МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические основы информатики (в том числе выполнение индивидуального проекта)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 150
в том числе:
аудиторные занятия 150
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 38 38 60 60
Лабораторные 24 24 66 66 90 90
Итого 46 46 104 104 150 150

Программу составил(и):
преподаватель, высшая к.к, Савичкин Роман Тимурович

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая к.к, Байкин Андрей Анатольевич

Рабочая программа дисциплины
Математические основы информатики (в том числе выполнение индивидуального проекта)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование целостного представления о взаимосвязи математики и информатики, содействие становлению профессиональной компетентности студентов через использование математического аппарата при обработке информации на компьютере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ПОО

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- способы представления информации в памяти компьютера
- способы использования естественнонаучных и математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве;
- как представима числовая, текстовая и мультимедийная информация в памяти компьютера;
- способы взаимодействия с участниками образовательного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять теоретические знания для решения широкого круга практических задач;
- использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
- использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Математические основы информатики. Предмет, задачи и роль математики в информатике Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Тест по теме "Математические основы информатики" Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Арифметические основы ЭВМ
2.1. Арифметические операции в различных системах счисления Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Представление целых чисел в компьютере Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Выполнение арифметических действий над целыми числами в компьютере Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Представление вещественных чисел в компьютере Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Основы кодирования информации Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Перевод чисел в различные системы счисления Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Арифметические операции в различных системах счисления Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Выполнение арифметических действий над целыми числами в компьютере Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1
2.9. Представление вещественных чисел в компьютере Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1
2.10. Основы кодирования информации Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Работа в MS Word, MS Excel
3.1. Технология обработки числовой информации в MS Word и MS Excel Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Работа с конструктором формул и решение задач с использованием MS Word и MS Excel Лабораторные 1 4 Л2.1, Л1.1
3.3. Математическая обработка числовых данных в MS Excel Лабораторные 1 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Логические основы ЭВМ
4.1. Алгебра логики Лекции 1 6 Л2.1, Л1.1
4.2. Построение таблиц истинности Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Построение схем для логических функций Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Элементы теории погрешностей
5.1. Источники и классификация погрешностей результата численного решения задачи Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Источники и классификация погрешностей результата численного решения задачи Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Приближенные решения алгебраических и трансцендентных уравнений
6.1. Постановка задачи локализации корней. Численные методы решения уравнений Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
6.2. Постановка задачи локализации корней Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
6.3. Численные методы решения уравнений Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Решение систем линейных алгебраических уравнений
7.1. Метод Гаусса Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
7.2. Метод Гаусса Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
7.3. Метод итераций решения СЛАУ Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
7.4. Метод итераций решения СЛАУ Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
7.5. Метод Зейделя Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
7.6. Метод Зейделя Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Интеполирование и экстраполирование функций
8.1. Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
8.2. Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
8.3. Интерполирование сплайнами Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
8.4. Интерполирование сплайнами Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
8.5. Разработка индивидуального проекта:выбор темы,актуальность, цели, задачи Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Численное дифференцирование
9.1. Вычисление производной по её определению Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
9.2. Вычисление производных первого и второго порядка по формулам численного дифференцирования Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
9.3. Разработка индивидуального проекта: теоретические аспекты формирования выбранной темы Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Численное интегрирование
10.1. Формулы Ньютона-Котеса: методы прямоугольников, трапеций, парабол Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
10.2. Формулы Ньютона-Котеса: методы прямоугольников, трапеций, парабол Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
10.3. Интегрирование с помощью формул Гаусса Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
10.4. Интегрирование с помощью формул Гаусса Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
10.5. Разработка индивидуального проекта: практические аспекты формирования выбранной темы Лабораторные 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений
11.1. Метод Эйлера. Уточненная схема Эйлера Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
11.2. Метод Эйлера. Уточненная схема Эйлера Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
11.3. Метод Рунге-Кутта Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
11.4. Метод Рунге-Кутта Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
11.5. Разработка индивидуального проекта: разработка иллюстративного материала к теме индивидуального проекта: презентация и доклад Лабораторные 2 14 Л2.1, Л1.1
Раздел 12. Основы теории игр и исследования операций
12.1. Линейная оптимизационная модель. Формализация. Симплекс-метод. Анализ модели на чувствительность Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
12.2. Решение задач линейного программирования Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
12.3. Транспортная задача Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
12.4. Решение транспортной задачи линейного программирования Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
12.5. Антагонистические игры. Ситуации равновесия. Смешанное расширение матричных игр. Теорема Неймана Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
12.6. Матричные игры Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
12.7. Игры с непротивоположными интересами. Ситуации равновесия: по Штакельбергу, по Нэшу, по Парето и др. Теорема Нэша Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
12.8. Решение игр в ситуациях равновесия по Нэшу и по Парето Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
12.9. Дискретные игры с непротивоположными интересами. Равновесие по Нэшу. Теорема существования. Биматричные игры Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
12.10. Решение биматричных игр Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.1
12.11. Защита индивидуального проекта Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, тест) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6241
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
1. Какая из следующих операций является логической?
a) сложение
b) умножение
c) конъюнкция
d) вычитание

