МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Формообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 118
в том числе:
аудиторные занятия 88
самостоятельная работа 20
индивидуальные консультации 2
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 8 8 18 18
Практические 36 36 34 34 70 70
Сам. работа 8 8 12 12 20 20
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 8 8 8 8
Итого 54 54 64 64 118 118

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Прусова Ирина Михайловна;преподаватель, Позднякова Наталья Владимировна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Аксёнова Надежда Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Формообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие объемно-пространственного восприятия, представления и мышления
Изучение основных видов композиции и свойств объемно-пространственных форм и гармонических сочетаний их на основе определенных соотношений, пропорций, ритма и других композиционных закономерностей
Развитие умений и навыков композиционного формообразования объектов дизайна

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ПК 2.2 Выполнять технические чертежи
ПК 2.3 Выполнять экспериментальные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете или материале в соответствии с техническим заданием (описанием)
ПК 2.5 Разрабатывать эталон (макет в масштабе) изделия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные законы, приемы и изобразительные средства в системе формообразования
Особенности материалов с учетом их формообразующих свойств
3.2.Уметь:
3.2.1.Демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методом моделирования при разработке проектов
Применять основные понятия формообразования в практической деятельности
Собирать информацию, определять проблемы и проводить критическую оценку проделанной работы на всех этапах предпроектного и проектного процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы композиционного формообразования в дизайне
1.1. Роль и значение композиции в художественном конструировании. Художественный образ. Средства выражения художественного образа Лекции 4 2 ОК 09, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1
1.2. Графические средства построения композиции. Средства гармонизации художественной формы Лекции 4 2 ОК 09, ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л1.1
1.3. Разработка композиции на плоскости. Выполнение экспресс-задания Практические 4 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
Раздел 2. Плоскостное рельефное формообразование композиции
2.1. Линейная и плоскостная форма Лекции 4 2 ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1
2.2. Выявление пластического характера рельефных форм. Выполнение творческого задания "Комбинаторно-модульная композиция". Разработка эскизов с использованием различных графических средств и приемов Практические 4 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
2.3. Выполнение графических и цветовых поисков комбинаторно-модульной композиции. Построение композиции в М 1:1 Практические 4 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Выполнение практического задания "Построение разверток элементов комбинаторно-модульной композиции" Сам. работа 4 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2, ОК 03 Л1.1, Л2.2
2.5. Работа на планшете. Выполнение композиции в материале с учетом формообразующих свойств Практические 4 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
2.6. Завершение работы над комбинаторно-модульной композицией. Просмотр, защита проекта Практические 4 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Объемное формообразование композиции
3.1. Объемная форма Лекции 4 2 ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1
3.2. Пластическая моделировка объемной формы. Выполнение творческого задания "Объем в заданных границах". Разработка эскизов с использованием различных графических средств Практические 4 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.2
3.3. Выполнение макета объемной формы в материале с учетом формообразующих свойств. Завершение работы Практические 4 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.2
3.4. Выполнение практического задания "Построение проекции объемной формы" Сам. работа 4 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Пространственное формообразование композиции
4.1. Пространственная форма: фронтально–пространственная композиция Лекции 4 2 ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1
4.2. Выполнение творческого задания "Пластическая композиция в неглубоком пространстве". Разработка эскизов Практические 4 4 ПК 2.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Построение композиции в М1:1. Работа на планшете Практические 4 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.2
4.4. Графическая и пластическая моделировка формы. Работа на планшете Практические 4 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
4.5. Завершение работы над фронтально-пространственной композицией. Просмотр, защита проекта Практические 4 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
4.6. Подготовка к зачету Сам. работа 4 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.7. Промежуточная аттестация. Зачет Практические 4 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2
4.8. Пространственная форма: объемно–пространственная композиция Лекции 5 2 ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1
4.9. Разработка деталей для выполнения экспресс-задания "Модульный куб" Сам. работа 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.2
4.10. Выполнение экспресс-задания "Модульный куб". Работа в малых группах Практические 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
4.11. Выполнение практического задания "Объемно-пространственная композиция в архитектуре" Сам. работа 5 2 ПК 2.2 Л1.1
4.12. Выполнение творческого задания "Мост как философия пространства". Разработка объемной клаузуры Практические 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
4.13. Завершение работы. Просмотр, защита проекта Практические 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
4.14. Выполнение творческого задания "Объемная композиция с включением пространственных элементов. Форма-образ". Выполнение эскизов с использованием различных графических средств и приемов Практические 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
4.15. Проведение предпроектных исследований. Знакомство с современными архитекторами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
4.16. Пластическая моделировка объемно-пространственной композиции. Работа в материале Практические 5 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
4.17. Завершение работы над композицией. Просмотр, защита проекта Практические 5 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
4.18. Пространственная форма: глубинно–пространственная композиция Лекции 5 4 ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1
4.19. Разработка проекта "Глубинно-пространственная композиция", создание образа архитектурно-пространственной среды. Выполнение эскизов Практические 5 4 ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
4.20. Проведение предпроектных исследований. Изучение участка, проведение анализа: фотофиксация, зарисовки, образные модели (вербальные и графические) Сам. работа 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.2
4.21. Выполнение проекта. Разработка элементов глубинно-пространственной композиции Практические 5 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
4.22. Выполнение проекта. Работа на планшете в материале Практические 5 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
4.23. Подготовка к устному опросу по теме "Глубинно-пространственная композиция" Сам. работа 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
4.24. Завершение работы над композицией. Просмотр, защита проекта Практические 5 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
Раздел 5. Основные принципы композиционно-художественного формообразования
5.1. Рациональность. Тектоничность. Структурность. Гибкость. Органичность. Образность. Целостность Лекции 5 2 ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1
5.2. Защита презентации по теме "Основные принципы композиционно-художественного формообразвоания". Работа в малых группах Практические 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
5.3. Подготовка к экзамену Сам. работа 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2 Л1.1
5.4. Индивидуальные консультации Консультации 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01
5.5. Промежуточная аттестация. Экзамен Экзамен 5 8 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (творческое задание, экспресс-задание, практическое задание,устный опрос, презентация, работа в малых группах,проект, тест) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4059(Формообразование)

