МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияЗаочная
Учебный планz40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_11кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 94
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Преподаватель , Плугатарев Александр Павлович

Рецензент(ы):
Преподаватель , Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 25.03.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплексного представления о государственно-правовых явлениях и процессах, закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.природу и сущность государства и права;
основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;
исторические типы и формы права и государства, их сущность и функции;
систему права, механизм государства;
механизм и средства правового регулирования, реализации права;
роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;

3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать юридическими понятиями и категориями;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеритистика теория государства и права
1.1. Общая характеристика теории государства и права. Лекции 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.2. Общая характеристика теории государства и права. Сам. работа 1 6 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.3. Общая характеристика теории государства и права. Практические 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.4. Общая характеристика государства Лекции 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.5. Общая характеристика государства Сам. работа 1 6 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.6. Общая характеристика государства Практические 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.7. Государственное устройство Лекции 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.8. Государственное устройство Сам. работа 1 6 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.9. Государственное устройство Практические 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.10. Механизм государства Лекции 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.11. Механизм государства Сам. работа 1 6 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.12. Механизм государства Практические 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.13. Механизм государства Сам. работа 1 6 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.14. Механизм государства Практические 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общая характеристика права
2.1. Общая характристика права Лекции 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.2. Общая характристика права Сам. работа 1 8 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.3. Общая характристика права Практические 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.4. Национальные правовые системы Лекции 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.5. Национальные правовые системы Сам. работа 1 6 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.6. Национальные правовые системы Практические 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.7. Механизм правового регулирования Лекции 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.8. Механизм правового регулирования Сам. работа 1 6 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.9. Механизм правового регулирования Практические 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.10. Правотворчество. Лекции 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.11. Правотворчество. Сам. работа 1 6 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.12. Правотворчество. Практические 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.13. Реализация и применение права. Лекции 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.14. Реализация и применение права. Практические 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.15. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Лекции 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.16. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Сам. работа 1 8 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.17. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Практические 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.18. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Сам. работа 1 8 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.19. Правомерное поведение. Правовая культура Лекции 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.20. Правомерное поведение. Правовая культура Сам. работа 1 8 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.21. Правомерное поведение. Правовая культура Практические 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.22. Законность и правопорядок Лекции 1 0 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.23. Законность и правопорядок Сам. работа 1 6 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.24. Законность и правопорядок Практические 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.25. Законность и правопорядок Практические 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.26. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 1 8 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-
курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»:https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9260
Примеры контрольных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти:

1) экзамен по технике безопасности
2) обязательный предварительный медицинский осмотр в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта
3) профессиональный отбор
4) профессиональную подготовку
5) обязательный предварительный медицинский осмотр

2. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу ...

1) только в том случае, если это возможно по условиям работы
2) с сохранением заработка по прежней работе, если это предусмотрено коллективным договором
3) без сохранения заработка по прежней работе
4) с сохранением заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет

3. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, представителем работодателя является:

1) руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения
2) эксперт
3) специальный представитель работодателя
4) зам. директора организации юридического лица

4. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам:

1) только связанным с беременностью
2) только связанным с беременностью или наличием детей
3) только связанным с наличием несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных, нуждающихся в помощи детей
4) только связанным с наличием несовершеннолетних детей

5. Признак метода трудового права:

1) фактическое равенство сторон трудового договора
2) равенство сторон при заключении трудового договора и подчинение воле работодателя а процессе труда
3) юридическое равенство сторон трудового договора
4) отношение власти и подчинения, когда властными функциями обладает работодатель, а обязанным лицом выступает гражданин, сначала поступающий на работу, а в дальнейшем – осуществляющий трудовую деятельность
5) отношение власти и подчинения, когда властными функциями обладает работник, а обязанным лицом выступает работник

6. Взыскать с работника ущерб, причиненный предприятию, по распоряжению администрации:

1) можно в любом случае
2) можно, если ущерб не превышает размера среднего месячного заработка
3) нельзя (всегда ущерб взыскивается путем предъявления иска в народный суд)
4) можно только с согласия работника

7. Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), ____________ направляться в командировку.