2. Что такое бит?
a) единица информации
b) байт
c) гигабайт
d) мегабит

3. Какой формат данных используется для хранения целых чисел в компьютере?
a) ASCII
b) Unicode
c) IEEE 754
d) двоичный

4. Что такое булева алгебра?
a) алгоритм для работы с булевыми переменными
b) метод решения логических задач
c) математическая структура для работы с логическими выражениями
d) способ кодирования информации

5. Как называется операция логического сложения?
a) AND
b) OR
c) XOR
d) NOT

6. Как называется операция логического умножения?
a) AND
b) OR
c) XOR
d) NOT

7. Что такое система счисления?
a) Способ представления чисел с помощью символов
b) Графическое представление функции
c) Математическая операция
d) Множество упорядоченных чисел

8. Что такое равновесие по Нэшу в теории игр?
a) Ситуация, при которой игроки не могут улучшить свои стратегии одновременно
b) Ситуация, при которой игра заканчивается вничью
c) Ситуация, при которой все игроки выбирают одну и ту же стратегию
d) Ситуация, при которой один игрок полностью контролирует игру

9. Какая из следующих игр является кооперативной?
a) Шахматы
b) Покер
c) Камень-ножницы-бумага
d) Кооперативное взаимодействие не применимо в играх

10. Что такое итерационный метод в численных методах?
a) Метод решения системы линейных уравнений
b) Метод нахождения производной функции
c) Метод поиска корня уравнения
d) Метод сравнения чисел

11. Какой из следующих методов является итерационным?
a) Метод Гаусса
b) Метод Ньютона
c) Метод Эйлера
d) Метод наименьших квадратов

12. Что такое аппроксимация в численных методах?
a) Приближенное представление функции или данных
b) Точное представление функции или данных
c) Процесс нахождения производной функции
d) Процесс нахождения интеграла функции

13. Какой метод используется для решения нелинейных уравнений в численных методах?
a) Метод Гаусса
b) Метод Ньютона
c) Метод Эйлера
d) Метод наименьших квадратов

14. Что такое стратегия в теории игр?
a) Правила игры
b) Выбор игрока в игровой ситуации
c) Платежная матрица игры
d) Возможные исходы игры

15. Какой метод используется для решения систем линейных уравнений в численных методах?
a) Метод Гаусса
b) Метод Ньютона
c) Метод Эйлера
d) Метод наименьших квадратов

16. Что такое дилемма заключенного в теории игр?
a) Ситуация, в которой игроки выбирают стратегии, которые приводят к наилучшему результату для каждого индивидуально
b) Ситуация, в которой игроки выбирают стратегии, которые приводят к худшему результату для каждого индивидуально
c) Ситуация, в которой игроки выбирают стратегии, которые приводят к лучшему результату для всех игроков
d) Ситуация, в которой игроки не могут изменить свои стратегии

Правильные варианты ответов:
1. c , 2. a , 3. d , 4. c, 5. b, 6. a, 7. а, 8. a, 9. a, 10. a, 11. b, 12. a, 13. b, 14. b, 15. a, 16. b

