МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археология Южной и Западной Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., доцент, Серегин Н.Н.

Рабочая программа дисциплины
Археология Южной и Западной Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является сформировать у студентов системные знания по археологии Южной и Западной Сибири и продемонстрировать общие и особенные черты ее развития.
Задачи курса:
• дать характеристику основных этапов развития археологии Южной и Западной Сибири;
• сформировать представление о специфике археологических культур в разные эпохи;
• рассмотреть изменения материальной и духовной культуры на примере археологических источников;
• раскрыть содержание основных проблем сибирской археологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках;
ОПК-2.1 Знает специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии
ОПК-2.2 Учитывает при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса
ОПК-2.3 Использует общенаучные, исторические, археологические и естественнонаучные методы при анализе исторических и археологических объектов
ОПК-3Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин;
ОПК-3.1 Знает и критически осмысливает отечественный и зарубежный опыт развития археологии
ОПК-3.2 Применяет методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической
ОПК-3.3 Анализирует собранный эмпирический материал, делает достоверные и верифицируемые выводы при изучении археологии Центральной Азии
ОПК-3.4 Способен синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени
ПК-1Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук
ПК-1.1 Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
ПК-1.2 Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
ПК-1.3 Использует комплексный подход к анализу археологических источников
ПК-1.4 Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии
и критически осмысливать отечественный и зарубежный опыт развития археологии
результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
3.2.Уметь:
3.2.1.учитывать при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса
применять методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической
анализировать собранный эмпирический материал, делает достоверные и верифицируемые выводы при изучении археологии Центральной Азии
применять цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
использовать комплексный подход к анализу археологических источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования общенаучных, исторических, археологических и естественнонаучных методов при анализе исторических и археологических объектов
синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени
владения методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Южная и Западная Сибирь в древнейшую эпоху
1.1. Сибирь и ее историко-географическое деление Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.2. Сибирь и ее историко-географическое деление Сам. работа 1 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.3. Южная и Западная Сибирь в каменном веке Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.4. Южная и Западная Сибирь в каменном веке Сам. работа 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.5. Палеолитические памятники Южной и Западной Сибири Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.6. Палеолитические памятники Южной и Западной Сибири Сам. работа 1 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Раздел 2. Южная и Западная Сибирь в древнюю эпоху
2.1. Южная и Западная Сибирь в бронзовом веке Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.2. Южная и Западная Сибирь в бронзовом веке Сам. работа 1 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.3. Археологические культуры ранней бронзы Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.4. Археологические культуры развитой бронзы Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.5. Археологические культуры поздней бронзы Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.6. Археологические культуры эпохи бронзы Сам. работа 1 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.7. Южная и Западная Сибирь в раннем железном веке Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.8. Южная и Западная Сибирь в раннем железном веке Сам. работа 1 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.9. Археологические культуры скифского времени Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.10. Археологические культуры хунно-сяньбийского времени Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.11. Археологические культуры скифского и хунно-сяньбийского времени Сам. работа 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3. Южная и Западная Сибирь в эпоху Средневековья
3.1. Южная и Западная Сибирь в раннем Средневековье Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
3.2. Южная и Западная Сибирь в раннем Средневековье Сам. работа 1 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
3.3. Археологические культуры раннетюрского времени Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
3.4. Археологические культуры позднетюрского времени Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
3.5. Археологические культуры тюрского времени Сам. работа 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
3.6. Южная и Западная Сибирь в развитом Средневековье Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
3.7. Южная и Западная Сибирь в развитом Средневековье Сам. работа 1 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
3.8. Археологические культуры монгольского времени Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
3.9. Археологические культуры монгольского времени Сам. работа 1 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
3.10. Южная и Западная Сибирь в позднем Средневековье Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
3.11. Южная и Западная Сибирь в позднем Средневековье Сам. работа 1 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какая территория была раньше заселена человеком?
А. Южная Сибирь
Б. Западная Сибирь
Ответ: А
Вопрос 2. Какой вид присваивающего хозяйства наиболее благоприятен для Южной Сибири?
А. Земледелие
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 3. Какой вид археологических памятников отсутствует в Западной Сибири?
А. Клады
Б. Пещеры
Ответ: Б
Вопрос 4. Выберите культуру раннего бронзового века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Каракольская
Б. Сейминско-турбинская
Ответ: А
Вопрос 5. Выберите культуру поздней бронзы, существовавшую в Западной Сибири?