1) могут только с их согласия
2) могут в случаях, предусмотренных коллективным договором
3) не могут без их согласия
4) могут

8. Меры дисциплинарного взыскания, которые предусматривает трудовое законодательство:

1) лишение премии
2) замечание
3) понижение в должности сроком на 3 месяца
4) строгий выговор
5) выговор
6) увольнение

9. Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда – это ...

1) экспертиза условий труда
2) сертификация рабочих мест по условиям труда
3) аттестация рабочих мест по условиям труда

10. Выплата заработной платы работникам производится:

1) в месте, определяемом коллективным договором
2) в месте, указываемом администрацией
3) как правило в месте выполнения ими работы
4) в месте, определяемом правилами внутреннего трудового распорядка

11. Привлечение лиц моложе 18 лет к работам, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию:

1) запрещается, если это связано с игорным бизнесом
2) запрещается, если это связано с ночными заведениями
3) запрещается, если это связано с продажей винно-водочных изделий
4) запрещается

12. К элементам трудового отношения относятся:

1) субъекты, объекты, юридические факты
2) субъекты, объекты, содержание
3) субъекты, содержание, деликтоспособность
4) объекты, содержание, деликтоспособность

13. Дисциплинарное взыскание действительно в течение:

1) не более 6 месяцев
2) не более 1 года
3) не более 1 месяца
4) по желанию работодателя

14. По продолжительности и по структуре рабочая неделя может быть:

1) обычная и длящаяся
2) неполная, сокращенная и нормальная
3) 5-дневная, 6-дневная
4) 5-дневная и сокращенная

15. График предоставления отпусков должен быть утвержден администрацией предприятия с учетом мнения профсоюзного органа не позднее:

1) чем за 5 дней до начала календарного года
2) чем за две недели до начала календарного года
3) 5 января текущего года
4) чем за 7 дней до начала календарного года