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

1. Основной принцип формообразования в дизайне заключается:
а) в форме
б) в образе
в) в эстетике
г) в композиции

2. Объемное изображение, которое дает представление о пространственной структуре, размерах и пропорциях объекта называется
а) перспектива
б) эскиз
в) макет
г) чертеж

3. Предпроектный анализ - это
а) поиск приемов решения поставленной задачи
б) выдвижение новых конструктивно-художественных идей
в) сбор и обобщение сведений об осо¬бенностях выдвинутой жизнью проектной задачи
г) выработка дизайн – концепции

4. К признакам формы относится:
а) размер, плотность наполнения, цвет, тон
б) геометрический вид, величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень
в) расположение в пространстве, расположение объекта на формате

5. Конфигурация - это:
а) взаимное положение частей в пространстве
б) взаимное положение частей изделия
в) геометрический вид формы
г) внешние очертания изделия

6. Степень визуальной массивности не зависит от:
а) размера объекта
б) геометрического вида
в) массы
г) цвета

7. Свойство, передающее внешнюю структуру поверхности формы называется:
а) фактура
б) конфигурация
в) текстура
г) конструкция

8. Передача на поверхности признаков внутреннего строения материала называется:
а) конструкция
б) текстура
в) фактура
г) конфигурация

9. Какая из пропорций соответствует золотому сечению?
а) 40:50
б) 7:9
в) 5:3
г) 21:34

10. Какой масштаб выражает соразмерность в зрительном соотношении формы объектов пространству и человеку?
а) численный масштаб
б) нет правильного варианта ответа
в) линейный масштаб
г) натуральный масштаб

11. Композиционный центр – это:
а) смысловой центр
б) геометрический центр
в) оптический центр
г) нет правильного варианта ответа
12. В переводе с латинского языка «композиция» означает?
а) сочинение, связь
б) гармония, совпадение
в) соразмерность, равновесие
г) плоское изображение, объем

13. Как иначе называют расположение элементов изображения на формате?
а) компоновка
б) композиция
в) соразмерность
г) фрагментирование

14. Вставьте пропущенное слово.
При ________________________ симметрии две части композиции, которые расположены по разные стороны центральной оси являются отражениями друг друга. Ориентация оси может быть, как вертикальная, так и горизонтальная.