А. Карасукская
Б. Ирменская
Ответ: Б
Вопрос 6. Какое хозяйственное занятие доминировало у населения андроновской культуры?
А. Земледелие
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 7. Миграции, какого населения определяли культурный облик Южной и Западной Сибири в бронзовом веке?
А. Европеоидного
Б. Монголоидного
Ответ: А
Вопрос 8. Какая новая специализация появилась в хозяйстве населения Южной и Западной Сибири в раннем железном веке?
А. Пашенное земледелие
Б. Кочевое скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 9. В каких культурах использовался комплекс вещей, называемый «скифская триада»?
А. Пазырыкская
Б. Булан-кобинская
Ответ: А
Вопрос 10. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Западной Сибири?
А. Кокэльская
Б. Шеломокская
Ответ: А
Вопрос 11. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Кулайская
Б. Саглынская
Ответ: Б
Вопрос 12. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Кулайская
Б. Саглынская
Ответ: Б
Вопрос 13. На какой территории сформировался Тюркский каганат?
А. Алтай
Б. Минуса
Ответ: А
Вопрос 14. Выберите культуру эпохи Средневековья, существовавшую в Западной Сибири?
А. Басандайская
Б. Кыргызская
Ответ: А
Вопрос 15. Выберите культуру эпохи Средневековья, существовавшую в Южной Сибири?
А. Ишимская
Б. Кызыл-болчокская
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Перечислите регионы, включаемые в понятие Южная Сибирь?
Ответ: Алтай, Тува, Минуса (Хакасско-Минусинская котловина).
2. Перечислите административные регионы соотносящиеся с понятием Западная Сибирь?
Ответ: Алтайский край, Новосибирская, Томская, Кемеровская, Омская и Тюменская области.
3. Назовите древнейшие памятники каменного века в Южной Сибири?
Ответ: Стоянки Улалинка и Карама в Горном Алтае, относящиеся к нижнему палеолиту.
4. На каком памятнике Сибири был выделен новый вид древнейшего человека?
Ответ: Согласно палеогенетическим исследованиям антропологических останков из Денисовой пещеры в Горном Алтае, был выявлен ранее не известный науке ископаемый человек, получивший название человек алтайский или денисовец.
5. Какое хозяйственное занятие получает широкое распространение на территориях Западной и Южной Сибири в эпоху неолита?
Ответ: Высокого уровня развития у неолитических племен достигло рыболовство, адаптированное в условиях горных и равнинных рек, озер и стариц. Из камней и костей изготавливались практически все виды орудий этого промысла – грузила для сетей, утяжелители и жальца рыболовных крючков, остроги, инструменты для плетения сетей и морд, пешни.
6. Когда на территориях Западной и Южной Сибири появляется гончарное производство?
Ответ: Технология изготовления керамических изделий появляется у племен Западной и Южной Сибири в эпоху неолита. Такое производство обеспечило население разнообразной посудой. Использование ее в процессе переработки биологических ресурсов расширило возможности приготовления пищи и увеличило потребительские качества еды.
7. Когда и где в Сибири появляется металлургическое производство?
Ответ: Металлургическое производство появляется в эпоху энеолита на территории Алтая и Минусы. Первыми металлургами были племена афанасьевской культуры.
8. Назовите основные культуры бронзового века Западной Сибири?
Ответ: Елунинская, сейминско-турбинская, андроновская, кротовская, самусьская, ирменская, корчажскинская, еловская.
9. Назовите основные культуры бронзового века Южной Сибири?
Ответ: Афанасьевская, окуневская, каракольская, карасукская.
10. Когда и где в Сибири появляются свидетельства использования верховой езды на лошади?
Ответ: Первые находки предметов снаряжения верхового коня встречены в памятниках раннескифского времени (IХ–VI вв. до н.э.) алдыбельской культуры Тувы, майэмирской и бийкенской культур Алтая.
11. Назовите основные культуры скифского времени Западной Сибири?
Ответ: Каменская, староалейская, быстрянская, шеломокская.
12. Назовите основные культуры скифского времени Южной Сибири?
Ответ: Пазырыкская, саглынская, тагарская.
13. Какие направления имели миграционные потоки населения в Южной и Западной Сибири в конце I тыс. до н.э.?
Ответ: Первое направление миграций происходило с юга на север, и было связано с движением кочевых племен из Центральной Азии в Южную Сибирь. Второе направление миграций происходило с севера на юг, и было связано с переселением таежного населения в лесостепные районы Западной Сибири.