Правильные ответы:
1. 2
2.4
3.1
4.2
5.2
6.2
7.3
8. 2,5,6
9. 3
10.3
11.4
12. 2
13.2
14.3
15.2
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Задача 1.
Ночной сторож частного магазина Иволгин должен был охранять объект с 7 вечера до 7 утра. Владелец магазина Пронин дважды заставал его ночью спящим в дровяном сарайчике. Сторож был уволен. Иволгин обратился в суд с иском о восстановлении на работе. В судебном заседании Иволгин, а он был студентом третьего курса юридического факультета, взяв в руки Конституцию Российской Федерации, заявил, что согласно Конституции каждый имеет право на отдых и каждый имеет право защищать свои права способами, не запрещенными законом. Поскольку его дежурство продолжается 12 часов, то он устраивал себе двухчасовой перерыв, спал, просыпался по звону будильника и продолжал дежурство. Законом спать не запрещено. На попытку Пронина сослаться на трудовое законодательство Иволгин зачитал статью Конституции о том, что она имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
Кто прав в этом споре? На какие статьи Конституции ссылался Иволгин? Каким должно быть решение суда?
РЕШЕНИЕ:
Иволгин в своей речи статью 37 п 5 Конституции РФ Ст 37 п 5. «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск…»
Но не Конституция устанавливает режим рабочего времени, в статье 37 четко указано «работающему по трудовому договору гарантируется продолжительность рабочего времени», режим рабочего времени устанавливается Трудовым Кодексом РФ. Статья 100 ТК РФ гласит :
«Режим рабочего времени должен предусматривать …..работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.» Анализируя ст. 101 Кодекса, необходимо выделить следующие моменты:
- ненормированный рабочий день — это особый режим работы;
- он устанавливается только для отдельных работников, перечень которых должен быть закреплен первоначально коллективным договором или другим нормативным актом;
- для привлечения работников к работе на условиях ненормированного рабочего дня необходимо распоряжение работодателя;
Работодатель при установлении режима труда работника определяет фактическую продолжительность рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, количество рабочих часов в неделе, месяце, году, сменность работы (количество рабочих смен в сутки, продолжительность рабочей смены), продолжительность и время предоставления перерывов для отдыха и питания, выходные дни и др. Следующими документами регулируется рабочее время и время отдыха работа (трудовые отношения) ночных сторожей:
Ст. 100 ТК РФ установлен режим рабочего времени. Работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником (ч. 3 ст. 91 ТК РФ). Оплата труда в ночное время производится в соответствии с требованиями ст. 154 ТК РФ.
Таким образом – Иволгин при устройстве на работу, должен был подписать трудовой договор, должностную инструкцию и договор о материальной ответственности, где указано, что ночное дежурство длится 12 часов и не каждую ночь. График работы ночного сторожа, согласно Общероссийскому классификатору профессий – устанавливается работодателем. Владелец магазина Пронин тоже не прав, так как сторож несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации, а также за нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с трудовым законодательством обеспечение дисциплины труда достигается и с помощью метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, то есть к ним применяются средства дисциплинарного воздействия - дисциплинарные взыскания. Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служит один и тот же вид правонарушения - дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных действующим законодательством. Таким образом, в качестве условий привлечения работника к дисциплинарной ответственности следует выделить:
а) неисполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных действующим трудовым законодательством;
б) вина работника (умышленная или неосторожная);
в) противоправный характер действий работника, нарушающих внутренний трудовой распорядок, законодательство о труде.
Дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную. К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все работники за нарушения правил внутреннего трудового распорядка. Общая дисциплинарная ответственность предполагает применение к нарушителю трудовой дисциплины дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст.192 ТК РФ и правилами внутреннего трудового распорядка. Такими взысканиями являются:
1. замечание;
2. выговор;
3. увольнение.
Указанный перечень взысканий является исчерпывающим и дополнению в локальных правилах внутреннего трудового распорядка не подлежит. Владелец магазина поспешил уволить сотрудника. По решению суда Иволгин должен быть восстановлен на работе.
Задача 2.
На прием к адвокату пришел гражданин Кузнецов и попросил разъяснить ему, считается ли он принятым на работу и может ли требовать оформления трудовой книжки. Кузнецов пояснил, что работает в ООО «Пирожок» грузчиком, с ним заключен договор, названный «Соглашением на выполнение подрядных работ», в соответствии с которым он является на работу к восьми часам каждый день, кроме субботы и воскресенья. Его рабочий день длится девять часов, в течение дня он выполняет погрузочно-разгрузочные работы в пекарне по мере возникновения необходимости в них, подчиняясь при этом директору ООО.
В роли адвоката дайте мотивированный ответ гражданину Кузнецову.
Решение:
Гражданин Кузнецов считается принятым на работу, т.к. отсутствие приказа о приеме на работу не является обязательным обстоятельством, исключающим наличие трудовых отношений, поскольку, согласно ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя.