15. Вставьте пропущенное словосочетание.
Гармоническая пропорция, в которой одна часть относится к другой, как всё целое к первой части – это _______________________.

Правильные ответы:
1-а
2-в
3-в
4-в
5-г
6-в
7-а
8-б
9-в
10-б
11-в
12-а
13-а
14-зеркальная
15-золотое сечение


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4059#section-12(Формообразование)

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Отв. ред. Павловская Е. Э. ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лютов В.П., Четверкин П.А., Головастиков Г.Ю. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И ОСНОВЫ КОЛОРИМЕТРИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Вышнепольский И.С. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ 10-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Формообразование portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
406Н кабинет дизайна; кабинет рисунка; кабинет живописи; лаборатория техники и технологии живописи; лаборатория графики и культуры экспозиции; мастерская рисунка – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Мебель для учебных занятий; рабочее место преподавателя; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; мольберты; натюрмортные столы, натюрмортный фонд, наглядные учебные материалы, шкаф, стеллаж для планшетов, осветительные приборы, гипсовые слепки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины "Формообразование" включает в себя теоретический лекционный курс, практическую часть и самостоятельную работу студентов.
При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.

При проведении лекционных занятий используются такие интерактивные формы, как проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация. В лекции–визуализации передача информации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, слайдов по теме. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Это позволит максимально активизировать умственную деятельность в ходе усвоения лекции, сделать материал доступным и интересным для студентов.
Теоретический курс программы знакомит студентов с особенностями композиционного формообразования и подготавливает их к выполнению практических и творческих заданий.

При проведении практических занятий используются такие интерактивные формы, как разработка проекта, работа в малых группах, обсуждение и анализ работ выполненных на занятиях.
Практические задания выполняются в виде графических эскизов, аналитических схем, макетов, дизайн-проектов.
Выполнение макетов является тем средством, которое лучше всего помогает студентам развить в себе художественно-конструкторское и пространственное мышление. На практических занятиях студенты осваивают работу с различными макетными материалами.
В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в оответствии с содержанием учебного материала рабочей программы дисциплины.
Работа над творческими заданиями предусматривает следующие основные этапы:
• объяснение теоретического и методического смысла заданий;
• установление связей с предыдущими темами лекционного и практического курса и смежными дисциплинами;
• проведение анализа наиболее существенных вопросов, связанных с тематикой практических заданий и определение методов и художественно-образных средств решения поставленных проектных задач;
• корректировка предлагаемого решения практических заданий;
• окончательная доработка заданий, их чистовое исполнение с соблюдением требований высокой профессиональной культуры подачи;
• просмотр выполненных практических работ, их коллективное обсуждение.
Планирование и организация практических занятий приведены в фонде оценочных средств и технологической карте по дисциплине «Формообразование», которые включают наименование раздела и темы практического занятия с указанием формы контроля, даты проведения и присваиваемых баллов по каждому оценочному средству.

Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине включает:
• подготовку к лекционным занятиям (изучение отдельных вопросов по рекомендуемой литературе, проработка материалов лекций);
• подготовку к устному опросу;
• выполнение практических заданий;
• подготовку к промежуточной аттестации.
Выполнение студентами самостоятельной работы контролируется в форме просмотров практических заданий и устного опроса. Результаты проверки заносятся в оценочный лист группы и журнал успеваемости.
Формами проведения промежуточной аттестации по дисциплине являются – зачет и экзамен. Для подготовки к зачету и экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, материалами практических занятий, выполненными домашними работами. Вопросы для зачета и экзамена размещены в фонде оценочных средств по дисциплине «Формообразование».