14. Назовите основные культуры хунно-сяньбийского времени Южной Сибири?
Ответ: Булан-кобинская, кокэльская, таштыкская.
15. Назовите основные культуры хунно-сяньбийского времени Западной Сибири?
Ответ: Кулайская, майминская.
16. Какие племена играли основную роль в этнокультурных процессах на территории Южной и Западной Сибири в раннем Средневековье?
Ответ: Тюрки, уйгуры, кыргызы, кимаки, кыпчаки.
17. Монеты, каких народов найдены в средневековых памятниках Южной и Западной Сибири?
Ответ: Китайцев, персов, тюргешей, арабов.
18. Назовите основные культуры раннего и развитого Средневековья Южной Сибири?
Ответ: Тюркская, кыргызская, кызыл-болчокская.
19. Назовите основные культуры раннего и развитого Средневековья Западной Сибири?
Ответ: Одинцовская, верхнеобская, саратовская, релкинская, сросткинская, потчевашская, кыпчакская, ишимская, басандайская, кармацкая.
20. В состав, каких монгольских государств входила территория Южной и Западной Сибири?
Ответ: Районы Южной Сибири вошли в состав Улуса великого хана, преобразованного в империю Юань, а южные районы Западной Сибири вошли в состав Улуса Джучи, известного как Золотая орда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое хозяйственное занятие доминировало у населения андроновской культуры?
А. Земледелие
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 2. Миграции, какого населения определяли культурный облик Южной и Западной Сибири в бронзовом веке?
А. Европеоидного
Б. Монголоидного
Ответ: А
Вопрос 3. Какая новая специализация появилась в хозяйстве населения Южной и Западной Сибири в раннем железном веке?
А. Пашенное земледелие
Б. Кочевое скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 4. В каких культурах использовался комплекс вещей, называемый «скифская триада»?
А. Пазырыкская
Б. Булан-кобинская
Ответ: А
Вопрос 5. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Западной Сибири?
А. Кокэльская
Б. Шеломокская
Ответ: А
Вопрос 6. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Кулайская
Б. Саглынская
Ответ: Б
Вопрос 7. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Кулайская
Б. Саглынская
Ответ: Б
Вопрос 8. На какой территории сформировался Тюркский каганат?
А. Алтай
Б. Минуса
Ответ: А
Вопрос 9. Выберите культуру эпохи Средневековья, существовавшую в Западной Сибири?
А. Басандайская
Б. Кыргызская
Ответ: А
Вопрос 10. Выберите культуру эпохи Средневековья, существовавшую в Южной Сибири?
А. Ишимская
Б. Кызыл-болчокская
Ответ: Б
Вопрос 11. Какая территория была раньше заселена человеком?
А. Южная Сибирь
Б. Западная Сибирь
Ответ: А
Вопрос 12. Какой вид присваивающего хозяйства наиболее благоприятен для Южной Сибири?
А. Земледелие
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 13. Какой вид археологических памятников отсутствует в Западной Сибири?
А. Клады
Б. Пещеры
Ответ: Б
Вопрос 14. Выберите культуру раннего бронзового века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Каракольская
Б. Сейминско-турбинская
Ответ: А
Вопрос 15. Выберите культуру поздней бронзы, существовавшую в Западной Сибири?
А. Карасукская
Б. Ирменская
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные культуры бронзового века Западной Сибири?
Ответ: Елунинская, сейминско-турбинская, андроновская, кротовская, самусьская, ирменская, корчажскинская, еловская.
2. Назовите основные культуры бронзового века Южной Сибири?
Ответ: Афанасьевская, окуневская, каракольская, карасукская.
3. Когда и где в Сибири появляются свидетельства использования верховой езды на лошади?
Ответ: Первые находки предметов снаряжения верхового коня встречены в памятниках раннескифского времени (IХ–VI вв. до н.э.) алдыбельской культуры Тувы, майэмирской и бийкенской культур Алтая.
4. Назовите основные культуры скифского времени Западной Сибири?
Ответ: Каменская, староалейская, быстрянская, шеломокская.
5. Назовите основные культуры скифского времени Южной Сибири?
Ответ: Пазырыкская, саглынская, тагарская.
6. Какие направления имели миграционные потоки населения в Южной и Западной Сибири в конце I тыс. до н.э.?
