МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2021_9кл
Часов по учебному плану 112
в том числе:
аудиторные занятия 112
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 34 34 12 12 46 46
Практические 36 36 30 30 66 66
Итого 70 70 42 42 112 112

Программу составил(и):
Препод., Зырянов Данил Александрович;Преподаватель, Орлова Елена Сергеевна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая к.к., Торбик Яна Дмитриевна

Рабочая программа дисциплины
География

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социаально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2022 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран
Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации
Нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни
Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главных месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику
Различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализация в системе международного разделения труда
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять географические аспекты природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем
Проводить наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий
Использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях
Применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Источники географической информации. Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Политическое устройство мира.
2.1. Политическое устройство мира. Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Политическое устройство мира. Практическая работа № 1. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. География мировых природных ресурсов
3.1. География мировых природных ресурсов. Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. География мировых природных ресурсов. Практическая работа № 2 Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. География населения мира.
4.1. Численность населения мира и ее динамика. Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Численность населения мира и ее динамика. Практическая работа № 3 Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Мировое хозяйство.
5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Практическая работа № 4 Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Практическая работа № 5 Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.6. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.7. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Практическая работа № 6 Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.8. Определение основных направлений международной торговли Практическая работа № 7 Бизнес-игра Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Регионы мира.
6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Европы Практическая работа № 8. Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. География населения и хозяйства Зарубежной Азии Лекции 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. География населения и хозяйства Зарубежной Азии Практическая работа № 9 Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.5. География населения и хозяйства Африки Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.7. География населения и хозяйства Африки Практическая работа № 10 Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.8. География населения и хозяйства Северной Америки Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.9. География населения и хозяйства Северной Америки Практическая работа № 11 Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.10. География населения и хозяйства Латинской Америки Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.11. География населения и хозяйства Латинской Америки Практическая работа № 12 Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Россия в современном мире.
7.1. Место России в современном мире. Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Место России в современном мире. Практическая работа № 13 Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
8.1. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Семинар "Глобальные проблемы человечества" Практические 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Проектная работа
9.1. Теоретические основы исследовательской деятельности студентов Лекции 2 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Проектная работа "Географические и социально-экономические предпосылки развития туристической отрасли в странах мира" Практические 2 24 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.3. Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. Экзамен. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, устные опросы, творческие задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7130

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания:
1. Сколько материков пересекает экватор?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
2. Где находится точка, считающаяся началом всех географических координат?
а) на северном полюсе
б) на пересечении экватора и гринвичского меридиана
в) на южном полюсе
г) в самой южной точке Евразии
3. В каком месте Земли встречаются все меридианы?
а) северный и южный полюса
б) в Тихом океане
в) в центральной Африке
г) в точке отсчета всех географических координат
4. Какое место земного шара не принадлежит ни одному государству?
а) о. Грендандия
б) Гималаи
в) Карибские острова
г) Антарктида
5. Какое место на Земле находится ниже всех?
а) Антарктида
б) Марианский жёлоб
в) южный полюс
г) Филиппинский жёлоб
6. Какое озеро самое большое в мире?
а) озеро Верхнее
б) озеро Байкал
в) озеро Мичиган
г) Каспийское море
7. Что такое географическая карта?
а) изображение поверхности Земли
б) условное уменьшенное и обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости
в) уменьшенное изображение Земли на плоскости
г) уменьшенное изображение Земли
8. На какие группы карты делятся по обхвату территории?
а) мировые, материков, государств и частей государств
б) материков и мелкомасштабные
в) государств и тематические
г) общегеографические, государств, частей государств и городов
9. Укажите мелкомасштабную карту:
а)карта района
б)карта Африки
в)карта Москвы
г)карта мира
10. На какие группы делятся карты по содержанию?
а) мировые и материков
б) общегеографические и мировые
в) общегеографические и тематические
г) тематические и комплексные
11. Укажите правильный вариант ответа. Чем больше размер изображенной на карте территории, тем:
а) крупнее масштаб карты
б) подробнее изображение
в) мельче масштаб карты
г) меньше искажений
12. Что называется гидросферой Земли?
а) все соленые воды
б) вся пресная вода
в) водная оболочка
г) воздушная оболочка
13. В каких районах океана образуются льды?
а) в экваториальных и арктических
б) в арктических и субарктических
в) в тропических и умеренных
г) все воды океана замерзают
14. Высокими можно считать горы:
а) Уральские
б) Крымские
в) Кавказа
15. Назовите материк, в котором есть внутренние моря:
а) Австралия
б) Евразия
в) Северная Америка
г) Африка
Правильные ответы: 1. б; 2. б; 3. а; 4. г; 5. б; 6. г; 7. б; 8. а; 9. г; 10. в; 11. в; 12. в; 13. б; 14. в; 15.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7130

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 1.   Контроль_2023 георгафия.docx
Приложение 2.   ФОС География 2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина Гладкий, Ю. Н. География. 10 класс. Базовый и углублённый уровни: учебник Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина Гладкий, Ю. Н. География. 11 класс. Базовый и углублённый уровни: учебник Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Коломиец [и др.] География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/476046
Л2.2 Под общ. ред. Вишнякова Я.Д. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ: для СПО М. : Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "География" (43.02.10 Туризм) portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212Н кабинет естественнонаучных дисциплин; кабинет химических дисциплин; кабинет химических основ экологии – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекциям для обучающихся по освоению дисциплины география:
Каждое лекционное занятие студенту необходимо вести конспектирование учебного материала. Рекомендуется оставлять поля для дополнительных записей, которые могут быть заполнены в процессе самостоятельной работы по теме лекции. В случае непонимания отдельных положений в лекции, необходимо сформулировать вопрос и задать его лектору. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Наиболее важные моменты, на которые указывает лектор, рекомендуется помечать значком, отметкой «важно» и тп. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть.

Методические указания к практическим занятиям и семинарам для обучающихся по освоению дисциплины география:
На первом этапе студент обязан ознакомиться с планом практической работы (семинара) и уяснить предлагаемое задание. Второй этап подразумевает под собой непосредственное выполнение задания. Студенту необходимо составить план работы. Далее изучить список, рекомендованный литературы, не только обязательный, но и дополнительный. В случае затруднения выполнения задания, студенту необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Практическое задание должны быть выполнены всеми участниками занятия.

При реализации учебной дисциплины "География" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: ролевая игра.