине составляет 70%. Сумма расходов на приобретение непродовольственных товаров равна _________ руб. (дать ответ в виде целого числа).
(3000)

Вопрос 14:
Минимальная, необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина Российской Федерации, называется прожиточный __________.
(минимум)

Вопрос 15:
На купонном поле банкноты кто-то ручкой написал номер телефона. Можно ли оплатить покупку в магазине такой банкнотой? (да или нет)
Ответ:_______
(да)

Вопрос 16:
Гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого, в течение года получил доход в сумме 500000 руб. от контрагентов физических лиц. Сумма налога с профессионального дохода, которую должен заплатить данный гражданин, составит ________руб. (дать ответ в виде целого числа).
(20000)

Вопрос 17:
Работающий гражданин, который оплатил собственное лечение в частной клинике, может получить налоговый _________.
(вычет)

Вопрос 18:
Стоимость автомобиля 400000 руб. Мощность двигателя автомобиля 106 л.с., ставка налога 20 руб. /л.с. Сумма транспортного налога, которую обязан уплатить собственник, составит __________ руб. (дать ответ в виде целого числа).
(2120 руб.)

Вопрос 19:
Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований - это ____________.
(налог)

Вопрос 20:
Документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении - это _________бумага.
(ценная)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=507847
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 25.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Коршунов Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F05B8F27-4A19-407C-815D-C66502D059C2
Л1.2 Гребенников, П. И. Экономика: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018, 2018 www.biblio-online.ru/book/D55C6954-C1D5-4B31-9C5F-F595181A9B94
Л1.3 Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова Экономическая теория : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/594305EC-4C94-4162-985C-DC8C5646DDF0
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/13E2B33A-FA69-4D05-A998-4098FBBC1EAE
Л2.2 Кумбашева, Ю. А. Человек в современном мире : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83373
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Человек в современном мире portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.


ЭУМК представлен на платформе Moodle