Ответ: Первое направление миграций происходило с юга на север, и было связано с движением кочевых племен из Центральной Азии в Южную Сибирь. Второе направление миграций происходило с севера на юг, и было связано с переселением таежного населения в лесостепные районы Западной Сибири.
7. Назовите основные культуры хунно-сяньбийского времени Южной Сибири?
Ответ: Булан-кобинская, кокэльская, таштыкская.
8. Назовите основные культуры хунно-сяньбийского времени Западной Сибири?
Ответ: Кулайская, майминская.
9. Какие племена играли основную роль в этнокультурных процессах на территории Южной и Западной Сибири в раннем Средневековье?
Ответ: Тюрки, уйгуры, кыргызы, кимаки, кыпчаки.
10. Монеты, каких народов найдены в средневековых памятниках Южной и Западной Сибири?
Ответ: Китайцев, персов, тюргешей, арабов.
11. Назовите основные культуры раннего и развитого Средневековья Южной Сибири?
Ответ: Тюркская, кыргызская, кызыл-болчокская.
12. Назовите основные культуры раннего и развитого Средневековья Западной Сибири?
Ответ: Одинцовская, верхнеобская, саратовская, релкинская, сросткинская, потчевашская, кыпчакская, ишимская, басандайская, кармацкая.
13. В состав, каких монгольских государств входила территория Южной и Западной Сибири?
Ответ: Районы Южной Сибири вошли в состав Улуса великого хана, преобразованного в империю Юань, а южные районы Западной Сибири вошли в состав Улуса Джучи, известного как Золотая орда.
14. Перечислите регионы, включаемые в понятие Южная Сибирь?
Ответ: Алтай, Тува, Минуса (Хакасско-Минусинская котловина).
15. Перечислите административные регионы соотносящиеся с понятием Западная Сибирь?
Ответ: Алтайский край, Новосибирская, Томская, Кемеровская, Омская и Тюменская области.
16. Назовите древнейшие памятники каменного века в Южной Сибири?
Ответ: Стоянки Улалинка и Карама в Горном Алтае, относящиеся к нижнему палеолиту.
17. На каком памятнике Сибири был выделен новый вид древнейшего человека?
Ответ: Согласно палеогенетическим исследованиям антропологических останков из Денисовой пещеры в Горном Алтае, был выявлен ранее не известный науке ископаемый человек, получивший название человек алтайский или денисовец.
18. Какое хозяйственное занятие получает широкое распространение на территориях Западной и Южной Сибири в эпоху неолита?
Ответ: Высокого уровня развития у неолитических племен достигло рыболовство, адаптированное в условиях горных и равнинных рек, озер и стариц. Из камней и костей изготавливались практически все виды орудий этого промысла – грузила для сетей, утяжелители и жальца рыболовных крючков, остроги, инструменты для плетения сетей и морд, пешни.
19. Когда на территориях Западной и Южной Сибири появляется гончарное производство?
Ответ: Технология изготовления керамических изделий появляется у племен Западной и Южной Сибири в эпоху неолита. Такое производство обеспечило население разнообразной посудой. Использование ее в процессе переработки биологических ресурсов расширило возможности приготовления пищи и увеличило потребительские качества еды.
20. Когда и где в Сибири появляется металлургическое производство?
Ответ: Металлургическое производство появляется в эпоху энеолита на территории Алтая и Минусы. Первыми металлургами были племена афанасьевской культуры.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Кулайская
Б. Саглынская
Ответ: Б
Вопрос 2. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Кулайская
Б. Саглынская
Ответ: Б
Вопрос 3. На какой территории сформировался Тюркский каганат?
А. Алтай
Б. Минуса
Ответ: А
Вопрос 4. Выберите культуру эпохи Средневековья, существовавшую в Западной Сибири?
А. Басандайская
Б. Кыргызская
Ответ: А
Вопрос 5. Выберите культуру эпохи Средневековья, существовавшую в Южной Сибири?
А. Ишимская
Б. Кызыл-болчокская
Ответ: Б
Вопрос 6. Какая территория была раньше заселена человеком?
А. Южная Сибирь
Б. Западная Сибирь
Ответ: А
Вопрос 7. Какой вид присваивающего хозяйства наиболее благоприятен для Южной Сибири?
А. Земледелие
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 8. Какой вид археологических памятников отсутствует в Западной Сибири?