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговый тест»
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=375625
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Пример оценочного средства для проведения дифференцированного зачета
1. Информатика – это…
 наука, изучающая общие свойства и закономерности алгоритмов и разнообразные формальные модели их представления.
 область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.
 наука, связанная с разработкой, эксплуатацией и оптимизацией электронных компонентов, электронных схем и устройств, оборудования и технических систем.
 наука, связанная с анализом, сбором, классификацией, манипулированием, хранением, поиском, движением, распространением и защитой информации.
2. Термин «информатика» возник в…
 1983 г. в СССР
 1941 г. в США
 70-х гг. в ФРГ
 60-х гг. во Франции
3. Основным ресурсом информатики является(ются):
 информационные системы
 компьютеры
 информация
 алгоритмы
4. Основными операциями, выполняемыми над информацией, являются:
 кодирование
 сбор
 обеспечение сохранности
 шифрование
 хранение
 обработка
 уничтожение
 обмен
5. Определение ЭВМ:
 электронно-вычислительная машина.
 компьютер.
 электронное устройство, используемое для автоматизации процессов приема, хранения, обработки и передачи информации, которые осуществляются по заранее разработанным алгоритмам (программам).
 прибор со сложной внутренней структурой, созданный для выполнения определенных функций.
6. К основным объектам информатики относятся:
 информационные ресурсы
 информация
 информационные системы
 языки программирования
 компьютеры
7. Функция информатики заключается в следующем:
 изучении различных процессов, объектов, факторов и причин разнообразных экономических явлений.
 разработка методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса обработки информации.
 реализация взаимосвязанных алгоритмов.
 составление алгоритмов для решения поставленных прикладных задач.
8. Позиционная система счисления – это…
 такая система счисления, в которой каждый символ сохраняет свое значение независимо от места его положения в числе.
 такая система счисления, в которой одна и та же цифра может иметь различное значение, определяющееся ее позицией в числе.
9. Чему равно основание восьмидесятиричной системы счисления? (Записать число.)
10. Чему равно число 19810 в двоичной системе счисления? (Записать число.)
11. Чему равно число ACADF16 в десятичной системе счисления? (Записать число.)
12. Чему равно число 11011,01112 в десятичной системе счисления? (Записать число.)
13. Логическое выражение - это...
 любое утверждение, относительно которого можно сказать, истинно оно или ложно.
 символическая запись, состоящая из логических величин (констант или переменных), объединенных логическими операциями (связками).
 функция, в которой переменные принимают только два значения: логическая 1 или логический 0.
14. Какой логической операцией заменяется связка НЕ?
15. Как называется логическая операция, которая обозначается знаком "&"?
16. Сколько строк для наборов входных переменных будет в таблице истинности для функции с пятью переменными? (Записать число.)
17. Какая логическая операция имеет самый высокий приоритет при построении таблицы истинности?
18. Укажите значения последнего столбца таблицы истинности функции X V Y & Z ↔ X & Z.
19. Укажите значения последнего столбца таблицы истинности функции (X → Y) & X V Y & ¬X.
20. Компьютер – это…
 машина для проведения вычислений. При помощи вычислений компьютер способен обрабатывать информацию по заранее определенному алгоритму.
 электронный прибор, созданный из электронных компонентов.
 счетно-решающее устройство, автоматически выполняет одну какую-либо математическую операцию или последовательность их с целью решения одной задачи или класса однотипных задач.
 устройство или совокупность устройств, предназначенных для механизации и автоматизации процесса обработки информации (вычислений).
21. К аппаратным средствам ПК относятся:
 внутренние устройства
 внешние устройства
 операционная система
 программное обеспечение
22. Периферийные устройства – это…
 устройства, располагающиеся в системном блоке.
 внешние вспомогательные устройства, которые подключаются к ПК для расширения его функциональных возможностей.
 оборудование, предназначенное для ввода (занесения) данных или сигналов в компьютер или в другое электронное устройство во время его работы.
 устройства, преобразующие результаты обработки цифровых машинных кодов в форму, удобную для восприятия человеком или пригодную для воздействия на исполнительные органы объекта управления.
23. Слово «бит» образовано от словосочетания…
 Binary digit
 Binary term
 Hexadecimal digit
24. К какому виду программного обеспечения относится программа Microsoft PowerPoint?
 к инструментальным программам
 к системным программам
 к прикладным программам
25. Какие программы из приведенных ниже относятся к системным?
 Microsoft Visual Studio
 Microsoft Excel
 AIDA
 NOD32
 MS DOS
 VirtualBOX
 XCode

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования: учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469424
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Математические основы информатики (ОИБАС, преп. Савичкин Р.Т) portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
409Н кабинет программирования и баз данных; лаборатория технологии разработки баз данных; лаборатория информатики и компьютерной обработки документов; лаборатория управления проектной деятельностью; лаборатория информатики и информационных технологий; лаборатория технических средств управления; лаборатория информационных технологий – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: RAMEC, IRV, HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные работы по дисциплине «Математические основы информатики» проводятся в аудитории (компьютерном классе), где каждое рабочее место оснащено ПК и необходимым программным обеспечением. Каждая практическая работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию. Для выполнения практических заданий используются дидактические материалы, учебные пособия, компьютерные сети, поисковые системы. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания.

Рекомендации по работе с литературой.
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы по географии населения и смежным научным дисциплинам. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.

Рекомендации по самостоятельной работе студента.
Самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных форм текущего контроля.

При реализации учебной дисциплины «Математические основы информатики» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении лабораторных работ: работа с материалами.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении сравнительного анализа.