С гражданином Кузнецовым, согласно условиям задачи, заключен гражданско-правовой договор, в данной ситуации договор подряда. Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда можно оформить, в частности, тогда, когда возникает необходимость выполнить разовую работу, которая не входит в сферу производственной деятельности юридического лица: отремонтировать автомобиль, прибор, мебель, помещение, создать дизайн интерьера и т. д.
И на основании заключенного с гражданином трудового договора ему может быть сделана запись в трудовую книжку, в соответствии со ст. 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Заключать с работником вместо трудового договора гражданско-правовой работодатель не вправе.
Задача 3
1. С инженером-технологом Викторовым 17 апреля 2010 г. был заключен срочный трудовой договор сроком на 1 год. 25 августа 2011 г. работодатель направил в адрес Викторова уведомление о прекращении с ним трудового договора 31 августа 2011 г. в связи с истечением срока его действия. С увольнением по указанному основанию Викторов не согласился, о чем письменным сообщением уведомил работодателя 31 августа 2011 г. Несмотря на указанные обстоятельства, приказом от 31 августа 2011 г. Викторов был уволен по п. 1 ст. 77 ТК РФ (соглашение сторон). Викторов обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, поскольку своего согласия на увольнение он не давал. Также в исковом заявлении Викторов указал, что с 31 августа по 6 сентября он находился на амбулаторном лечении, что подтверждается листком нетрудоспособности. В суде ответчик заявил, что в любом случае на данный момент должность, которую занимал Викторов, сокращена, поэтому восстановить они его не могут. Что касается компенсации морального вреда, то, по мнению ответчика, причиненный Викторову вред уже возмещен, поскольку при увольнении ему была выдана путевка в санаторий с оплатой за его счет только 10 %.
Какие нарушения трудового законодательства были допущены работодателем? Какое решение должен вынести суд?
РЕШЕНИЕ:
Задачу надлежит разрешать при помощи норм трудового законодательства, а также Постановлений Пленума ВС РФ.
Суды могут переквалифицировать срочный трудовой договор в бессрочный, если установят, что стороны заключали договор многократно на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции (п. 14 постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2). Учитывая это разъяснение ВС, суды в спорах о признании срочного договора бессрочным прежде всего проверяют, как часто, на какой срок и по одной ли должности с работником заключали срочный договор. Четкой формулы о том, сколько раз за определенный срок можно заключить с работником срочный договор по одной должности, нет. Но чем чаще это происходит, тем выше риск, что суд признает, что компания нуждается в длительных трудовых отношениях с работником и заключает срочный договор только затем, чтобы облегчить его будущее прекращение.
Задача 4.
2. Грибанова была принята на работу по срочному трудовому договору на время отпусков Печниковой, связанных с рождением у нее ребенка. К моменту окончания срочного трудового договора у Грибановой также возникло право на отпуск по беременности и родам. Администрация не решилась ее уволить. По окончании декретного отпуска Грибанова ушла в отпуск по уходу за ребенком, а затем вернулась на прежнее место работы, занимаемое постоянной работницей Печниковой.
Можно ли было уволить Грибанову по истечении срока трудового договора? Как должна поступить администрация в данной ситуации?
РЕШЕНИЕ:
Роструд также указывает на возможность изменения срока окончания трудового договора. Если стороны хотят перевести временные трудовые отношенияв постоянные, то нужно, чтобы после истечения срока трудового договора работник продолжил работать, а работодатель не оформил увольнение. Помимо этого, можно заключить дополнительное соглашение (письмо Роструда от 20.11.2006 № 1904-6-1), исключив из договора условие о сроке. Нужно отразить, на какой срок они продлеваются — на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком. В силу ч. 3 ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекратится с выходом основного работника на работу (письмо Роструда от 28.12.2006 № 2264-6-1).
Отражать длительность такого отпуска (до достижения ребенком 3-х лет) не обязательно, хотя это и не будет нарушением. Даже если сотрудник досрочно прервет отпуск, наличие такой информации в трудовом договоре не позволит временному работнику оспорить законность увольнения. Права временно отсутствующего работника, за которым сохраняется должность, ставятся на первое место.
Задание 5
Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос: ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА
Ответ: Трудовое право регулирует трудовые отношения как работников государственных и муниципальных предприятий, так и участников хозяйственных товариществ и обществ, основанных на личном труде. К предмету трудового права отно­сятся также трудовые отношения работников с бюджетными уч­реждениями и некоммерческими организациями[1].
Для трудовых отношений, составляющих предмет трудового права, характерны­ми являются следующие признаки:
1. Трудовые отношения представляют собой отношения по непосредственному применению труда в коллективах предприятий, учреждений и организаций. Труд — это процесс взаимодействия человека с природой, но, действуя на природу, совместно исполь­зуя средства и предметы труда, осуществляя взаимный обмен своей деятельностью, люди вступают в отношения друг с другом. Поэтому труд осуществляется в рамках определенной общественной формы. Эта общественная форма представляет собой синтез отно­шений, возникших в процессе производства и распределения.