А. Клады
Б. Пещеры
Ответ: Б
Вопрос 9. Выберите культуру раннего бронзового века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Каракольская
Б. Сейминско-турбинская
Ответ: А
Вопрос 10. Выберите культуру поздней бронзы, существовавшую в Западной Сибири?
А. Карасукская
Б. Ирменская
Ответ: Б
Вопрос 11. Какое хозяйственное занятие доминировало у населения андроновской культуры?
А. Земледелие
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 12. Миграции, какого населения определяли культурный облик Южной и Западной Сибири в бронзовом веке?
А. Европеоидного
Б. Монголоидного
Ответ: А
Вопрос 13. Какая новая специализация появилась в хозяйстве населения Южной и Западной Сибири в раннем железном веке?
А. Пашенное земледелие
Б. Кочевое скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 14. В каких культурах использовался комплекс вещей, называемый «скифская триада»?
А. Пазырыкская
Б. Булан-кобинская
Ответ: А
Вопрос 15. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Западной Сибири?
А. Кокэльская
Б. Шеломокская
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие направления имели миграционные потоки населения в Южной и Западной Сибири в конце I тыс. до н.э.?
Ответ: Первое направление миграций происходило с юга на север, и было связано с движением кочевых племен из Центральной Азии в Южную Сибирь. Второе направление миграций происходило с севера на юг, и было связано с переселением таежного населения в лесостепные районы Западной Сибири.
2. Назовите основные культуры хунно-сяньбийского времени Южной Сибири?
Ответ: Булан-кобинская, кокэльская, таштыкская.
3. Назовите основные культуры хунно-сяньбийского времени Западной Сибири?
Ответ: Кулайская, майминская.
4. Какие племена играли основную роль в этнокультурных процессах на территории Южной и Западной Сибири в раннем Средневековье?
Ответ: Тюрки, уйгуры, кыргызы, кимаки, кыпчаки.
5. Монеты, каких народов найдены в средневековых памятниках Южной и Западной Сибири?
Ответ: Китайцев, персов, тюргешей, арабов.
6. Назовите основные культуры раннего и развитого Средневековья Южной Сибири?
Ответ: Тюркская, кыргызская, кызыл-болчокская.
7. Назовите основные культуры раннего и развитого Средневековья Западной Сибири?
Ответ: Одинцовская, верхнеобская, саратовская, релкинская, сросткинская, потчевашская, кыпчакская, ишимская, басандайская, кармацкая.
8. В состав, каких монгольских государств входила территория Южной и Западной Сибири?
Ответ: Районы Южной Сибири вошли в состав Улуса великого хана, преобразованного в империю Юань, а южные районы Западной Сибири вошли в состав Улуса Джучи, известного как Золотая орда.
9. Перечислите регионы, включаемые в понятие Южная Сибирь?
Ответ: Алтай, Тува, Минуса (Хакасско-Минусинская котловина).
10. Перечислите административные регионы соотносящиеся с понятием Западная Сибирь?
Ответ: Алтайский край, Новосибирская, Томская, Кемеровская, Омская и Тюменская области.
11. Назовите древнейшие памятники каменного века в Южной Сибири?
Ответ: Стоянки Улалинка и Карама в Горном Алтае, относящиеся к нижнему палеолиту.
12. На каком памятнике Сибири был выделен новый вид древнейшего человека?
Ответ: Согласно палеогенетическим исследованиям антропологических останков из Денисовой пещеры в Горном Алтае, был выявлен ранее не известный науке ископаемый человек, получивший название человек алтайский или денисовец.
13. Какое хозяйственное занятие получает широкое распространение на территориях Западной и Южной Сибири в эпоху неолита?
Ответ: Высокого уровня развития у неолитических племен достигло рыболовство, адаптированное в условиях горных и равнинных рек, озер и стариц. Из камней и костей изготавливались практически все виды орудий этого промысла – грузила для сетей, утяжелители и жальца рыболовных крючков, остроги, инструменты для плетения сетей и морд, пешни.
14. Когда на территориях Западной и Южной Сибири появляется гончарное производство?
Ответ: Технология изготовления керамических изделий появляется у племен Западной и Южной Сибири в эпоху неолита. Такое производство обеспечило население разнообразной посудой. Использование ее в процессе переработки биологических ресурсов расширило возможности приготовления пищи и увеличило потребительские качества еды.
15. Когда и где в Сибири появляется металлургическое производство?
Ответ: Металлургическое производство появляется в эпоху энеолита на территории Алтая и Минусы. Первыми металлургами были племена афанасьевской культуры.