2. Трудовые отношения характеризуются также тем, что личная волевая деятельность исполнителя работы осуществляется в усло­виях кооперированного труда с подчинением правилам внутренне­го трудового распорядка, действующим на данном предприятии. В отличие от применения труда в рамках трудовых отношений ин­дивидуальная трудовая деятельность осуществляется вне правил внутреннего трудового распорядка. Важная особенность индиви­дуальной трудовой деятельности состоит в том, что она организует­ся гражданином самостоятельно и по своему усмотрению. Лица, занимающиеся такой деятельностью, самостоятельно определяют продолжительность своего рабочего времени, выполняемая ими работа производится за рамками трудового коллектива.
3. Трудовое отношение всегда является возмездным отношением. Выполнение работы по трудовому отношению во всех случаях вызывает ответное действие предприятия — выплату вознагражде­ния за затраченный труд. Специфика этого вознаграждения в отли­чие от вознаграждения, выплачиваемого за труд вне рамок трудового отношения, состоит в том, что оно производится за живой затраченный труд и его результаты в денежной форме. При индивидуальной трудовой деятельности, которая также носит возмездный характер, оплачивается только результат такой деятельности: выполненные услуги, изготовленные товары и др.
Задание 6. Дайте ответ на поставленный вопрос: цель трудового законодательства
Ответ: Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Задание 7. Дайте ответ на поставленный вопрос: понятие источников трудового права
Ответ: Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (например, Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т. д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.
Задание 8. Дайте ответ на поставленный вопрос: напишите определение принципов трудового права
Ответ: Принципы трудового права — это общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права, отражающие главные вопросы трудового законодательства и политику государства в данной области. Основные принципы трудового права получили свое законодательное закрепление в Конституции РФ и ТК РФ.
Задание 9. Дайте ответ на поставленный вопрос: кто является субъектами трудового права
Ответ: Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношении. С появлением новых экономических отношений, безработицы появились новые субъекты трудового права: служба занятости и безработный в отношениях по подысканию работы и трудоустройству, а также новые субъекты социально-партнерских отношений на уровнях выше предприятия, организации.
Субъекты трудового права являются сторонами правоотношений трудового права и как таковые – носителями трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей. Поэтому надо знать не только объективное, т. е. заключенное в нормах законодательства, но и субъективное трудовое право каждого субъекта этой отрасли права.
Задание 10. Дайте ответ на поставленный вопрос: что такое трудовая правосубъектность
Ответ: это признаваемая трудовым законодательством способность данного лица (физического или юридического) быть субъектом трудовых и непосредственно с ними связанных правоотношений, иметь и реализовывать трудовые права и обязанности и отвечать за трудовые правонарушения.
Задание 11. Дайте ответ на поставленный вопрос: что такое профсоюз
Ответ: Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона). Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная – по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся.
Задание 12. Решите задачи
Наладчик оборудования находится на повременно-премиальной системе оплаты труда. Его месячная тарифная ставка составляет 7800 рублей. За качественное выполнение работ по наладке и текущему ремонту, а также за не превышение установленного лимита простоя оборудования полагается премия в размере 35% от месячной тарифной ставки. Начальник цеха, где работает Григорьев, снизил ему премию на 15 % за отказ Григорьева от сверхурочной работы.
Обоснованно ли уменьшение размера премии в данном случае?
Ответ: Начальник цеха, не вправе был снижать премию наладчику оборудования Григорьеву на 15% за отказ от сверхурочной работы.
В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации привлечение к сверхурочной работе работника допускается только с письменного согласия и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Задание 13. Решите задачу
Хитрова была принята на завод с 5 января на временную работу сроком на 4 месяца для замены нормировщицы Евсеевой, которая ушла в отпуск по беременности и родам. После окончания этого отпуска Евсеева получила дополнительно 6-месячный отпуск по уходу за ребенком. В общей сложности Хитрова заменяла Евсееву непрерывно 10 месяцев. По возвращении Евсеевой на работу Хитрова была уволена без выплаты выходного пособия и компенсации за отпуск - как временный работник.
Какова продолжительность временной работы?
Ответ: Согласно ст.59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.
Задание 14. Решите задачу
С 10 августа на работу с испытательным сроком были зачислены главный бухгалтер, машинистка, диспетчер и шофер. В приказе о зачислении на работу главного бухгалтера администрация оговорила, что результаты испытания будут определены после сдачи им баланса за 4-й квартал, о чем он был предупрежден под расписку до начала работы. Остальным работникам администрация определила срок испытания 3 месяца. Диспетчер в течение 17 - 24 августа имел больничный лист. В связи с неудовлетворительными результатами испытаний машинистка была уволена через шесть дней после начала работы, а главный бухгалтер - с 21 октября.
Правильно ли, по условиям задачи, работодатель определил срок испытания при приеме на работу?
Ответ: По условиям задачи работодатель верно определил срок испытания при приеме на работу:
машинистке, диспетчеру и шоферу- 3 месяц. Т.к. согласно статье 70 ТК РФ срок испытания не может превышать трех месяцев.
главному бухгалтеру – 4,5 месяцев (конец 4го квартала), т.к. срок испытания для главных бухгалтеров не может превышать шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом (ст.70 ТК РФ).
Задание 15. Решите задачу
В связи с реорганизацией предприятия приказом директора бухгалтер Ломов без его согласия назначен на должность главного бухгалтера с окладом на 2000 рублей в месяц выше прежнего.
Что считается переводом на другую работу?
Может ли работодатель назначить Ломова на должность главного бухгалтера предприятия без его согласия и имеет ли здесь значение увеличение заработка?
Ответ: 1. Переводом на другую работу в соответствии со статьей 72.1. ТК РФ считается - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.
2. Работодатель в соответствии со статьей 72 ТК РФ не имеет права назначить Ломова на должность главного бухгалтера предприятия без его согласия, поскольку перевод на другую работу допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Увеличение заработка в данной ситуации значения не имеет.
Задание 16. Решите задачу
Петров был принят на работу в школу в качестве кочегара с 1 октября на период отопительного сезона. С 4 мая следующего года администрация уволила его в связи с окончанием сезонной работы. Увольнение Петрова произведено администрацией без согласования с местным комитетом профсоюза, а также без выплаты выходного пособия и денежной компенсации за неиспользованный отпуск.
Какие работы считаются сезонными, какова их продолжительность?
Ответ: Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев((ч. 1 ст. 293 ТК). Перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.(ч. 2 ст. 293 ТК).
Задание 17. Решите задачу
Шофер Кочнев не выходил на работу более 2 месяцев в связи с болезнью. Выйдя на работу, он через два дня опять заболел и вновь явился на работу только через три месяца. За неделю до его выхода он был уволен как отсутствующий по болезни длительное время.
Правильно ли увольнение Кочнева?
Куда он может обратиться с требованием о восстановлении на работе?
Ответ: Увольнение по инициативе нанимателя в связи с длительной болезнью предусмотрено п.6 ст.42 ТК РФ. Однако, отсутствие работника по болезни, длящейся более 4-х месяцев, но с перерывами, не является основанием для увольнения работника по п.6 ст.42 ТК РФ, поскольку выход на работу прерывает течение указанного срока. Следовательно увольнение Кочнева неправомерно.
Согласно ст.382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, куда работник может обратиться с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений. И если работодатель не сможет предоставить суду убедительных документов о правомерности увольнения Кочнева, то его обязаны восстановить, а также выплатить компенсацию за вынужденный прогул.
Задание 18. Решите задачу
Садков был принят на работу с испытательным сроком в два месяца, по истечении этого времени работодатель решил продлить установленный работнику срок испытания до трех месяцев. Работник с этим согласился, подписав соответствующий документ. Через три недели после этого Садков был уволен как не прошедший испытание, после чего обратился в суд с требованием о восстановлении на работе.
Какое решение должен принять суд?
Ответ: Суд должен признать неправомерным продление испытательного срока до трех месяцев. Испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе устанавливается именно при заключении трудового договора (ст. 70 ТК РФ), продлять уже имеющийся у него испытательный срок нельзя.
При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником. Об этом работника нужно предупредить не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытания (ст. 71 ТК РФ). Если же срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание (ст. 71 ТК РФ). В соответствии с этим суд должен принять решение о восстановление Садкова на работе.
Задание 19. Решите задачу
Пенсионер Савенков проработал по срочному трудовому договору один год, после чего работодатель заключил с ним трудовой договор еще на один год. По окончании периода ему было предложено снова заключить трудовой договор сроком на один год.
Соответствуют ли действия работодателя трудовому законодательству?
Ответ: Действия работодателя соответствуют трудовому законодательству, т.к. в статье 59 ТК РФ, говорится о том, что срочный трудовой договор по соглашению сторон может заключаться с поступающими на работу пенсионерами по возрасту.
Задание 20. Решите задачу
Сергеева была принята на работу временно на период отпуска по уходу за ребенком постоянной работницы, которая ушла в отпуск на полтора года. Работодатель установил Сергеевой испытательный срок – 2 месяца. При трудоустройстве Сергеева не высказала никаких возражений, боясь быть не принятой на данную работу, а после того, как трудовой договор был заключен, обратилась в суд с требованием признать условие об испытательном сроке недействительным, мотивируя это тем, что во-первых, она является временным работником, а во-вторых, впервые трудоустраивается по специальности после окончания вуза два года назад.
Права ли Сергеева?
Ответ: В статье 70 ТК РФ. говорится что испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения, а Сергеева впервые устраивается на работу по специальности после окончания вуза два года назад, следовательно ее доводы о первичном трудоустройстве по специальности роли в данной ситуации не играют.
При заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе (ст. 70 ТК РФ). При этом существует перечень лиц, которым испытание устанавливать нельзя (беременным женщинам, лицам, не достигшим возраста 18 лет и др.). Не устанавливается испытание при приеме на работу на срок до двух месяцев (ст. 289 ТК РФ). Запрета на установление испытательного срока для лиц, заключивших срочный трудовой договор, нет. Следовательно, полагаю, что испытательный срок такому работнику установить можно.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок, четко излагает свои мысли на поставленные вопросы, умеет тесно связывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение, в котором нет правовых ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, однако, была допущена одна ошибка или два-три недочета в решении правовой задачи (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки). Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Ставится студенту, если он имеет знания только основного материала, но не
усваивает его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ, однако, были допущены несколько ошибок (более двух-трех). Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Ставится студенту, который не выполняет самостоятельную работу (как в
полном объеме, так и частично), допускает большое количество ошибок при решении задач.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена может включать несколько блоков оценивания:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Теория государства и права: предмет, функции.
2. Теория государства и права в системе юридических и иных наук.
3. Методология теории государства и права.
4. Основные теории происхождения государства (не менее трёх на выбор).
5. Понятие государства: традиционные и новые подходы.
6. Типология государств: основные подходы.
7. Государственная власть: понятие, виды.
8. Функции государства: понятие, классификация.
9. Государственный режим: понятие, виды.
10. Правовое государство: общая характеристика.
11. Форма государства: общее понимание и соотношение с иными категориями.
12. Форма правления: понятие, разновидности.
13. Форма государственного устройства: понятие, разновидности.
14. Механизм государства: понятие, структура.
15. Государственные органы: понятие, классификация, компетенция.
16. Принципы формирования и деятельности аппарата государства.
17. Понятие права: основные подходы.
18. Сущность, назначение и функции права.
19. Правовая система общества: понятие, структура, виды.
20. Характер взаимодействия: право, мораль, религиозные нормы и обычаи.
21. Правовая культура и правовое воспитание.
22. Правосознание: понятие, структура.
23. Принципы права: понятие, классификация.
24. Национальный и мировой правопорядок: характер соотношения.
25. Система права: понятие, структура.
26. Отрасли права: понятие, виды, классификация.
27. Международное и внутригосударственное право: характер взаимодействия.
28. Источник права и форма права: характер соотношения.
29. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.
30. Правовые акты судебных инстанций: понятие, виды.
31. Нормативно-правовой договор: понятие, виды.
32. Правовая доктрина как источник права.
33. Право и закон: характер соотношения.
34. Систематизация законодательства: понятие, формы.
35. Юридическая техника: понятие, приемы.
36. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
37. Механизм правового регулирования: понятие, структура.
38. Предмет, типы, методы и способы правового регулирования.
39. Правотворчество: понятие, стадии, принципы.
40. Виды правотворчества.
41. Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
42. Норма права: понятие, структура, классификация.
43. Правоотношение: понятие, состав, классификация.
44. Юридические факты: понятие, классификация.
45. Реализация права: понятие, формы.
46. Применение права: понятие, стадии, акты.
47. Толкование права: понятие, виды, способы.
48. Пробелы в праве и способы их преодоления.
49. Правомерное поведение: понятие, формы.
50. Законность и правопорядок: общие критерии.
51. Понятие правонарушения, их классификация.
52. Состав правонарушения: общетеоретическая характеристика.
53. Понятие и виды юридической ответственности.
54. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
КАТЕГОРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.


Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на экзамене). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 60 вопросов, студент может получить максимум 60 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 60 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС тгп 2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаев Р. Т. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов В.Д. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория государства и права portal.edu.asu.ru
Э2 Журнал gospravo-journal.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:

1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Электронный курс Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9867).
4. Тгп Эбс http://elibrary.asu.ru/xmlui/discover?scope=%2F&query=%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&submit=

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Теория государства и права» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекции, в ходе которых возникают дискуссии.
При проведении практических занятий: устные опросы.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в составлении конспектов, докладов.
Подготовка к лекционным занятиям.
Кроме того, дисциплина подразумевает написание курсовой работы.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При реализации учебной дисциплины "Теория государства и права" в ходе практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, таких как метод проектов, метод обучения в парах, внеаудиторные методы обучения.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).