16. Назовите основные культуры бронзового века Западной Сибири?
Ответ: Елунинская, сейминско-турбинская, андроновская, кротовская, самусьская, ирменская, корчажскинская, еловская.
17. Назовите основные культуры бронзового века Южной Сибири?
Ответ: Афанасьевская, окуневская, каракольская, карасукская.
18. Когда и где в Сибири появляются свидетельства использования верховой езды на лошади?
Ответ: Первые находки предметов снаряжения верхового коня встречены в памятниках раннескифского времени (IХ–VI вв. до н.э.) алдыбельской культуры Тувы, майэмирской и бийкенской культур Алтая.
19. Назовите основные культуры скифского времени Западной Сибири?
Ответ: Каменская, староалейская, быстрянская, шеломокская.
20. Назовите основные культуры скифского времени Южной Сибири?
Ответ: Пазырыкская, саглынская, тагарская.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. География Сибири и особенности районирования Южной и Западной Сибири.
2. Источники по истории Южной и Западной Сибири.
3. Антропогенез на территории Южной Сибири в каменном веке.
4. Антропогенез на территории Западной Сибири в каменном веке.
5. Культурногенетические процессы на территории Южной Сибири в бронзовом веке.
6. Культурногенетические процессы на территории Западной Сибири в бронзовом веке.
7. Культурногенетические процессы на территории Южной Сибири в раннем железном веке.
8. Культурногенетические процессы на территории Западной Сибири в раннем железном веке.
9. Этнокультурные процессы на территории Южной Сибири в раннем средневековье.
10. Этнокультурные процессы на территории Западной Сибири в раннем средневековье.
11. Этнокультурные процессы на территории Южной Сибири в развитом средневековье.
12. Этнокультурные процессы на территории Западной Сибири в развитом средневековье.
13. Этнокультурные процессы на территории Южной Сибири в позднем средневековье.
14. Этнокультурные процессы на территории Западной Сибири в позднем средневековье.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Палеолитические памятники Южной Сибири.
2. Мезолитические памятники Южной Сибири.
3. Неолитические памятники Южной и Западной Сибири.
4. Афанасьевская культура.
5. Окуневская и каракольская культуры.
6. Сейминско-турбинская культура.
7. Елунинская культура.
8. Андроновская культура.
9. Кротовская культура.
10. Самусьская культура.
11. Ирменская культура.
12. Карасукская культура.
13. Корчажкинская и еловская культуры.
14. Алдыбельская, майэмирская и бийкенская культуры.
15. Большереченская и тагарская культуры.
16. Пазырыкская и саглынская культуры.
17. Каменская, быстрянская, староалейская и шеломокская культуры.
18. Кокэльская культура.
19. Таштыкская культура.
20. Булан-кобинская и майминская культуры.
21. Кулайская культура.
22. Тюркская культура.
23. Одинцовская культура.
24. Верхнеобская и саратовская культуры.
25. Релкинская и потчевашская культуры.
26. Кыргызская культура.
27. Сросткинская культура.
28. Кыпчакская культура.
29. Ишимская культура.
30. Кызыл-болчокская культура.
31. Кармацкая культура.
32. Басандайская культура.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
Л1.2 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Барнаул: Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» archaeology.asu.ru
Э2 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
Э3 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э5 Археология Южной и Западной Сибири portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодизацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с ключевыми событиями древней и средневековой истории Южной и Западной Сибири, историко-географическими и этнокультурными характеристиками изучаемого региона; обратить внимание на различные категории археологических памятников, их этнокультурную принадлежность, на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инструментарий историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного наследия, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований.
Основу дисциплины «Археология Южной и Западной Сибири» составляют лекции. Они предоставляют студентам систематизированные теоретические знания по основным темам изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется изложению фактического материала и освещению имеющихся проблем, что стимулирует познавательную деятельность, творческое мышление и формирует профессионально-значимые свойства и качества. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические занятия предназначены для закрепления и углубления теоретических знаний. Подготовку к ним следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на объяснение явлений и фактов, а также на аргументацию выводов. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время практического занятия определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на один из вопросов темы занятия, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на один из вопросов темы занятия, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на один из вопросов темы занятия, отличающийся недостаточной полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на вопрос темы занятия и компетенции не сформированы в необходимом объеме.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является экзамен. К экзамену допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить освоение студентом дисциплины «Археология Южной и Западной Сибири», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.